Обзор Elden Ring: Песнь льда и крови

На каких механиках строится новое творение Миядзаки, в чем его сила и слабость по сравнению с предыдущими играми «фромов»

Обзор Elden Ring: Песнь льда и крови

Начать этот обзор следует с одной простой мысли. Elden Ring – это игра от студии From Software и Хидетаки Миядзаки. Последний их проект, напомним, вышел в 2019 году – Sekiro: Shadows Die Twice. Когда теперь выйдет следующий, учитывая, сколько ресурсов явно было влито в Elden – пока непонятно.

И, осознавая это, игре многое прощаешь. Потому что да – несмотря на все свои недостатки, каждая игра от «фромов» геймплейно намного круче, чем многие ААА-проекты, которые сегодня выходят. Конкурентов в своем сегменте у них практически нет. Ничто не заставляет сердце биться также сильно, как победа над могучим боссом «на лимитах». И ничто не заменит эту атмосферу упадка и неизбежности гибели мира, за которые мы любим игры Миядзаки.

Но ругать Elden Ring мы все-таки будем – потому что есть, за что.

«Я – Маления, клинок…»

Если у вас от этой фразы начинают скрипеть зубы и сжимаются кулаки, то у нас для вас хорошая новость – все нормально, вы психически здоровый человек. Итак, поговорим о персонажах и сюжете. Без спойлеров, конечно же. Если хотите узнать, о чем примерно история Элдена – то об этом уже писали ранее.

Начинаем игру мы в лучших традициях «фромов» - за некоего Потускневшего, который пришел из-за тумана, чтобы стать владыкой Элдена. Мы уже далеко не первые, и никаким «избранным» не являемся. Относятся к нам соответственно – считают чем-то похуже грязи под ногами.

Обзор Elden Ring: Песнь льда и крови

НО. Как и с Храмом огня в Dark Souls 3, однажды приходит признание – некое существо по имени Мелина доверяет нам свое средство передвижения по имени Поток и поручает непростую миссию – добраться до Дерева Элден, и доставить туда Мелину.

Здесь мы прекращаем спойлерить сюжет, и переходим к впечатлениям от него. С одной стороны, по своей структуре он мало чем отличается от любого из Dark Souls – разве что NPC говорят чуть более прозрачно, и ясно намекают, куда нам стоит пойти. Связано это, конечно же, с размерами мира. В котором и так-то что-либо найти, да еще на первом прохождении – задача непростая. Какие уж тут намеки.

NPC в Elden Ring очень много и они довольно примечательны. Но не ждите каких-то ярких персонажей, которые с ходу поразят вас своей харизмой. Нет, в Elden Ring понять, что кроется за душой у того или иного NPС можно, лишь выполнив его квестовую линейку – причем полностью. Тогда станет понятным и его место в этом мире.

Обзор Elden Ring: Песнь льда и крови

Кстати, о квестах. В ER много заданий, выполнить которые без гугла довольно сложно. Придется вчитываться во все диалоги (о, ужас!), да и тогда не факт, что поймешь, чего от тебя хотят – иногда просто потому, что еще не очень хорошо ориентируешься в локациях. Какие-то из этих заданий не вознаграждаются почти никак – дадут какой-нибудь сет или оружие, но в Elden Ring их столько, что не убудет.

Но есть и важные, как, например, связанные с ведьмочкой Ренни – запоров ее квест, вы не попадете в одну из локаций, и так и будете думать – а что же там такое скрывалось?

Выглядит это так – сперва ты встречаешь NPC в одной из стартовых локаций. Потом продвигаешься дальше по сюжету, и встречаешь его уже в другом месте. И не всегда на очевидном – порой эти персонажи запрятаны так, что не найти, если досконально не «пылесосишь» мир.

И, как и всегда в играх Миядзаки, и сюжет, и NPC – вещи в общем-то необязательные. Если вы играете в Elden Ring ради боевки и красивого мира, то никто не заставляет углубляться в лор. Более того – честно говоря, к концу первого прохождения вы вряд ли вообще поймете, что, собственно, происходит в этом мире (если не полезете в гугл, конечно же). И это нормально – миры Миядзаки, как правило, раскрываются не с первого раза.

Духота сгущается

Elden Ring парадоксальна – она объединяет в себе все лучшее, и все худшее, что было в Dark Souls, и умножает это на 100. Мы как-то уже писали, что в играх «фромов» есть хорошая сложность, а есть «духота», которая постепенно выветривается из их проектов. Под «духотой» мы имели ввиду все эти наскоки врагов на вас из-за угла, внезапные провалы в полу в неожиданных местах, обстрел персонажа лучниками в моменты, когда он лазает по крышам, и беззащитен перед атаками.

Нам всегда казалось, что такая «душность» должна бы уже остаться в прошлом. Но нет – в Elden Ring она достигла каких-то новых, просто невообразимых высот. Ты будешь очень часто умирать просто потому, что Миядзаки так захотел. И нет, ничего интересного в этом нет – это просто та же самая «духота», которая была еще в Demon’s Souls, и никак с той поры не эволюционировала. Как будто и не прошло этих 13 лет.

Обзор Elden Ring: Песнь льда и крови

«Фромы» явно не хотели делать никакого особенного шага вперед в плане геймплейных механик – они просто «размазали» привычные для себя фишки по большому ломтю Elden Ring. А, чтобы не отпугнуть непривычных к такому игроков, они сделали игру… легкой.

Именно так, Elden Ring – местами «душная», но вовсе не сложная. Изучать мир в целом можно легко и непринужденно. Боссы в подземельях редко доставят какие-то неудобства, если вы достаточно прокачены для встречи с ними. И это, пожалуй, единственная причина, почему «душность» некоторых моментов игре прощаешь.

А вот что радует – это мир. О нем сейчас и поговорим.

Мечта Миядзаки

Когда говорят, что в Elden Ring – отличный открытый мир, то это правда и неправда одновременно. Ведь, если сравнивать его с классическими опенворлдами вроде третьего «Ведьмака» или Red Dead Redemption 2, то сопоставление будет не в пользу игры Миядзаки. Судите сами – квестов как таковых мало, и они очень странные. Активностей в мире тоже мало – просто группы мобов, башни с загадками и однотипные данжи.

Обзор Elden Ring: Песнь льда и крови

Но дело в том, что Междуземье – это особенный опенворлд, который вообще сложно с чем-либо сравнивать. Dark Souls в большом открытом мире – это будет самая правильная формулировка. Да, результат очень необычен, но нельзя сказать, что такой эксперимент «фромов» закончился неудачей. Мир очень красив – от большинства панорам просто захватывает дух. Величественные, не стесняющиеся своих исполинских размеров замки. «Живые», загадочные леса. Странные болота с искаженной природой.

С точки зрения арт-дизайна Elden Ring – безусловный шедевр, такое внимание к тому, что игрок видит на экране, в игровой индустрии встретишь не часто.

Локации действительно очень разные, хотя и, пожалуй, чересчур большие. Так что, как бы «фромы» ни пытались в разнообразие (а они не очень-то и пытались), бегать по одной и той же золотой земле, или по одной и той же красной, в конце концов надоедает. Такое ощущение, что Миядзаки решил исполнить мечту закоренелых соулсеров о «бесконечном Dark Souls» - и по этой причине не стеснялся расширять свой мир все больше и дальше. А под этим миром сделал еще один, подземный – сопоставимый по размерам.

Обзор Elden Ring: Песнь льда и крови

Все это привело к вполне понятным проблемам. From Software – относительно небольшая студия. И невооруженным глазом видно, что с масштабом Elden Ring она не то, чтобы справилась. Итог – в конце игры вы будете встречать тех же мобов, что и в начале, только другого цвета. Данжи бывают только четырех типов – катакомбы, шахты, пещеры и могилы героев. Все. Повторить десятки раз, а в награду вам будут давать какие-нибудь листики для крафта или прахи для призыва.

Однако при этом исследовать мир почему-то все равно интересно – по крайней мере, в первый раз. Да, немного разочаровываешься от того, что в награду дают всякую ерунду, но сам процесс изучения Междуземья не на шутку увлекает – он динамичен и хорошо выстроен.

Что касается карты, то она, вопреки опасениям некоторых людей, вполне хорошо влилась в геймплей в открытом мире Elden Ring – она не оказуаливает его, поскольку показывает лишь общий рельеф местности, и особо не спойлерит важные объекты.

Время полумагов и полуклириков

Теперь поговорим о механиках – боевых, и не только. Их Миядзаки добавил в игру немало. В целом мы имеем дело с уже хорошо знакомой боевой системой Dark Souls на перекатах – сама по себе она никак не изменилась. Но к ней добавили прыжок и стелс из Sekiro. И стелс в Elden Ring еще более бесполезная вещь, чем, собственно, в «секире». Все для чего он нужен – иногда по-тихому зачистить какой-нибудь лагерь. Хотя чаще всего быстрее будет просто ворваться туда и всех убить.

А вот прыжок стал хорошим приобретением для игры. В пользу этого говорит уже то, что играя теперь в какой-нибудь Dark Souls, ты прямо чувствуешь, как тебе не хватает этой банальной возможности напрыгнуть на врага. Очень удобно и в бою с мобами, и на боссах, а главное – это открывает огромный простор для исследования сотворенного Миядзаки мира.

Обзор Elden Ring: Песнь льда и крови

Теперь бой выглядит так – ты напрыгиваешь на врага с ударом, наносишь еще один удар, у противника сбивается баланс, после чего ты делаешь рипост. Поскольку удар с прыжком наносит больше урона, им удобно пользоваться на боссах – чтобы быстро сократить дистанцию после уворота, да еще и продамажить.

Появилась новая механик контратаки щитом, когда ты блокируешь удар, а затем можешь провести особый прием. Это действительно полезно, если ты играешь с щитом. Но не сказать, что эта атака какая-то очень сильная или необходимая. Она просто существует, и это прекрасно.

Поток. Пара слов о нашем козлоконе: он есть. И сделан он хорошо. Верховые сражения – нечто приниципиально новое в играх «фромов». Да что там – эта возможность вообще редкий гость в каких-либо проектах. И в ER она сделана довольно неплохо, хотя и не идеально. Драться на коне можно и с мобами, и некоторыми «мировыми» боссами – которые расположены не на изолированной арене, а в открытом мире. Однако с главными боссами будьте готовы сражаться по-старинке (кроме Радана, конечно же).

А как средство передвижения Поток прекрасен – он хорошо отзывается на движение стика, удобен в управлении, прыжки настроены безупречно. В общем кататься на нем – сплошное удовольствие.

Обзор Elden Ring: Песнь льда и крови

Elden Ring – это игра, крайне недружелюбная к чистым билдам ближнего боя. Первое прохождение у нас было за чистого ловкача, без магии, и иногда создавалось впечатление, что игра над подобными билдами откровенно издевается. Эти серии из 10 атак у боссов, малое количество окон для милишников…

Учитывая это, а также огромное количество интереснейших и очень эффектных заклинаний и молитв в игре, напрашивается простой вывод – Elden Ring это игра для гибридных билдов. Да, здесь ты можешь быть милишником, но в то же время лучше быть немного магом или клириком. И тогда прохождение станет намного интереснее и комфортнее. Плохо ли это? Наверное, нет.

Кстати, о заклинаниях и пушках – такого их количества в играх «фромов» еще не было. Наверное, процентов 40 твоих наград в игре – это какие-нибудь спеллы и молитвы. Кстати, клирики – довольно сильный класс в Elden Ring, им предоставили сразу несколько «школ» молитв, да к тому же присовокупили сюда пиромантию.

Видов оружия в игре великое множество. Единственная проблема – иногда трудно добыть нормальное оружие на старте, активно дропаться оно начинает ближе к середине игре. Мы не будем здесь описывать все виды «пушек» - потому что это тоже своего рода спойлер. Лишь укажем на одно характерное нововведение – оружейные пеплы.

Обзор Elden Ring: Песнь льда и крови

Теперь ты не затачиваешь оружие определенным камнем у кузнеца – чтобы добиться изменения скейла, либо придания эффекта кровотечения или заморозки. Теперь эту функцию выполняют так называемые пеплы. Они не совсем универсальны, не на каждую «пушку» можно наложить определенный пепел. Фактически – это спецатаки из Dark Souls 3 на максималках. И спецатаки оружия в Elden Ring – крайне сильная вещь, которую вы будете использовать несравнимо чаще, чем в предыдущих играх From Software, в том числе и на боссах.

Иногда создается впечатление, что обычные атаки в ER не так уж важны. Основной урон ты наносишь правильно подобранными спецатаками и эффектами. Самыми мощными из эффектов являются холод и кровотечение (смотри название обзора). И они НАСТОЛЬКО сильны, что пользоваться чем-либо еще особо нет смысла. Если босс иммунен к кровотоку – берем холод. И наоборот. Плюс хорошим подспорьем станет «пушка» с алой гнилью, так как некоторые боссы до крайности к ней уязвимы.

Иначе говоря, ER – это игра не столько про игровой скилл в понимании таймингов и перекатов, сколько про правильный выбор сетапа в той или иной ситуации.

«Занерфите блид!»

Мы еще не рассказали про крафт в игре (тоже ведь нововведение), но это связано с тем, что в ПВЕ крафт особо не нужен. Да, дропающихся предметов вполне достаточно, чтобы комфортно проходить игру. А вот, кому крафт необходим – так это пвп-шерам, активно использующим расходники для повышения своих сопротивлений или снятия эффектов.

(за видео спасибо нашему другу Ashen Bro)

Потому что ПВП в Elden Ring – это тоже история про мощные спецатаки и статусные эффекты. В интернете уже немало видео о том, как один игрок буквально «взрывает» другого мощнейшим блидом. Или сочетает блид и «мороз» в одной «пушке». Несколько ударов – и противник просто «лопается». В связи с этим в поддержку From Software направляют письма с просьбой срочно понерфить подобные эффекты, но пока воз и ныне там.

В остальном же ПВП в новой игре Миядзаки – вполне веселое времяпрепровождение. Локаций для веселья – великое множество. Онлайн – огромный. Возможностей для билдостроения – так много, как никогда раньше. А что еще нужно?

Ну что же, настал момент подводить итог. И он… очень неоднозначный. С одной стороны, Elden Ring – это масштабная игра, этакий «Dark Souls мечты», которого многие давно ждали. Игра с красивейшим миром, великолепной атмосферой, в которой хочется проводить очень много времени.

Но, с другой – это уже не наш «старый добрый Dark Souls». Нам навязали использование магии, ввели духов, которые поставили крест на «равном прохождении для всех». Теперь каждый проходит игру, так как хочет. И это, конечно, неплохо. Но у всего есть цена – во многих аспектах Elden Ring несбалансирована и недоделана. Тонны повторяющихся врагов, практически идентичные подземелья, малое количество нормальных боссов – все это жирные минусы ER.

Обзор Elden Ring: Песнь льда и крови

НО (и тут мы вернемся к началу статьи) давайте не забывать, что это игра от Миядзаки. В ней все равно есть тот самый полет фантазии мастера, который мы так любим. Другой игры от «фромов» у нас еще долго не будет.

Материал на нашем канале в "Дзене":

66
7 комментариев

" В остальном же ПВП в новой игре Миядзаки – вполне веселое времяпрепровождение. Локаций для веселья – великое множество. Онлайн – огромный. Возможностей для билдостроения – так много, как никогда раньше. А что еще нужно?"

Ох, читая вот этот текст. Вот тут же вспоминаю afk- фармеров, трёх человек в тиме против одного, баго юзеров, магов, да и очень пинганутых врагов...
Короче, пвп за вторженцев, довольно не выгодное занятие.

4

Годно, репост.

3

Неплохо, но большую часть все-таки Танимура делал и его стиль очень заметен. Треть и вовсе не успели и накопировали мобов под видом боссов и боссов под видом мобов.
Кстати, у Tanished есть еще одно значение - запятнанный, что весьма подходит к ситуации игры.
Пвп только только начало выравниваться. До этого был лютый дисбаланс и клоны с кровавыми катанами.
Спасибо за обзор. Много Elden Ring не бывает.

3

Комментарий недоступен

2

Про мили согласен, конь же со своим подшагом часто отправлял в пропасть при паркуре.

1

Хороший обзор. Отлично зашла первая трилогия: дс 2012(пк), дс 2009(пс3) и дс 2 (пс3). В Дарк соулс мне 3 было скучно, может поменяои движок. Еще и игру усложнили под конец игры, прокачки жаже с пылесосом карты часто не хватало. При этом бладборн отлично зашел в 17 году. Секиро - духота, да и сама по себе ближе к просто экшену без прокачки. На э.р. надежд не было, купил месяцок назад. И так сойдет. Могли бы и лучше, как раз уменьшив локации

В общем после год оф вар 18, джедай 19, Вальгаллы... даже бладборна, тут все напоминает дежа вю (вариации боссов уже были), творческая импотенция. На семерочку игра, сппсает, то больше и не во что играть

1