Сейчас играю – Metroid Dread

Время такое – закрывать бэклог.

Костюм Самую меняется все прохождение: это можно увидеть и на скриншотах внутри статьи. От себя скажу, мое любимое сочетание – золотой с белым
Костюм Самую меняется все прохождение: это можно увидеть и на скриншотах внутри статьи. От себя скажу, мое любимое сочетание – золотой с белым

И сперва пару слов об игровой опытности автора статьи. Я не играл в Денди, хотя мой интерес к играм затмил все прочие, когда я их увидел впервые. Был конец 90-х и казалось бы самое время для сверх-популярной Денди, но в нашем пгт под Калининградом их почти не было. А вот у моего соседа по дому была первая Playstation. К чему это я? Пути гейминга неисповедимы и после впечатлений от сверх-реалистичной графики Playstation обратной дороги не было. Как-то мой одноклассник достал свою Денди и показал картриджи. Я, ребенок, внимательно изучил обложки и нашел «детской забавой» верить в игры с наивнейшим названием megaman, у которого, к тому же, вместо руки корабельная пушка. А для меня что Megaman, что Metroid тогда – все одно. Поэтому я спокойно пошел домой в «правдоподобную» Final Fantasy VIII.

2021 год. У Metroid Dread 88 баллов на Metacritic. com, в комментариях на DTF сначала выносят вперед ногами автора обзора от редакции, которому игра не очень понравилась, а затем в итогах года всю остальную редакцию за всего лишь 22 место в списке. Самое время пересмотреть свое отношение.

Сейчас играю – Metroid Dread

Первые впечатления

Что в детстве было бы зазорным принять всерьез, сейчас вызывает довольную улыбку. Ну правда, читать слайдшоу про «паразитов икс», которые выглядят как клякса с последней страницы моей тетрадки по географии, и про того самого единственного героя – про самого себя то есть –, который этих самых паразитов кушает на завтрак и проблемами очередной планеты запивает – будто придумал на коленке фантастический сюжет и нарисовал к нему иллюстрации. Ребенок топнет, взрослому потеха.

По ощущениям, все равно что в прошлое вернуться: по телевизору боевики со Шварцнеггером, Брюс Уиллис запоминает текст реплик, а по утрам «Утиные истории» (или «Играй гармонь» и слезы в подушку) .

Сейчас играю – Metroid Dread

А играется Metroid именно так, как, наверное, его запомнили те, кто играл в детстве. Очень шустрый персонаж скачет, бегает, лазает и выносит местную агрессивную фауну своим мегабластером. Что-то такое из детства добавляет и смена экранов уровней: вот пещеры, вот коридоры базы, вот закрытые зоны и так далее. Вряд ли сейчас проблема с созданием бесшовного мира даже на свиче (напоминаю про размеры карты в Ведьмаке), а все-таки такое «сохранение» и духа времени, и традиций очень греет.

Метроидвания

А потом как в анекдоте: пожарный Максимов, залезая в дом, не ожидал такого теплого приема. Традиции и дух времени, конечно, хорошо, но когда после бодрого начала и первого уровня упираешься в стену, немножко недоумеваешь.

Со времен такой классики, как оригинальные Metroid и, скажем, Legend of Zelda, игровая индустрия пошла по дорожке user friendly, чтобы игровые сессии не заканчивались на геймдизайнерских огрехах и тупиках. Наверное, каждый в детстве сталкивался с таким уровнем, когда спрашиваешь себя – "А что тут делать?". В моем детстве не было интернета и гайдов, поэтому приходилось разбираться самому или обсуждать с друзьями. Как правило, они тоже упирались в такой уровень и тогда про игру просто забывали. Непроходимая.

Кто видел игру дальше туториала, тот в цирке не смеется
Кто видел игру дальше туториала, тот в цирке не смеется

Классический пример – туториал Driver(1999), благодаря которому никто из моего окружения и я сам не видел остальной игры.

Другой пример – уровень из игры Sheep, Wolf n Dog. А именно босс файт. Сама игра – это набор уровней головоломок с неповторимыми условиями и неочевидными решениями. Никто не понимал даже концепции схватки с ним. Разгадать ее и победить босса было чудом для всех. А увидеть последующий контент – откровением. К слову, это одна из лучших игр и странно, что ее до сих пор не переиздали, не отремастели и не отремейчили. Она понравилась даже моей маме.

А концепция была такая: нужно, чтобы этот красный чел остановился, побегать вокруг него раз десять, взять овцу, положить на кнопку, попрыгать по выехавшей платформе. И все это на время, к тому же этот чел норовит столкнуть саму овцу в лаву. 
А концепция была такая: нужно, чтобы этот красный чел остановился, побегать вокруг него раз десять, взять овцу, положить на кнопку, попрыгать по выехавшей платформе. И все это на время, к тому же этот чел норовит столкнуть саму овцу в лаву. 

В Metroid после теплого приема начинается ледяной душ тех самых концепций с Денди и Playstation. Поди туда, не знаю куда, возьми то, не знаю что. Первый уровень пройден и самое время отправиться во второй? Да, только во втором уровне нужна способность, которой у тебя нет, а вернуться обратно не получится, потому что разработчики услужливо заблокировали первый уровень под еще одну способность, которой тоже нет.

Кто-то скажет – безрукий. Я соглашусь. Действительно, нужно было всего лишь выстрелить в стену рядом и тогда откроется проход. Но как-то стрелять по стенам не лежит на поверхности и не следует из геймдизайна первого уровня. Это решение было скорее от отчаяния «пробовать вообще все». Сработало, я снова почувствовал дух первооткрывателя. Казалось бы все здорово и даже если случится следующий раз, то я снова выстрелю, прыгну, взорву, проползу и так далее. Буду искать.

Сейчас играю – Metroid Dread

Проблема в том, что следующий раз случился, и не раз. Проблема в том, что «попробовать вообще все» работала до определенного места. Не знаю как и объяснить, но случилось это ближе к концу, когда не хватало то ли одной способности, то ли двух. И это начало сводить с ума. У меня есть почти все способности, я пробежал каждую локацию, я даже разобрался в бесовской карте. Но не могу пройти дальше. И тогда возвращаешься к тем же мыслям, что и в начале, во втором уровне – "Может, я все-таки что-то пропустил?"

Позже я читал некоторые обзоры (например вот, отличный) и часто находил пункт очень грамотного и даже гениального геймдизайна. Скорее всего речь не про первое прохождение, а про последующие, когда «оказывается, что тут-то можно получить такую способность пораньше и тогда-то открываются новые пути». Это чистая правда и я еще упомяну об этом, но не в первое прохождение, когда чувствуешь себя беспомощным.

Сейчас играю – Metroid Dread

Соулс боссы

Не зная серии, я вообще никаких боссов не ожидал. Когда наткнулся на первого, то даже оторопь какая-то напала. Как защищаться? Как нападать? Только что отстреливал с безопасной дистанции инопланетных тараканов, как какая-то половинчатая рептилия, простите за выражение, чистит тебе рыло вообще без шансов. Пройдя пару соулсов и купив артбук по Bloodborne, с таким трудно смириться!

И вот, прошептав пару проклятий для поднятия боевого духа, берем быка за рога и смотрим что этот босс вообще умеет. Оказывается, что немногое и действует он, что называется, по шаблону. После пары попыток уже переходишь во вторую фазу и умираешь из-за жадности. Скоро первая фаза становится разминкой перед второй. Еще одно усилие, босс падает, на Самус ни пылинки, ни царапинки, рапид, эпик, вычеркиваем.

Сейчас играю – Metroid Dread

Кто-то скажет – все бои с боссами по одному сценарию. И да, и нет. Сценарий действительно один – первые попыток 5-10 тебя без шансов выносят вперед ногами на первой фазе, а затем раскладываешь поведение босса на понятные паттерны для уклонения и нападения, и он валяется в пыли. Важно другое: каждый босс и бой с ним честны до боли в скафандре. Ни один босс не начинает буянить, как иной босс в соулсах, когда прижимаешь его к стенке. «Каждую атаку босса можно отразить», напоминает подсказка во время загрузки после очередного откисания – и это правда. Ни одного босса не победить перекачем (ну есть правда исключение) .

Боссы в Metroid Dread больше соулс, чем в самих соулсах. Что первый босс, что финальный – все бросают вызов и вызов этот всегда принимаешь с жгучим нетерпением. Это не битва таймингов, удачных перекатов, трех паттернов атак одновременно и кривых (забыл как это называется, когда проходит урон по персонажу без визуального попадания по нему и наоборот, когда урон не проходит по боссу) . Здесь все честно. А награда действительно ощутима.

Сейчас играю – Metroid Dread

Новые японские концепции – ЭММИ

Они прикольные. Но то, что эти нечеловеческие и непобедимые тираны проникают в каждый громкий японский проект, немного настораживает. В Metroid им придумали и логичное обоснование и удачную концепцию. На пользу и формат метроидвании – каждому ЭММИ свой подход и тактика.

Они держат в напряжении, к ним действительно готовишься. Сначала панически, потом проще, но никогда по-хозяйски. В целом больше сказать нечего, потому что сюжетно и геймплейно они занимают такое же скромное место в мире Metroid. Разве что их можно было сделать чуть сложнее в плане способностей. Как у одного из последних, который мог обездвижить Самус электричеством.

Загадка Жака Фреско, на размышление дается 0 секунд
Загадка Жака Фреско, на размышление дается 0 секунд

После первого прохождения

Пока писалась эта заметка, случилось два события. Оба вызывают полярные эмоции.

Первое – я заблудился. Опять. Снова. Отчаяние было настолько велико, что пришлось посмотреть в гайд. Не потому что застрял на сложной головоломке. Не потому что не могу пройти вот этого босса. Не потому что на пути что-то сложное. Нет. Просто я вообще без понятия куда было идти. Я даже на всякий случай облизал все предыдущие локации. Открыл пару секреток. Поплавал в лаве. Нашел скрытые телепорты. Но ни одного указателя куда идти дальше. Даже намека в журнале Самус, куда она кропотливо вносит только свои улучшения и очередную победу над кем-то.

Второе, что ясно из подзаголовка и проскальзывало в самой статье, финальный босс побежден, игра пройдена. Эмоции от этого последнего боя захлестывают. Концовка, что фильм Майкла Бея – взрывы, адреналин, пафос, мега-взрывы, мега-андреналин, мега-пафос. Взрыв планеты. Миссия выполнена.

Сейчас играю – Metroid Dread

Игры Nintendo обладают странным и редким свойством – они требуют в себя играть. В них условный сюжет, местами нафталиновый дизайн и карабельные пушки вместо рук. Бесишься, проклинаешь, угрожаешь продать на Авито. И завтра находишь себя за просмотром ролика прохождения всех головоломок – "А что, так можно было?". И немедленно возвращаешься.

Понравилось

  • Работает каждый элемент, хотя можно об этом даже не знать
  • Честные драки с боссами
  • Художественное оформление уровней
  • Заковыристые головоломки
  • Визуальное и геймплейное усиление Самус от каждой модификации
  • 2.5D вставки очень кинематографичны
  • Разнообразные биомы
  • Реиграбельность и активная фанатская база
  • Управление (если им овладеть)

Не понравилось

  • Чувство дезориентации при первом прохождении
  • Отсутствует насыщенность истории, вроде коротких записей Самус в дневник
  • Последняя модификация для костюма почти не используется, потому что действие быстро переходит к финалу
  • Адовые условия, чтобы получить арты (хотя они и клевые)
  • Управление (если привыкнуть так и не получилось)

Нейтрально

  • Голос Адама. Многие отметили некоторое превосходство русского дубляжа над оригиналом. По мне – выхолощенный голос сообщает выхолощенную информацию, да и все

А какие игры из бэклога закрываете вы?

5757
52 комментария

Пока до Metroid Dread не дошёл, прошёл ремейк первой для GBA и второй для 3DS, надо бы к Super Metroid таки приступить. Первые 2 прям очень сильно понравились, отлично утолили жажду по платформерам с стрельбой и исследованиями. Да, ситуации когда непонятно куда и зачем идти были, и не раз, но после радость открытия с лихвой перекрывала нудность поисков.
Советую, кстати, посмотреть потом спидран на 100%. Я после прохождения Metroid: Zero Mission посмотрел такой и офигел, насколько игра комплексная и как шустро её можно пройти.
А какие игры из бэклога закрываете вы?Якудзу 0 заканчиваю: отличная игра, но гринд ради получения последних стилей боя уж сильно утомил, часов 10 перед последней миссией уже эти бизнесы прохожу, больно уж хочется опробовать максимальную боёвку.

8
Ответить

Если зашла Zero Mission, то обязательно зацени AM2R

2
Ответить

Да, да, я это не упомянул в тексте прямо, но ролики спидранов почему-то очень впечатляли и стимулировали играть дальше

1
Ответить

Нормально рассказал :)

Вот как раз этот Метроид и ушел в бэклог и ждет своего часа) Обязательно к нему вернусь, а пока что вместо него наконец-то дотянулся до Скайрима.

4
Ответить

О, ты крут. Мне Свитки ещё только предстоят... Где же найти на всё время)

2
Ответить

О, я позавчера только начал в Метроид, и кто сказал, что она десять часов занимает, уже десять часов наиграл, по максимуму пылесосил уровни, открыты только три локи, всё никак не могу справиться с боссом на цепи, только раза с 15-го дошёл до второй фазы, блин, по ходу ковырять ещё его и ковырять. В общем на среднем уровне сложности она даёт просраться, жаль, что нельзя менять сложность, только если начать новое сохранение. Но игра прям класс!

2
Ответить

Спасибо!
Всегда с интересом читаю твои статьи, так что буду ждать 😊

1
Ответить