Особняки безумия

Особняки безумия

Рейтинг на BGG: 8.0
Тематические игры: 16
Общий: 43
Жанры: америтреш
Количество игроков: 1-5

Особняки безумия - это очередное воплощение идей Лавкрафта в настольном формате, где игроки должны раскрыть страшную тайну, разоблачить тайный заговор или просто (ха-ха ПРОСТО) выполнить какое-то условие за определённое количество шагов.

Каждый игрок выбирает себе сыщика, опираясь на свой стиль игры. Помимо Здоровья и Рассудка, каждый сыщик обладает шестью характеристиками, с помощью которых игроки проводят проверки, и одной ключевой способностью. Особняки безумия, с точки зрения игровой механики, приближены к НРИ ровно настолько, насколько должны, чтобы игра прошла без мастера и подготовке к партиям. Механика безумия, конечно, может заставить игроков отыгрывать его, но для этого абсолютно не нужно произносить длинные монологи, а иногда безумие - это и вовсе молчать до конца партии.

Особняки безумия

Приложение-компаньон

Для игры в особняки безумия обязательно нужно использовать бесплатное приложение. По сути, это такой неполноценный (об этом попозже) мастер игры. Приложение говорит игрокам какие тайлы окружения стоит выложить, отвечает за проверки навыков и головоломки, описывает появление и действия противников, описывает окружение, проводит боевые стычки, выдаёт игрокам предметы и ведёт лог действий игроков.

До сих пор в комментах у Hobby Games вылезают вопросы, нужно ли приложение для дополнений. Да, оно нужно для всех дополнений. И все официально локализованные дополнения (а на текущий момент не локализовано только одно дополнение) доступны на русском языке.

Особняки безумия

Как это вообще играется?

После того, как игроки выбрали сыщиков и один из доступных сценариев в приложении, они получают стартовые предметы, распределяют их между собой и начинают игру.

В приложении зачитывается фабула истории и цели игроков. Как я писал выше, цель нужно выполнить за определённое число ходов, и вот тут первый плюс приложения, позволяющий нагнетать интригу - игроки не знают сколько у них ходов. Счётчик скрыт в приложении, и даются только подсказки. Например, через два часа на улице стемнеет, вам стоит поторопиться. Прямой корреляции между действиями игроков и временем тоже нет.

Особняки безумия

Каждый ход состоит из двух фаз: игроков и мифа. В фазе игроков, у каждого детектива есть по 2 действия. В начале игры в этой фазе обычно происходит сбор улик, общение с персонажами, открытие новых зон. Обычно, игроки начинают на одном тайле, из которого ведёт куча дверей в соседние комнаты. В приложении есть короткие описания, что может ожидать игроков, если они откроют дверь. И некоторые двери лучше забаррикадировать и никогда не открывать.

В фазе мифа действует приложение. Оно рассказывает игрокам, что с ними происходит. В этой фазе могут появиться или атаковать монстры. Но и отсутствие монстров в сценарии не повод радоваться - каждый сыщик обязательно получит своё. В фазу мифа с персонажем может произойти что угодно, начиная с того что он споткнётся во тьме и потянет ногу, до галлюцинаций в виде тысяч глаз, пронзающих своим взглядом и бьющей по Рассудку. Таким образом, даже если сценарий не подразумевает боёв (я таких не встречал), ни один детектив не переживёт его полностью здоровым. Первые партии, у меня буквально была небольшая паника, когда начиналась фаза мифа.

Особняки безумия

Первой ловушкой может стать попытка собрать все возможные предметы, повзаимодействовать со всеми точками интереса и открыть все комнаты. Как только начинается сценарий, игроки не знают где нужные зацепки, а где пустышки для отвлечения внимания. Конечно, совсем бесполезных предметов нет, но не стоит забывать об основной цели. Если вам нужно сбежать, то сбегайте как можно более коротким путём. Если остановить ритуал - то ищите место его проведения.

Вторая ловушка кроется в повреждении рассудка. Как только игрок набирает столько карт, какое значение Рассудка у его персонажа, он сходит с ума. Сойти с ума не страшно в этой игре, но у тебя может появиться своя собственная цель. В целом, условие на картах безумия описаны вполне понятно и довольно часто цель игрока не меняется, а ограничивает его. Например, персонаж становится безмолвным и игрок должен молчать до конца партии, или клаустрофобия не позволяет детективу оставаться одному в комнате. Но персонаж так же может стать пироманьяком и тогда его условие победы сильно поменяется, и может даже начать мешать другим игрокам. Особая изюминка безумия в том, что игрок не может говорить остальным, что с ним произошло, и до определённого момента может не выражать своего безумства.

Особняки безумия

Хочу отдельно отметить сценарии. Это не литературная копирка Лавкрафта - и это большой плюс. Большая часть его рассказов - это дневник от лица сходящего с ума или приближающегося к смерти человека. Тут скорее берётся антураж, монстры и города из его рассказов и помещаются в небольшую и очень простую детективную историю. И историю не занудную с намеренно растянутым описанием страха, затаившегося в каждом уголке охваченного ночной мглой кабинета. Сценарии в игре точно не дадут вам заскучать и вы не будете зевая от скуки щёлкать их один за другим. К тому же, заявляется, что один и тот же сценарий не будет отыгран один в один, как раз за счёт приложения, которое, как минимум, может поменять набор комнат, а то и персонажей. У меня ни разу не было желания перепройти какой-то сценарий, но мои настольные компаньоны подтверждают эту особенность.

Головоломки - ещё один плюс приложения. Не всегда для получения нужной информации достаточно пройти проверку. Приложение может подкинуть пазл в виде ханойской башни, своеобразных пятнашек, сокобана или разгадывание шифра, похожее на нашумевший wordle. Ну и головоломку, конечно же, надо решить за ограниченное количество попыток.

Особняки безумия

Обилие действий и возможностей в игре немного пугает и сбивает с толку. До того как я заболел настолками, меня запугивали сложностью особняков, но она кажется сложнее, чем есть на самом деле. И все мы знаем, что игра не сломается, если вы забудете про какой-то незначительный нюанс, в спешке пытаясь заколоть глубоководного кухонным ножом.

Личный опыт и мысли о механиках

Я отыграл 5 или 6 сценариев, имея все актуальные дополнения. На мой взгляд оптимальное количество игроков: 3-4. Вдвоём мы ни разу не успели завершить сценарий, слишком мало действий. Возможно вдвоём можно попробовать перепройти зацепившие вас истории, но новую лучше всего начинать минимум втроём.

Особняки безумия

Лично мне мобильное приложение кажется немного недоработанным, т.к. карта не интерактивна и оно работает в одностороннем порядке. Приложение ничего не знает о расположении сыщиков и просто описывает куда должен пойти монстр примерно так: передвигается на 2 клетки в сторону сыщика, находящегося в зоне видимости. Это позволяет игрокам немного мухлевать и пустить монстра по дороге из зон, объятых огнём или просто до самого дальнего персонажа. При этом, с точки зрения нарратива, ты понимаешь, что поступаешь неправильно, но с точки зрения игромеханики - игра не запрещает. И это немного ломает отыгрыш, особенно если за столом есть манч.

В игре есть такая механика, как баррикадирование дверей, которую мы в своей компании просто игнорируем, т.к. не до конца понятно, как она работает. По идее, можно забаррикадировать проход и монстр через него не пройдёт. Но приложение не знает ничего о том, что дверь забаррикадирована. Более того, появление монстра из неисследованной комнаты - это, по сути, просто его телепорт. Приложение говорит - расположите монстра, как указано и никак не объяснишь ему, что эта дверь забаррикадирована. Да, этого монстра можно не выставлять на поле и в приложении условно "победить" его, просто нанеся нужное количество ран, и тогда он не будет ходить в фазу мифа. Но что делать, если вы заперли монстра в комнате, а потом убрали баррикаду? В приложении его уже не вернуть.

Особняки безумия

Ещё одна сломанная механика - распространение огня. Если на поле есть огонь, он распространяется каждый ход на одну клетку. Механически, вам ничего не мешает распространять его в сторону монстров, тем самым их сжигая. Да, не за один ход, но всё равно.

Таким образом, приложение забирает на себя повествовательную часть, что невероятно круто и погружает в атмосферу, но скидывает довольно важные механические отыгрыши на откуп игрокам, что немного ломает атмосферу, да и саму игру.

Отдельно хочется затронуть невероятное количество компонентов. Для игры потребуется действительно большой стол. В том числе за счёт непрогнозируемого размера поля, которое достраивается с каждой открытой комнатой. Я уж не говорю про пару десятков стопок карт с состояниями, заклинаниями, травмами и предметами. Добавьте сюда жетоны с фрагментами комнат, улик и персонажей. Плюс планшеты игроков и зоны для выкладывания полученных карт. Ну и неплохо было бы где-то недалеко поставить миниатюрки монстров, чтобы быстро их разместить на поле.

Но несмотря на перечисленные мной недостатки (которые лично для меня недостатки), я влюбился в Особняки безумия с первой партии. Я очень не люблю играть в эту игру вдвоём, т.к. не люблю проигрывать коробке, но в партии из четырёх людей - это отличный досуг на 3-4 часа с увлекательной историей и возможностью отыгрыша для тех, кому он нужен.

Если вдруг, захочешь, то можешь подписаться на меня в телеге, мне будет приятно.

2424
18 комментариев