«Ты чего такой серьёзный»: зачем нужны шутки в «Лиге справедливости»

В смене настроения киновселенной DC виноват не Джосс Уидон, а сама концепция произведения.

«Лига справедливости» не похожа на предыдущие фильмы киновселенной DC — её персонажи периодически шутят и попадают в комичные ситуации. Киновселенная утратила своё лицо, расстроив поклонников — но, скорее всего, это было неизбежно. Некоторым супергеройским фильмам доля самоиронии просто необходима — вне зависимости от «мрачности» вселенной.

«Ты чего такой серьёзный»: зачем нужны шутки в «Лиге справедливости»

Принцип Marvel

Однажды я смотрел очередной супергеройский фильм и задался вопросом: почему почти у каждого супергероя есть заклятый враг с точно такими же способностями? Капитан Америка сражается с суперсолдатами, Тор — с Локи, Халк — с Мерзостью, таким же здоровенным монстром. Железного человека два фильма подряд пытаются убить люди в летающих боевых костюмах, а Бэтмену в основном противостоят психи без суперспособностей.

В результате побеждает тот, кому вкололи более забористую сыворотку, или тот, кого одели в более мощный костюм. Но ведь гораздо веселее наблюдать за поединками между совершенно разными противниками – например, между Железным человеком и Халком в фильме «Мстители: Эра Альтрона». Так чем же обусловлено такое однообразие?

«Ты чего такой серьёзный»: зачем нужны шутки в «Лиге справедливости»

Дело в том, что одинаковая природа героя и злодея позволяет сделать мир фильма более однородным, более правдоподобным, более понятным зрителю. Число допущений, которые зритель должен сделать, чтобы поверить в происходящее, снижается с двух до одного.

В этом мире облучение может заставить героя периодически превращаться в гигантского зелёного монстра? Допустим. Но вот если в рамках этого же произведения боги из скандинавских мифов окажутся инопланетянами, способными путешествовать между мирами по Радужному мосту, у неподготовленного зрителя это может вызвать ощущение абсурда. И это только два героя, а ведь что во вселенной Marvel, что во вселенной DC, таких разномастных персонажей сотни. В рамках комиксов любые, даже самые неожиданные и странные встречи, смотрятся нормально, а вот в фильмах – не всегда. Игровое кино изначально располагает к иному уровню реалистичности.

В своё время «Мстители» идеально справились с этой проблемой. Во-первых, появление каждого из персонажей было предварено «сольным» фильмом – к моменту выхода кроссовера зрители уже имели полное представление и об Асгарде, и о «Старк Индастриз». При этом в каждом из «сольников» так или иначе проявляла себя организация «Щ.И.Т.», ненавязчиво закладывая в голову зрителя мысль о том, что все эти плохо сочетающиеся между собой истории происходят в одной вселенной.

Во-вторых, были выбраны герои, относительно органично смотрящиеся вместе — здесь не было ни Доктора Стрэнджа и Алой Ведьмы с «магией», ни Капитана Марвел с инопланетными генами, ни Вижена с… камнем во лбу. Сильно выделялся из общей компании разве что Тор.

«Ты чего такой серьёзный»: зачем нужны шутки в «Лиге справедливости»

И в-третьих, — Джосс Уидон сделал упор на самоиронию. Шутки были и в «сольных» фильмах, но именно в «Мстителях» они вышли на первый план. Персонажи осознают, что их команда смотрится слегка абсурдно, и бесконечно шутят по этому поводу. Именно успех «Мстителей» запустил ту череду событий, которая в конечном итоге привела нас к чистокровной комедии под названием «Тор: Рагнарёк». К 2017 году фильмы «Марвел» окончательно перестали воспринимать себя всерьёз. Даже «Доктор Стрэндж», в котором всё-таки была хоть какая-то драма, запомнился зрителям прежде всего комичными сценками с одушевлённым боевым плащом. Судя по сборам последних фильмов Marvel, зрители только рады такому повороту событий.

Без шуток

Warner Bros, совместно с DC Comics, тем временем, снимала очень серьезное кино. Кристофер Нолан подарил нам отличную историю о городе, наполненном психопатами и преступниками, и «герое, которого этот город заслуживает». Зак Снайдер снял неплохое кино о трагедии пришельца, пытающегося найти своё место в нашем мире. Фанаты начали бурную дискуссию о том, какой подход лучше — Marvel с её шутками и прибаутками, или DC — c её мрачным стилем и попытками превратить каждый фильм в философское высказывание. В 2017 году, с выходом «Лиги cправедливости», это противостояние завершилось.

«Ты чего такой серьёзный»: зачем нужны шутки в «Лиге справедливости»

Подход «Лиги» к сочетанию плохо сочетаемого прямо противоположен подходу «Мстителей». Практически в самом начале на зрителя вываливают атлантийцев, которые могут повелевать водной стихией, скрытый за магическим барьером остров амазонок Темискира, созданный Зевсом ради спасения человечества (это мы знаем из «Чудо-женщины»), Готэм с его преступностью и «заводными бомбами пингвина», а также армию инопланетян, Новых Богов и мутантов всех мастей. Не успели мы поверить в способности Флэша или Киборга, как действие уже переносится в Атлантиду. Вкупе с абсолютной серьёзностью и «мрачностью» — фирменным почерком Снайдера, — ломящийся от разношёрстных элементов фильм едва не превращается в непреднамеренную комедию.

Но вдруг происходит чудо — Супермен, Аквамэн, Бэтмен, Чудо-женщина и Флэш неожиданно осознают, что всё происходящие выглядит слегка нелепо, и принимаются шутить над собой и друг над другом. Осторожно, словно нехотя, редко и почти всегда несмешно — но принимаются.

«Ты чего такой серьёзный»: зачем нужны шутки в «Лиге справедливости»

Этот факт вызвал возмущение фанатов. Появилась даже петиция с требованием убрать из фильма юмор, привнесённый, как считается, Джоссом Уидоном, и показать общественности мрачную и воспринимающую себя очень серьёзно «Лигу справедливости» от Снайдера. Их можно понять — киновселенная DC действительно напрочь потеряла собственное лицо, сложившееся к моменту выхода фильма, и теперь и в правду напоминает «Marvel на минималках». Вот только совсем без шуток подобному произведению было бы не обойтись.

Весёлые картинки

Cочинить для большого экрана отличную историю с шекспировским накалом страстей и без грамма самоиронии о команде из летающего инопланетянина, человека в костюме летучей мыши, тысячелетней амазонки в сексуальном наряде, бородатого подводного мужика и киборга, который запускает руки в любую технику и берёт её под контроль, очень и очень сложно. Если при этом основную долю хронометража должны занимать сражения с инопланетным существом в рогатом шлеме по имени Степной Волк, — это в принципе невозможно. При таких исходных данных фильму жизненно необходима хотя бы толика самоиронии, чтобы восприниматься нормально.

Речь не о том, что фильмы по комиксам о супергероях не могут быть взрослыми и серьёзными и получать актёрские номинации на «Оскар». Конечно же могут, а некоторые даже должны — фильмы вроде «Логана» или «Тёмного рыцаря» это доказывают. Но каждой истории под стать свой градус серьёзности. Можно снять отличную философскую драму о Человеке-пауке, но не о Зловещей Шестёрке. О Чудо-женщине, но не о Лиге справедливости.

«Ты чего такой серьёзный»: зачем нужны шутки в «Лиге справедливости»

По своей концепции «Лига» — нечто вроде «капустника». Это наши любимые герои, появляющиеся в одном фильме, чтобы нас порадовать — только и всего. Как Чужой и Хищник в «Чужом против Хищника», или Чиполлино и Незнайка в «Весёлых картинках». Драма, глубокий смысл или библейские отсылки в таких историях не обязательны, а иногда и попросту невозможны.

Поэтому приглашение Джосса Уидона с целью «добавить шуток» (если это действительно было так) мне кажется верным. Шутки не удались, и фильм от них ничего не выиграл — но попытаться стоило. Спорным было изначальное решение снимать фильм-«капустник» без капли самоиронии, вместо того, чтобы сосредоточиться на отдельных историях наподобие «Человека из стали» или «Чудо-женщины».

«Ты чего такой серьёзный»: зачем нужны шутки в «Лиге справедливости»

Теперь вопрос в том, продолжат ли герои «Лиги» шутить в собственных сольных фильмах, в которых снайдеровская серьёзность может выглядеть уместно. Если они резко сменят настроение — это будет выглядеть немного странно, ведь с половиной из них мы познакомились в рамках несерьёзной «Лиги». Если продолжат шутить и ударятся в самоиронию — мир будущей киновселенной DC окончательно перестанет сочетаться с миром «Человека из стали». Остаётся только надеяться, что в грядущих фильмах Бэтмена не заставят сыпать остротами подобно Тони Старку — всё остальное можно пережить.

3434
74 комментария
51
Ответить

Снайдеровская версия выглядит интересней, особенно с предпоследним пунктом, а то на протяжении фильма ватман выглядел вообще бесполезным.

12
Ответить

Хочу версию Снайдера

1
Ответить

посмотрел бы обе, и потребовал бы совместное расширенное!)

Ответить

это шедевр

Ответить

Снайдеровская версия это то что нужно, просто разделить нужно на несколько фильмов.

Ответить

Если честно, вообще не понимаю всю эту ненависть к юмору в Лиге. Мрачность и серьёзность не должны быть лицом ВСЕЙ киновселенной, они не могут уместно смотреться во всех фильмах. Нужно не всю киновселенную адаптировать под определённый настрой, а конкретные фильмы. Резонно, что Лига Справедливости имеет более светлая и мягкая, чем BvS - потому что и конфликт не настолько серьёзный и взрослый, вся суть фильма в том, чтобы собрать команду супергеров, познакомить нас с ней - тут нужно только делать затравки для серьёзных конфликтов, а не всерьёз устраивать их. Лига Справедливости полна проблем, но юмор - не наибольшая из них.

14
Ответить