Сегодня, 21 апреля “Вечному городу” – Риму исполняется 2775 лет

Сегодня, 21 апреля “Вечному городу” – Риму исполняется 2775 лет

Этот день в первую очередь важен для государств, перенявших многие достижения и изобретения европейской цивилизации Древнего мира. Древний Рим был создан на основе этрусской (в большей степени), карфагенской и греческой цивилизации. Римляне использовали их знания и изобретения. Некоторые из шедевров инженерной мысли они довели до совершенства, а что-то создали сами. В честь этого составлен список самых важных из них, которые дошли до наших дней.

1. Изобретение и использование Акведука – первого надземного водопровода. Успешная реализация проекта древнего Вавилона – канализация

Акведук является одним из самых узнаваемых достижений древнего Рима. Их протяженность позволяла доставлять воду из дальних горных источников, которая очищалась от осадка во время течения в город. Построение акведука стало актуально в конце IV в. до н. э., когда жителям Рима понадобился внешний и скрытый источник воды. Общая протяженность всех нам известных акведуков (11) равна 402 км.

Сам Рим расположен на реке Тибр, но применять её в качестве источника воды было невозможно из-за загрязнения другим римским инженерным достижением - канализацией. Строительство "клоаки” Максима (так римляне называли основную систему канализаций ) началось в 600 году до н.э. прежде всего для слива некоторой части вод из местных болот. Нам не известно когда именно "клоака" Максима перестала быть дренажной канавой и стала надлежащей канализацией.

Сегодня, 21 апреля “Вечному городу” – Риму исполняется 2775 лет

Самым важным достижением римской канализационной системы считается тот факт, что она была спрятана от людских глаз, не давала распространяться никаким болезням, инфекциям, запахам.

2. Использование силы течения воды в качестве энергии

Отец римской инженерии Марк Витрувий Поллион описал несколько технологий, благодаря которым римляне использовали силу течения воды в качестве энергии. Объединив греческие технологии, такие как зубчатые створки и водяное колесо, жители Рима смогли разработать свои передовые лесопилки, мельницы и турбины.

Колесо-перевертыш, вращалось под действием текущей, а не падающей воды, что позволило создать плавающие водяные колеса для помола зерна. Это очень пригодилось позднее - во время осады Рима в 537 году н.э. когда генерал Велизарий решил проблему осады, отрезав поставки продовольствия за счет строительства нескольких плавающих мельниц на Тибре, обеспечивающих людей хлебом.

Сегодня, 21 апреля “Вечному городу” – Риму исполняется 2775 лет

Археологические данные говорят нам о том, что в Риме инженеры обладали всеми необходимыми знаниями для создания водных устройств различного назначения. Применяли эти устройства крайне редко, отдавая предпочтение дешевому и широкодоступному рабскому труду. У римлян в наличии была водяная мельница, которая являлась одним из крупнейших промышленных комплексов в древнем мире до промышленной революции. Она состояла из 16 водяных колес, моловших муку для соседних общин.

3. Римские дороги. Изобретение и применение бетона

Самые долговечные римские дороги строились в несколько этапов. Сначала рабочие вырывали котлован, около метра глубиной на местности, где планировалось соорудить дорогу. Следом устанавливались на дно траншеи широкие и тяжелые каменные блоки. Оставшееся пространство покрывалось слоем грязи и гравия. Последний - верхний слой был вымощен плитами с выпуклостями в центре для сточных вод. Многие из этих дорог сохранились и до наших дней.

Как в период Республики, так и в Империи инженеры требовали создавать и использовать только прямые дороги, то есть прокладывать их через любые препятствия. Если на пути был лес, они вырубали его, если гора, они сооружали туннель через нее, если болото, они высушивали его. Главным недостатком этого типа дорожного строительства было огромное количество людских ресурсов, необходимых для работы (ранее солдаты, а позднее рабы). К 200 году до н.э. (После Второй Пунической войны) в Римской Республике было около 85295 километров проложенных дорог.

Сегодня, 21 апреля “Вечному городу” – Риму исполняется 2775 лет

Идея создания и реализация жидкого камня, который легче и прочнее обычного камня, полностью принадлежит римлянам.

Сегодня, 21 апреля “Вечному городу” – Риму исполняется 2775 лет

Римский бетон представлял собой смесь щебня, извести, песка, пуццолана и вулканического пепла. Его можно было заливать в любую форму для построения любого сооружения, являлся очень крепким материалом. Бетон был дешевым, пожаробезопасным и достаточно гибким, поскольку смог пережить многочисленные землетрясения, которые довольно часто бывали на вулканическом италийском полуострове. Первоначально он использовался римскими архитекторами для построения мощных оснований для алтарей, но начиная со 2 века до н.э. римляне начали экспериментировать с бетоном для сооружения отдельных целых зданий . Их самая известная бетонная конструкция - Пантеон, до сих пор является крупнейшим неармированным бетонным сооружением в мире, стоящим уже более двух тысяч лет.

Сегодня, 21 апреля “Вечному городу” – Риму исполняется 2775 лет

Сегодня бетон является неотъемлемой частью при строительстве различных сооружений.

4. Военные изобретения – “Ворон”, “Дикий осел” и Самбука

В осадном и морском деле римляне не только не отставали от своих противников (греков и карфагенян), но и старались опередить их, создавая новые инженерно-осадные конструкции.

“Ворон” - приспособление, применявшееся в римском флоте для абордажного боя созданное римлянами во время Первой Пунической войны против Карфагена. Историк Полибий описывает его как мост 1,2 м шириной и 10,9 м длиной с невысокими перилами с обеих сторон. Предположительно, «ворон» устанавливали на носу корабля. Одна его сторона прикреплялась к нижней части специального столба, вторая была соединена с этим столбом веревкой. При ослаблении этой веревки ворон опускался на неприятельский корабль.

Сегодня, 21 апреля “Вечному городу” – Риму исполняется 2775 лет

В передней части «ворона» снизу закрепляли большой железный крюк или шип, что придавало передней части трапа клювообразную форму (отсюда и название «ворон»). Крюк был сделан так, чтобы пробить палубу корабля противника при спуске «ворона», что обеспечивало крепкую сцепку судов и свободный проход для римской морской пехоты. Это изобретение позволило римлянам превращать бой на воде в сражение воинов-пехотинцев. Вместе с этим, «ворон» имел серьезные недостатки: современные эксперименты ученых-реконструкторов показали, что его вес делал суда неустойчивыми. Вероятно, из-за этого римляне почти полностью потеряли два своих флота в штормах 255 г. до н.э. и 249 г. до н.э. По мере совершенствования римской военно-морской тактики и набора более опытных судовых команд «ворон» использовался все реже, хотя полностью от него не отказались.

Сегодня, 21 апреля “Вечному городу” – Риму исполняется 2775 лет

Двигателями осады в римской армии позднего имперского периода являлись “Онагры” названные в честь дикого осла, обитавшего на территории Малой Азии. Появилось данное изобретение только в III в. н. э. и являлась мощной, однако не совсем точной катапультой. “Онагры” были гораздо более мощными мини-катапультами и могли метать что угодно: от простых камней до глиняных бомб, начиненных какой-либо зажигательной смесью, и трупов для распространения болезней и вселения отчаяния во врагов. Иногда в осажденные города закидывали головы убитых противников. При наличии древесины изготовить "онагр" было нетрудно, и в Древнем мире его часто использовали при осадах. Они, как уже выше было сказано, были менее точными по сравнению с баллистами, но зато более мощными, что делало их идеальным оружием для подрыва стен и поджогов во время осад. Данный тип катапульт могли беспрепятственно размещать на кораблях Древнего мира.

Самбука (внизу).
Самбука (внизу).

Самбука также являлась чудом римской инженерной мысли. Она была создана Гераклидом из Таррента (инженером, работавшим около 214 г. до н. э.). Это осадное орудие обычно прилепляли между двумя кораблями. Своим видом он напоминала огромный перекидной мост с лестницей и служила для доставки моряков на обращенные к морю стены городов. Именно данный тип самбуки известен у римлян и впервые применен Гаем Клавдием Марцеллом в войне с Сиракузами 214-212 гг. до н. э.). Древнегреческий историк Полибий подробно описал ее. Он говорил о том, что это была лестница шириной. 1,2 метра, каждая страна которой огорожена высокой стеной, а на вершине лестницы имеется платформа, защищенная с трех сторон плетеными ограждениями, где могут стоять в полный рост четыре человека.

У Древнего Рима довольно богатая история и инженерия, как практика, так и наука, которые являлись неотъемлемой частью общественной и военной сферы древних римлян.

Благодарю за внимание

394394
61 комментарий

Комментарий недоступен

93
Ответить

Замучила эрекция при виде этой фотки.

19
Ответить

Это можно повернуть и в другую сторону: Рим пришел, и всем уже пофиг, какие тут до этого были страны.

8
Ответить

Главный историк, это Понасенков что-ли ?)

1
Ответить

В смысле, Земле же всего 2022 года.

59
Ответить

я знал что найду этот коммент!)

6
Ответить

Комментарий недоступен

49
Ответить