«Души, еще живые и уже мертвые». Глава 1: «кимбаку», часть - 2. Аяне - "горькие цветы ириса"

«Души, еще живые и уже мертвые». Глава 1: «кимбаку», часть - 2. Аяне - "горькие цветы ириса"

Архетип: «идеальный» солдат; ребёнок – убийца; ребёнок, потерявший детство; дух мести; «ночной кошмар» - персонаж - тень; Femme Fatale ( японский, азиатский вариант).

Где искать архетип: сказания, легенды, японский фольклор - мистические истории о мести; анимэ, боевики, триллеры, Exploitation Movies (особенно Rape and Revenge); фантастика разного рода, особенно киберпанк (в первую очередь - японский).

статус: наёмный убийца, куноити (женщина – ниндзя, Синоби).

Этика и мораль: антигероиня (скорее добро).

Бойцовский стиль: Мугэн – Тэнсин, (Хадзинмон - ниндзюцу).

Символ: бабочка, цветок японского ириса, тэнгу.

цвет: фиолетовый

цвет глаз: от тёмно - карего до красного

национальность: японка

день рождения: 5 августа

Родственники: Райдоу (отец, брат Шидена – главы клана Мугэн Тэнсин, главный злодей); Аямэ (мать. Так же мать Касуми и Хаяте, жена Шидена); Касуми (сводная сестра – куноити, принцесса клана Мугэн Тэнсин); Хаяте (сводный брат. Принц, родной брат Касуми. будущий глава клана); Шиден (дядя. Синоби; глава клана Мугэн Тэнсин); Генра (приёмный отец, сэнсей. глава клана – «секта Хадзинмон»).

Другие Важные персонажи: Рю Хаябуса, Елена, Кристи (символическая сестра – «другая сторона одной монеты»).

Увлечение: уход за телом, походы по салонам красоты.

Камень: Хризолит (перидот).

Цветок: японский ирис, Лизиантус (Эустома).

Музыкальные темы: Aya (DOA 1); Tehu Tehu (DOA 2); Prismatic Butterfly (DOA 3); Firelight Holly (DOA 3 ending).

Фетиш – направление персонажа: : Teen, Lolicon . цундэре (по аниме терминологии. Стерва с наклонностями манипулятора). вариация суккуба в европейской традиции.

Перед прочтением данной статьи, настоятельно рекомендуется, прочитать первую часть данного цикла - "Кимбаку". Касуми - "острые ветви сакуры". Ибо данные две статьи, связаны напрямую. Я вас предупредил.

И однажды явился свет, а с ним в душах людей, возникло желание жизни. И однажды пришла тьма, а с ней в душах людских возникло желание смерти… и под аккомпанемент человеческих желаний, колесо бытия начало свой вечный ход... так было тогда. Так идет время, и ныне: от жизни к смерти; от тьмы к свету. И снова… вечность.

А теперь давайте разбираться, к чему это я веду.

дары крови

И сразу небольшое отступление, ибо нужно пояснить определенные вещи, касательно…. метода трактовки символов - прежде чем подводить к хоть какой - то картине. Итак. Дело в том, что символы японской культуры (как и мировоззрение в целом), нельзя трактовать однозначно, Ибо. Японская культура и сознание социума, исторически стоит, как минимум на двух системах мировосприятия (которые зачастую противоречат друг другу, да). Это синтоизм, и трактовка, идущая исторически через систему синто, (Япония). И буддийская система, идущая через ранний буддизм и его корни, что пришли в Японию из Китая через Корею. Тут стоит отметить, что в определенный исторический период, в сознании японцев произошел синтез этих двух систем, однако, он затрагивал и отражался, скорее на социально – экономическом и ритуальном уровне (религия), но не символическом, в большей мере, т.е. с символической точки зрения, у нас как были две системы мировоззрения – так они и остались. Но на общество, это слияние оказало определенное влияние. Более того, этих слияний было несколько. Даже так. Однако, какая – то часть общества, предпочитала придерживаться корней синтоизма, а кто – то шел в противоположном направлении – путем буддизма. А государство тем временем... а государство – это несколько иной мир. А теперь немного о нашей девушке.

Аяне (綾音) – «идеально, сотворённый звук» (буквальный перевод). т.е. некто, идеально подходящий (созданный) для выполнения определенной миссии, задачи. В нашем случае – идеальный ниндзя. Или, я бы скорее это трактовал, как идеальный мститель. Ибо её единственная цель всего бытия – это месть. Она была создана для этого. Причём богами. Ну, или согласно её судьбе, была обречена на этот путь. Однако, в сути – это одно и то же, и одно другого не исключает. А вот теперь пойдём тропой мести, чтобы узнать, такое ли холодное это блюдо, согласно японской рецептуре.

века тьмы и смерти.

«Камакура» и «Муромати» (1185 – 1333) – два периода японской истории, которые шли друг за другом, и которым, предшествовала эпоха Хэйан (это важный момент - запомните, пожалуйста. Просто, это важно знать для читателя, чтобы у него сложилась более цельная картина и впредь не распадалась, а многие вопросы решились по мере понимания, - сами собой).

телекомпания "Вид",  не представляет. "Камакура" сегодня.
телекомпания "Вид",  не представляет. "Камакура" сегодня.

Камакура – название исторического периода, происходит от деревушки, где расположилась столица, а заодно и новое правительство – Бакуфу (幕府). В данный период оформляется правление сёгуната и подъем самурайского сословия. Однако, до этого дойдем. Я пока, просто обрисовываю исторический эскиз. В этот же период пошло массовое, общенародное распространение буддизма. А это нас касается, напрямую, (хотя, и духи самураев, мы тоже потревожим). А теперь, сразу обозначу одну интересную особенность, касающуюся наших сестрёнок.

Когда мы говорим о Касуми и её архетипической линии - мы подразумеваем Синтоизм и период Хэйан, напрямую. Когда говорим, об Аяне – имеем ввиду буддизм и периоды Камакура и Муромати, (Звонить в дурку, не стоит, у меня всё чётко и по полочкам).

вся история Японии, отражённая в двух персонажах. Гении же вашу мать. но придётся дочитать до конца, чтобы осознать.
вся история Японии, отражённая в двух персонажах. Гении же вашу мать. но придётся дочитать до конца, чтобы осознать.

мы помним из прошлой статьи, посвящённой Касуми, такую школу буддизма, как Сингон, которая была тесно связана с горными монахами – Ямабуси, и была сформирована, как раз в период Хэйан. Но система, легшая в основу этой буддийской школы, для большинства простолюдинов была слишком сложной и мудрёной. А вот в период Муромати, как я сказал, пошло общенародное распространение буддизма. Потому что, что ? Правильно, система стала доступна всем, да еще и обладала некоей близостью к народной религии – синтоизму, в ряде моментов. Однако, легче жить от этого никому не стало, а скорее наоборот. Об этом, чуть позже. Сами буддисты упростили свою систему до того, что не все, даже соблюдали какие – то каноны, а причисляли себя к буддистам - потому что хотелось. Хидзири, например – отшельники – буддисты, которые занимались оккультно – магическими практиками, вроде изучения заклинаний, предсказаний и всяких колдунств. Силились в глухих местах и по – сути, были, откровенно, сектантами, к которым хоть и обращались, но относились настороженно, в отличие от последователей «Сюгэндо», (смотрите предыдущую статью о Касуми). И тут, я хочу сразу обозначить одну вещь, в отношении вселенной DOA. А именно, что такое «Хадзинмон».

Hajinmon (覇神門 ) – «врата верховного бога» - фактически секта внутри клана «Мугэн Тэнсин» , занимающаяся «теневыми» делами, как бы вне самого клана, (у них даже стиль боя разный. Не говоря уже о лидерах и устройстве). И сразу. Внутри, есть интересная деталь, а именно иероглиф Haji (慙), который означает стыд, унижение, позор, неуважение. В общем, всё то, что очень тесно связано с понятиями изгоя и сектанства, в том числе. Мы же помним, кто такая Аяне по праву своего рождения. т.е. с точки зрения буддизма – кармы (так, кстати называется музыкальная тема Генры – её приёмного отца и мастера – во всех смыслах, но до этого, тоже дойдём). А карма самой Аяне – это месть, и приёмному, и родному отцу - в первую очередь. Но если, месть Райдоу была идеей самой Аяне, то приёмный отец попал под раздачу, не совсем запланированным образом, а скорее, опять же, по велению «злого рока», лишив Аяне, обоих. Такие дела. кстати, о карме.

буддийское колесо бытия (Wheel Of Doom, хэ - хэ. ты обречён на вечное страдание, дружок). 
буддийское колесо бытия (Wheel Of Doom, хэ - хэ. ты обречён на вечное страдание, дружок). 

Карма – это понятие, объединяющее все школы буддизма. И именно её концепция, послужила желанию некоторых, как – то обойти эту систему, ибо всё это дело, а именно колесо перерождений, состоящее из шести миров (рокудо), ввергало народ в такую печаль, что люди всеми способами желали, если уж не избавиться, то как – то упростить свою духовную участь вечных рабов, зависящую, зачастую не от добрых богов, а например, от демонов (они), или всяких онрё.

одни, из особо прижившихся в народе, буддийских реформ, звучали, как «Маппо» (представление о вступлении в эпоху «конца закона») и хонгаку (идея об изначальном просветлении).

третья эпоха (она же "Маппо") – эпоха, в сознании буддистов, когда «ничего не истинно; всё дозволено», если говорить кратко. А если длинно.

«В мире не осталось, даже подобия истинного буддийского учения, поэтому рассчитывать на спасение исключительно собственными силами практически невозможно. Явным подтверждением того, что мир действительно вступил в эпоху маппо, считали тот факт, что именно в 1052 году, сгорел дотла великолепный монастырь школы Сингон — Тёкокудзи (или Хасэдэра). Широкое распространение идеи маппо, в истинности которой мало кто сомневался, еще более усугубило состояние обречённости в массах, но в то же время вдохновляло первых идеологов амидаизма, и Нитирэна, проповедовавших идею «легкого Пути», и освобождения, при помощи «иной силы»(тарики)».

«Не менее благодатной оказалась и идея «изначального просветления» (хонгаку) , которая получила признание и распространение в той или иной степени, в большинстве буддийских школ, хотя интерпретировалась по - разному. Термин хонгаку (или сигаку) впервые встречается в трактате «Дайдзё кисинрон », где говорится, что главная задача верующего — отринуть заблуждения и увидеть мир таким, каков он в действительности, в состоянии «недуальности» (фуни), и тогда исчезнут различия между добром и злом, истинным и ложным, обыденным и просветлённым . Поскольку «семена просветления» таятся уже в замутнённом заблуждениями и невежеством сознании, любому живому существу изначально «предопределено» просветление; для этого нужно только применять правильный метод. Таким образом, признание принципа хонгаку вело к отрицанию дихотомии телесного и духовного и давало верующему надежду на просветление еще при этой жизни».

А теперь, держим это в голове и проводим сравнение Касуми и Аяне: если Касуми – это правильная с точки зрения этики и морали личность, то вот Аяне – это как раз случай – "ничего не истинно; всё дозволено", в которой и воплощён этот самый принцип – фуни (недуальности). Это антигероиня, преследующая цель кровной мести, и идущая по головам. Даже глава клана, для нее не имеет какого – то веса, или значения, в отношении какого – то тормоза.

Изгой, который находится в клане "на птичьих правах", идёт поперёк слова, без двух минут, главы клана. Да ещё и баба (не забываем про жёсткий патриархат феодальной Японии), да ещё и малолетка. Да тут сэппуку будет мало. Ну вы поняли. 

Только своя цель – личная вендетта. При этом, сама Аяне, довольно "ветреная," молодая особа, которая относится ко всем, довольно саркастично и «грязно». Чересчур высокого мнения о себе, мадам. Но далее, мы копнём глубже, а я продолжу исторический экскурс.

«В школе Сингон идея «изначального просветления», находилась в полном соответствии, с выдвинутым ещё Кукаем принципом: «в этом же теле стать буддой». Благодаря чему, бесчисленный ряд кармических перерождений, перестал восприниматься, как, почти фатальная неизбежность. В школе Тэндай основное внимание уделялось тому, что нужно не просто стать просветленным, а быть им. Тэндайские идеологи не проводили различия между людьми и другими живыми существами, а некоторые, даже, утверждали, что растения и деревья, также обладают природой будды. Догэн, основатель направления Сото-дзэн, применяя принцип хонгаку к своему учению, утверждал, что религиозная практика в виде сидячей медитации и конечная цель (просветление) — в сущности одно и то же. Поэтому, практиковать медитацию, нужно не для того, чтобы чего-то достичь; она сама по себе уже есть просветление. Таким образом, если распространение идеи маппо, еще более усугубило состояние трагизма и безысходности, лишая человека надежды на возможность спасения индивидуальными усилиями, то идея хонгаку служила противовесом ей. Проповедники принципа хонгаку внушали верующим, что только сам человек, может достичь освобождения от цепи рождений— смертей и связанных с этим неизбежных страданий, и это освобождение ему уже обеспечено, поскольку заключено в его природе. Эти две кардинально противоположные идеи, наложившиеся на прочно укоренившиеся в сознании японцев представления о карме, имели, тем не менее, одно общее: утверждение необходимости и возможности спасения, непосредственно, в этой жизни. Как уже отмечалось, характерной чертой японского буддизма с самого начала являлся его тесный контакт с государственной властью. На протяжении 700 лет он пользовался поддержкой императорского двора и знатных аристократов: строились богатые и величественные монастыри, требовавшие огромных затрат и человеческих усилий; буддийскому духовенству предоставлялись всяческие привилегии, но тем не менее до эпохи Камакура, буддизм не смог стать общегосударственной религией. Реформаторская деятельность почти всех основателей новых буддийских школ периода Камакура, была направлена на то, чтобы отмежеваться от государства, а добиться этого можно было, только завоевав симпатии простого народа и сделав своё учение достоянием широких масс. Хонэн, Синран, Нитирэн, Догэн и Эйсай (на раннем этапе) попытались подвергнуть критике учения старых школ и, тем самым, навлекли на себя гнев, не только монахов других школ, но и официальных властей. Правда, Эйсай быстро сориентировался и постарался заручиться поддержкой и покровительством сёгунского правительства, благодаря чему основанное им направление риндзай-дзэн со временем превратилось в находящуюся под правительственным контролем официальную идеологию.

Хонэн и Синран утверждали, что при помощи «иной силы» (тарики) спастись может каждый; залогом спасения ими была провозглашена искренность веры в безграничное милосердие будды Амида. Они не признавали усложнённых ритуалов и любых форм религиозной практики, кроме нэмбуцу — многократного повторения имени Амида. Новое учение было с легкостью принято народом, но вызвало недовольство и раздражение у монахов старых школ, приложивших немало усилий, чтобы искоренить новоявленную ересь. Старые школы (а потом и Дзэн), придерживались концепции, согласно которой буддизм является «защитой страны», надеясь таким образом заручиться поддержкой со стороны властей. Школа Дзёдо, основанная Хонэном, напротив, считала этот мир «грязью, от которой следует отделиться, и не признавала за государственной властью никакой ценности, поскольку, по мнению приверженцев этой школы, буддизм связан не с государственным устройством, а только с конкретным человеком (Дзусэцу нихон бунка,). Еще большие нападки навлек на себя Нитирэн, учивший,что в эпоху маппо, лишь «Сутра лотоса» может дать путь к спасению, при этом даже не обязательно её изучать, достаточно повторять вслух формулу «Наму мёхо рэнгэкё» («Слава Сутре лотоса благого Закона»). Нитирэн пытался заставить правительство признать своё учение, единственно истинным и даже предлагал создать, своего рода, теократическое государство.

Нитирэн. "Фудзисава", префектура - "Канагава".
Нитирэн. "Фудзисава", префектура - "Канагава".

Если Хонэн и Синран полностью отделили религию от государственной власти, предоставив человеку право самому делать выбор пути, ведущего к освобождению, то Нитирэн снова начал апеллировать к государству, но уже не с просьбой о покровительстве, а как мудрый советник, видящий пороки и ошибки правителей. В своих страстных проповедях и трактатах он обрушился с гневной критикой на все прочие буддийские школы, заявляя, что только он знает истинное учение, которое может служить залогом спасения и защиты государства, и что Япония - единственная страна, в которой суждено быть провозглашенным благому слову».

т.е. опять же, применительно к личности все эти буддийские упрощения вели к упрощению личности человека, делая его более свободным с точки зрения морали и этики. А я напомню, что Аяне подаётся разработчиками, как во многом не зрелая личность (и не мудрено, поскольку это самый юный персонаж в серии по – классическому канону).

А теперь, хотелось бы собрать все религиозные корни и разложить в некую внятную систему:

Синтоизм, период Хэйан.
Синтоизм, период Хэйан.

Синтоизм: ценность понимается с точки зрения коллективного я, (социум). В отношении Касуми, это реализуется фокусом на помощи другим; собственной жертвенностью во имя других (Хаяте). Централизованность по – большей части отсутствует. Человек воспринимается в неразрывной связи с предками и потомками. (клан Мугэн Тэнсин).

Буддизм. Периоды "Камакура" и "Муромати".
Буддизм. Периоды "Камакура" и "Муромати".

Буддизм: выдвигает личностное я (в отношении Аяне, это реализуется через эгоцентризм и эгоизм) . Судьба – как воздаяние за собственные грехи (карма). Централизация. Наличие четкой храмовой системы (сектанство). Связывается не с духами природы, как богами, а с высшими силами: богами, демонами итд. (Райдо, Генра и Банкоцубо. т.е. боссы, это как раз они. И связаны они все, именно с Аяне). Вводит понятие морального компаса. Рая и ада, что находятся очень близко друг к другу, (с течением времени, Аяне меняется, а вот, что этому способствует, я разберу позже). А теперь, надо рассмотреть корни персонажа – откуда берутся источники вдохновения для нашей героини. Да, именно сейчас, будет, как никогда вовремя.

линии крови.

«Души, еще живые и уже мертвые». Глава 1: «кимбаку», часть - 2. Аяне - "горькие цветы ириса"

В статье о Касуми, я уже затрагивал её связь с Китаной из Mortal Kombat, там же, я затрагивал и Милину. Дабы, особо не повторяться, буду краток.

Аяне и милина – наёмные убийцы – антигероини, которые посланы с целью уничтожить своих сводных сестёр (Китану и Касуми соответственно), которые представляют собой чистое добро; и Касуми, и Китана являются принцессами своих королевств (Эдении и горной деревни, где обитает клан мугэн тэнсин). И Милина, и Аяне относятся к главным антагонистам серий по – праву рождения (Шао – Кан и Шан – Цунг – Милина; Райдо и Генра – Аяне). Обе, несмотря на свою близость с главными принцессами, относятся к другим кланам. (Таркатаны – Милина; клан хадзинмон – Аяне). Обе (Милина и Аяне) меняют своё отношение к своим целям и этически развиваются в что – то более независимое, начиная, откровенно сотрудничать со своими прошлыми целями (Аяне меняет своё отношение к Касуми; Милина меняет отношение к китане – читаем концовку Милины из МК – 2). Обе предпочитают фиолетовый. А Китана и Касуми, по дефолту выступают в синем. И Милина, и Аяне рождаются противоестественным путём: Милина - клон, созданный путём колдовства Шан - Цунга. Аяне - рождена, вопреки желанию - через изнасилование. Обе по - факту, изгои, итд...

но есть ещё одна пара из Mortal Kombat, линии которой, очень схожи с линиями Аяне и Касуми. Морозильник и печка. т.е. Скорпион и Саб – Зиро. И снова, нам нужна вторая часть MK.

Как мы помним, Скорп и Саб – представители противоборствующих кланов. Один из Японии (Сирай – Рю - Скорпион), А второй из Китая (Лин – Куэй – Саб – Зиро). Оба хотят избавиться друг от друга, Но. Согласно сюжету второй части, Скорп встречает уже младшего брата первого Саб – Зиро, к которому, согласно сюжету, он так же меняет своё отношение, поклявшись того защищать. т.е. снова мы видим смену гнева на милость, да, ещё и какого качества. А в дальнейшем, они начинают сотрудничать, выступая против главгадов. Тут ещё, хотелось бы обмолвиться о сочетании воды и огня, которым, согласно японскому восприятию цветов, соответствуют синий (голубой) и красный (а не желтый, как у скорпа ), цвета. Достаточно глянуть на японское солнце, которое именно красного цвета. Соединив оба цвета, мы получим фиолетовый. Но это, я уже так, к слову. (и нет, это не СПГС, и не шиза. Там дальше надо читать). А раз уж мы затронули цветовую символику, что ж, давайте взглянем поглубже.

The Shades Of Deep Purple

Для начала, отмечу несколько различий между Касуми и Аяне, которые я не трогал до этого (чтобы разбор был более полным).

Hajinmon (覇神門, . «врата верховного бога») – стиль и название клана Аяне и Генры. Стиль более атакующий.

«искусство яростного бога гор» (忍法・覇神震山,) – нинпо Аяне (секретная техника, получаемая при помощи концентрации и медитации, молитвы богам).

оно самое. появилось, даже раньше, чем у Хаябусы. О как.
оно самое. появилось, даже раньше, чем у Хаябусы. О как.

Tenjinmon (天神門), «врата священного бога» (истинного бога) – стиль Касуми, Хаяте, Райдо (хотя с ним отдельная ситуация) итд. Стиль более оборонительный.

«Разрывающий (смертоносный) ветер» (奥義) – Нинпо Мугэн Тэнсин. то самое, которое «украл» Райдо, в бою с Хаяте.

А теперь перейдем к символам. В отношении Аяне, у нас их, как минимум три: бабочка, цветок ириса и тэнгу, маску которого Аяне носит с собой, а члены клана «хадзинмон» предпочитают скрывать за ними свои лица. И во всех случаях важен фиолетовый цвет.

Тут замечательно всё видно. маска тэнгу, бабочка на груди. А цветок ириса, связан с её матерью - Аяме (это значение её имени, если кто забыл. а лучше обратиться к предыдущей статье, он там часто светится). 
Тут замечательно всё видно. маска тэнгу, бабочка на груди. А цветок ириса, связан с её матерью - Аяме (это значение её имени, если кто забыл. а лучше обратиться к предыдущей статье, он там часто светится). 

Бабочка – символ молодых девушек, находящихся в состоянии созревания. Этакий символ женственности. Так же, бабочка символизирует душу, но отмечу, что у нас не белая бабочка – душа мёртвого. И сейчас будет интересно.

японский ирис, как есть.
японский ирис, как есть.

цветок японского Ириса – так же фиолетовый. Мужской символ. Символ мужественности. (тут вспоминаем что для Аяне не существует различий между белым и чёрным. В персонаже есть чётко выраженная недуальность). Ирис (он же сёбу) - синонимично понятию «воинский дух»). Ирис – символ воинов, который дарили тем же самураям, подчёркивая их доблесть и отвагу. (что и символизирует фиолетовый цвет для японца – «высшая благодать», 大徳).Возможно, это отсылает к форме листа растения, напоминающего меч. Вспоминаем, что воинское сословие стало широко распространяться, именно в период «Камакура», где воинов называли «гокенин». (точнее, высших воинов, близких к военным чиновникам). В этот же исторический период распространился культ кровной мести, кстати. Но, это рассмотрим, чуть ниже. (хотя, мы же понимаем, к чему я это отметил). Ах да, японское название фиолетового – Мурасаки (紫), и повторюсь, в общей японской типологии цвета, фиолетовый означает высшую благодать. (в отношении Аяне, это видимо намёк на "великую судьбу". А дальше будет ясно, что я имею ввиду. Вы главное, читайте). Дополню: так же, фиолетовый означает неприступность (недоступность, замкнутость).

также, касательно цвета. Если Сакура (касуми) – розовый и красный, ассоциируется у японцев с солнцем и восходом.

То фиолетовый и синий (Аяне) – это цвета луны и ночи. Но, касательно синего, есть свои особенности. Но его я трогать здесь не буду. А однажды, копнём по – полной, (к одному персонажу синий относится напрямую). И опять же, если цвета Сакуры символизируют очарование (без печальной привязки), то цвета того же ириса («холодный» спектр) - уже более мрачны и печальны. Однако, во всех случаях, не забываем о буддийском принципе Mono No Aware (печальное очарование сущего). Да, кстати, напомню, что традиция «ханами» - любование сакурой, возникла именно в период Хэйан и связана, напрямую с правителями поддерживающими синтоизм. (т.е. тут опять линия Касуми просматривается очень чётко, хотя, казалось бы совсем мелочь. В общем - то, я это затрагивал в статье о Касуми). Отмечу, что Ирис является частью летних венков у японцев. И в данном контексте, символизирует, опять же, принцип бренности жизни (истечения времени). А сам цветок связан с майским праздником мальчиков и образом весны, которой, согласно японскому мировоззрению соответствует синий цвет.

И вот мы потихоньку подбираемся к боссам. А раз уж у нас тут Тэнгу «нарисовался», с него и начнём. итак, общая информация.

«Души, еще живые и уже мертвые». Глава 1: «кимбаку», часть - 2. Аяне - "горькие цветы ириса"

тэнгу («небесная собака», или «небесная лисица» -天狗) – существо родом из японского фольклора и мифологии. Соединяют в себе черты демонов (согласно японской классификации), животных, людей, итд. Обычно, очень своенравны и нередко вредительны (в изначальном виде, вообще несли один вред и разрушение. Однако, затем, мифы стали меняться на более дружелюбный тон). По виду представляют из себя гоблинов с длинным носом, крыльями, силушкой богатырскою, да умениями дивными (магия). Живут в горах, либо лесах. Причём мрачного типа: пустынными, с искривленными деревьями, обуреваемыми штормами, грозами…. кароче, там, куда лучше одному не ходить, а взять с собой друзей, чтобы умирать было веселее. Тут надо сделать пометочку, а именно то, что несмотря на то, что я упомянул их, как демонов, они всё - же ближе к богам, чем к ёкаям, или онрё, (опять же, специфика японского мифологического сознания). Связаны большей частью с буддизмом и выступают там, как недобрый знак - противники буддийской веры, (хотя и к синтоизму относятся, но исторически пошли из Китая. якобы). Собственно, напомню, что синтоизм вообще, не особо заботит наличие богов в прямом смысле слова, где они напрямую отождествляются с природой. А вот буддизм - другая история. Тут уже появляются боги и демоны, обладающие чёткими нравами, характером и особенностями в плане предпочтений. Да и мифология, как и литературная традиция, связанная с буддизмом, гораздо «сложнее» традиции синто в плане проработки конфликтов, сюжетов и «отрисовки» характеров персонажей – кароче, они на порядок глубже и неоднозначнее. У синтоизма с этим, как – то всё более просто и прямолинейно. (опять же, смотрим на Касуми и Аяне. где - первая абсолютно "однотонна" в плане характера, а Аяне - уже антигероиня. Уже посложнее персонаж). Да, очень важный для нас момент: тэнгу – это, как бы идеальные воины. т.е. это существа, которые по – легендам подарили людям знания о боевых искусствах. Вот так – то. А теперь, немного о видах тэнгу.

1. Даитенгу (大天狗) – тот самый тэнгу, прямоходящий, аки человек. С длинным носом, крыльями, одеждой ямабуси и вот это вот всё. Обычно, когда имеют тэнгу ввиду, представляют именно его. И к этому подвиду и относится босс – Dead Or Alive – 2 – Банкоцубо.

«Души, еще живые и уже мертвые». Глава 1: «кимбаку», часть - 2. Аяне - "горькие цветы ириса"

2. Котенгу (小天狗) – малый тэнгу, или курасутэнгу (烏天狗) – ворон – тэнгу. (здравствуйте, Nyotengu, к слову). – эти тэнгу чуть попроще, чем даитэнгу во всех смыслах и в основном, представляли из себя более пернато – подобное существо (не только ворон). Конечно, я бы мог углубиться в мифы, искать какую – то дополнительную глубину, уйти в китайские корни. Но нам этого не надо, Ибо зачем. Мы же тут конкретную игру рассматриваем. Поэтому, давайте выделим важное, перед тем, как перейдём к самому Банкоцубо.

1. Тэнгу имеют прямую связь с Ямабуси, как и линии Касуми и Аяне.

2. Тэнгу имеют прямое отношение к боевым искусствам, ибо именно они, являются теми, кто их дал людям.

3. Тэнгу в большей степени, связаны с буддизмом и имеют среди адептов данной религии очень дурную репутацию. До такой степени, что раньше, если буддисты хотели как – то принизить чьё - нибудь буддийское учение, они просто связывали это с Тэнгу. Говорят, работало, отбивая охоту у желающих туда вступить.

4. По лору игры, тэнгу связаны, именно с Аяне (позже поясню).

5. Тэнгу селятся в мрачных и пустынных местах. Обычно горах, или лесах. Прям, как Ямабуси. (и арена Банкоцубо в DOA – лес в горах, под - названием - Sacred Miyama).

6. Тэнгу обладают магией и связываются со сменой сезонов в природе и стихийными бедствиями, а в игре, у Банкоцубо имеется подобный удар, приводящий к урагану и смене времён года на арене Sacred Miyama.

уяснили. переходим к нашему тэнгу.

Банкоцубо, или полное имя - Gohyakumine Bankotsubo (五百峯 万骨坊) – 1500 – летний тэнгу. (разбирать имя по иероглифам не вижу особого смысла, поскольку выходит, примерно тоже самое). Я для простоты буду называть его, просто тэнгу (天狗)

Родился 1 января, согласно лору (новый год, ага. У нас же тут связь со сменой времён года). Кстати, для японцев, это положительный во всех смыслах праздник.

Стиль боя – тэнгу – До. (вспомним, что До – это китайский иероглиф. т.е. опять связь с буддизмом).

В нашем случае, тэнгу – стопроцентный злодей. По сюжету, он сбежал из собственного измерения, в мир людей, из – за страха суда и ответственности, после того, как убил повелителя демонов – тэнгу – Курамасана Маусона (鞍馬山 魔王損) – повелитель горы Курама. А в нашем мире, Банкоцубо занял гору Мияма, чтобы потом сеять хаос, разрушение и всячески себя развлекать. Помимо Аяне, сей товарищ связался и с большим специалистом по части демонов – Рю хаябусой, который его больно отпинал и спас мир от полного разрушения. Так же, в связи был замечен Айн (Хаяте), но он чисто мимо проходил, поскольку даже сам не знает, кто он такой, но об этом, как нибудь в другой статье. Там еще и Генра был связан, но связь с ним была затронута в DOA - Dimensions (не канон) – поэтому, трогать я это не буду. А свяжу этих ребят через Аяне, попозже, но уже с другой точки зрения. И сразу, по – поводу Nyotengu, ибо есть теория, что она его прямая родственница. Но это сильно вряд – ли, ибо, как мы поняли, Nyotengu – это вообще другой вид тэнгу, и по сюжету, их ничего не связывает (на данный момент, а там бог знает, что этим сценарастам в голову взбредёт. Уже ж сделали «гениальную» Хоноку, суки). Кроме Хаябусы пожалуй, которого Нётэнгу приметила, как раз потому, что Рю, когда – то смог одолеть Банкоцубо.

приуныл после прочтения этих строк.
приуныл после прочтения этих строк.

Что можно сказать о нём в целом. Банкоцубо – это пример, именно раннего тэнгу с точки зрения фольклора. т.е. чисто злого тэнгу: издевается над людьми, сеет хаос и смотрит на всех, как на говно. Пользы для случайных путников – ровный ноль; вреда – 100%. Вот так. А почему Аяне с ним так связана ? А из – за клана во – первых и его «тёмной» и зловещей сути, так скажем. Во – вторых, Аяне сама называет себя Myama s Woman Tengu. (женщина тэнгу с горы Мияма. или женщина - тэнгу – повелительница горы Мияма, если вам так удобнее).

На субтитры вообще не смотрите - там бред. Перевод классических DOA, вообще сильно примерный, я бы сказал.  Слушать надо, где чётко проговаривается: "узри женщину - тэнгу с горы Мияма". ну или в Fandom Аяне загляните - там её прозвище тоже прописано. 

Опять же, учитывая засранистый характер Аяне и её «скользкую» антигеройскую натуру, прозвище вполне справедливое. Подытоживая. Иными словами, если мы говорим о Касуми – это, своего рода ангел во плоти. А вот Аяне, полная её противоположность – демон. но…. не сумасшедший, а более тонкой духовной организации, да ещё и «великой» судьбы. Кароче, демон, что борется со своей демонической природой, в каком – то смысле. (спойлер – и её победит. А вот, что этому будет способствовать – это дальше).

А теперь, наточим наш клинок, прежде чем бежать, рубить головы Райдо и Генре.

история, написанная кровью.

Катакиути» (敵討ち) - практика кровной мести, которая широко распространилась, как раз в эпоху «Камакура», однако не имела легальной силы, вплоть до периода Эдо (1603 - 1868). Да, стоит упомянуть, что это не единственный японский термин, связанный с местью. Однако для простоты, я буду использовать его, чтобы не путаться самому и не путать кого – то ещё.

После войны Тайра и Минамото в 1185 году, что как раз и привела к созданию сёгуната и правлению Бакуфу. Появляются первые намёки на практику кровной мести в официальных источниках, но не узакониваются. Примерно тогда же, был создан первый свод законов, предназначенный для сословия воинов - Буке - Хо (武家法), который позже, стал частью общей конституции, так скажем -Госэйбай сикимоку (御成敗式目) - «список наказаний», составленной в 1232 году.

«Души, еще живые и уже мертвые». Глава 1: «кимбаку», часть - 2. Аяне - "горькие цветы ириса"

Нечто похожее на положение о кровной мести, было закреплено в данном документе под статьёй - 10. (однако катакиути было узаконено значительно позднее - в 1616 году, в эпоху «Эдо»). Текст данной десятой статьи, был примерно таков:

«Если сын или внук убивает врага своего отца или деда, даже если они не были причастны к правонарушению, они, тем не менее, подлежат наказанию за него. Причина в том, что мотивом было удовлетворение гнева отца, или деда».

Напомню, что случаи кровной мести задокументированы ещё с периода «Нара» (710 - 784) и«Хэйан» (794 - 1185) . Данные примеры можно найти, как в литературном памятнике японской истории - «Кодзики», так и в летописи японской истории - «Нихон сёки».

Один из самых известных сюжетов о кровной мести в литературе Японии - история о 47 ронинах. 
Один из самых известных сюжетов о кровной мести в литературе Японии - история о 47 ронинах. 

Одним из самых известных литературных примеров кровной мести, также является «Повесть о братьях Сога» (1192). Сюжет данного произведения представляет из себя «типичную японскую средневековую Санта - Барбару», с местью, в качестве десерта. Не хотелось бы ещё одну «простыню» текста тут оставлять, а то не совсем по теме. Всё - же, оговорюсь: в 17 веке месть, стала узаконенным актом и представляла из себя дуэль, которая на юридическом уровне контролировалась правительством Бакуфу. Без официального разрешения, мститель естественно подлежал преследованию властей и аресту, ибо это расценивалось, как убийство.

Тут хотелось бы оставить отметочку о том, что акт мести, влиял не только и даже не столько на объект мщения, сколько на его родственников и семью, что означало позор для фамильного древа (запомните эту черту японского менталитета, потому что к этой теме я ещё вернусь. Просто не забываем о важности понятия чести и «культуре стыда», принятых в японском обществе и поведении. Ибо это нас ещё будет интересовать).

И чтобы подытожить данную подводку о мести, приведу цитату из документа, написанного японским Даймё - Тёсокабэ Мототика в 1597 году:

«На случай мести: сын может отомстить за отца, и младший брат может отомстить за старшего брата, но неправильным будет мстить старшему брату за младшего; как и непозволительно, дяде мстить за племянника».

отцы и дитя.

Рассмотрим цели мести Аяне.

Знакомьтесь, папуля нашей Аяне.
Знакомьтесь, папуля нашей Аяне.

Райдо (雷道 ) - путь грома. Или грозы. деталь: согласно написанию может трактоваться, как гнев. Либо, как некто ворующий техники (育動) - растущая техника (буквально). Чем он, по факту и занимается. Хотя, значение гнева, для нас тоже представляет интерес.

Здесь важно обратить внимание, что у Райдо, уже в первой части, дефолтным цветом выступал красный (цвет кимоно). Потом будет понятно, зачем.
Здесь важно обратить внимание, что у Райдо, уже в первой части, дефолтным цветом выступал красный (цвет кимоно). Потом будет понятно, зачем.

Родной батя Аяне, от которого ей достались красные глаза, судя по - всему. Тут стоит сказать, что Райдо стал демоном, как бы ещё при жизни (после побега из клана). Суть в том, что он был старшим сыном главы Мугэн Тэнсин - Бурая, но замечая, что пацан страдает немотивированной агрессией и вообще, какой - то сильно опасный, отец передал право наследования клана, младшему сыну - Шидену. За что, старший затаил сильную обиду, возможно даже решив убить брата, но себя пересилил и сбежал из клана. А потом вернулся, трахнул жену Шидена, на которую давно глаз (или болт - кому как ближе) свой положил, отметелил своих племянников и немножко свою родную дочь, отправил Хаяте в долгий нокаут, а потом стал работать на DOATEC, до этого, видимо бомжуя и пугая детей своим видом, (а сам страшный, что дьявол. но это затронем). Это краткая предыстория.

Итак. Данному ублюдку (а именно это его архетип - т.е. абсолютное зло), соответствует красный цвет. Даже камень у него прописан - рубин. Кстати, он очень схож с какими - нибудь сверхъестественными правителями, императорами, и прочими товарищами из какого - нибудь восточного фэнтези. Кароче, ярко выраженная мразь - диктатор, от которого всем плохо и тьма вокруг, (что так и есть). Одержимый жаждой власти и порабощения людей (пока отсутствовал в родных широтах, крал техники и силы у других бойцов. Кто сказал, Шанг - Цунг ?).

Корнями, скорее отходит к боссу Virtua Fighter - Dural. которая так же связана с корпорациями и стиль у неё такой же (краду движения всех бойцов). Однако у Райдо, есть основа стиля - Мугэн - тэнсин ниндзюцу.

Dural - Босс Virtua Fighter
Dural - Босс Virtua Fighter

Но. Я склонен считать, что на него повлияла не только Dural. А это мог быть и Mr. Karate из Art Of Fighting (который, кстати носит маску тэнгу и доги), а так же является копией главного героя - Рё Сакадзаки, по своей технике, пусть и бешеный. И даже Akuma из Street Fighter (суть одна, да и как - то похожи они немного. + абсолютное зло. демон, итд). Кароче, важно понимать, что это босс, вдохновлённый кучей боссов из других старых файтингов. но это не так уж важно. Ну подумаешь, злодей - шаблон. Нужно было абсолютное зло, вот и нате. А интересное у нас дальше.

Основные цвета Райдо - красный и…. то ли чёрный, то ли серый. Я это к чему. Красный цвет (Akai) - с точки зрения синтоизма очень позитивный цвет. Достаточно сказать, что им красят врата, ведущие в синтоиские храмы. Но синтоизм нам не нужен. Нам нужен буддизм. А вот в буддизме, красный чётко ассоциируется с демонами - Они, который обитают в местном аду (дзигоку). Это очень хитрые и изворотливые демоны, которых не так просто победить. Основные цвета Они - красный и серый, или чёрный, словно сажа.

И тут важная деталь: по мифологии, демонами - они становятся души тех людей, которые «горят» от гнева и злобы при жизни. Интересно складывается, да ? Но это ещё не всё. Да, стоит упомянуть, что Они - приносят только бедствия и болезни. А теперь по поводу ада.

Дзигоку, или Нарака (नरक ) - буддийский ад, где обитают демоны и души грешников. Представляет из себя пирамиду, или гробницу с множеством этажей (вспоминаем арену Райдо из Dead Or Alive ++) , которая делится на холодный и горячий ад. Участь определяется согласно грехам души: если душа была хладнокровна к другим и человек думал только о себе - холодный ад; если наоборот: причинял много страданий другим, творил насилие, был жесток и вспыльчив - добро пожаловать в горячий ад. Согласно этой классификации Райдо попадёт в «красный» ад, где его ждёт долгая прожарка. А вот Аяне, своим поведением рискует оказаться в холодном аду (не забываем так же, что тёмно - фиолетовый - цвет «холодного» спектра). но не попадёт. Едем далее.

то ли гробница, то ли пирамида с древними письменами на стенах. Да, я напомню, что первый, более - менее нормальный нарратив, появился, именно в DOA ++
то ли гробница, то ли пирамида с древними письменами на стенах. Да, я напомню, что первый, более - менее нормальный нарратив, появился, именно в DOA ++

Помните о Ямабуси ? так вот. Во время исполнения заклинаний, направленных на проклятие кого - либо, согласно ритуалу, послушник (либо учитель), должны были с головы до пят (даже зубы) вымазать чёрной краской, чтобы походить, словно на демона. Сам ритуал проводился в насколько возможно грязной обстановке. Ритуал проводился вне посторонних глаз, где нибудь в горах, ибо в это время, простому человеку нельзя было смотреть монаху в глаза, чтобы не навлечь порчу, или проклятие на себя. А потом они брали куклу и сжигали в огне, предварительно впадая в состояние гнева. этими обрядами занимался, ещё основатель сюгэндо - Эн Но Гёдзя. А огню, как мы помним, соответствует красный цвет. Красный цвет, относится и к Райдо (у него, даже аура - ярко - красная. А сам он, как раз таки чёрный, или очень тёмно - серый).

Raidou в DOA ++
Raidou в DOA ++

Так же замечу, что в противовес этому, в японской культуре существует культ чистоты. Собственно вот и ответ, почему те же тренировки часто проводились у каких - нибудь водопадов, а в священные места и дома, где живут люди не принято заходить в обуви, например. Да и вообще, с ритуально - символической точки зрения, чистоте предаётся большое значение до сих пор. Ну, и слава богу.

Кстати, забавный момент, что изначально Райдо задумывался, как Китайский боец по имени Хон - Ди (прям Шун - ди из Virtua Fighter - тоже дед - китаец). И должен был практиковать китайский Тайцзицюань. (передаём привет Лейфан).

Да, по лору первой части, Райдо получит по жопе от Касуми, а не Аяне. Но я бы отметил, что ко - времени создания первой части Dead Or Alive, никто над сюжетом особо и не думал, а Аяне появилась чуть позже изначальной версии (я уже разбирал первую часть, в нулевой главе данного цикла). И в DOA++ Райдо, как раз попадается Аяне, как один из боссов. И там же появился первый нарратив для серии. Однако в шестой части, разработчики, внезапно вспомнили об этом и позволили Аяне отомстить, уже задействовав сюжет «легально». Но, всё, что было после третьей части, с сюжетной точки зрения (не учитываем авторемейк 2 - й части, под названием Ultimate) - кусок говна. Без оговорок и вариантов. Начиная с 4 - это максимально ленивая и всратая, фансервисная чушь с максимально извращенными персонажами от изначальной задумки. И это факт, а не какое - то фанатское мнение, (но, напоследок данного цикла, я затрону персонажей 4 - 6 части, чтобы мои слова не казались какими - то резкими, а звучали вполне обоснованно).

Генра (Омега)
Генра (Омега)

А теперь, приёмный батя. Он же мастер, он же отец, как относится к нему, сама Аяне. (а вот родной - это дерьма кусок. Тут без вариантов).

итак, Генра. (幻羅) - иллюзия, видение, фантом. Нечто мистическое, что появляется и исчезает, словно оазис. Здесь, скорее всего намёк на то, как проходит финальный бой с ним в DOA - 3, а проходит он, словно в дурмане, или сне. И камеру в этом бою, кто только не проклинал. Мне его арена, напоминает бой с боссом из старенького файтинга - Dragon - The Bruce Lee Story. (где после окончания всех жизней, игрок отправлялся на бой с мистическим фантомом, находясь, словно в другом измерении, или состоянии сознания. Кстати, боссы, тоже между собой внешне похожи, что как бы намекает - а нет ли там каких - то общих корней в данном образе) ?

Dragon - the Bruce lee story. Игра по фильму Роба Коэна, о жизни Брюса. в игре босс именуется фантомом. В фильме - демоном. По - сути (исходя из записок сценаристов фильма), данный персонаж, является, как бы внутренним демоном Брюса, Или страхом из детства
Dragon - the Bruce lee story. Игра по фильму Роба Коэна, о жизни Брюса. в игре босс именуется фантомом. В фильме - демоном. По - сути (исходя из записок сценаристов фильма), данный персонаж, является, как бы внутренним демоном Брюса, Или страхом из детства

Данный персонаж, также отсылает нас к буддизму (Генра\Омега в смысле), где согласно концепции, реальность - это сон. Жизнь - страдание, а преодолеть страдание, можно только освободившись от желаний (в отношении Аяне - желание мести). Что с ней и происходит, согласно концовке, но это ниже.

Да, во время игры, действительно ощущаешь себя, как в дурном сне. Ибо всё плывёт, просто писец как.

Сам образ Генры (точнее уже Омеги) - очень похож на Самурая. Судите сами: похожая закрытая маска демона, которую одевали самураи. Кстати, почему демоны ? Во - первых - устрашение противника. Во - вторых, подобная закрытая маска, позволяла не только защититься от ударов, но и скрыть свои эмоции во время боя (т.е. не дать противнику разгадать моральное состояние воина, тем самым обнаружив психологическую слабость, страх итд). Кстати, затрагивая тему чистоты. Перед битвой, или каким - нибудь сражением, самураи всегда мылись, чтобы предстать перед смертью чистыми и благородными воинами. А то, что все стремились к смерти, я думаю и так известно. А кому интересно, почитайте «Хагакурэ». Я просто упомяну, что даже родители, отпуская воинов - сыновей на поле боя, обратно их уже не ждали. (и обе стороны были об этом в курсе, да). Немножко отвлеклись. Что мы видим, когда смотрим на Генру (омегу): самурайские доспехи (интересно, как он им стал, ведь он относится к ниндзя - ямабуси. ну вы поняли) И рогатую маску, а рогатые маски обычно предназначались демонам + у него красные глаза.

А сейчас, немножко о масках театра - "Но", который получил распространение когда ? Верно, в периоды «Камакура» и «Муромати». Маски номэн (能面) - использовались, чтобы представлять божественные, или демонические силы.

Маски Дзё - боги; Окина - боги природного толка, помогающие людям (скорее пантеона синто). Маски Кисин - Демоны (в основном буддизм). Онрё - мстительные духи, итд… так же есть маски людей, и прочих существ.

В бою Генра использует Яри (копьё, множества разновидностей, которое использовали Самураи), появилось в период «Нара», но особого распространения достигло в период «Муромати». использовалось наряду с «Нагинатой», которая так же была одним из любимых орудий Ямабуси. однако, в случае Генры - это понятно, что более фэнтезийный вариант подобного орудия. А теперь, перейдем к западным корням данного персонажа. т.е. омега: что, почему и зачем ? начнём с трактовки имени.

Омега - (Ω) - последняя буква греческого алфавита, обозначающая в европейской религиозной традиции апокалипсис:

«Се, гряду скоро, и возмездие Мое со Мною, чтобы воздать каждому по делам его. Я есмь Альфа и Омега, начало и конец, Первый и Последний».

Откровение. 22:12, 13

Причем, и в отношении Альфы, как и Омеги имеется ввиду бог (христос). т.е. западный бог. А согласно японской трактовке, запад - это сторона света, где путников ждет погибель и откуда придёт конец света. Кароче говоря, для японцев, запад был загнивающим, задолго до мэйнстрима. Это кстати, намекает на то, что зачастую, западные персонажи изображаются японцами, либо далёкими от идеала (с этической точки зрения), либо в откровенно ироническом ключе. А к Dead Or Alive - это относится в немалой степени. Но более заметно, это станет, когда других западных персонажей будем разбирать. Да и христианство, японяки никогда исторически не жаловали. А вот откуда эти европейские корни у Генры ? (кстати да, это далеко не единственный тонкий стёб над христианством, в данной серии. Они могут лучше. Поверьте мне. да и вообще, к европейской культуре DOA обращается очень часто, и зачастую в позитивном ключе. Но то будет ясно из других статей).

По сюжету, Генра добровольно стал объектом экспериментов DOATEC(западной корпорации), после чего стал оружием массового поражения. И предвестником апокалипсиса. (только вроде тэнгу завалили, а тут ещё один объявился). Да ещё и предатель получается. Собственно поэтому, Аяне и разделяет Генру и Омегу, как два разных существа, говоря Омеге, что мстит за Генру. (ибо это уже существо, созданное корпорацией). А после победы, Аяне успокаивается. даже её концовка в Dead Or Alive - 3 называется - "Sparks Fading Away" («искры, что гаснут»). т.е. гнев, в каком - то смысле. А сама Аяне становится мастером секты «хадзинмон», избавляясь от статуса изгоя. И примиряясь не только с собой, но и с Касуми. А Заодно, избавляясь от желаний (месть), с точки зрения буддизма, становясь буддой (буквально значит - просветлённый).

«Души, еще живые и уже мертвые». Глава 1: «кимбаку», часть - 2. Аяне - "горькие цветы ириса"

И дабы подытожить эту главу, хотелось бы обратиться к вопросу о том, почему периоды "Камакура" и "Муромати" - это периоды тьмы и смерти ?

Во - первых, произошёл слом старого строя и духовной жизни, ибо сменилось правительство, религия итд… т.е. веками, выстроенный уклад пошатнулся, как минимум. Во - вторых - это кровопролитные и долгие войны, что захлестнули страну. В - третьих - эпидемии чумы, засуха, расцвет сектанства и бандитизма, ну итд… в общем, это целиком и полностью смутное время, когда японский народ настолько «истощился», что система синтоизма, уже не особо удовлетворяла своим «мирным» подходом. А времена меж тем, были скорее тёмные, чем светлые. Но то время прошло, а наше наступило. Отправляемся в двадцатый век, дабы продолжить наши раскопки.

живые механизмы.

«Потерянное» поколение - поколение 80 - х, когда экономика Японии переживает бум подъёма и через десятилетие не выдержит напряжения и «лопнет», ввергнув страну в один из крупнейших для неё финансовых кризисов, от последствий которого, до конца, она так и не оправится, по сей день. И тут мы возвращаемся к вопросу японского менталитета, а именно того, что в мире свободном от военных конфликтов и необходимости отдать жизнь за господина (или выживание страны - кому, как нравится), японская ментальность не нашла ничего лучше, кроме как приспособить это стремление и вечное «чувство вины и стыда», к миру корпораций и погоне за финансовым успехом. Если раньше, японец, до смерти служил императору, или сёгуну, готовый с радостью отдать свою жизнь на поле боя, то теперь он служил директору компании, на которую работал. Иными словами, если суть американской мечты - иметь, то японской - делать (во имя процветания корпорации и страны, конечно же. А там и себе что - нибудь перепадёт). И тут мы подходим к феномену «Кароси».

«Души, еще живые и уже мертвые». Глава 1: «кимбаку», часть - 2. Аяне - "горькие цветы ириса"

«Кароси» (過労死) - смерть, вызванная, как правило сердечным приступом, или инсультом, причиной, которого является переутомление, чрезмерный стресс, недоедание итд. Иными словами - смерть от переработки. Расцвет данного феномена произошел именно в 80 - е. А первый случай зафиксирован в 1969, когда 29 - летний сотрудник крупной газеты, умер на рабочем месте. После нескольких случаев в 80 - х, это вызвало широкий резонанс и наконец в 1987 году, стала вестись, хоть какая - то статистика по данной проблеме. Так же не забываем о высокой статистике суицидов, вызванных, в том числе, проблемами на работе.

И при таком социальном фоне и ментальной природе японской души, именно в 80 - х годах, рождается такой жанр, как японский киберпанк. Я не особо хочу копаться в истоках данного направления, но кое - что обрисую.

Burst city -  1982. анархия, безумный макс, кислота, индастриал, PUNK, сумасшедшая энергетика. Настоятельно рекомендую, в общем - не протащиться с атмосферы нереально. А если вы поклонник пост - апокалиптики - просмотр строго обязателен. 
Burst city -  1982. анархия, безумный макс, кислота, индастриал, PUNK, сумасшедшая энергетика. Настоятельно рекомендую, в общем - не протащиться с атмосферы нереально. А если вы поклонник пост - апокалиптики - просмотр строго обязателен. 

Предтечей японского кибера в кино, стал фильм 1982 года - «Взрывающейся город» режиссёра и музыканта (Underground - Punk сцена), Сого Исии. по - сути это был, внезапно, Punk - мюзикл, с атмосферой, стоящей между «киборгом», Альберта Пьюна и «безумным максом», Джорджа Миллера. (только с упором не на пост - апокалипсис, а индастриал - атмосферу). Тут стоит сказать немного о истоках.

Если западный киберпанк (также оформившейся в 80 - х), отходил корнями к литературной традиции, в частности фантастической антиутопии - Здравствуйте, мистер Дик, то японский киберпанк «родила» именно музыкальная панк - сцена того периода. (а это значит только одно. Как минимум, он будет более диким, необузданным, хаотичным и иррациональным. И именно таким, он и оказался). Если западный киберпанк претендовал на хоть какую - то академичность и «научность», то японский - это отчаянный вопль в пустоту. Вопль, измученного поколения, которое желало переродиться в живой механизм, дабы стать идеальной машиной для ещё индустриального общества. (можете смело применять этот тезис, к любому представителю данного жанра - внезапно всё встанет на свои места, несмотря на артхаусность и «тяжесть» сих полотен). А теперь, окунусь в него подробней. И начну, пожалуй с "Тэтцуо", ибо самый известный. Но для начала, об общей форме, ярких представителей данного вида.

«Души, еще живые и уже мертвые». Глава 1: «кимбаку», часть - 2. Аяне - "горькие цветы ириса"

По идее, японский киберпанк, это что - то среднее между ранними боди - хоррорами Дэвида Кроненберга и «головой - ластиком» Дэвида Линча. Где содержание, неразрывно с формой. А форма у него… дискомфортная.

О чём "Тэтцуо" (как его смотреть). По - сути, это история «социального винтика», который во имя апгрейда собственной работоспособности (а также, по - причине техно - фетишизма. Это важно, поскольку БДСМ эстетика, тут важна. Почему - ниже), начинает очень тесно взаимодействовать с техническими приспособлениями, что в конечном счете приводит его к перерождению в машину.

Тут важно отметить, что большинство сцен взаимодействия людей, показаны, как бы механизировано. (особенно касается секс - сцен в данном фильме). И ещё, с технической точки зрения этот фильм, сделан просто мастерски, несмотря на его бюджетность и откровенную «несмотрибельность» для рядового зрителя (просто обратите внимание на монтаж, который очень мощно передает задумку о «живых механизмах» в рамках социума), и преисполнитесь кайфом. Ощутите нутром. Как изображена жизнь всех этих то ли офисных работников, то ли ученых, то ли глав корпораций (это в фильме не обозначается, да это и не важно); обратите внимание на отношения женщины и мужчины… проникнутое животной натурой. Мерзостью телесности. И тогда, вам откроется, о чём этот фильм. А он, об этом самом поколении 80 - х. О зависимости японца - трудоголика от тех условий, в которых он существует, мечтая стать машиной. Что в итоге будет нести только разрушение. Следующий представитель.

Rubber s Lover - некая корпорация разрабатывает вещество, якобы способное пробудить в людях сверхъестественные способности. И, дабы поддерживать проект, учёные отлавливают на улицах подопытных, которые подвергаются жестоким пыткам. (здравствуйте, карательные лаборатории, распространенные во время 2 - й мировой войны).

И тут снова вылезают «комплексы» о сверх - человеке, эстетика БДСМ, критика корпоративной культуры и экзистенциальные проблемы личности, вплоть до метафизических вопросов.

Rubber s Lover
Rubber s Lover

«Призрак в доспехах» - и опять 25. Опять проблема «социальной и корпоративной марионетки» (правда тут спецслужбы замешаны, вместо мегакорпораций), опять экзистенциальные проблемы личности. Опять конфликт человек - машина, (социальный «винтик»), опять тема сверх - человека. В общем, раскрыто по - другому, а суть та же.

Ссылок на синтоизм тут тоже навалом. Например тема зеркал и отражений. да и вообще, на японщину: слияние мужского и женского; намеки на тему двойного самоубийства . итд....
Ссылок на синтоизм тут тоже навалом. Например тема зеркал и отражений. да и вообще, на японщину: слияние мужского и женского; намеки на тему двойного самоубийства . итд....

В чём отличие от западного ? Социальное и личностное неразрывно связаны и понимаются, как части единой структуры. Политический контекст, вытекает оттуда же. А как что - то самостоятельное не важен. упор на проблемы личности: метафизика и экзистенциальные проблемы бытия. Форма трактует содержание (или зритель попроще - иди нахер сразу). Подчёркнутая телесность и духовные муки персонажей (опять же, мучительный вопрос о восприятии себя, как машины, или как человека; свободной личности, или социального инструмента в общем механизме). Кароче, он о личностном. А вот западный - он о социуме. Личностное там вторично. Он о развитии (или деградации) социальной машины и причинах и следствиях этого процесса. Все эти «академичные» размышления выдвинуты в логически - последовательной форме, без особых уходов в «экстрим». (у нас же тут литературные корни все ребята серьёзные, не то что ваши японутые). Да, чуть не забыл, причём здесь эстетика БДСМ ? во - первых хорошо подходит визуально атмосфере общего безумия. А с точки зрения смысла, отлично иллюстрирует отношения: раб - хозяин. Ну, ты понял, мой друг.

«Души, еще живые и уже мертвые». Глава 1: «кимбаку», часть - 2. Аяне - "горькие цветы ириса"

А теперь, главный вопрос, который интересует любого читателя: ну и на хрена ты это писал, в статье о персонаже DOA ? Ответ. Потому что это имеет к нашей даме, очень важное отношение. Ибо, по - сути, она тот же «винтик» для её хозяев (генры), при этом ещё изгой. т.е. псина, которой если скажут - она должна подчиниться, а гавкать не имеет никакого морального права, а в случае неповиновения, лучше пусть сразу сеппуку себе делает. И чтобы более ясно дать понять, о чём я говорю, надо обратиться к похожим персонажам и архетипам в культуре. О да, погнали. Напомню - у нас тут мститель горькой судьбы. Или мститель, обречённый на гибель. А так же ребёнок - убийца, «потерявший» детство.

«Души, еще живые и уже мертвые». Глава 1: «кимбаку», часть - 2. Аяне - "горькие цветы ириса"

Самой мощной и яркой родственницей нашей Аяне, я бы назвал Юки Касиму. или «Госпожу - кровавый снег», она же «Принцесса - месть». (я буду разбирать фильм, а не мангу - мне проще).

"госпожа кровавый снег" (1973)
"госпожа кровавый снег" (1973)

Юки родилась в тюрьме, для единственной цели, которую преследовала всю свою жизнь - месть за «сломанную» жизнь своей матери. С раннего детства она была отдана в монастырь, где обучалась искусству убивать. Юки - это демон, у которого нет иного пути, кроме мести и заранее определенной гибели. Она сама - дух мести. онрё во плоти, что пришла за обидчиками своей матери…. лучше посмотреть самому. Мейко Кадзи… одна из лучших женских ролей в кино, что я видел. Она просто прожила эту роль. Блин, у меня восторженные эпитеты ломаются, когда я хочу выразить свой восторг и обожание этого фильма через игру Мэйко. Это просто надо один раз увидеть, без всяких но и если. Идеальное воплощение образа мести, смерти, японской Femme - Fatale - как хотите называйте - это всё оно. Попадание в сотню, без оговорок.

номер - 2. «Кайт». Да, то самое анимэ 1998 года. Что здесь.

Девочка теряет родителей и её удочеряет грязный - полицейский, садист, насильник… ну ты понял (хентай прилагается). И делает из нее наёмную убийцу, которая выполняет его заказы (собсна, не только она). Да, зовут этого «папочку» Акаи - красный. Возвращаемся к буддийской символике цвета, которая там хорошо отражена. Там и трактовки синтоизма в ряде случаев подойдут, но уже по отношению к главной героине.

номер 3. «Школа убийц». Анимэ - сериал 2003 года. Про отряд суперагентесс, наёмных убийц и лолей по совместительству, да. Не такой жёсткий, как предыдущий, но суть та же. С одной стороны у нас тут детишки, со всеми их желаниями играть с плюшевыми мишками, а с другой - супер - бойцы, куда деваться. И тут я хотел бы объединить это всё через одну проблему, которая просматривается, а именно отношения… мастера, так скажем, и ученицы. Собсна, это наводит на некоторые размышления, относительно отношений между Генрой (и каким он был отцом, спойлер, который даёт логика - деспот, как минимум) и Аяне (подчиняющаяся, которая свято верит отцу и неукоснительно следует его курсу). Да, еще напомню, что Генра у нас - главзлодей 3 части. Точнее тот, кого решили таковым сделать. И опять же, у меня такое чувство, что это немножко намекает на то, каким он был на самом деле. Ну, да ладно - правды нам никто не скажет, а это всё домыслы. И сразу, хотелось отметить, что все данные примеры - это японская культура. А вот, что нам предлагает запад ?

«Леон». - девочка лишается родителей и становится ученицей киллера, преследуя цель отомстить. Вы поняли, случай классический.

По - сути, романтическая история любви малолетки и великовозрастного мужика. Катализатором конфликта на этот раз является девочка (ребенок), а не опекун - как в японских историях. История сильно приукрашивается и романтизируется. Жертвой конфликта становится сам опекун…. в общем, ясно. А вот характерные черты восточных историй, куда веселее.

"Леон" (1994)
"Леон" (1994)

Катализатор конфликта - опекун, который втягивает ребенка в свои «грязные» игры, использует его, насилует и вообще делает его личным рабом. Фокус смещён на проблемы ребенка: отсутствие детства, «сломанную» психику итд. Истории более мрачно - реалистичные. Романтизация отсутствует, а вот чернуха - это здесь с удовольствием. такие дела. Обращу внимание, что это черты не какого - то одного представителя, а целого списка…. поняли к чему я. (в отношении DOA мы ещё вернемся к чему - то подобному, но… там немножко своё). И таким образом, мы получаем такую Аяне, какую получаем. (бедная девочка. даже жалко). Ах да, я совсем забыл - на момент первой части, ей около 16 лет. (я уже упоминал, что она самый юный персонаж в классических частях). Хотите ещё таких примеров - детей со "сломанными" душами ? А пожалуйста.

Raiden. Metal Gear Solid
Raiden. Metal Gear Solid

Вспомним - ка Кодзиму. А точнее, Райдена, он же Джек.

Джек - ребёнок войны. Постоянно находился под психологическим давлением, которое включало в себя запугивание, голодание, пытки, оружейный порох в пище. Все это делалось с целью подавления воли и беспрекословного подчинения. Солидус продолжал боевую подготовку Райдена. Его целью было создание солдата без страха и жалости к врагу. Кроме того, он заразил Джека идеей о исключительном благородстве холодного оружия. Это воспоминание было для него столь ярким, потому что Солидус говорил это, перерезая врагу горло ножом…

Война стала для Джека повседневностью, он сражался и убивал, не думая, зачем и почему он это делает. За свою невероятную жестокость на поле боя, среди солдат он получил прозвища «Джек-Потрошитель» и «Белый дьявол». В дальнейшем все эти события повлияли на становление его личности… и прочее, прочее, прочее…

Grey Fox. опять MGS.
Grey Fox. опять MGS.

Тут можно и Снейков вспомнить всяких разных. И Грея Фокса - который поднимает проблемы, затрагиваемые в японском киберпанке. И, опять же, «идеальный солдат». Кароче, вот это всё. А теперь, перейдем к вопросу сексуальности в японской культуре - это нас тоже касается (ща узнаем, откуда у японяк такая любовь к лолям, ну или попытаемся).

холодное пламя страсти.

Официальный арт. А ей всего 16 лет... есть ещё сомнения ?
Официальный арт. А ей всего 16 лет... есть ещё сомнения ?

Прежде чем, копнуть поглубже, сразу дам небольшую классификацию по - поводу лоликона.

1. инфантофилия - раздел педофилии, относящейся к детям возрастной категории 1 - 5 лет.

2. педофилия - до 11 лет. Так же, общее название подобной, хм, секс - практики.

3. гебофилия - 11 - 14 лет.

4.эфебофилия - 15 - 18 лет.

А теперь, когда ты определил свою категорию, дорогой анимешник, мы переходим к сути.

Lolicon - на японский манер, это переводится, как «комплекс Лолиты». Косвенно (а может и напрямую даже), связан с двумя персонажами западной культуры, а именно.

«Лолита» Владимира нашего дорогого, Набокова. (сюжет, думаю пересказывать не надо).

и «Алиса в стране чудес», и в зазеркалье, Льюиса Кэрролла.

Однако, на самом деле, лоликон начался благодаря не Набокову, или Кэрроллу (точнее его распространение), а благодаря американскому пейсателю эротических романов - Расселу Трейнеру, а точнее, его конкретной книге - «комплекс Лолиты» (1966), ставшей, как понятно бестселлером в Японии.

Эта книга, представляла из себя, якобы научное, психологическое исследование феномена «Лолиты» и проблемы педофилии. Якобы -потому что, работу Трейнера обсмеяли и вообще не стали воспринимать всерьёз, в круге профессиональных психиатров, психологов, сексопатологов, итд.(и думается мне, что справедливо), ибо это тот еще «мутный» персонаж. По сути, деревенщина, загремевшая за угоны и проведшая много лет в тюрьме, где у него и «созрел» этот самый «комплекс». Помимо сего «исследовательского труда», Трейнер написал такие книги (просто названия оцените): «Изголодавшаяся любовь», «Жена смотрителя»,«Друг его дочери»… (напомню, книги эротического содержания). ну, это по поводу Лолиты.

«Души, еще живые и уже мертвые». Глава 1: «кимбаку», часть - 2. Аяне - "горькие цветы ириса"

А вот по - поводу Алисы - тут уже японцы постарались. В 1974 году выходит манга Синдзи Вады - Kyabetsu-batake de Tsumazuite («наткнувшись на капустное поле»), что являлась пародией на Алису и её приключения. Там же был использован термин лоликон и понеслось… хотя мультики лоли - хентайного содержания, появились, вроде в 80 - х, (но за это автор статьи не ручается). А теперь, возникает вопрос: откуда ? откуда у японцев такая тяга к малолеткам и с чего ?

Ответ лежит, скорее всего в области психологии, социологии и истории развития японского общества. Давайте попробуем, хоть одной извилиной докумекать, хоть тентакли (не забыть зачеркнуть). Хоть корни обнаружить. (а сделать это, достаточно сложно).

Ещё во времена Феодальной Японии, иметь несколько жён для одного мужа, считалось нормой (ибо у нас патриархат тот самый). А с точки зрения сексуальности, японец заботился не столько о чувственной стороне секса, сколько о чисто социальной - всё ради выживания японской нации. И поэтому, это приводило к ситуации - трахаюсь с кем хочу: жёны, любовницы, наложницы, рабыни…. а какая разница ? Нарожает наследников и хорошо. Корни подобной неразборчивости, просматриваются ещё в древнейших текстах и легендах японской истории, где темы инцеста, двойного самоубийства, любви между братьями и сёстрами, стирания границ половой принадлежности: обращение мужчин в женщин и наоборот - были нормальны. Например, мифы о великом полководце (и синтоиском божестве) - Такэру Ямато, который ради приближения к своей жертве, в одном из мифов, обратился женщиной и его соблазнил, чтобы затем убить.

Такеру Ямато прикидывается женщиной, чтобы попасть в лагерь врага и в дальнейшем, атаковать главаря.
Такеру Ямато прикидывается женщиной, чтобы попасть в лагерь врага и в дальнейшем, атаковать главаря.

Как и совсем древние мифы, например о Изанами и Изанаги - брате и сестре, которые положили начало японской нации и истории, «родив» мир и других богов, в ходе слияния друг с другом. (да, ты всё правильно понял, мой друг). да, там ещё и свадебная церемония была мельком отмечена между ними, но это я так - дополняю общую картину.

родители японских островов, а также, множества богов - Изанами и Изанаги. брат и сестра, а ещё любовники. муж и жена....
родители японских островов, а также, множества богов - Изанами и Изанаги. брат и сестра, а ещё любовники. муж и жена....

Стоит ещё сказать, что в Японии к сексу всегда относились, именно, как к половому акту, а не какому - то чувственному процессу (в отличие от западной культуры, где темы чувственности и секса, затрагиваются уже в Библии, например. Просто взгляните сколько там «роковых» женщин и пронаблюдайте отношение к сексу, как греху и страху перед теми же ведьмами, к примеру). В японской культуре, вы такого не найдёте. Наверное поэтому, японская эротика - это нечто странное и скорее бестолковое, с точки зрения европейца. «Холодное» - я бы сказал. Зато женщин - воинов, японяки умеют делать, истинно верно. За что им спасибо. А Dead Or Alive - об этом тоже, как мы понимаем. Ладно. пора, наверное, закругляться.

Спасибо за внимание. Надеюсь было интересно, и я вас не утомил. Пишите комментарии, не забывайте о адекватности и грамотной аргументации. To Be Continued.

«Души, еще живые и уже мертвые». Глава 1: «кимбаку», часть - 2. Аяне - "горькие цветы ириса"

Ну, и напоследок, концовка Аяне из Dead Or Alive 3

название концовки - "Sparks Fading Away".
1818
20 комментариев

Комментарий недоступен

3
Ответить

Хоноки не будет - объясню в последней статье. ( Обидно не будет). А про хитоми обязательно будет - любимый перс все - таки

5
Ответить

Комментарий недоступен

3
Ответить

Если что, в группе теперь имеется и первая статья цикла - о Касуми (Кимбаку - острые ветви сакуры). Но для этого, придется долго листать посты вниз. Если хотите прочесть - на мою страницу заходить теперь не обязательно.

2
Ответить

Спасибо большое. Значит ли это что концепции ада рая это концепции дуального мира а не буддизма?

2
Ответить

Нет. В буддизме свой вариант ада, в христианстве - свой. Но суть их примерно одна.

1
Ответить

Комментарий недоступен

1
Ответить