Взлёт и падение Gameloft: как известный разработчик достиг вершины и почему стремительно её покинул

Увлекательный лонгрид об истории одного из пионеров индустрии мобильных игр.

Взлёт и падение Gameloft: как известный разработчик достиг вершины и почему стремительно её покинул

Разработчики из мобильного геймдева чаще всего незаметны, либо попросту игнорируются, хотя в их проекты, как и в компьютерные, играют миллионы людей.

В своих статьях я буду рассказывать о мобильных игровых компаниях и студиях: с чего начинался путь, первые успехи и провалы и что происходит с ними сейчас.

Первым, о ком пойдет речь, будет небезызвестный французский разработчик — Gameloft.

Зарождение

1985 год, Франция, пятеро братьев Гиймо решают всерьёз заняться продажей мультимедийных продуктов, в том числе видеоигр и основывают компанию Guillemot, которая быстро набирает популярность во Франции.

Спустя время они замечают, что программное обеспечение для видеоигр приносит всё больше прибыли и решают заняться выпуском компьютерных игр, ведь в том, как продавать мультимедийные продукты, они уже преуспели. Так, в марте 1986 года братья основывают компанию «Ubi Soft» и начинают заниматься разработкой собственных игр.

Братья Гиймо, вот они слева направо: Мишель, Ив, Жерар, Кристиан и Клод. Октябрь 2000 года
Братья Гиймо, вот они слева направо: Мишель, Ив, Жерар, Кристиан и Клод. Октябрь 2000 года

Интернет стремительно развивался и в конце 90-х Ubisoft, уже получившая мировую известность, совместно с Guillemot Corporation решает выйти на рынок интернет-развлечений и 14 декабря 1999 года запускает Gameloft.com S.A. — игровой портал по подписке, ориентированный на «молодую» аудиторию. Руководство берёт на себя Жерар Гиймо.

В апреле 2000 года Gameloft приобретет 80% капитала L’Odyssée Interactive, владельца jeuxvideo.com — крупнейшего в мире франкоязычного сайта видеоигр. Ubisoft демонстрировала свои серьёзные намерения стать мировым лидером на рынке онлайн-игр, который всё ещё находился в зачаточном состоянии во Франции, но уже был сильно развит в США, а конкурировать приходилось с такими тяжеловесами, как MSN Gaming Zone от Microsoft или WON.net от Sierra.

Мишель Гиймо — основатель Ludiwap S.A.(Ludigames S.A.)
Мишель Гиймо — основатель Ludiwap S.A.(Ludigames S.A.)

В конце 1999 один из братьев Гиймо — Мишель отходит от дел в Ubisoft и в феврале 2000 года основывает свою студию Ludiwap S.A., которая специализируюется на разработках и публикациях WAP игр. По мере развития технологий акцент был расширен на игры для КПК и Java. И так как первоначальное название больше не отражало новую концепцию, в феврале 2001 «Ludiwap S.A.» сменила название на «Ludigames S.A.».

В 00-х сайты с телефона загружались через протокол WAP, потому что скорость мобильного интернета была существенно ниже, чем сейчас и чтобы телефон "потянул" сайт, требовалась его WAP (упрощённая) версия. Так же через WAP можно было запускать приложения<br />
В 00-х сайты с телефона загружались через протокол WAP, потому что скорость мобильного интернета была существенно ниже, чем сейчас и чтобы телефон "потянул" сайт, требовалась его WAP (упрощённая) версия. Так же через WAP можно было запускать приложения

В октябре 2001 братья Жерар и Мишель решают объединить свой бизнес — Gameloft.com S.A. и Ludigames S.A., т. к. портал Gameloft.com S.A. был убыточен и не мог получить необходимую руководству прибыль, а Ludigames S.A., несмотря на более широкую сферу деятельности, также не приносила дохода.

Компания Ludigames до сих пор существует и пользуется популярностью. На их официальном сайте можно поиграть в незамысловатые браузерные игры. Есть даже Subway Surfers
Компания Ludigames до сих пор существует и пользуется популярностью. На их официальном сайте можно поиграть в незамысловатые браузерные игры. Есть даже Subway Surfers

Позднее Ludigames S.A. полностью входит в состав Gameloft.com S.A. и образуется единая компания Gameloft S.A. (Gameloft) с головным офисом в Париже, а Мишель Гиймо берёт на себя управление компанией.

Тогда же Мишель замечает технологию Java ME, которая рассчитана на маломощные устройства, такие как мобильные телефоны. Он был уверен, что игры для мобильных телефонов имеют большой потенциал и решает уделять веб-продуктам в компании меньший приоритет, и сконцентрироваться на разработке игр для мобильных устройств на основе Java и Brew.

Так и появилась известная по сей день компания Gameloft, занимающаяся разработкой и выпуском игр для мобильных платформ. На момент основания она насчитывала уже 100 сотрудников.

Логотип компании с 1999 по 2010 годы<br />
Логотип компании с 1999 по 2010 годы

1999 — 2004. Первые шаги и первый успех

Самым первым проектом компании стала, выпущенная в феврале 2001 браузерная игра DJ Nights: The Hip-Hop Sessions. В ней игроку предстояло взять на себя управление ди-джеем.

DJ Nights: The Hip-Hop Sessions (2001). К сожалению, иных изображений найти не удалось<br />
DJ Nights: The Hip-Hop Sessions (2001). К сожалению, иных изображений найти не удалось

В Gameloft мы изучаем новые способы объединения музыки, игр и Интернета. Когда мы изначально задумывали концепцию культуры ди-джеев для игры, мы инстинктивно поняли, что это даст нам возможность сделать что-то совершенно новое и уникальное. Hip-Hop Sessions теперь дадут пользователям ПК и любителям музыки возможность познакомиться с клубной культурой в Интернете

Gameloft, В интервью порталу IGN в январе 2001 года

Головоломка Lock’em Up, релиз которой состоялся 18 октября 2001 год — одной из первых мобильных игр студии Мишеля, ещё до слияния с Gameloft.com. После она стала выходить под эгидой Gameloft.

В Lock’em Up предстояло помочь четырем фигурам — квадрату, кругу, треугольнику и кресту выбраться из подземного лабиринта.

Дебютной мобильной игрой, выпущенной уже после слияния, стала другая головоломка — Rotomino’s Box, вышедшая в первой половине 2002 года.

Цель — убрать с экрана все шары. Вы управляете пусковой установкой, которую можно перемещать вверх и вниз, влево и вправо.

Block Breaker (2002) также была одной из первых игр от французов. Является своего рода мобильной версией Breakout и предшественник более известной Block Breaker Deluxe.

Новинка похожа на любую другую игру Breakout, в которой управляете ракеткой, для удара по мячу, пытаясь уничтожить блоки, расположенные в верхней части экрана.

Cluster Pirate (2002) — простая игра-головоломка «три в ряд» в стиле оригинальной Bejeweled.

На сетке 8x8 необходимо удалить плитки с доски, сопоставляя соседние плитки в ряды по три или более.

Cartel Wars (2002) стала своего рода эксклюзивом от Gameloft — она была выпущена только на платформу Brew.

Как вы уже могли заметить, первыми играми от Gameloft, были в основном мобильные версии известных головоломок, которые скорее всего были разработаны ещё студией Ludigames. Но позднее Gameloft начинает всё чаще выпускать мобильные версии тайтлов от Ubisoft.

Одной из таких была мобильная Rayman Golf, выпущенная в июне 2002 года.

Затем вышла Prince of Persia: Harem Adventures (2002). Она не приобрела большую популярность, т. к. на момент выхода платформа J2ME поддерживалась ограниченным количеством устройств — Siemens SL45i и Siemens M50, но получила положительный отклик от тех, кому удалось поиграть.

Превосходно. Gameloft быстро завоевала репутацию производителя лучших игр для мобильных телефонов, и этот порт Prince of Persia — пример А (Splinter Cell — пример Б), когда эта революция 3G набирает обороты, нужно загрузить этот отличный порт, чтобы увидеть, насколько хорошей может быть мобильная игра, когда разработчик действительно заботится о ней. Спасибо Gameloft.

IGN
, Обзор от 13 мая 2003 года

Так же Gameloft выпускает первую мобильную игру серии Tom Clancy’s — Tom Clancy’s Rainbow Six: Broken Wing. Действие происходит в международном аэропорту Нью-Йорка, который захватили террористы. Цель — убивать террористов, спасать заложников и обезвреживать бомбы.

Если в 2002 году телефонов с поддержкой Java ME были единицы, то в 2003 их количество насчитывало уже около 100 моделей. Что не могло не сказаться на интересе к мобильным играм со стороны пользователей. В том же году Gameloft впервые заявляет о том, что компания прибыльная.

В 2003 году на телефоны выходит легендарная Tom Clancy’s Splinter Cell, запустившая на мобильниках одноименную серию. Представляла из себя стелс-платформер с видом сбоку, в которой предстояло взять на себя роль Сэма Фишера и пройти 6 линейных миссий. Новинка показала людям, что мобильные проекты могут быть качественными и в них можно с удовольствием играть.

В том же году Gameloft презентует не менее легендарную игру серии Prince of Persia — The Sands of Time. Проект получил положительный отклик, как от геймеров, так и от критиков.

Если вы покупаете новый мобильный телефон, убедитесь, что он поддерживает эту игру.

IGN, Обзор от 17 апреля 2004 года

Рынок мобильного гейминга стремительно развивается и 7 октября 2003 года Nokia презентует смартфон на платформе N-Gage — первый своего рода игровой телефон.

Nokia N-Gage
Nokia N-Gage

Gameloft не остаётся в стороне и начинает выпускать игры на новую планформу. Выходит первый футбольный проект компании — Marcel Desailly Pro Soccer.

В 2004 начинает запускать собственные игровые франшизы и 17 ноября выходит первая игра известной серии Asphalt — Urban GT. Новинка могла похвастаться хорошим музыкальным сопровождением, длинными трассами и 9 лицензированными машинами, среди которых были Lamborgini Murclelago, Ford GT и Chevrolet Corvette

Urban GT быстро стал бестселлером, но критики холодно оценивали гоночную аркаду. Её ругали за отсутствие ощущения скорости, плохой контроль машины, а из-за ограниченной дальности прорисовки было трудно увидеть приближающиеся повороты, особенно когда на экране есть другие автомобили. Asphalt считали попросту неинтересным.

2004 Real Football/Soccer — первый проект французов известной франшизы.

Не только футболом и гонками радовал пользователей разработчик, но и пикантным покером.

В 2004 году Gameloft более чем в 2 раза увеличивает свой штат: с 248 сотрудников в 2003 до почти 750 в 2004. По итогу за 2004 выручка составила 30,4 миллиона долларов, по сравнению с 13,4 миллиона долларов в 2003 году.

2005 — 2006. Первые игры с 3D графикой и другие проекты

Как ни странно, но одним из первых проектов с трёхмерной графикой стала 3D версия Asphalt: Urban GT, вышедшая в конце 2004 на Nintendo DS и N-Gage. Также она стала дебютом компании для приставки от Nintendo и первым проектом с беспроводным мультиплеером — до 4-х человек могли соревноваться между собой в различных режимах.

Версия для N-Gage:

Версия для Nintendo DS:

Новый Asphalt получил неоднозначные отзывы на обеих платформах. Да, в игре была отличная на тот момент графика, но она не спасала новинку от скудного геймплея, а управление автомобилем оставляло желать лучшего.

Портативная приставка Nintendo DS
Портативная приставка Nintendo DS

Ещё одним из первых проектов с трехмерной графикой был вышедший в тот же период Tom Clancy’s Splinter Cell: Pandora Tomorrow 3D — улучшенная версия одноименного проекта, но уже для Java.

Действие Pandora Tomorrow происходит в индонезийских джунглях, где игрок должен выследить и остановить партизанскую группу Сухади Садоно. Цель каждого уровня — пройти мимо всех охранников и добраться до выхода. Мимо охранников можно было либо прокрасться, либо убить бесшумной атакой или выстрелом из пистолета. Если вы сильно шумите или вас увидят при свете, это приведёт к срабатыванию сигнализации. В дополнение к охранникам есть также мины, лазеры и турели, за которыми нужно следить.

Новый Splinter Cell по-прежнему имел вид сбоку, но камера была более динамичной, наклонялась и масштабировалась в зависимости от того, что происходит в игре.

Другим релизом с трехмерной графикой, в сентябре 2005, стала Massive Snowboarding 3D. Портал GameSpot назвал проект «величайшей спортивной игрой, когда-либо выходившей на телефоны», потому что жанр экстремальных игр часто становится предметом презрения и насмешек.

Massive Snowboarding 3D — простая аркада, в которой вам предстояло проходить трассы, попутно выполняя различные трюки.

2005 Real Football — продолжение футбольной серии для мобильных телефонов на Java.

В 2005 Real Football было вложено немало усилий, чтобы создать такую реалистичную атмосферу, а также предложить очень грамотную симуляцию, в которую хочется играть, не снимая ботинок»

PocketGamer, Обзор от 26 января 2006 года

Немного позднее вышло продолжение аркадных гонок — Asphalt 2: Urban GT.

Музыкальная тема новой Urban GT представляла собой оцифрованную версию песни «Moby’s Lift Me Up» — вступительная музыка для освещения гонок Формулы-1, а девушки из поп-группы The Pussycat Dolls появлялись до и после каждой гонки.

В 2006 году вышла известная головоломка от Gameloft — Brain Challenge. До четырех человек могли соревноваться между собой в автономном или онлайн-режиме. Переиздание от 2007 года было выпущено на множество платформ — от мобильных телефонов и iPod Classic, до приставок от Sony, Nintendo и Microsoft

Новая футбольная серия пользовались успехом у игроков, и студия презентовала новую 2006 Real Football, а также издание с трехмерной графикой. 2006 Real Football 3D — первый проект футбольной франшизы с такой графикой.

Так как Gameloft уже не просто портал для онлайн-развлечений, а полноценный разработчик мобильных игр, в середине 2006 французы продают свою долю в Jeuxvideo. com, а параллельно начинают активнее выпускать тайтлы с 3D графикой. Чаще всего это были 3D вариации ранее выпущенных проектов, в основном спортивных.

Midnight Pool 3D (2006) портал Modojo назвал изысканной — в ней была более приятная 3D графика, чем в ранее выходивших играх.

В период с 2003 по 2006 год оборот рос более чем на 100% в год, и за это же время команда сотрудников выросла до 2400 человек.

Выпущенная в октябре 2006 Gangstar: Crime City, стала первой игрой популярной серии. В целом это была мобильная вариация всеми известной франшизы.

Crime City представляла собой экшн-песочницу в открытом мире. Вы управляете гангстером, который покинул родной город и хочет сделать себе имя в одной из банд. Цель — стать лидером крупнейшей банды в городе, но свой путь нужно начать с самого низа, погасив долг перед местным крёстным отцом.

В то же время вышла и аркада Bubble Bash!, в которую можно было «порубиться» и на Apple iPod Classic.

У Gameloft было самое большое портфолио проектов по лицензиям: «Миссия Невыполнима 3», «Шрек 3», «Кинг-Конг». А также «Остаться в живых», «Отчаянные домохозяйки» и «Герои», которые были одними из самых популярных телесериалов в мире.

Но нельзя не упомянуть и такой хит студии, как Tom Clancy’s Splinter Cell: Double Agent, посетивший телефоны в сентябре 2006.

Игры составляли 91% прибыли студии, а к 2007 году доходы выросли на 46% и составляли 90 миллионов долларов. В 2007 уже 400 телефонов были совместимы с играми компании, а линейка Java достигала 200 наименований.

2007 — 2008. Первые игры для сенсорных телефонов и другие новинки

В январе 2007 проходит значимое событие: презентация первого телефона от Apple — iPhone 2G. Новинка в то время была встречена неоднозначно, но мы то уже знаем, что после презентации мир уже не будет прежним.

Самый первый iPhone
Самый первый iPhone

В том же году Gameloft запускает свою первую музыкальную франшизу и презентует Guitar Rock Tour, которая была вдохновлена не менее известной серией Guitar Hero. Впоследствии новинка была портирована на Nintendo DS и iPhone.

Также на Java вышла первая мобильная Assassin’s Creed. Её очень положительно оценили как критики, так и пользователи.

Была основана на той же сюжетной линии, что и её ПК собрат, но была выполнена в виде двухмерного платформера.

Assassin’s Creed выглядит настолько утонченно, насколько это возможно для 2D-платформера. Это превосходно сложенная игра, в которую можно играть весело и увлекательно. О, и у неё есть крутые боссы в конце уровня.

PockerGamer, Обзор от 5 ноября 2007 года

9 июля 2008 случается одно из важнейших событий в мобильной индустрии — запуск Apple первого мобильного магазина приложений — App Store. Gameloft была первым, кто разместил в магазине шесть своих продуктов: Brain Challenge, Bubble Bash!, Chess & Backgammon Classics, Platinum Solitaire, Platinum Sudoku и Diamond Twister. Продавались они от 7.99$ до 9.99$ или 200 и 250 рублей по курсу того времени. Это были, по сути, самые первые игры компании для устройств Apple.

Chess & Backgammon Classics

В том же месяце на смартфоны вышла Uno — популярная за рубежом франшиза. Цель состоит в том, чтобы первым избавиться от всех своих карт.

Asphalt 4: Elite Racing (2008) — первая игра серии на сенсорных телефонах. Для удобного управления с экрана iPhone в Asphalt 4 были представлены три схемы управления: нажатием на любую сторону экрана, по наклону акселерометра и руль в нижней части сенсорного экрана.

Не менее значимым событием 2008 года стала презентация Android и запуск 22 октября магазина приложений от Google — Android Market.

App Store и Android Market в 2008 году:

Ближе к концу года вышла Brothers in Arms: Hour of Heroes — тактический шутер от третьего лица, разработанный совместно с компанией Gearbox Software.

Сюжета как такового нет. Вместо этого вы управляете безымянным солдатом 101-й воздушно-десантной дивизии в ходе тринадцати миссий, действие которых происходит во время Второй мировой войны. Миссии проходят в течение трех отдельных кампаний.

Для Android в 2008 году от французов ничего не выходило. Первые тайтлы стали появляться лишь в следующем году.

2009 — 2010. Золотое время компании

2009 год начался с релиза первого ассасина для iPhone — Assassin’s Creed: Altair’s Chronicles, который годом ранее выходил на Nintendo DS.

Встретили проект неоднозначно. Зарубежные порталы ругали его за высокую цену в 9.99$, неудобные прыжки на платформы и долгое время загрузки, но хвалили за атмосферу, удобный и разнообразный геймплей.

Сюжет повествует о приключениях ассасина Альтаира в 1190 году, до событий первой части игры.

К февралю того же года Gameloft отгрузила уже более 200 миллионов копий своих игр, а также могла похвастаться 2 миллионами ежедневных загрузок в App Store. В целом можно сказать, что запуск мобильного магазина сыграл большую роль в продвижении и продаже продуктов компании.

В следующем месяце для устройств Apple вышел известный тайтл — Let’s Golf!

Конец августа 2009 стал очень горячим на релизы. Одним из таких стала новая часть серии Gangstar — Gang$tar: West Coast Hustle. Её не обходило стороной сравнение с серией GTA, но геймеры и критики положительно встретили новинку.

Как бы трудно это ни было представить, Gangstar работает очень хорошо, учитывая платформу и набор строгих ограничений. Растянув платформу до предела, она даёт примерно то, что вы ожидаете от любой портативной игры Grand Theft Auto, очень похожим образом. Я не буду спорить с тем, что идея не оригинальна или, по крайней мере, производна в целом, но это определенно хорошее преобразование формулы песочницы в iPhone

Thunderbolt Games, Обзор от 24 января 2010 года

Вторым громким релизом стал шутер от первого лица — Modern Combat: Sandstorm.

Вы управляете персонажем по имени Шеф, который вместе с отрядом участвует в десяти миссиях против террористов. Миссии линейны с событиями по сценарию. Можно использовать различное оружие — от винтовок до гранат. Некоторое оружие спрятано в ящиках, которые вы найдёте по пути.

Новинку не обходило стороной сравнение с Call of Duty 4: Modern Warfare, вышедшей в 2007. Но, несмотря на это, Modern Combat нравилась за отличную по тем временам графику, удобное управление и разнообразие уровней. Недовольство вызывало отсутствие у вражеского ИИ адаптации и перезапуск уровней в случае закрытия игры. В MC был и мультиплеер с двумя режимами: Solo (один на один) или Team (два на два)

В сентябре на смартфоны дебютировала известная экшен РПГ — Dungeon Hunter.

Воскресшему принцу предстоит сразиться со злой королевой, которая оказывается его бывшей любовницей. Действие происходит в стране Готика, где принцу придётся избавиться от злых существ, раскрывая собственные воспоминания.

Но не забывали и про самых искушенных геймеров. Sexy Poker (2009) для Nintendo Wii:

Чаще всего в 2009 качественными новинками студия радовала лишь владельцев яблочной продукции. Для Android выходили 2D проекты с элементами управления под сенсорный экран. Это сильно выделялось на фоне того, что выпускалось для устройств от Apple.

Gangstar 2: Kings of L. A., Prince Of Persia и Spider-Man: Toxic City для Andoid:

Финансовый директор Gameloft Александр Де Рошфор отмечал, что игры для iOS приносят примерно в 400 раз больше дохода, чем на Android. Это было, отчасти, потому что Google не разрабатывала витрину приложений в своём магазине, чтобы побуждать пользователей к покупке.

Поэтому в ноябре 2009 года Gameloft резко сократила свои инвестиции в разработку проектов для ОС от Google, а с июля 2010 года вместо этого попыталась продавать свои продукты напрямую через свой веб-сайт, избегая использования Android Market, что оказалось не очень удобным для игроков.

Сайт компании в 2010 году
Сайт компании в 2010 году

Конец 2009 запомнился ещё несколькими интересными релизами, среди которых были:

Asphalt 5 — 30 автомобилей, 12 трасс и несколько режимов игры.

Driver — мобильная версия одноименного проекта от Reflections Interactive Ltd., выпущенной совместно с Gameloft.

Tom Clancy’s H. A.W. X — симулятор воздушного боя, который мог похвастаться 14 локациями и 26 самолётами.

Ну, а завершился год громкой новинкой: шутером от первого лица в научно-фантастическом сеттинге — N. O.V. A.: Near Orbit Vanguard Alliance.

Одиночная кампания предлагала 13 уровней в различных условиях, таких как джунгли, снег, космический корабль, бункер и инопланетный город. Был и мультиплеер на 5 картах с участием до 4 человек по Wi-Fi или 2 по Bluetooth

Как и предыдущие новинки студии того года, N. O.V. A. геймеры встретили положительно. Были уже даже свои ветераны шутеров для iPhone.

На самом деле, N. O.V. A. предлагает отличный шутер от первого лица практически для всех, даже для новичков этого жанра. И если вы ветеран шутеров для iPhone, вам определенно понравится погружение в насыщенную кампанию и динамичный многопользовательский режим.

GameSpot, Обзор от 2 июля 2010 года

27 января 2010 года ознаменовался ещё одной важной новинкой от Apple — Стив Джобс презентует первый iPad и приглашает Мишеля Гиймо из Gameloft принять участие в официальной презентации. Компания была выбрана для разработки самой первой игры для iPad, которой стала ранее выпущенная N. O.V. A. Она использовалась во время презентации планшета, чтобы продемонстрировать его возможности в видеоиграх.

Взлёт и падение Gameloft: как известный разработчик достиг вершины и почему стремительно её покинул

Для iPad выходили все популярные тайтлы компании того времени. Именно с этого момента на логотипах проектов от Gameloft появляется маркировка «HD», которая информировала о том, что приложение оптимизировано под большую диагональ и возросшее разрешение экрана планшета.

В феврале 2010 аналитик авторитетного портала Radar.OReilly называет Gameloft самым продаваемым разработчиком платных приложений для iPhone.

Аналитик проанализировал топ 100 платных приложений с февраля 2009 по 2010  и на основе этих данных составил топ разработчиков
Аналитик проанализировал топ 100 платных приложений с февраля 2009 по 2010 и на основе этих данных составил топ разработчиков

В том же году впервые меняется логотип.

Логотип с 2010 года<br />
Логотип с 2010 года

А также выходит ролик, посвященный 10-летней эволюции игр от Gameloft.

Gameloft на пике вершины — из года в год компания рапортовала о большом увеличении экономических показателей: выручки, дохода и прибыли. По всему миру открываются новые подразделения компании. В течении 2010 года выходят продолжения по популярным франшизам — Gangstar, Modern Combat, Asphalt, Dungeon Hunter и др. Параллельно продолжается выпуск проектов на Java, которые ничем особо не были примечательны на фоне того, что выходило на iOS и Android.

Но с конца 2010 года начинают происходить переломные моменты, которые сильно меняют Gameloft.

Поворот не туда — первые игры с микротранзакциями

В мае 2007 Facebook запустила свою платформу, которая позволяла создавать и загружать приложения. Спустя два года, в июне 2009, американский разработчик Zynga выпускает социальную free-to-play игру FarmVille. Новинка имела ошеломительный успех — в мае 2010 года насчитывала уже более 83 миллионов активных пользователей в месяц.

FarmVille получила награду на конференции разработчиков игр в номинации «Лучшая новая социальная/онлайн-игра» в 2010 году. Во время вручения награды руководителя Zynga освистали

Марк Пинкус, основатель Zynga, позже признавался, что у него были проблемы с набором разработчиков. Они считали, что их не будут уважать за работу над проектом. В том же году журнал Time назвал FarmVille одним из «50 худших изобретений», назвав его «почти игрой».

В связи с закрытием технологии Flash в конце 2020, браузерная версия прекратила своё существование и продолжила его на смартфонах.

Игровое сообщество относилось отрицательно к играм по типу FarmVille, но количество пользователей и выручка, которую приносили такие проекты, не оставляли компании равнодушными.

Безусловно Gameloft наблюдала за этим и решает поэкспериментировать с free-to-play проектами. В ноябре 2010 года выпускает первую за долгое время браузерную игру для Facebook. В библиотеке социальной сети появляется первая условно-бесплатная игра компании — Green Farm.

Классическая ферма со всеми присущими особенностями жанра — донат, премиальная валюта, энергия

В 2000-х на ПК большую популярность набирали MMO RPG, которые в целом и популяризировали условно-бесплатную модель продаж. Одним из таких проектов был небезызвестный World Of Warcraft.

Gameloft такой проект сильно вдохновил на создание своего аналога и в апреле 2011 на смартфоны вышла масштабная MMO RPG — Order & Chaos: Online. Новинка была платной, несмотря на наличие внутриигровых покупок. Позже, в 2014, перешла на free-to-play модель распространения.

Это первый мобильный проект Gameloft с микротранзакциями.

Конкретных обзоров тех времён найти не удалось, но по мелким обрывкам было понятно, что геймерам новинка нравилась, ведь на тот момент это был единственный мобильный аналог популярной World Of Warcraft.

В том же 2011 году французы начинают эксперементировать с полностью бесплатными проектами, которые включали в себя внутриигровые покупки, вставляя их чуть ли не в каждую новинку.

Одной из таких стала The Oregon Trail: American Settler — спин-офф одноименной игры 1982 года и представляет собой симулятор фермы.

Игрок размещает фермерские участки, дома, предприятия и украшения. Собирает еду, дерево и золото, а также может создавать инструменты и медикаменты. Здания производят товары в зависимости от времени и их нужно собирать, чтобы производить больше. Почти все виды деятельности требуют энергии, которая со временем восстанавливается. Предметы и здания можно купить или ускорить, потратив премиальную валюту, купленную за реальные деньги.

Отзывы зарубежных порталов были смешанными — кто-то был в восторге, а кто-то признавал, что The Oregon Trail хоть и была красивой, но со временем геймплей становился неказистым

Следом смартфоны посетил шутер от третьего лица в сеттинге Дикого Запада — Six-Guns. Донат, энергия и премиальная валюта были на месте.

Six-Guns справляется с немыслимым, делая концепцию «ковбой против нежити» скучной

GameZebo, Обзор от 11 декабря 2011 года

В тот же период вышли Fantasy Town и Fashion Icon, которые представляли такие же симуляторы ферм, только в другой оболочке. Все они были free-to-play проектами и стали своего рода пробой пера Gameloft с новой бизнес моделью. И по моему мнению, именно проекты от Gameloft имели одну из самых агрессивных политик доната.

Если сейчас платное приложение в большинстве случаев — это гарантия отсутствия микротранзакций, то в 2011 году дела обстояли иначе. Выходили платные тайтлы с донатом — Gangstar Rio, Wild Blood, Modern Combat 3 и др., которые хоть и имели внутриигровые покупки, но они не мешали комфортному геймплею.

Были и разработчики, которые не применяли в своих проектах F2P модель распространения. Они считали, что она манипулирует особенностями психики игрока, использует его слабости и формирует зависимость.

К сожалению, Gameloft поступила иначе, несмотря на критику таких проектов со стороны игрового комьюнити. Ведь согласно исследованию Flurry, уже в 2011 бесплатные приложения приносили дохода больше, чем платные.

Стоит отметить, что только от 0,5% до 6% пользователей бесплатных приложений совершали внутриигровые покупки
Стоит отметить, что только от 0,5% до 6% пользователей бесплатных приложений совершали внутриигровые покупки

А в первом квартале 2012 года выручка Gameloft увеличилась на 59%, в сравнении с тем же периодом 2011. Во многом этому послужили новинки с внутриигровыми покупками, которые составляли 80% выручки. Был и большой приток новых пользователей — в 2013 году уже 125 млн человек по всему миру играли благодаря free-2-play системе.

Больше всего повезло владельцам Java устройств — проекты для них выходили без внутриигровых покупок, просто потому что платформа не поддерживала систему микротранзакций.

Поглощение

Выручка Gameloft растёт как на дрожжах. Игры могут похвастаться сотнями миллионов загрузок — всё идёт хорошо.

Ubisoft, которой принадлежала Gameloft, была всегда важна независимость от других компаний, ведь это был семейный бизнес Гиймо. Но в конце 2015 года французский медиаконгломерат Vivendi, стремясь расширить своё влияние на рынке видео-развлечений, приобретает 6,6% акций Ubisoft.

Взлёт и падение Gameloft: как известный разработчик достиг вершины и почему стремительно её покинул

Ценная бумага (акция) — это доля в собственности компании. Владея этой долей, акционер получает право претендовать на часть активов и прибыли компании. Чем больше ценных бумаг, тем большей долей компании владеет акционер. Также, имея определённое количество и тип акций, акционер может влиять на деятельность компании

Наше намерение всегда состояло в том, чтобы оставаться независимыми. Эта ценность в течение 30 лет позволяла нам внедрять инновации, идти на риск, создавать любимые франшизы для игроков по всему миру и помогла компании стать лидером сегодня.

Ив Гиймо
, Руководитель Ubisoft в электронном письме сотрудникам

Ubisoft старается всячески оградить себя от поглощения со стороны Vivendi — предупреждает акционеров о риске для компании, который создаёт французский медиахолдинг. Но компании не удаётся сдерживать оборону и чтобы сохранить независимость хотя бы Ubisoft, руководство жертвует Gameloft.

В июле 2016 Vivendi приобретает 100% акции мобильного разработчика, что даёт ей полный контроль над компанией. Часть руководства и сотрудников уходит, а Мишель Гиймо перебирается в Ubisoft, чтобы совместно с братом сдерживать натиск полного поглощения семейного бизнеса.

Взлёт и падение Gameloft: как известный разработчик достиг вершины и почему стремительно её покинул

Vivendi берёт своё начало ещё с 1853 года, как компания, специализирующаяся на предоставлении услуг местным органам власти (водоснабжение, транспорт и окружающая среда). В 2007, совместно с Activision, основала Activision Blizzard, которая в 2012 году имела наибольшую в мире выручку по продаже видеоигр.

Со временем независимость Ubisoft удалось сохранить, но Gameloft окончательно осталась под крылом французского медиаконгломерата.

Критика компании. Заимствует чужие механики, не привнося ничего своего?

Часто Gameloft критикуют за похожесть на другие крупные тайтлы. И если по поводу доната у геймеров была однозначная позиция — крайне негативная, то о копировании известных тайтлов мнения людей разделялись — одни радовались тому, что могли играть в качественный аналог GTA, другие считали, что компания попросту заимствует механики, не привнося ничего своего.

Взлёт и падение Gameloft: как известный разработчик достиг вершины и почему стремительно её покинул

Как мы помним, Gameloft в начале своего пути не стала изобретать велосипед и выпускала мобильные версии ПК проектов Ubisoft (Prince Of Persia, Tom Clancy’s, Assasin’s Creed и др.) и мобильных аналогов популярных игр (Asphalt, Block Breaker, Gangstar и др.). В то время компания была чуть ли не единственной, которая занималась разработкой только мобильных игр.

Крупным разработчики ПК тайтлов был не интересен рынок мобильных игр, потому что он не приносил такого дохода, как сейчас. А у людей было желание играть на своих мобильных устройствах. Хотели поиграть в GTA — они скачивали Gangstar. Хотели поиграть в Call Of Duty — загружали Modern Combat. Хотели крутые гонки в стиле NFS — скачивали Asphalt — таких примеров множество. Gameloft серьёзно подходила к качеству своих продуктов. Нельзя сказать, что в наглую копировались ПК тайтлы, поиграв в известные тайтлы компании, вы убедитесь, что это не так.

Взлёт и падение Gameloft: как известный разработчик достиг вершины и почему стремительно её покинул

С приходом первых сенсорных устройств и мобильных магазинов приложений, у пользователей не отпало желание играть. Gameloft дала им эту возможность, продолжив проверенную годами схему — мобильные аналоги ПК игр, проекты Ubisoft и лицензии по известным франшизам. Да, со временем стали выходить порты GTA, мобильный NFS и другие игры с ПК, и Gameloft продолжила выпускать свои аналоги популярных тайтлов.

По моему мнению французы попросту не умели делать иначе, а после поглощения у нового руководства не было целей что-то менять.

Наши дни

C 2017 года Gameloft всё чаще выпускает незамысловатые браузерные проекты для сайта Ludigames. com, в которые можно играть со смартфона.

Одним из последних крупных релизов стал небезызвестный Asphalt 9: Legends, вышедший в далёком 2018 году на множество платформ. Новый Asphalt мог похвастаться шикарной, по меркам смартфонов, графикой, но под красивой обёрткой скрывался и агрессивнейший донат — форумы завалены сообщениями о недовольстве пользователей и как без вложений можно пройти тот или иной ивент.

Я и сам оставил десятки часов в новом Asphalt, но со временем проект надоел, потому что чем дольше ты играл, тем чаще разработчик требовал с тебя “копеечку” себе в карман. По сообщениям с форумов стало понятно, что сейчас ситуация с донатом ухудшилась и теперь невозможно продвигаться по карьере без вложений.

Также можно отметить гоночную аркаду на мотоциклах Rival Wheels (2018) — один из последних проектов на платформе Java от французов. Три локации по десять гонок в каждой. Каждый заезд имеет три цели, за выполнение которых геймер получает колеса. Во время гонок можно собирать монеты, а затем использовать их для разблокировки специальных навыков. Также у каждого мотоцикла есть один особый навык.

После 18-го года Gameloft будто бы пропал с радаров, но в конце 2021 дала о себе знать громкой новинкой для смартфонов и PC — Gangstar New York, который на момент публикации статьи находится в закрытом альфа тестировании и дата релиза пока неизвестна.

Если на смартфонах такую графику ещё можно назвать красивой, то вот на ПК новый Gangstar выглядит довольно устаревшим. Возможно в финальном релизе разработчик улучшит визуальную составляющую

В комментариях под видеороликами с геймплеем люди пишут восторженные отзывы о графике, о возвращении того самого Gameloft, но я отношусь к новому Gangstar скептически, ведь руководство не менялось и никто не выкупил её у Vivendi — это всё та же компания, выпустившая Asphalt 9.

За всю свою историю Gameloft собрала огромнейшее портфолио из более чем 500 игр для всевозможных платформ, тем самым внесла огромный вклад в развитие мобильного гейминга. Всегда стремилась к тому, чтобы как можно больше людей играли в качественные проекты — на телефоне, на приставке, на ПК, везде. Было видно, что разработчик жил играми и пресловутые F2P проекты помимо немалого дохода, приносили и большое количество новых пользователей.

Игрок для компании на первом месте, главное чтобы он не был из России. В апреле 2022 Gameloft чуть ли не единственный разработчик игр, который закрыл свои продукты пользователям из России
Игрок для компании на первом месте, главное чтобы он не был из России. В апреле 2022 Gameloft чуть ли не единственный разработчик игр, который закрыл свои продукты пользователям из России

К сожалению, французы угодили в ловушку free-to-play изделий. В погоне за выручкой такие проекты очень сильно теряли в качестве, как в плане графики, так и в геймплее. А поглощение и вовсе закрыло вопрос об изменениях, которые требовали пользователи — уменьшить свой аппетит с донатом и больше оригинальных идей. Новое руководство это не интересовало.

Безусловно кому-то могут и нравиться F2P проекты, но лично у меня они быстро теряют интерес, потому что в игры, в первую очередь, хочется играть.

Согласно небольшому расследованию Capital, после поглощения месячная аудитория(млн), выручка(млн) и количество инвестиций(млн) стремительно падают:

Затяжной кризис, неутешительные показатели и огромное давление конкурентов требуют от французов серьёзных изменений. Решится ли руководство на них или Gameloft останется на задворках истории, так и не став снова великой — время покажет.

1.2K
224 комментария
100 ₽

♥️ Понравился материал? Поддержи автора!

5
Ответить
359
Ответить

Статья заставила меня почувствовать себя старым. Хотя вроде все это было не так давно, сейчас будто уже другой мир.

111
Ответить

Аж захотелось скачать эмулятор и снова поиграть в Chaos Theory

9
Ответить

Вид ngage доставил. По тем временам владеть им - было охуенно.

4
Ответить

Прям всплакнул от джава проектов. Когда-то они даже всерьез с портативками от Нинтедо боролись по качеству игр. Надеюсь что сейчас, когда в мобилках зараждается второй Ренессанс, геймлофт хоть чутка отойдут от концепции чисто донатных дрочилен.

120
Ответить

когда в мобилках зараждается второй РенессансЭто например?

34
Ответить