Энциклопедия на колёсах: обзор Gran Turismo 7

Самый познавательный автосимулятор в истории.

Энциклопедия на колёсах: обзор Gran Turismo 7

Нескучная история

Игры в серии Gran Turismo всегда были не просто автосимуляторами, а автосимуляторами с большим уклоном в эстетику автомобилизма. Философия вождения, стремление к победам, восхищение безупречными формами машин — ключевые элементы каждой игры. Пожалуй, не хватало только одного — сильного энциклопедического уклона.

Образовательный аспект в серии впервые появился в Gran Turismo 4, в которую Ямаути добавил несколько ранних, но исторически важных автомобилей. В Gran Turismo 5 появились специальные заезды, а для каждой машины написана отдельная историческая справка. Gran Turismo 6 отметился сразу тремя вещами: поездками на Луне, масштабной коллаборацией с ведущими автопроизводителями в проекте GT Vision, и мини-кампанией, которая была посвящена карьере Айртона Сенны.

Ключевой вехой в развитии этого направления стал выход Gran Turismo Sport, который хоть и имел сильный уклон в автоспорт и сетевые соревнования, но всё равно поражал большим количеством познавательного контента.

Энциклопедия на колёсах: обзор Gran Turismo 7

Красивое слайдшоу в меню игры под расслабляющую музыку, сотни фотолокаций с описаниями достопримечательностей, подробные хронологии и отдельная секция видеороликов по каждому автопроизводителю — всё это надолго погружало в мир автомобилизма.

Вышеуказанные достоинства Sport без изменений перешли в кампанию Gran Turismo 7, сильно улучшены и стали ключевой особенностью новой игры. Теперь это не просто качественный симулятор про эстетику автомобильной культуры, но ещё и обширная интерактивная энциклопедия.

Вся одиночная игра завязана на изучении популярных марок и коллекционировании машин. Очки опыта и прокачка теперь зависят не от пройденной дистанции и удачных побед в гонках, а от купленных автомобилей в вашей коллекции — чем больше у вас машин, тем больше опыта вы получите.

Энциклопедия на колёсах: обзор Gran Turismo 7

В гараже у игрока есть отдельный учётный лист в стиле альбома для наклеек, который постепенно заполняется недостающими автомобилями. Количество очков опыта зависит от класса и стоимости машины — за дорогие и редкие автомобили игрок получает несоизмеримо больше опыта, чем за японские малолитражки. По мере получения новых уровней откроется косметический контент, разблокируются закрытые разделы и гонки.

Режим «Кафе» — это сердце и душа Gran Turismo 7. В этом виртуальном заведении игроку дают импровизированное меню с заданиями. Обычно вам нужно либо собрать три машины определённой марки, либо пройти чемпионат и освоить какую-то функцию в игре.

Например, заняться тюнингом или снять свою первую фотографию в фоторежиме. После успешного выполнения задания хозяин кафе и эксперты-завсегдатаи (в том числе реальные промышленные дизайнеры) вознаградят вас не только призом и красивым роликом, но и интересным экскурсом в историю отдельно взятой автомобильной марки.

Даже после прохождения кампании в «Кафе» всегда можно зайти и получить новые познавательные исторические факты о машине. Так что «Кафе» одновременно выполняет функцию обучения, длительного пролога, энциклопедии и гида в мир GT7.

Сильно удивил ещё и тот момент, что у многих машин есть до четырёх разных исторических справок: от самого владельца кафе, от приглашённого автоэксперта, от гида в автосалоне, и отдельное текстовое описание в гараже. В восторге точно останутся те игроки, которые обожали энциклопедические элементы в классических частях серии Need for Speed (от 1 до Hot Pursuit 2) — здесь в подобном можно утонуть не на часы, а на долгие дни.

GT7 смог вернуть мне то самое ощущение из детства, когда я просто открывал Showcase в Need for Speed III: Hot Pursuit чтобы послушать рассказ о машине под аккомпанемент мощного техно.

Need for Speed III: Hot Pursuit

В GT7 игрока буквально принуждают к коллекционированию и стремительному прохождению режима. Добрая половина контента просто закрыта, пока вы не пройдёте «Кафе». К счастью, большая часть возможностей игры откроется до прохождения 15-го задания. Всего их 39 (хотя ранее заявлялось, что будет ровно 30), а общее прохождение кампании займёт примерно 15-20 часов игрового времени.

Такой разброс по времени связан с тем, что некоторые машины для меню «Кафе» можно купить на вторичном рынке и в автосалонах. Совершенно необязательно выигрывать их в гонках — достаточно любым способом получить автомобиль. Но всё же лучше проходить сюжетные гонки, ведь они приносят деньги и ценный опыт знакомства с трассами. Гонки от «Кафе» лёгкие, а нужную машину всё равно подарят за любое место в первой тройке.

Энциклопедия на колёсах: обзор Gran Turismo 7

Если говорить о втором главном достоинстве новой части, то Gran Turismo 7 — это самая доступная и дружелюбная игра серии. За каждым разделом закреплены персонажи-хосты, которые проведут вас за руку через всю кампанию. Например, игроку разжуют особенности каждого режима, как правильно тюнинговать автомобиль, за что отвечает определенная деталь, и как она поможет улучшить управляемость. В гонках добрым словом и советом всегда поддержат реальные чемпионы соревнований FIA GTC.

Всё равно что-то непонятно? В GT7 есть Beyond the Apex — электронная книга, в которой подробно рассказано об устройстве автомобиля для «чайников». Чем отличается заднеприводный автомобиль от полноприводного? Как работает подвеска? Вы никогда не останетесь без ответа.

Формальную концовку GT7 игрок получит после прохождения всех 39 заданий в «Кафе». Формальную, потому что каждый игрок придумывает концовку сам. Кроме основной кампании в игре есть обширный раздел специальных испытаний, режим, посвящённый эффективному прохождению каждой трассы, и сетевые соревнования. В GT7 всегда будет, чем заняться.

Хотя если придерживаться центральной идеи GT7, то настоящую концовку можно получить только при одном раскладе — нужно собрать все 420 автомобилей. А так как с бесплатными обновлениями в игру будут постоянно добавлять новые машины, то на получение этой «концовки» уйдут годы.

Энциклопедия на колёсах: обзор Gran Turismo 7

Sport 2.0

После первых трейлеров GT7 в сети закрепилось мнение, будто Sport была промежуточной игрой — очередным Prologue (предварительная платная версия Gran Turismo, которая выходила для GT4-5). А вот уже GT7 — полноценное развитие её идей. Это так и не так одновременно. Sport имела сильный уклон в сторону киберспортивных гонок при поддержке FIA с учётом реального спортивного этикета и штрафов. Такой она и останется, тогда как GT7 тяготеет к корням серии и более снисходительна к игроку.

Этикет остался в некоторых режимах (в основном в онлайне), но в одиночной кампании можно спокойно врезаться в машины соперников, сокращать дистанцию и вести себя нечестно. Помимо этого на второй план ушли гонки, в которых игроку приходилось следить за износом шин и расходом топлива. В основной кампании их нет, так что GT7 больше про свободное вождение, чем про гонки по правилам. За некультурное вождение игрока не накажут, но если вы аккуратно проехали соревнование и ни в кого не врезались, то получите бонусные деньги.

Энциклопедия на колёсах: обзор Gran Turismo 7

На второй план также отошли ралли, дрифт, Формула-1 и DTM. Всё это есть, но отдельно от основной кампании. Чувствуется, что игра больше про езду на обычных машинах, а серьёзные спортивные соревнования теперь второстепенны. Даже столь растиражированный проект виртуальных концепт-каров Gran Turismo Vision вообще не выделяется в новой игре. Всё это кардинально отличает Sport от GT7.

В то же время GT7 черпает большую часть идей и контента из Sport. Весь пользовательский контент для GT Sport и социальные элементы перенесены в GT7 без изменений. Интерфейс, мультиплеер, часть автомобилей, дилеры, 70% старого энциклопедического контента, фоторежим и фотолокации Scapes перешли в новую игру либо с незначительными дополнениями (вроде поддержки HDR в фоторежиме), либо вообще без них.

Впервые в серии появились фотолокации в России. Россия в Gran Turismo 7 представлена только станциями метро и центром Москвы.

Также немного доработан ежедневный розыгрыш призов (как в гача-играх) после прохождения определенной дистанции или получения специального купона. Ежедневно вы будете получать специальный купон, благодаря которому можно выиграть машину, дорогую деталь для тюнинга или деньги.

Энциклопедия на колёсах: обзор Gran Turismo 7

Спустя 18 лет после выхода Gran Turismo 4 в серию вернулось меню в виде карты мира, на которой игрок может зайти в кампанию, сетевые соревнования, тюнинговое ателье и другие стандартные режимы.

Появилось и столь нелюбимое многими игроками получение лицензий для гонок. Но они тоже лёгкие (а если вы не стремитесь к золотым наградам, то вообще элементарные), а для прохождения «Кафе» хватит всего двух лицензий из пяти. Лучше получить все лицензии в начале игры, либо чередовать их с прохождением основной кампании.

Добавлен дилер по продаже особо дорогих и редких ретро-автомобилей. Вернулся магазин подержанного авто, ассортимент которого обновляется раз в сутки. В этом магазине можно купить машины до 2001 года выпуска, тогда как в обычных автосалонах (Brand Central) продаются машины от 2001 года производства. Ямаути намеренно разделил классические и современные автомобили сразу по трём дилерам. Кому-то это покажется неудобным, но это точно лучше того, что было раньше.

Б/у автомобили часто попадаются в довольно «убитом» состоянии. Особо проблемные экземпляры требуют полной замены масла, переборки двигателя и восстановления жёсткости кузова. Без дополнительных вложений такая машина точно будет ездить с косяками и потребует внимательного тюнинга.

Что касается тюнинга и физики управления машинами, то всё стало в разы сложнее. После Sport в GT7 будет особенно непривычно играть в первые часы, тем более если вы никогда не пробовали предыдущие части GT.

В Sport тюнинг ограничивался увеличением мощности двигателя, заменой шин и уменьшением веса автомобиля. В GT7 же нужно следить за всеми деталями авто — от подвески до двигателя. Да, можно играть и без тюнинга, но тогда ваша машина будут плохо тормозить, туго поворачиваться и производить впечатление тяжёлого неповоротливого утюга. С этим сталкивались многие игроки во времена GT4-5, некоторых это серьёзно отталкивало от серии.

Ямаути знал об этой проблеме и именно поэтому намеренно сделал тюнинг понятным и логичным. Теперь любые изменения в конфигурации авто можно заранее сравнить со стоковыми настройками, оценить потенциал для улучшения и распланировать все будущие траты. Это по-прежнему анализ сухих цифр и графиков, но в GT7 всё так доступно объяснено, что разобраться в грамотном тюнинге сможет любой новичок.

Пожалуй, главная геймплейная особенность новой части заключается в ощущениях от управления авто с помощью геймпада DualSense. Благодаря детальной виброотдаче Ямаути хотел добиться ощущений, похожих на те, которые испытывает реальный водитель. Будто в руках игрока не геймпад, а настоящий руль. Тактильная отдача курков зависит от поверхности дороги, погодных условий, типа двигателя и прочих факторов.

Управлять адаптивными курками — сплошное удовольствие. Вы чётко контролируете разгон и торможение, а соприкосновение с любой поверхностью или неровностью моментально ощущается в руках.

Энциклопедия на колёсах: обзор Gran Turismo 7

Сотни часов в прошлых частях GT я провёл играя на стиках, так как разгон и торможение на курках того же DualShock 4 никогда не казался мне удобным для гонок. В GT7 я попробовал поездить как на адаптивных курках, так и на стиках, но после пары попыток я остановился на курках — просто чертовски удобно и приятно ездить. Абсолютно новые ощущения от вождения. Со временем к этому привыкаешь, и все сильные впечатления смазываются, но первые несколько часов вы вряд ли сможете оторваться от управления.

Кстати, игра поддерживает следующие модели рулей: Fanatec GT DD Pro, Fanatec CSL Elite, Thrustmaster T-GT, Thrustmaster T300RS, Thrustmaster T150, Thrustmaster T80 и Logitech G29/G923. Это официальный список, указанный в опциях игры.

Между поколениями

Игра была пройдена на PlayStation 5, но мы также протестировали версию для PlayStation 4 Pro. Первое впечатление: а где разница? Модели машин как обычно выглядят потрясающе, но вот к окружению есть вопросы. На PS4 Pro игра выглядит точь-в-точь, как Sport, но немного лучше за счёт обновлённого освещения и мелочей на трассах. На асфальте появились мелкие камешки, по обочинам наконец-то растут травинки, а деревья впервые выглядят не стыдно. В Sport они тоже выглядели сносно, но не везде.

После этого включаешь версию для PlayStation 5, и серьёзных различий вроде и нет. Да, загрузки почти моментальные. Да, в игре есть поддержка рейтрейсинга, но она незначительна.

В GT7 есть два графических режима: режим качества и режим производительности. В первом рейтрейсинг работает в повторах, фоторежиме и в меню, но отсутствует в гонках. В режиме производительности игра всегда держит стабильные 60 кадров, однако рейтрейсинг упрощён и почти везде отключён (остаётся в меню и фоторежиме).

Энциклопедия на колёсах: обзор Gran Turismo 7

Различия заметны только после сравнения двух версий лоб в лоб. В качестве теста я выбрал классические трассы Trial Mountain и Deep Forest, которых не было в Sport, но в серии они были аж с первой части. И в GT7 они настолько изменились, что ощущаются совсем по-другому.

У Trial Mountain на PS4 Pro заметно хуже текстуры, полигональность моделей и количество растительности. Например, если трава и есть, то далеко не на всех участках трассы.

Слева — PS4 Pro, справа — PS5

На этом участке Deep Forest на PS4 Pro меньше деревьев и деталей.

Где-то это не сильно бьёт по картинке, а где-то отдаёт графикой GT6 для PS3. Вот на этом участке трассы заметно не хватает растительности, ствол дерева имеет другую геометрию и более мыльные текстуры.

Различия в полигональности заметны даже в меню. Если приблизить вплотную, то на PS4 Pro у этой De Tomaso проще выглядят фары, дворники, бампер и колесо.

В целом, версия для PS4 Pro вызывает смешанные впечатления: играть можно, во многих сценах картинка выглядят плюс-минус сносно, серьёзных просадок не замечено, а консоль работает тихо даже в нагруженных сценах. Если такие различия в графике не сильно для вас критичны, то можете смело брать игру на пастген. Отмечу один важный момент: обновление до PS5-версии не бесплатно — за него нужно заплатить 500 рублей.

Детальное сравнение всех версий

Заслуженная бронза

В начале февраля мы побывали на закрытой презентации игры, где Кадзунори Ямаути долго рассказывал о ключевых нововведениях, которые появятся в серии с выходом GT7. Увы, далеко не все они поражают.

Начнём с музыкальных изменений. В GT7 появился режим «Музыкальное ралли», которое мотивирует ездить под музыку быстро, расслабленно и одновременно красиво. Это ряд испытаний, где игрок должен подстроиться под ритм композиции и вовремя проехать каждый участок. На деле же получилась простая смесь time trial и механик серии Outrun.

Чем аккуратнее и точнее вы пройдёте участки трассы, тем дольше дистанции вы проедете до конца музыкальной композиции. Идея отличная, но спустя несколько гонок эффект смазывается, а самих состязаний крайне мало. Хочется верить, что в будущем режим дополнят контентом.

Энциклопедия на колёсах: обзор Gran Turismo 7

Заявлялось, что в GT7 будет самая большая музыкальная библиотека в истории серии — порядка 300 треков от 75 исполнителей из разных стран мира. На деле большая часть музыкальной библиотеки состоит из треков, которые напрямую взяты из Gran Turismo 5-6 и Sport. Вообще не проблема, если вы вообще не слышали эти саундтреки, но если ранее вы наездили под них сотни, а то и тысячи часов, то возможно захочется выключить музыку в гонке. Но даже если её и не выключать, то к 25 часу прохождения плейлист приестся. Лаунж-треки в меню — исключение. Они великолепны и всегда приятны уху.

Доступный на старте ИИ не вызвал восторга. Я сравнивал его на низком, среднем и высоком уровне сложности. Низкий уровень — это то, как противники ведут себя в самых старых Gran Turismo. Они не представляют серьёзной угрозы и ездят на трассе для фона. Средний уровень — интеллект уровня Sport. Высокий уровень — аналогично Sport, но противники ведут себя чуть настырнее и входят в повороты на более высоких скоростях.

На высокой сложности компьютерные соперники иногда ведут себя как хамы из онлайн-режима, которые могут больно боднуть и отправить в занос. Несколько раз из-за этого мне пришлось перезапускать гонку. Также искусственный интеллект вроде бы научился совершать ошибки: он не всегда аккуратно входит в повороты, а пару раз за игру противники врезались в стену или буксовали на обочине.

Но в данном случае стоит ждать появления в игре Sophy — того самого широко разрекламированного ИИ.

Энциклопедия на колёсах: обзор Gran Turismo 7

Не удивила и смена времени суток вместе с погодными условиями. Закаты выглядят невероятно красиво, звёздное небо завораживает, а дождь в разы увеличивает сложность любой гонки. Но за вычетом красивой картинки всё это уже было в Gran Turismo 6. Даже алгоритм смены времени суток остался без изменений: за 15 минут гонки глубокая ночь может смениться рассветом, плавно перетечь в день и закончиться ближе к вечеру.

Больше всего в GT7 расстроило две вещи: полное отсутствие новых городских трасс (только старый Tokyo Expressway) и минимальное участие реальных автомобильных дизайнеров, которые бы делились с игроками своими историями в «Кафе». За 25 часов из заявленных персон удалось встретить только Тома Матоно, дизайнера Mazda. Зачем тогда было выставлять это как значимую фишку GT7? Хотя оба недочёта могут дополнить и улучшить в будущих обновлениях — покажет время.

Время также покажет и то, как долго будут поддерживать GT7. Игра требует постоянного подключения к сети даже в одиночной кампании. Вне сети доступен лишь фоторежим Scapes и аркадные заезды. То есть, без подключения к интернету GT7 превращается в тыкву. Хочется надеяться на то, что отключение серверов не произойдёт в ближайшие пять лет, а весь пользовательский контент будет перенесён в GT8, как перенесён из Sport.

Пускай Polyphony Digital не удалось произвести революцию в жанре или кардинально поменять ядро серии, но зато мы получили самую познавательную и затягивающую одиночную кампанию в истории автосимуляторов. К тому же дружелюбную и понятную для новичков.

В стартовой версии GT7 столько интересного контента, что в ней можно утонуть на долгие месяцы. Разработчики не смогли полностью раскрыть потенциал всех новых режимов, но скорее всего наверстают это в обновлениях. В сухом остатке — это тот классический Gran Turismo, который многие так ждали.

Понравилось

  • Возвращение к истокам серии.
  • Одиночная кампания «Кафе» и её затягивающая прогрессия.
  • Энциклопедичность, уйма познавательной информации.
  • Гибкие настройки сложности.
  • Потрясающая детализация машин.
  • Шикарный лаунж-саундтрек в меню.
  • Отточенный фоторежим.
  • Дружелюбность и позитивный диалог с игроком.
  • Версия для консолей прошлого поколения выглядит не сильно хуже.

Не понравилось

  • Неровное качество графики. Часть трасс выглядит отлично, часть толком не обновили со времён GT Sport.
  • Номинальная поддержка рейтрейсинга.
  • Сложно заработать большие деньги, скромные выигрыши.
  • Отсутствие новых городских трасс.
  • Искусственный интеллект (до появления Sophy) совсем не впечатлил.
  • Разрекламированное участие реальных дизайнеров тут минимально
Энциклопедия на колёсах: обзор Gran Turismo 7
390390
11
175 комментариев

Сильно разрекламированный искусственный интеллект Sophy не вызвал восторгалмао, наверно потому что его нет в игре

72
Ответить

лол, даже жаль автора, сидел там анализировал

24
Ответить

Да, косяк. Поправили.

7
Ответить

Не обращай внимания это Семен по итогу может выяснится что он оценивал игру играя с геймпада

1
Ответить

поэтому и восторга нет

3
Ответить

"Искусственный интеллект Sophy совсем не впечатлил".

Семен, на презентации Sophy было объявлено, что этот ИИ добавят в GT7 в будущих обновлениях. Сейчас его в игре нет.

50
Ответить

Еще со времен GT4 поражал фирменный интерфейс серии.

Окей, он узнаваемый и наверное удобный, но мне почему то всегда казался дико убогим, "корпоративным", начиная от шрифтов и заканчивая всеми этими иконками как будто со стоков.

32
Ответить