Проблемы российского кинематографа: как я ходила на мастер-класс Фёдора Бондарчука

Статью я написала ещё 2 года назад, сразу после встречи с Бондарчуков в Питере. Помните, тогда выходил его фильм «Вторжение»? Это вторая часть нашумевшего (или не очень) «Притяжения» с оценкой 5,6. Конечно, это был не мастер-класс, а, скорее, пиар акция в честь выхода нового фильма.

Проблемы российского кинематографа: как я ходила на мастер-класс Фёдора Бондарчука

Да, представьте себе, после сокрушительного провала первой части франшизы «Притяжение» с оценкой 5,6 на Кинопоиске Бондарчук взялся за создание второй части. Если вкратце, это «маленький фильм о любви» с инопланетянами и морем спецэффектов.

Объяснил он создание второй части тем, что в первом фильме команда создала целую вселенную, у которой появились поклонники. Не исключаю. Но он также упомянул один из плюсов российского кинематографа. Хороший сервис. Это значит, что немаленькая часть потраченных на фильм средств возвращается производителям. Смею предположить, что из российского бюджета. Если снимешь говно, все равно получишь возврат. Выгодно, не правда ли?

Как вам сюжет?

Единственным минусом российского кино среди мирового кинематографа режиссёр назвал сценарий. Видимо, у большинства российских фильмов он не очень хороший. Но давайте посмотрим на сюжет фильма «Притяжение». Инопланетный корабль случайно попадает на землю вместе с метеоритным дождём и падает прямо на жилые дома в Чертаново.

Пришельцы не собирались причинять землянам вред, лишь хотели починить свой корабль и улететь обратно. Но их вынужденная остановка в Чертаново вызвала недовольства у простых граждан, ведь для починки корабля они потратили почти всю воду. В центре, кончено же, история любви обычной девочки Юли и пришельца, раса которого очень похожа на людскую.

Вот трейлер фильма:

Итак, что мы имеем? Типичная ученица старшей школы, которая встречается с хулиганом. Строгий отец, который следит за каждым её шагом. Стандартный друг-ботаник, влюблённый в главную героиню. Лучшая подруга, которая погибает в несчастном случае. И, конечно, красивый парень, который внезапно вторгается в её жизнь. Только в данном случае, он инопланетянин.

Вам тоже это напоминает сюжет любого игрового фильма?

Итак, как описывает основной конфликт фильма режиссёр, это стандартный конфликт общества и чужака. Другими словами, ксенофобия, — нетерпимость и страх к чужому, непонятному. Также прослеживается линия взаимоотношений отца и дочери. Все было бы так хорошо, если бы по стандарту не впихнули любовную тему. Сам Бондарчук называет свой фильм не боевиком, а драмой с элементами боевика.

Кстати, смотрели обзор на «Притяжение» от Bad Comedian? Слышала, он разнёс фильм в пух и прах. Интересно, что Бончарчук называет это явление новым проявлением высказыванием о кино. Он считает, что критика должна быть. Особенно хорошо, когда аудитория критика больше, чем аудитория фильма. И он говорил об этом вполне серьёзно.

Спецэффекты vs драматизм

Конечно, в большинстве своём критиковали слишком заезженный сюжет со слишком удачными стечениями обстоятельств. Но тема спецэффектов тоже весьма интересна для обсуждения. Нам, то есть зрителям, показали ролик о том, как создавались спецэффекты. Работа была проделана колоссальная - в течение полугода более сотни человек трудились над постпродакшном. Многие критиковали «Притяжение» за трату большей части бюджета на компьютерную графику.

Нам показали видео-ролик о том, как создавались спецэффекты, но снимать его запретили. Поэтому вот немножечко концепт-артов и фото со съёмок:

Проблемы российского кинематографа: как я ходила на мастер-класс Фёдора Бондарчука
Проблемы российского кинематографа: как я ходила на мастер-класс Фёдора Бондарчука
Проблемы российского кинематографа: как я ходила на мастер-класс Фёдора Бондарчука
Проблемы российского кинематографа: как я ходила на мастер-класс Фёдора Бондарчука

По задумке режиссёра, спецэффекты должны были лишь дополнять драматичный сюжет. Но, по мнению зрителей и критиков, созданию антуража было уделено гораздо больше внимания, чем драматической составляющей. Поэтому сюжет получился слабым.

Да, фильм реально напичкан спецэффектами. Без компьютерной графики не обошёлся почти ни один кадр - начиная падения инопланетного корабля до движения обычных автомобилей. Большинство сцен фильма ПОЛНОСТЬЮ нарисованы с помощью компьютера.

Интересный факт: технологии настолько продвинулись вперёд, что почти невозможно отличить настоящие объекты от нарисованных. В сцене падения инопланетного корабля на Чертаново целый район был воссоздан на компьютере. Я была уверена, что его просто сняли в вертолёта или квадрокоптера и наложил и спецэффекты. Представьте себе, я спросила у команды Бондарчука, почему так. Оказывается, удобнее и дешевле создавать всё на компьютере, ведь так можно подобрать какой угодно ракурс и придать картинке нужную форму. Когда проводишь реальные съёмки, то обработка на постпродакшне привязана к конкретному ракурсу, цвету и свету, которые сложно изменить.

Кстати, Бондарчук оправдал своей крайне фантастический сюжет и массу спецэффектов тем, что во многих голливудских фильмах также в центре сюжета находится драма, а фантастическая графика выступает в роли инструмента. Например, в фильме «Война миров» главную роль играют взаимоотношения отца и сына, в хорроре «Тихое место» важную роль играет борьба сестёр за внимание отца, а «Джокер» не собрал бы и половины аудитории, если бы не созданная фантастическая вселенная. Отчасти, я с ним согласна.

Но в его фильме в центре сюжета лежит любовная линия между пришельцем и несовершеннолетней девочкой, которая влюбилась в него спустя неделю после знакомства. Просите, что?

Кто-то из зала задал вопрос, а не теряется ли душевность кино под слоем спецэффектов. Я тоже задаюсь этим вопросом с каждым новым блокбастером. Эпичные схватки сделаны на компьютере, пейзажи нарисованы на зелёном фоне, даже мимику персонажей можно искусственно создать. Вспомните старое кино 2000-х, типа «Властелина колец» или раннего «Гарри Поттера». Минимум графики, максимум реалистичности - красивейшие пейзажи Новой Зеландии, съёмки в настоящем замке, удивительные костюмы. Эти фильмы всегда будут для меня лучше, ведь они настоящие.

Он пытался…

На самом деле, как бы я не относилась у российскому кино, Бондарчук мне понравился. У него есть видение, у него есть цель: поднять российское кино на новый уровень. 40 стран приехало на торги по закупке «Притяжения», прогнозы на «Вторжение» ещё благоприятнее.

Сначала думала написать статью только на основе его комментариев и просмотренных видео-роликов. Но я решила пойти дальше и, рискуя своим душевным состоянием, посмотрела «Притяжение».

Задумка и правда интересная. Очень неплохо показаны нарастающие волнения жителей района, куда упал инопланетный объект: от страха и шока до ненависти. Кстати, в фильме были использованы кадры реальных новостных сводок с реакциями людей на беспорядки в Бирюлево из-за расовой ненависти и на Манежной в память об убийстве фаната Спартака.

Сцены столкновения жителей и полиции показаны в фильме вполне реалистично, ведь именно такую реакцию вызывает нетерпимость и страх к чужеродному. Увы, это единственная сцена, которая вызвала у меня хоть какие-то эмоции. Может, это моё предвзятое отношение к российскому кино или осведомлённость о народной оценке фильма, но у меня не получилось сопереживать ни одному персонажу.

Что у меня вызвало больше вопросов - это временная линия. Абсолютно непонятно, сколько прошло времени от момента падения корабля до завершения сюжетной линии - три дня, неделя, две недели? Давайте прикинем. Инопланетянин, в которого влюбилась Юля, ходит всё это время в одной и той же одежде. Значит, должно пройти дня 4 максимум. Но как за 4 дня можно влюбиться в совершенно незнакомого мужика с другой планеты и быть готовой на всё ради него? Их любовная связь должна развиваться гораздо дольше, чтобы хоть как-то приблизиться к реальности. Мне это непонятно.

Как режиссёр Бондарчук попытался создать собственную масштабную вселенную со своими персонажами и событиями. Но пока я смотрела первый фильм, я вообще ничего не узнала ни о пришельцах, ни о главных героях. И я также не уверена, что в следующей части это раскроется. Но видно, что команда действительно горит идеей создать хорошее кино.

Просто странно, что ни один фильм Бондарчука не получил больше 6,6 баллов среди зрителей... Может, ему стоит обратить внимание на темы помимо войны и любви? Да нет, бред какой-то.

В любом случае, фильм стоило посмотреть хотя бы для того, чтобы познакомиться с попытками создать хорошее кино. Думаю, ещё десяток лет, и мы сможем создавать блокбастеры на основе реальных событий. Ядерная война там, или вторжение инопланетян, которым надоело наблюдать за умирающий Россией. Вот тогда точно будет интересно.

А пока можно наслаждаться обзорами Бад Комедиан и не пытаться искать смысл в российском кино. Он ещё что-то выпускает?

Как вам российское кино? Смотрели у Бондарчука что-то?

7878
121 комментарий

"Просто странно, что ни один фильм Бондарчука не получил больше 6,6 баллов среди зрителей"

Открою секрет, он снимает говно которое нахуй никому не нужно.

66
Ответить

Комментарий недоступен

20
Ответить

При этом как актёр весьма интересен. Я несколько фильмов с ним видел - вопросов никаких.

3
Ответить

система финансирования кино дерьмовая - кор причина.
если давать гранты всем "лучшим выпускникам" всяких вгиков и давать по 2миллиона на фильм,давно бы снимали крутое кино...но у нас фонды где все сами решают.

1
Ответить

Не, "Обитаемый остров" - первый - весьма годная комедия! Создать такое при весьма серьезном первоисточнике еще постараться надо было, так что как по мне - однозначный успех.

Особенно каст. Просто вспомни каст и улыбка уже полезет на лицо :)

1
Ответить

Обе части считаю несправедливо захейтили. Да, сюжет банальный. Но работа над спецэффектами проделана беспрецедентная в российском кино. То что район целый был CGI , я тоже только из поста узнал. Офигенно же. Но это не заслуга Бондарчука как режиссера, скорее как продюсера.

17
Ответить

Комментарий недоступен

55
Ответить