Хироюки Имаиси: Реальный герой аниме

Немного о творчестве замечательного аниматора и настоящего героя, без которого сложно представить будущее аниме.

Хироюки Имаиси: Реальный герой аниме

Историческая справка

Хироюки Имаиси (Hiroyuki Imaishi) родился 4 октября 1971 года (49 лет на момент написания статьи). В 1994 году, после окончания универа попал в студию Гайнакс (Gainax), где и началась его карьера.

В ранние годы на него произвело большое впечатление меха-аниме 70-80-х годов, западная анимация и комедийные аниме вроде Проект А-ко (Project A-Ko, 1986). Вероятно это и стало стимулом к раскрытию его таланта.

​Хироюки Имаиси (Hiroyuki Imaishi)
​Хироюки Имаиси (Hiroyuki Imaishi)

Он явно симпатизирует западным авторам — как аниматорам так и CG-артистам, что в определённой степени повлияло на его стиль и последующие работы.

На данный момент он трудится в качестве режиссёра, аниматора, сценариста и идейного вдохновителя в студии Триггер (Trigger), сооснователем которой он выступил вместе с Масахико Оцука (Masahiko Otsuka) в 2011-м году.

Авторский стиль

Дерзость, контраст, неудержимость — наиболее точные характеристики стиля Хироюки. Его рисунки тяготеют к чётким угловатым формам, резким теням, нестандартным ракурсам и хаотичной композиции.

Анимация, которую он создаёт уникальна в своей живости. Это безумное, импульсивное изменение форм и углов обзора, переплетение хаоса и хореографии. Каждый ключевой кадр в его анимации это очередная крутая поза и законы физики не всегда справляются с этой энергией.

Добавим сюда эпические взрывы и миллиарды летящих пуль — и мы получим, вероятно, самый бодрый анимационный стиль в индустрии.

Возможно Имаиси и не самый известный художник, но он безусловно один из самых оригинальных и самобытных. Неважно на какой позиции он работает в команде — его стиль всегда будет заметен. Он говорит со зрителем напрямую через движение, картинку и композицию. Лучше всего проиллюстрирует его стиль ролик, полностью нарисованный Хироюки для игры Musashi Samurai Legend.

Musashi Samurai Legend Opening

Ключевые работы

Хироюки участвовал в более чем пятидесяти анимационных проектах и этого многовато даже для лонгрида, поэтому расскажу о наиболее значимых.

Евангелион нового поколения (1995)

В этом проекте под крылом студии Гайнакс (Gainax), Хироюки начал свою карьеру в качестве фазовщика (отрисовывал промежуточные кадры между ключевыми), затем ключевым аниматором. Ему повезло попасть в команду под руководством Хидэаки Анно (Anno, Hideaki: Gunbuster, Neon Genesis Evangelion), у которого он многому научился.

​Neon Genesis Evangelion, кадр из 19-го эпизода.
​Neon Genesis Evangelion, кадр из 19-го эпизода.

Люпен III: Вальтер П-38 (1997)

Здесь Хироюки также работал над ключевой анимацией. Разумеется, работая с мастерами индустрии в команде он знатно прокачал свой скилл и стиль, работая с кадром и перспективой. Однако здесь он всё ещё был под контролем гайдлайнов и личный стиль не так сильно заметен. В последствии Имаиси приглашали работать и над другими эпизодами серии Lupin III.

Часть постера Люпен III: Вальтер П-38.
Часть постера Люпен III: Вальтер П-38.

Фури-Кури (2000г.)

Хидэаки Анно, впечатлённый предыдущей работой Хироюки, допустил его к работе в качестве режиссёра, сценариста и ключевого аниматора в этом замечательном проекте студии Гайнакс. Здесь он не только рисовал, но также полностью руководил производством 5-го эпизода. Знаменитая манга-сцена из 1-го эпизода полностью отрисована Хироюки.

FLCL - та самая манга-сцена.

Мёртвые листья: Звёздная тюряга (2004г.)

Вдохновлённый духом свободы Масааки Юаса (Yuasa, Masaaki: Kaiba, Kemonozume), ярко выраженным в его Играх разума (Mind Game 2004) и, разумеется, с благославления Гайнакс, Хироюки создал свою первую полноценную авторскую работу, кардинально отличающуюся от аниме 90-х.

Здесь он буквально срывается с поводка и показывает всё, чему он научился и даже больше. Это дикая фантасмагория, символизирующая демонстративный отказ от старых трендов и провозглашение новой эры.

Фрагмент анимационного ада из Dead Leaves.

Гуррен-Лаганн, пронзающий небеса (2007г.)

Объединившись со сценаристом Кадзуки Накаcима (Nakashima, Kazuki: Cutie Honey, Ooedo Rocket), с которым они работал над 1-м эпизодом Милашки Хани: Перезапуск (Re:Cutie Honey 2004), Хироюки создаёт действительно знаковый для индустрии сериал. Нельзя назвать его абсолютным шедевром, однако, это, бесспорно, шоу на все времена.

Накаcима с его любовь к космооперам отлично вписался в проект. В итоге уникальный стиль Хироюки с характерной контрастной рисовкой, акробатической анимацией и нестандартной постановкой кадра если и не воскресил жанр меха, то во всяком случае зарядил раскалённой магмой остывающие меха-сердца.

Сочнейшая нарезка из Tengen Toppa Gurren Lagann.

Panty & Stocking with Garterbelt (2010г.)

Это примечательный экспериментов Хироюки, в котором заметно проявилась его симпатия к западной анимации. Визуал и дизайн персонажей явно перекликается с работами Геннди Тартаковски (Genndy Tartakovsky: The Powerpuff Girls, Samurai Jack). При этом Хироюки органично вписал в проект свои авторские фишки и бесчисленное множество отсылок к западной культуре и кинематографу.

Вероятно именно поэтому сериал был весьма холодно воспринят в Японии, но заметно завирусился во всём мире. Как бы то ни было, это замечательный пример коллаборации множества талантливых участников индустрии, что впоследствии и привело к созданию новой студии — Триггер.

Убей или умри (2013г.)

Первая крупная работа Хироюки в новой студии Триггер, которую он основал вместе с Масахико Оцука (Otsuka, Masahiko: Neon Genesis Evangelion, FLCL, Gunbuster 2) и другими выходцами из Гайнакc. KLK — это своего рода завуалированный трибьют сериалам про девочек-волшебниц.

Хироюки в качестве режиссёра искусно высмеивает штампы (излишний фансервис, школьная иерархия, история мести, etc), делая их основой сюжета. И несмотря на то, что по сути KLK является пародией, сюжет получился достаточно глубоким и увлекательным (спасибо Накаcиме).

Однако, этот сериал не столько про сюжет, сколько про стиль. И здесь есть всё что полюбилось фанатам в работах Имаиcи — грубый выразительный дизайн персонажей, шедевральные хеншины (превращения), контрастная рисовка и FLCL-стайл экшен.

AMV по KLK — неплохо передаёт динамику сериала.

Космический патруль Лулуко (2016г.)

Ещё одно творение маэстро — безумное и милое. Это по-настоящему душевный мини-сериал, который несомненно вызовет искренний восторг у тех кому полюбился стиль Хироюки. Должен отметить, что это уникальный пример настоящего (не панцу-стайл) фансервиса. Здесь присутствует множество отсылок как к работам студии Триггер, так и к другим произведениям и их создателям. И все они так хорошо вписаны в общее повествование, что без них паззл сюжета легко разрушится.

Визуально это слегка вестернизированный стиль (привет PSG) и характерная импульсивная анимация со множеством деталей и событий в кадре. Здесь нет никакого вызова, только выражение любви и почтения таким же героям индустрии как сам Хироюки.

Этой компиляции будет достаточно чтобы понять о чём речь.

Промар (2019г.)

На момент написания статьи этот анимационный шедевр можно по праву назвать величайшей работой Хироюки Имаиcи. Здесь он не только показал всё своё мастерство режиссёра и аниматора, но также максимально использовал современные технический возможности. Несмотря на то что персонажи нарисованы вручную, большинство экшен-сцен и фонов — это 3DCG. Команде под руководством Хироюки удалось сделать CG максимально похожим на ручную анимацию и сохранить фирменный дерзкий стиль.

В результате мы получили один из самых ярких и динамичных анимационных фильмов за последнее десятилетие. И это поднимает планку качества аниме на новый уровень. Промар выглядит и ощущается как многомиллионный блокбастер от западных студий и ему уже тесновато на ТВ — только большой экран. Этим произведением Хироюки и студия Триггер выводят аниме как жанр на новый уровень восприятия и на более широкую аудиторию.

Клип от Movieclips Indie — достойная иллюстрация.

Реальный герой.

Учитывая то, что Хироюки уже сделал для мира аниме, его по праву можно назвать нестоящим героем индустрии. Весьма вероятно, что именно он, и подобные ему творцы — надежда и будущее аниме.

Сочетая в себе мастерство художника с уникальным стилем и духом экспериментатора, Хироюки раскрывает аниме с новых оригинальных сторон и даёт новую жизнь заезженным штампам. Создавая настоящее шоу, которое даже без сюжета может быть крайне увлекательным, Имаиси делает аниме более понятным для широкой аудитории.

Его произведения способны с лёгкостью затянуть случайного зрителя в красочный и динамичный мир анимации. А бывалым анимешникам Хироюки напоминает, что аниме это не только ромкомы с эмоциональными девицами и не сериалы про попаданцев. Аниме по-прежнему может быть эпичным, вдохновляющим и безумно красивым.

Вместо заключения: интересные факты.

Бур, пронзающий небеса

Один из любимых авторских штампов — БУР, пронзающий небеса и не только. На моей памяти первое появление бура отмечено в Dead Leaves и далее он появляется в качестве оружия и других механизмов в других произведениях Хироюки (Gurren Lagann, PSG, KLK и, разумеется в Promare).

Функциональная одежда

Также одним из авторских штампов можно считать любовь к «функциональной одежде»: в PSG нижнее бельё становится оружием, в Лулуко одежда превращает носителя в оружие, а уж в KLK на одежде сфокусирован весь сюжет. Вероятно это дань уважения хеншинам в жанре «девочек волшебниц» и жанру «меха» в целом.

Айкатчи (Eyecatches)

Хироюки единолично рисовал каждый eyecatch (вставки до/после рекламного блока в сериях) в Гуррен Лаганн. Они настолько зашли зрителям, что по поисковому запросу «Gurren Lagann eyecatch parodies» можно найти сотни работ, имитирующих оригинальный стиль Хироюки.

9090
34 комментария

На момент написания статьи этот анимационный шедевр можно по праву назвать величайшей работой Хироюки Имаиcи.Хироюки уже сделал для мира аниме, его по праву можно назвать нестоящим героем индустрии. Весьма вероятно, что именно он, и подобные ему творцы — надежда и будущее аниме.только выражение любви и почтения таким же героям индустрии как сам Хироюки.


Ты там не задохнулся от придыхания пока это писал?

26

Стиль написания излишне пафосный, но это всяко лучше очередных восхвалений гибли и их гениального уберменша миязаки. Так хоть народ еще каких-то деятелей узнает.

2

это он ещё достаточно скромненько выразился
я как увидел на дтф статью про Хироюки, так у меня давление подскочило

2

Было непросто, но я справился.

Честно скажу, далеко статью не читал. Сильно запнулся в самом начале - на моменте с FLCL.

Хидэаки Анно, впечатлённый предыдущей работой Хироюки, допустил его к работе в качестве режиссёра, сценариста и ключевого аниматора в этом замечательном проекте студии Гайнакс.

Хидэаки Анно не был в этом проекте значимой фигурой. Он лишь принимал участие на вторичных позициях и общее влияние на проект имел ровно такое же, как и любой другой ветеран студии в те года. Если кто и мог тут кого-то куда-то назначать, так это Кадзуя Цурумаки — автор и главный режиссёр проекта. Имаиси тут режиссёром (эпизода) и сценаристом не был. Он отвечал за раскадровки некоторых отдельных фрагментов, постановку анимации, эскизы окружения, а также ключевую анимацию. Сценарий, к слову, писался Ёдзи Энокидо с участием Цурумаки.

Здесь он не только рисовал, но также полностью руководил производством 5-го эпизода. 

Согласно титрам - нет. Режиссёром был Сёдзи Саэки. Имаиси лишь рисовал раскадровки, эскизы к бэкграундам и отвечал за анимацию.

Знаменитая манга-сцена из 1-го эпизода полностью отрисована Хироюки.

Очень сомнительно. При всём уважении, стиль его там не сильно узнаётся. Кроме того, нет задокументированного подтверждения, что это именно его шоты. С точки зрения традиционной анимации, там нечем восхищаться. БОльшую заслугу за эти сцены имеет супервайзер CG - Синдзи Такаги, потому что с точки зрения композа и моделирования эти сцены с манга фреймами были адом (на дворе был 1999 г).

Ещё смутил момент с Musashi: Samurai Legend. Он был режиссёром и рисовал раскадровки, с этим согласен, но чтобы он прям все эти 2 минуты в одного отрисовал - есть этому подтверждение? Да, 2 минуты анимации вполне возможно отрисовать в одного, но это займёт достаточно много времени. Очень сомнительно, что Square Enix не выделила достаточно денег на небольшую команду аниматоров. В производстве видеоигр бюджеты обычно гораздо солиднее, чем в аниме.

10

Да, 2 минуты анимации вполне возможно отрисовать в одного, но это займёт достаточно много времени.Две минуты хуйня, Тошиюки Иноэ треть фильма Sayoasa в одиночку отрисовал за два года, пока у них продакшен не начался и они не вспомнили про деда