Сейчас играю: Dark — это как если бы у «Морбиуса» была игровая адаптация

Здесь можно морбить в капюшоне, страдать, изнывать от скуки, умереть от кринжа и даже встретить Пингвина из нового «Бэтмена». А вот так!

Мне всегда очень нравились стелс-экшены и вампиры, а плохие игры — не очень. Поэтому в 2013 году я прошёл мимо Dark. Прочитал обзоры, посмеялся и забыл. С игрой всё всегда было понятно, даже игроки с прессой на редкость солидарны: 4/10 на Metacritic. Неудивительно, что все эти годы я про Dark не вспоминал.

А потом грянул «Морбиус». Фильм вызвал у меня целую гамму ярких эмоций, среди которых оказалось и лёгкое дежавю: что-то он мне напоминал. Ответ превзошёл все ожидания.

У фильма поразительно много общего с Dark. Настолько, что с минимальными изменениями игра могла бы сойти за типичную низкопробную поделку по кинолицензии. Только вышла она девять лет назад и не имеет никакого отношения ни к «Морбиусу», ни к другим фильмам.

Зато дарит очень похожий опыт. Фактически это главный симулятор морбинга на данный момент.

Сейчас играю: Dark — это как если бы у «Морбиуса» была игровая адаптация

Байронический герой спасает мир и думает о жизни

Главный герой Dark — Эрик Бэйн, но для удобства я буду называть его Морб. Игра начинается с того, что герой с амнезией приходит в какой-то ночной клуб и пытается выяснить, кто он, откуда и как здесь оказался.

На старте игры Морб чувствует себя так, будто только что впервые посмотрел «Морбиуса»
На старте игры Морб чувствует себя так, будто только что впервые посмотрел «Морбиуса»

Вскоре выясняется, что Морб — новообращённый вампир. Вернее, полувампир: чтобы завершить метаморфозы, он должен испить крови своего прародителя. Иначе скоро парень превратится в безмозглого и дикого упыря-людоеда.

К счастью, Морб заглянул в ночной клуб вампиров, и здесь все охотно помогают ему принять свою новую сущность. Герой осваивает суперспособности, мирится с голодом и отправляется на поиски прародителя.

Морб никогда не ослабляет бдительность: даже в безопасном месте он выглядит так, будто всегда готов быкануть, — вернее, заморбить любого встречного
Морб никогда не ослабляет бдительность: даже в безопасном месте он выглядит так, будто всегда готов быкануть, — вернее, заморбить любого встречного

В отличие от Майкла Морбиуса, местный Морб решает моральные дилеммы быстро и базированно: он готов осушить досуха любого человека с оружием, от охранника и патрульного до закоренелого охотника на вампиров. При этом безоружных людей он отказывается убивать при любых обстоятельствах — даже если это офисные крысы злодейской корпорации.

Морб — парень решительный, но не очень сообразительный. Всё до него доходит с опозданием
Морб — парень решительный, но не очень сообразительный. Всё до него доходит с опозданием

Несмотря на жёсткие понятия, герой очень любит рефлексировать, — поэтому каждый свой чих он сопровождает тягучими, полными эпитетов монологами — для полноты картины не хватает лишь диктофона. Главный цвет в Dark — фиолетовый, поэтому даже герой здесь разговаривает пурпурной прозой. В общем, всё переплетено.

Тонкая отсылка к культовой игре «Месть боксёра. Московский криминалитет»
Тонкая отсылка к культовой игре «Месть боксёра. Московский криминалитет»

А чтобы даже самый невнимательный игрок проникся глубиной персонажа, Морб иногда видит белого ангела, который подсказывает вампиру, куда идти и кого убивать. Символизм очевиден.

Сейчас играю: Dark — это как если бы у «Морбиуса» была игровая адаптация

А ещё Морб всю игру хватается за голову. Всему виной мигрень, но на самом деле это важный штрих, который подчёркивает интеллект героя: пустая башка и болеть не может.

В других аспектах Морб проявляет примерно столько же ума, сколько и Майкл Морбиус в исполнении Джареда Лето. То есть, за всю игру вы толком и не узнаете этого вампира, не поймёте мотивы его противоречивых поступков и будете лишь пассивно наблюдать за тем, как он исполняет приказы других людей.

Дизайн Морба сделан по тем же принципам, что и лук Майкла Морбиуса: это суровый дядя в куртке с капюшоном, он очень любит стоять в пафосных позах, нести высокопарные речи и смотреть на всех волком
Дизайн Морба сделан по тем же принципам, что и лук Майкла Морбиуса: это суровый дядя в куртке с капюшоном, он очень любит стоять в пафосных позах, нести высокопарные речи и смотреть на всех волком

Морбить можно, только осторожно

Dark — это классический стелс-экшен. Как настоящее порождение ночи, Морб всю игру крадётся и охотится исключительно на кортах. Здесь нет оружия, потому что настоящему вампиру оно не нужно: жертву можно быстро убить или медленно выпить её кровь. Последняя заряжает Морба энергией, которую можно тратить на особую вампирскую магию.

Если присмотреться, Морб не кусает людей, он просто шепчет вещи, от которых у жертвы кровь хлещет из ушей. Если бы игра не была такой старой, я бы решил, что Морб пересказывает людям сюжет «Морбиуса»
Если присмотреться, Морб не кусает людей, он просто шепчет вещи, от которых у жертвы кровь хлещет из ушей. Если бы игра не была такой старой, я бы решил, что Морб пересказывает людям сюжет «Морбиуса»

Любые вампирские трюки Морба сопровождаются чёрно-фиолетовой дымкой, почти как в «Морбиусе». Многие способности сильно напоминают о Dishonored. Например, здесь можно телепортироваться, убивать силой мысли, создавать источники шума, становиться почти невидимым и даже доминировать.

Морб всегда где-то рядом, прячется во тьме и доминирует
Морб всегда где-то рядом, прячется во тьме и доминирует

Последнее — самое удобное. Одним нажатием кнопки Морб может погрузить врага в транс на несколько секунд. Достаточно, чтобы, скажем, убить его напарника, а потом и его самого. Большую часть игры я только и делал, что доминировал над несчастными людишками — не так эпично, как «Морбиус» доминировал в прокате, но всё же.

Сейчас играю: Dark — это как если бы у «Морбиуса» была игровая адаптация

Второй главный навык в морбинге — это телепортация. Она сильно выручает, ведь уровни в игре ужасно линейные и зачастую невыносимо тесные: это символизирует зажатость вампира в обществе людей.

Ограждение в музее способно сдержать простого смертного, но не вампира: всегда можно просто телепортироваться
Ограждение в музее способно сдержать простого смертного, но не вампира: всегда можно просто телепортироваться

Порой телепортация заменяет банальную способность перелезать через ограды или даже просто прыгать. Обычный прыжок — недостаточно круто для вампира.

А ещё Морб настолько силён, что все его удары — это фаталити. Что нападения со спины, что открытые наезды заканчиваются быстро, эффектно и с фиолетовой дымкой.

Сейчас играю: Dark — это как если бы у «Морбиуса» была игровая адаптация

Если со спины Морб старается нападать элегантно, то в открытом бою уходит в отрыв. Здесь даже с вертухи можно убивать!

Нога Морба — последнее, что увидит вонючий упырь перед смертью
Нога Морба — последнее, что увидит вонючий упырь перед смертью

Но есть два нюанса. Во-первых, герой плохо рассчитывает силу: от его приёмчика враг может подпрыгнуть в воздух или даже застрять в «текстурах». В Dark можно прятать трупы, но даже Морб недостаточно силён, чтобы вытащить тело жертвы из стены.

Морб не сможет вытащить этого бедолагу, но это не помешает ему затащить игру
Морб не сможет вытащить этого бедолагу, но это не помешает ему затащить игру

Во-вторых, враги вооружены автоматами, и под градом пуль даже Морб долго не проживёт. Мне удавалось размотать четверых врагов за раз, но стоит им вызвать подкрепление и напасть дружной толпой, и вампиру придётся перезагружать сохранение.

Морб умер прямо во время кормления, а его жертва так и продолжила стоять, истекая кровью
Морб умер прямо во время кормления, а его жертва так и продолжила стоять, истекая кровью

Благо, враги не очень умны. Помните, как в «Морбиусе» все казались слегка туповатыми? Dark передаёт это ощущение. Местные противники видят недалеко, слышат ещё хуже, а памятью и вовсе не блещут. Порой доходит до смешного: вас замечает охранник, начинает кричать и палить по вам. Но вот вы его убиваете — и осознаёте, что никто не услышал автоматную очередь в закрытом помещении. Все просто продолжают патрулировать как ни в чём не бывало.

Морб испортил воздух в помещении, чтобы уравнять шансы
Морб испортил воздух в помещении, чтобы уравнять шансы

А стоит спрятаться прямо возле места преступления, и охранники быстро потеряют вас из виду. Да, враги в случае тревоги вызывают подкрепления и долго ищут вас, но мозгов у них не больше, чем у полицейских из «Морбиуса», — а толку от них ещё меньше.

Ситуация кажется безвыходной, но через секунду жалкий человечишка решит, что я уже сбежал, и пойдёт искать дальше
Ситуация кажется безвыходной, но через секунду жалкий человечишка решит, что я уже сбежал, и пойдёт искать дальше

К тому же, Dark состоит не из больших открытых уровней, а из маленьких и линейных. Каждая комната — эдакая полоса препятствий. Смогли пройти из точки А в точку Б? Отлично, можете забыть, что там было: охранники между уровнями всё равно друг с другом не общаются, и поднятая в соседней комнате тревога никого не будет волновать.

Обычно ничего не видно, но если видно, — хочется закрыть глаза

Одно из достоинств «Морбиуса» — его аутентичность. Большинство экшен-сцен там происходят в полной темноте, а монтаж лишает зрителя последней надежды хоть что-то разглядеть. Ведь нам, простым смертным, не дано в полной мере ощутить мир глазами вампира.

Морб смотрит на тебя как на простого смертного
Морб смотрит на тебя как на простого смертного

Казалось бы, в игре тяжело передать это сложное ощущение, — но Dark оправдывает своё название. Не мешают даже сел-шейдинг и мультяшная графика: если на уровне темно, там темно. Настолько, что даже тяжело понять, куда можно телепортироваться и где что находится. На особо атмосферных уровнях спасают только фиолетовые конкуры вокруг ближайших врагов да особое вампирское зрение.

Морбвидение не только подсвечивает врагов, но и замедляет время. Кажется, это самый бесполезный рапид в истории видеоигр
Морбвидение не только подсвечивает врагов, но и замедляет время. Кажется, это самый бесполезный рапид в истории видеоигр

К тому же, Dark позволяет испытать фирменное подташнивание, которое у меня возникло при просмотре «Морбиуса» из-за рваного монтажа.

Всё просто: в игре настолько неудобная и дёрганая камера, что уже через час начинает укачивать.

Постановка в местных катсценах не такая выразительная, как в «Морбиусе», но всё равно держится на достойном уровне. Это, например, зрелищная перестрелка
Постановка в местных катсценах не такая выразительная, как в «Морбиусе», но всё равно держится на достойном уровне. Это, например, зрелищная перестрелка

Зато когда сцена хорошо освещена, в глаза бросается дешёвая и кривая графика. Порой картинку буквально морбит у вас на глазах.

Актёрская игра подкачала: анимация и озвучка героев здесь намного хуже, чем в фильме
Актёрская игра подкачала: анимация и озвучка героев здесь намного хуже, чем в фильме
Местные упыри выглядят так, будто они съели Венома и не вытерли рот
Местные упыри выглядят так, будто они съели Венома и не вытерли рот

А ещё разработчики Dark не пытались подогнать игру под детский рейтинг PG-13. Здесь есть мат, расчленёнка и обнажённая грудь. Все эти непростые взрослые темы раскрываются с должным уважением: каждый сюжетный враг Морба — не только вампир, но и серийный убийца с тягой коллекционировать куски человеческих трупов.

Сейчас играю: Dark — это как если бы у «Морбиуса» была игровая адаптация

Мотивация у этих вампиров-садистов примерно на том же уровне, что и у Майло из «Морбиуса»: они делают это потому что могут.

Этот вампир любит собирать части тела. Он особенно одержим руками, но не брезгует и всем остальным
Этот вампир любит собирать части тела. Он особенно одержим руками, но не брезгует и всем остальным
Самый старый и могущественный вампир в городе устраивает настоящие вечеринки — с гуро и танцовщицами
Самый старый и могущественный вампир в городе устраивает настоящие вечеринки — с гуро и танцовщицами

Кажется, сюжет писала нейросеть

По неподтверждённым данным, «Морбиус» написан нейросетью — по-другому объяснить происходящее на экране сложно. Фильм снимался будто по чек-листу из сцен, которые обязаны быть в супергеройском сольнике.

История Dark оставляет схожие впечатления.

Тут собраны, кажется, все штампы игровых сценариев, какие я знаю. Герой с амнезией, прогрессия через убийство боссов, необязательная и ничем не обоснованная романтическая линия и даже страшное предательство в финале. Но важно другое — всё это не работает.

Сейчас играю: Dark — это как если бы у «Морбиуса» была игровая адаптация

Все диалоги в Dark написаны так, чтобы передавать только самую нужную информацию, — в самых абстрактных формулировках. У героев нет времени притвориться живыми людьми (и вампирами). Даже объяснять что-то игроку времени нет. Возможно, Морба укусил такой-то вампир — иди убей его и выпей его кровь. Сделал. Не помогло? Ну, может, виноват другой вампир — сходи замочи его. И так всю игру.

Самый человечный диалог в игре
Самый человечный диалог в игре

Всё это заканчивается неожиданным поворотом и внезапным предательством от персонажа, которого вы толком всю игру и не видели.

Оказывается, что Морб — жертва эксперимента и двойной агент охотников на вампиров. Героя вынудили стать вампиром-мутантом, потерять память и уничтожить самых влиятельных кровососов в городе. Ангелом из видений Морба всё это время была его начальница, а её конечной целью была поимка самого старого и сильного вампира. Зачем? Модифицировать его, чтобы сделать ещё сильнее. Для чего? Не знаю.

У этой истории был потенциал, но разработчики не смогли его развить. Ни ярких, продуманных персонажей, ни драмы, ни даже толковой интриги здесь нет. Всё происходит само собой и заканчивается столь же дежурно и банально, как начиналось.

Здесь даже есть модное в те годы диалоговое колесо. Используется исключительно для того, чтобы игрок мог задавать дополнительные вопросы о следующем задании
Здесь даже есть модное в те годы диалоговое колесо. Используется исключительно для того, чтобы игрок мог задавать дополнительные вопросы о следующем задании

Нарратив Dark работает по принципу чек-листа, и хоть как-то удивить игра даже не пытается. Сюжет писался под явным впечатлением от Max Payne, но при этом у создателей не было времени подумать, как сделать подобную историю увлекательной, — чтобы игрок в каждый момент времени понимал, зачем и почему его должно волновать происходящее на экране.

В Dark есть любовная линия, но до самого финала вы даже не будете о ней догадываться
В Dark есть любовная линия, но до самого финала вы даже не будете о ней догадываться

Финальная битва настолько плоха, насколько это вообще возможно

Технически в Dark нет боссов: есть только особые жертвы, к которым надо подкрасться. Но в финале Морб должен выйти раз на раз с Суперморбом — модифицированным вампиром, которого зачем-то сделали охотники на вампиров (не спрашивайте, я не знаю). Босс называется «Проект Вознесение», и битва с ним по зрелищности может посоперничать с финальной схваткой в «Морбиусе». Только Майло в фильме рофлил и флексил, а этот громила лишь прыгает и приседает.

Битва происходит на тесной арене, окружённой высокими стенами. Большую часть времени Суперморб сидит на стенах и ждёт удачного момента спрыгнуть на вас. О грядущем прыжке сигнализирует фиолетовый круг, из которого нужно вовремя убежать. Главная задача игрока — ждать, пока его возлюбленная активирует один из множества компьютеров на арене. Тогда игрок должен подбежать к компьютеру и нажать кнопку.

Повторять, пока Суперморб не умрёт от отчаяния.

Сейчас играю: Dark — это как если бы у «Морбиуса» была игровая адаптация

Если вас не убьёт кринж, то добьёт скука

В Dark много моментов, вызывающих испанский стыд: нелепая постановка, смешная графика и анимация, глупый ИИ противников, баги, беспомощный сюжет.

Картинки вместо катсцен здесь особенно кринжовые
Картинки вместо катсцен здесь особенно кринжовые

Но большую часть игры я чувствовал только скуку. Способности героя позволяют устраивать комбо-убийства: задоминировал одного, угробил телекинезом другого, телепортировался с вертухой к третьему. Но всё это не мешает игре быть беспомощно унылой.

Открытый бой деморализует не столько сложностью, сколько примитивностью, но со временем к нему начинаешь прибегать просто ради разнообразия
Открытый бой деморализует не столько сложностью, сколько примитивностью, но со временем к нему начинаешь прибегать просто ради разнообразия

Дело даже не в кривых анимациях, а в общей монотонности. Каждый уровень — это небольшой лабиринт с патрульными. Да, они расставлены так, чтобы игрок всегда должен был сидеть в засаде и искать подходящий тайминг. Но всё всегда сводится либо к обычному рукопашному убийству, либо к долгому и нудному сосанию крови.

Всю игру я ощущал примерно то же, что и главный герой. Dark можно считать самым недооценённым immersive sim в истории
Всю игру я ощущал примерно то же, что и главный герой. Dark можно считать самым недооценённым immersive sim в истории

Разработчики пытаются разнообразить процесс: добавляют врагов-упырей, шумное покрытие, сенсорные ловушки. Но всё это не спасает. Игре просто не хватает разнообразия тактик и ситуаций, а охота на беспросветно тупорылых врагов быстро обесценивает триумф от победы.

Играть в Dark откровенно скучно.

Есть неожиданные кроссоверы

В Dark нет сцены после титров, но и здесь не обошлось без кроссоверов. Самые очевидные — это отсылки к другим играм разработчиков. Например, Dungeons 2.

Сейчас играю: Dark — это как если бы у «Морбиуса» была игровая адаптация

Ещё здесь иногда иронизируют над тем, как сильно сеттинг игры вдохновлён Vampire the Masquerade.

Сейчас играю: Dark — это как если бы у «Морбиуса» была игровая адаптация

Но в конечном счёте Dark способна удивить! Я был в шоке, когда увидел в игре 2013 года Пингвина из нового «Бэтмена». Да-да, того самого, в исполнении Колина Фаррелла. Здесь у него другое имя (я забыл), но выглядит он точь-в-точь как в фильме.

Возможно, это самый неожиданный кроссовер в истории видеоигр.

Сейчас играю: Dark — это как если бы у «Морбиуса» была игровая адаптация

Про вампиров есть много слабых и откровенно паршивых игр, но далеко не каждую можно смело рекомендовать всем, кто оценил по достоинству «Морбиуса» и хочет добавки. Это редкий пример духовной, почти мистической преемственности: от элементов дизайна до общего впечатления.

Dark не вошла в историю, не отметилась громкими провалами и не породила морбиллионы мемов. Но пока весь мир «отходил» от «Сумеречной саги», создатели игры сумели угадать тренды вампирского кино на десять лет вперёд.

Но ещё это первый на моём опыте случай, когда один провальный студийный проект дал возможность насладиться другим, давно забытым «шедевром». Мне было весело сравнивать игру с фильмом, продираться через её посредственность и подмечать особо неудачные моменты.

В конечном счёте Dark и «Морбиус» — это не «так плохо, что хорошо», а просто плохо. Это посредственные, скучные вампирские истории, обречённые на забвение. Но благодаря мемам одна из них сумела привлечь внимание и к другой. Хотя бы ироничное.

А это дорогого стоит.

Сейчас играю: Dark — это как если бы у «Морбиуса» была игровая адаптация
207207
51 комментарий

ты написал эту статью, только чтобы упомянуть сраный морбиус в заголовке

63
Ответить

морбнулся? жаль

74
Ответить

Хайп вокруг него уже поутих, так что не только.

3
Ответить

Мобриус, там так написано.

Ответить

Комментарий недоступен

16
Ответить

Сейчас играю: Dark — это как если бы у «Мобриуса» была игровая адаптация Редакция dtf:

14
Ответить

Да я сам не особо старый(

2
Ответить