Почему музыканты не любят раннее творчество?

Текстовая версия

Не так давно я наткнулся на стрим Linkin Park, где некоторые участники группы смотрели один из своих ранних концертов и комментировали происходящее. Обратил внимание на то, как сильно Шинода критикует ранний материал. Причем это касается не только данного стрима, но и вообще всех интервью, которые мне попадались за последнее время. Он постоянно подшучивает над своим внешним видом, поведением на сцене и, главное, очень критично относится к самой музыке, мотивируя тем, что какая же это юношеская агрессия, зачем и почему они так делали и все таком духе. Можно еще в качестве примера вспомнить ролик с вокалистом Dope для журнала Maxim, где он также критически высказался по поводу одной из ранних композиций, которая, по сути, является визитной карточкой группы.

И тут я поймал себя на мысли, что большинство музыкантов не только меняются на протяжении всей карьеры, но и действительно переосмысливают свое творчество как личности и как творцы. Не будем брать во внимание то, когда приходится менять звук по каким-то другим причинам, например, вокалист больше не может тащить партии или кто-то из участников группы получил травму - мы сосредоточимся лишь на тех случаях, когда музыканты менялись и развивались, как люди, что непосредственно стало влиять на их творчество. Каждый может вспомнить десятки подобных команд, поэтому, чтобы сфокусировать рассказ, я просто возьму в качестве примера несколько групп, с которыми в той или иной степени знаком больше остальных.

Katatonia​
Katatonia​

Начну со своей любимой группы Katatonia. Они - спорная группа в плане того, почему они решили смягчить звучание после нескольких работ, которые многие поклонники просто боготворят. Я говорю про Dance of December Soul и Brave Murder Day. Есть версия, что вокалист Йонас Ренксе просто не мог больше вывозить экстремальный вокал, поэтому чтобы полностью не просадить голос, команда сменила курс на облегчение материала, а для записей экстрим-партий был приглашен друг Йонаса - Микаэль Окерфельд из Opeth.

Думаю, что в этом есть доля правды, но я более чем уверен, что Katatonia так или иначе сменили звучание в угоду расширению музыкальных границ и новых идей. Еще в 1999-м году, когда группа прокатилась в туре с легендарными Paradise Lost, гитарист и основатель Katatonia Андерс Нюстрем говорил, что ценит оба периода Парадайсов: времена альбома Gothic, как влиятельного и определяющего дальнейшее развитие дум-метал жанра, так и времена альбома Host, который кардинально отличался по звуку и был, скорее, электронным альбомом, нежели метал-записью. Плюс не стоит забывать, что тот же Ренксе всегда тяготел к более прогрессивной музыке, типа Tool, поэтому смена звучания группы было лишь вопросом времени.

Вдвойне забавно вспоминать ранние годы Ренксе и Нюстрема, когда они щеголяли с корпспейнтом и называли себя, как подобает трушным блекерям, что-то из разряда Лордов Ситхов или типа того. Прикалывает слушать, как сами музыканты спустя огромное количество времени подшучивают на эту тему. Я к чему. Katatonia из тех музыкантов, которые вовремя поняли, что депрессия и мрачность заключены не только в рыке, жужжании и угрюмых фотографиях на фоне избы и леса, а то, что эти определения могут быть про красоту, вдумчивость и меланхолию. Группа полностью переосмыслила звучание и начиная с альбома Last Fair Deal Gone Down 2001-го года родилась та Katatonia, которую мы знаем сегодня.

Ребята стали на голову выше, как команда и в разы профессиональнее, как музыканты. Не в обиду любителям Katatonia 90-х - каждому свое, но черт возьми, слушая ту же Dispossession я понимаю, как этот трек до сих пор попадает в меня и отражает, порой, душевное состояние. Это томное настроение и хандра, которые не лишены самого банального - это в первую очередь просто красивая и хорошая музыка. Katatonia каким-то непостижимым образом удается балансировать на грани мрачного и депрессивного звучания, при этом не скатываясь в уныние, что является отличительной чертой многих готик и дум команд. Думаю, что самым точным будет сказать то, что Katatonia состоялась не как метал-группа, а в первую очередь как музыканты. Поэтому их музыка всегда была столь яркой в своей мрачности и с каждым новым диском команда расширяет границы, привнося в свою музыку элементы прогрессивного рока и метала, гранжа, альтернативы, электроники и тд.

По сегодняшний день Ренксе и Нюстрем стараются не топтаться на месте и с каждый последующим альбомом экспериментировать со звуком и материалом. На мой взгляд, это и есть признак настоящего творца, который заинтересован в том, что он делает. Сейчас группа редко вспоминает материал 90-х и видно, что ни Ренксе, ни Нюстрем особо не заинтересованы в нем, потому что это была словно другая группа и, по всей видимости, эмоциональной привязки к работам того времени у них нет. В отличие от многих поклонников. Но этот момент мы пока что опустим, но обязательно к нему вернемся.

​Anathema
​Anathema

В этом плане на Katatonia также похожи ливерпульская группа Anathema. Забавно то, что многие группы, которые начинают из готики или дума, сильно меняются в ходе своей карьеры. Я сразу вспомню тех же Paradise Lost, Amorphis, Lacuna Coil и тд. Все же, некий вывод с этого напрашивается, что если ты хочешь развиваться, как музыкант, то эти стили являются для тебя очень консервативными. Ну либо ты, когда становишься более-менее успешным музыкантом и приводишь свою голову в порядок, то весь этот мрачняк и бардак, который творился в твой башке - просто напросто выветривается. Но давайте сейчас более детально остановимся на творчестве Anathema.

Как сказал выше, группа также начинала свой путь с дум-метала, но уже в скором времени братья Винсэнт и Дэниел Кавана сменили звук в угоду прогрессивному року, при этом используя большое количество электроники и приглашая целый оркестр для записи аранжировок. Одна моя знакомая как-то общалась с Дэниелом и поведала, что он абсолютно не слушает и не понимает метал, предпочитая слушать Майкла Джексона и все в этом духе. В общем, человек максимально далек от той музыки, которую играл раньше.

Тем не менее, я знаю многих людей, которые очень любят раннюю Anathema. С моей же стороны, скорее нравится наблюдать рост группы, как музыкальной единицы, со времен альбома Eternity 1996 года и достигшей своего пика на работе 2012-го года Weather Systems. Черт возьми, странно, что они с той музыкой, которую играют, не завоевали сердца миллионов. Наверное, их музыка все равно остается местами сложной или же просто им не повезло быть услышанными более широкой публикой. Кто знает. Тем не менее, с тем, какими стали сами музыканты в группе и той многослойной и богатой на палитру музыкой, которую они играют сегодня - я ума не приложу, как им нужно даунгрейднуться, чтобы сопоставить себя с тем материалом, который они сочиняли в начале своей карьеры.

Linkin Park​
Linkin Park​

И теперь подойдем, собственно, к тому, кто навел меня на создание этого материала - Майку Шиноде. В целом, случай с ним во многом схож с ситуацией братьев Кавана. Для Майка времена первых альбомов кажутся очень подростковыми, инфантильными и несерьезными. Например, он терпеть не может клип One Step Closer, говоря про него то, что он никогда бы не поставил его своим детям, т.к. этот клип снимался порно-режиссером и на съемочной площадке творился полный бардак. Вот за такие моменты ему очень стыдно и каждый раз видно, как он неохотно вспоминает времена "Хайбрида" и в его голове всплывает лишь негатив, связанный с этим диском. Особенно сейчас ему чуждо звучание альбома, которое он просто не понимает и считает странным и неправильным. Думаю, у него такое же мнение по отношению к ню-металу в целом.

Linkin Park и Шинода прошли огромный путь и во многом они поменялись, как люди, а не только как музыканты. В таком свете начинаешь понимать Майка и то, почему Linkin Park все дальше и дальше отходили от звучания, мало мальски имеющее отношение к метал-звуку. Люди меняются, люди взрослеют, люди переосмысливают свои ценности, люди меняют свои вкусы - люди вообще полны двойных стандартов и это абсолютно нормально. Я думаю, что можно также вспомнить момент с гитаристом Korn Брайаном Уэлчем, который услышал, как его на тот момент маленькая дочурка Джаннея напевает трек A.D.I.D.A.S. (All Day I Dream About Sex) и он ужаснулся до такой степени, что покинул группу, дабы ограничить девочку от этого безобразия и вырастить нормальным человеком. Как видим, многие музыканты не знают, какими они будут завтра или какие события в жизни приведут их к переосмыслению не только своих ценностей, но и творчества, которое сделало их успешными и знаменитыми.

Наверняка у каждого из нас есть свой любимый период у той или иной группы. Особенно тогда, когда творчество коллектива весьма разное. Pantera до того, как стали играть грув, была глэм-метал группой. Наверняка найдутся те, кому ранняя Pantera нравится больше по личным причинам. Классические мелодик дэт коллективы после 2000-го года не звучали так, как раньше и стали использовать больше модерновый звук, что разделило многих поклонников стиля на тех, кому нравится мелодэт образца 90-х и тех, кто более открыт и не имеет предрассудков и ограничений по отношению к музыке или конкретно к металу. Также это произошло со всеми ню-метал командами, которые к 2007-му году отошли от своего звучания и те же Linkin Park - яркий тому пример.

Но к чему я веду. Это абсолютно нормально, когда вам нравятся какие-то определенные записи, а не группа в целом. Здесь играет множество факторов, ведь музыка - это скорее эмоциональная привязка. Слушая ту или иную запись спустя много лет, наверняка вы возвращаетесь к ней по ностальгическим соображениям и она напоминает вам о былом времени, будь оно беззаботное, приятное или наоборот, навевает тоску и грусть, с которыми был связан данный диск в определенный момент вашей жизни. Либо же вам просто нравятся звучание и композиции с этого альбома и не по вкусу направление, в котором стала развиваться группа - все это имеет право на существование. Ведь если мы возьмем тех же Linkin Park, то можно по-разному относиться к такой кардинальной смене звука. Вам может не нравится звучание самих альбомов, но после смерти Честера Беннингтона все по-другому услышали его лирику. Немало людей говорили: “Черт возьми, так вот, что он имел в виду! Это же такой мрачняк и крик души!”. Музыка группы просто не попадала в ваши вкусовые пристрастия и, как говорит один из лучших гитаристов на всей планете: “просто не нравился набор нот, который сочиняла группа”.

Важно понимать, что стоит нормально относиться к команде, которая может в любой момент изменить звучание. Не бежать хейтить или строчить гневные комментарии, а просто сделать еще одно вдумчивое прослушивание альбома, вслушаться в лирику и попытаться понять, что хочет этим диском сказать музыкант. В общем, нужно уметь поставить себя на место другого человека, особенно когда он говорит с тобой с помощью творчества. Я сам ценю определенные периоды у любимых команд, но каждый раз пытаюсь проанализировать любую их новую работу и ознакомиться с лирикой, которая может ответить на многие вопросы, возникающие в процессе прослушивания. Само собой, что это относится лишь к тем группам, которые стоят внимания и с которыми я уже не первый год.

Во всей этой истории главное следующее: слушателям и поклонникам нужно научиться осознавать, что музыканты - тоже люди и им свойственно меняться и развиваться не только, как личностям, но и как профессиональным музыкантам. На мой взгляд, очень сложно делать в 40 лет ту же музыку, что и в 20. Каждый из нас в течении десяти лет может кардинально поменяться, а что говорить про людей, которые в одной лишь индустрии больше 20-ти лет! Музыкантам же, в свою очередь, не стоит столь пренебрежительно относиться к своему раннему творчеству и принимать себя такими, какими они были в тот период жизни. Не стесняться тех мыслей, эмоций и творческого потенциала, который они могли показать на тот момент, ибо если не эти альбомы, то, скорее всего, они бы не пришли к той музыке, которую сочиняют сейчас.

В заключение стоит добавить, что если у тебя, как музыканта, нет никакой эмоциональной привязки к тому материалу, который ты играл в юности, то это не значит, что ее нет у многих других людей, которые выросли на твоей музыке. Скорее всего, она в той или иной степени повлияла на их музыкальные пристрастия, помогла или до сих пор помогает в трудную минуту. Мне кажется, осознавая такие простые вещи, музыкантам и слушателям будет намного легче найти общий язык, чтобы избежать вечного непонимания со стороны друг друга.

Вот такая тема. Надеюсь, было интересно. Вы всегда сможете вспомнить группы, которые кардинально менялись на протяжении карьеры и добавить свои замечания или возражения, ведь этот материал - лишь вершина айсберга в данной теме и Майк Шинода, скорее, просто навел на мысль и задал повод для дискуссии. Ну а сейчас, всем спасибо за внимание. Оставайтесь дома и слушайте только хорошую музыку.

6666
40 комментариев

Хороший текст. На примере LP - люблю все их альбомы, за исключением двух последних, которые кажутся недостаточно оригинальными. Тот же A Thousand Suns в свое время многие хейтили за сильных отход от первых работ, но он очень цельный, оригинальный и поднимает интересные темы. Как альбом, как отдельное произведение - он лучший во всей их дискографии. Ну а Hybrid Theory и Meteora это детство, ангст, максимализм. Буду слушать их всегда)
P.S. Minutes to Midnight и Living Things очень хороши.
P.P.S. - пример с другой стороны - Five Finger Death Punch - у них все альбомы более менее держатся в пределах жанра, и это довольно скучно. Последние диски вторичны и репететативны. Недостаток экспериментов и оригинальности сказывается. Хотя все равно пара-тройка треков с диска западают в душу.

14
Ответить

По тысяче солнц в точку, согласен!
Последние два альбомы тоже зашли, не сразу, но нашел в них ядро/магию ЛП

5
Ответить

В последнем альбоме они сделали ставку на великолепный голос Честера. Жаль, что люди этого не оценили и начали хейтить альбом. Я до сих пор не могу отделаться от мыслей, что именно это его окончательно сломало.
П.с. имхо, one more light одна из лучших песен группы.

2
Ответить

Living Things - очень крутой, никогда не понимал хейта в его сторону. Lies Greed Misery - вообще на репите был месяц наверно с момента релиза

Кто знает, может если бы не фанаты, ноющие, что "уже не то",  LP дальше бы пошла по пути этакого смешения электронщины и альт. рока который у них получался в Thousaund Suns  и Living Things. А последние 2 альбома действительно очень кэжуальные, нет какой-то линкинпарковости в них и в целом при прослушивании кажется что где-то у кого-то уже это слышал, но теперь голосом Честера

Ответить

Иногда субъективное восприятие артистом своего творчества игнорирует реальное положение вещей. Те же "Линки" именно в период Hybrid и "Метеоры" имели, практически, жанр имени себя. Формально относившуюся к ню-металлической семье команду на слух просто невозможно было спутать с Korn, Staind или P.O.D. Сам Шинода именно в тот, "подростково-максималистский" период перетряхнул загангстеревший, погрязший в цацках хип-хоп своим оглушительным The Rising Tied-ом. Сегодня звук "повзрослевших-заматеревших" - это стандартный звук любой подобной команды. Невозможно было представить, чтобы Breaking the Habit или Faint написал и исполнил кто-то другой. А та же Heavy может быть чьей угодно песней. Хоть опять экспериментирующего Кэнье Уэста. А настоящими хитами "позднего периода" LP становились именно те треки, которые так или иначе, отсылали к "золотому периоду". 

11
Ответить

по себе скажу, хоть и больше по части текстов выступаю. в начале своего пути ты всегда только ищешь инструменты, делаешь не осознанные не системные попытки творить. чаще фанатам, не моим, а вообще, изучая материалы порталов, нравятся именно ранее творчество музыкантов, так как в нем они видят эксперимент и новое звучание, в то время как сам артист считает это сырой и отшлифованной версией себя состоявшегося. Пересматривая свои старые работы, я вижу ошибки, которые бы сейчас не сделал... и это бесит. но это часть пути любого творческого человека.

9
Ответить

А что за работы у вас? Можно глянуть?

Ответить