Как я проходил оригинальную квадрологию Silent Hill

Много графомании и совсем немного мыслей.

Как я проходил оригинальную квадрологию Silent Hill

Желание пощекотать нервишки и проверить себя на прочность довольно часто испытывает почти каждый человек. Хорроры — лучшее средство для такой специфичной потребности. А уж если за это дело берутся японцы, то можно не беспокоиться за качество своего времяпрепровождения. Ещё в 90-ых игры вроде Resident Evil задавали стандарты жанру, выводя его на принципиально новый уровень. Но игра Capcom всё равно оставалась не более, чем качественным подражанием хоррор-фильмам и боевикам категории «Б». В ней не было какого-то глубокого сюжета, особого подтекста или проработки персонажей.

Это не делает Resident Evil плохой игрой. Она сочетает в себе увлекательный геймплей, харизматичных (хоть и простых) персонажей и густую атмосферу. Но, как бы то ни было, с выходом Silent Hill в широких массах поняли, какими могут быть хорроры. Эту разницу между играми в духе Resident Evil и Silent Hill в своё время очень точно подметил блогер Super Eyepatch Wolf.

Спойлеры

Это очень разные игры, и каждый находит в них что-то своё. И вот я нашёл своё…

Недавно я спонтанно устроил себе марафон всех оригинальных игр Team Silent и сделал для себя определённые выводы, которыми я бы хотел поделиться и начать обсуждение.

Знакомство с туманным городом.

О Сайлент Хилле я узнал ещё в детстве, когда были популярны DVD-диски, на которых часто умещалось по несколько фильмов.

Что-то вроде этого, только с поправкой на 2006-2007 года. ​Feel old yet?
Что-то вроде этого, только с поправкой на 2006-2007 года. ​Feel old yet?

Там-то и был тот самый фильм, благодаря которому много кто узнал о серии в нулевых (про счастливчиков с консолями промолчу). Воспоминания о нём у меня довольно смутные и тревожные, но одну сцену я точно запомнил на всю жизнь.

Ну не милота ли?

Потом, уже подростком, я более плотно познакомился с серией, но прошёл только первый Silent Hill. Мне просто было интересно, что из себя представляют эти игры. Тяга ко всему серому и мрачному искала способ выражения, так что моё увлечение чем-то новым было очень кстати.

Хотя серию я так толком и не прошёл, но взамен я просмотрел все части разбора от интернет-портала «Стопгейм» и остался под большим впечатлением от сюжета, концепции города и того смысла, который вкладывали Team Silent в свои проекты. Это были по-настоящему оригинальные и смелые игры, которые непросто забыть. Я не стал каким-то ярым фанатом, но Сайлент Хилл навсегда стал для меня чем-то особенным, куда я когда-нибудь обязательно должен был вернуться. Ну что ж, недавно город позвал меня вновь.

С The Room у меня кстати вышла очень крутая и даже, с натяжкой, мистическая история. Когда я начал своё прохождение, на улице пошёл настолько сильный ливень, что подобного дождя я не видел до сих пор.

Примерно в то же время вышел нашумевший тизер Silent Hills Хидео Кодзимы. Спустя столько лет, я до сих пор очаровываюсь этим роликом. Называйте это СПГС-ом, но я не могу не отметить, с какой элегантной простотой записан весь видеоряд, и с какой уверенностью в шагах и даже во взгляде показан персонаж Нормана Ридуса. Крохотное искусство в своём чистейшем виде.

Прошло много лет. За это время я успел измениться, стать взрослее и, надеюсь, умнее. У меня сформировалось какое-никакое, но мировоззрение и вкусы. Я определённо был готов вернуться в туманный город. Всё это также сопровождалось частым прослушиванием чарующей, по своему воздействию, музыки Акиры Ямаоки, которая просто неотделима от Сайлент Хилла.

Зов города был очень необычен. Я сильно хотел поиграть именно в четвёртую часть, которая больше всего стоит столбом от остальных игр. «Комната» казалась мне наиболее подходящей для вхождения и мне нравилась её атмосфера.

Silent Hill 4: The Room

Как я проходил оригинальную квадрологию Silent Hill

На этом сайте я уже ранее писал своё мнение о самой нелюбимой части среди фанатов Team Silent, так что много рассказывать не стану.

С момента написания той статьи я перепрошёл «Комнату» ещё один раз и моё мнение нисколько не поменялось, а спустя пару месяцев оно ещё и укрепилось. Silent Hill 4: The Room — волшебная игра, которая несмотря на свою недоделанность, всё ещё остаётся Сайлент Хиллом, причём самым оригинальным из всех (если не брать в расчёт последующие игры от западных разработчиков, вроде Shattered Memories).

У этой игры прекрасная камерная атмосфера, окружающего нас пространства. А общая визуальная «серость» с лихвой компенсировала мне отсутствие нормального тумана.

«Комната» вообще очень удачно отошла от традиционных аспектов прошлых игр, хоть и сохранила в себе тот же самый геймплей. Сценарно же ей удалось неплохо совместить сюжетную линию культа из первой и третьей частей, а также персональность истории второй. Звучит круто, да?

Но всё же, каким бы классным не был сюжет, недоделанность игры сказалась и на нём тоже. Главный герой проработан слабо, а основные события даже после повторного прохождения вызывают вопросы, что нормальная практика в серии, но почему-то именно в The Room у меня было чувство непонимания происходящего, что, на самом деле, одна из отличетельных черт четвёртой части. Понять хорошо историю я смог только после прочтения дополнительного материала, что не особо хорошо.

Silent Hill

Как я проходил оригинальную квадрологию Silent Hill

К моменту начала прохождения я уже знал об этой игре почти всё: проходил ещё тогда давно, смотрел очень ламповое прохождение от RiGget и его подруги Vagrant, да и фильм недавно пересматривал (он классный, почитайте по нему материал от Олега Чимде).

То самое прохождение.

Тогда давно, мне понравилась история Алессы Гиллеспи, непродолжительная жизнь которой больше походила на бесконечный ад из издевательств в школе, домашнего насилия дома и полнейшей безысходности вообще. Алесса была забитой девочкой с кучей страхов и потаённых демонов. Меня дико впечатляло, как целый город отражал весь её внутренний мир.

Это проявлялось в монстрах, окружении и просто в каких-то мелочах, вроде плача в туалете или жутких звуках, раздающихся из бойлерной. Если подумать, то Сайлент Хилл не случайно так поделён на две части. Обычная туманная реальность отражала глубокую печаль и одиночество в душе Алессы, в то время как инфернальная альтернатива — ярость и обиду.

Но даже так, в ней оставалось что-то светлое, ведь она пыталась предотвратить рождение Бога и в конце даже отдаёт часть своей души Гарри, как доброму и любящему отцу. Такие непростые истории необъяснимым образом вдохновляют и заставляют о чём-то да задуматься.

Во время перепрохождения не скажу, что я прямо дико испытал какие-то эмоции. Но мне было приятно уже в сознательном возрасте побегать по знакомому городу.

Проблемой первой части я считаю только геймплей, вернее даже баланс. Всё касающееся управления можно простить, 1999-ый год как никак. Наоборот, меня удивила отзывчивость в управлении и поворотах (в игре можно ходить задним шагом и даже наискосок!). Не особо комфортно всё остальное. Стрелять просто больно. Если видите врага, то будьте уверены — первые два выстрела вы скорее всего точно промажете. Всё становится совсем печальным, когда переборов прицеливание вам таки удалось нанести определённый урон монстру и тут…эта сволочь стремительно начинает скрываться в тумане, чтобы восстановиться. Ещё грустнее, если этот монстр — летающий «птеродактиль», который любит наворачивать круги вокруг вас, а затем нагло улетает с локации и возрождается где-то в другом месте.

​Вот он!
​Вот он!

Возвращаясь к балансу можно сказать, что он тоже отстоен. На нормальном уровне сложности патронов и аптечек слишком мало, а улетают они быстро, ведь противников по ощущению становится больше (птеродактилей определённо) и урон они наносят соответствующий. Не знаю, как раньше я проходил игру на «нормале», но сейчас, не успев толком дойти до школы, я сразу начал всё заново на лёгком уровне сложности. По задумке авторов мы должны выживать (это же survival-horror), но вместо этого я испытывал лишь раздражение, но нисколько не страх.

На лёгком играть уже приятнее, но слишком легко, что, в общем-то, логично (патронов и аптечек с лихвой хватает до конца игры). Так хотя бы можно спокойно изучать локации и следить за сюжетом.

Если целостно собрать все мысли, то первый Silent Hill до сих пор остаётся самобытной игрой с ворохом проблем и достоинств, где второе всё же значительно перевешивает первое. Хоть игра и состарилась так себе, в неё всё ещё можно без проблем поиграть и получить удовольствие.

По моему мнению, в ней самый атмосферный туман и город по сравнению с остальными частями, что уже заслуживает того, чтобы дать ей хотя бы шанс.

Silent Hill 2

Второй Сайлент Хилл среди фанатов считается самым лучшим не только в серии, но и чуть-ли не среди всех хоррор-игр вообще. Отчасти такое отношение оправдано. Silent Hill 2 своего рода «Преступление и Наказание» игровой индустрии. Монументальное творение, которое показывает нам изнанку человеческой души, рассказывая о довольно простых на словах, но тяжёлых на деле темах нашего общества. Silent Hill 2 — это история о людях, жизнь которых была адом. Чтобы они разобрались в себе, город позвал и собрал их всех в одном месте, чтобы каждый вынес урок из этого опыта и решил, как же дальше жить и жить ли вообще. Для меня проблема с этой игрой была ровно одна — она не вызвала у меня тех эмоций, на которые я надеялся.

Как я проходил оригинальную квадрологию Silent Hill

Я правда не знаю, что произошло. Чего-то мне определённо не хватило, чтобы проникнуться этой историей. Но чего? Всё дело в спойлерах или какой-то слабой эмпатии?

Меня не зацепили персонажи, их характеры и внутренние конфликты. Только история Джеймса показалась мне наиболее близкой, ибо я переживал нечто схожее (не так жёстко и без убийства жены, вы не подумайте), но мне не хватило деталей, диалогов и какого-то более основательного раскрытия персонажа. Также и со всеми остальными.

Ещё насчёт персонажей. Я понимаю, что Silent Hill про «надо думать самому и собирать паззл воедино», но это не оправдывает тот факт, что хоть какую-то информацию о персонажах приходится искать в сопутствующих материалах и книгах. И эта претензия ко всей серии вообще. Я люблю подход японцев, что история должна быть неочевидна и прятаться за мелочами, порой и вовсе оставляя интерпретацию событий на усмотрение игрока.

Но мне вот тяжёло как-то понимать персонажей, о которых мы толком ничего не знаем.

Просто мне правда обидно, что игра не запала в сердце так, как остальным. Я с такой увлечённостью читал мнения и впечатления людей об этой игре, что она для них значит, и на выходе не получил ничего и близкого к этому. Во всей игре меня тронуло всего несколько сцен, и эпизод в коридоре один из таких. Это единственные моменты, когда я прочувствовал, что передо мной живые люди с живыми эмоциями и проблемами. Причём это реально восхитительные эпизоды, но мне всё равно этого было мало, чтобы это вызвало какой-то большой отклик в сердце.

Одна из самых жёстоких сцен в игре, в которой нет ни крови, ни монстров. Всего лишь эмоциональный надлом Мэри и безмолвное шествие Джеймса.

В остальном, мне понравился обновлённый город, который приобрёл в штрихах, интерьерах и визуальной стороне, отдающей какой-то зеленью(?). Мне понравился геймплей, ставший более приятным в анимациях и боевой системе (в игре наконец-то поправили баланс и играть на «нормале» стало приятно). Единственное, мне кажется, делать первой крупной локацией (не считая города) отель было плохим решением, ибо он дико переусложнён и перегружен во время первого прохождения. Но лес офигенен. Очень жаль, что в дальнейшем мы тусоваться в однотипных грязных и тёмных помещениях.

Понравилась больница, особенно благодаря запискам о психических больных, лежавших здесь. Но всё же визуально эти места не особо впечатляют. Хотя мне очень понравилась тюрьма за всю эту «черноту». Я воспринимал это место, как мрачный персональный ад Джеймса, где он всё глубже и глубже погружался в себя.

В больнице кстати мы сталкиваемся с первым переходом в альтернативную реальность (если такое уместно употребить к сх2), и это было чертовски прекрасно: гудит сирена, пол под ногами превращается в почву, возникает звук накрапывающего дождика и всё это под печальный зов Мэри на фоне.

Вообще, дождь в игре символизирует всё связанное с Мэри. Очень красивое решение, хорошо передающее какую-то душевную печаль.

Абсурдными показались только некоторые головоломки, которые совсем уж местами странные. Но, справедливости ради, стильными решениями игра не обделена. Вспомнить только загадку с виселицами или дверью с руками.

​Самое странное, чем я занимался в игре. Даже вытаскивание пароля из унитаза в отеле показалось мне более логичным, хотя за это над Джеймсом только ленивый не посмеялся в последующих играх.
​Самое странное, чем я занимался в игре. Даже вытаскивание пароля из унитаза в отеле показалось мне более логичным, хотя за это над Джеймсом только ленивый не посмеялся в последующих играх.

Отличной опять вышла и музыка Акиры Ямаоки, полная меланхолии и печали, настраивающая на нужный лад. Благодаря этому некоторые сцены выглядят, как крутое авторское кино.

Но Silent Hill 2 вообще не сработала для меня. Это проект с крутой идеей и такой же реализацией, который просто не выстрелил для меня целостно, только частями.

Я прошёл её дважды, чтобы попытаться лучше прочувствовать, но всё равно ничего не вышло. Мне кажется, я люблю Silent Hill 2, но пока что между нами стоит гигантская стена недопонимания. Возможно, мне стоит ещё немного подумать…

Silent Hill 3

Как я проходил оригинальную квадрологию Silent Hill

Эта игра была последней в моём списке и на неё у меня были определённые надежды. Она была единственной, в которую я меньше всего играл в своё время (буквально дошёл до первого сохранения и выключил) и сюжёт её я тоже особо не помнил. К тому же, она давала интересную возможность сыграть за реинкарнацию Алессы, что уже интересно в реализации. Да и играем мы вроде за подростка, что тоже должно как-то раскрыться в игре. По итогу, Silent Hill 3 стала для меня самой противоречивой в серии. Попытаюсь объяснить почему.

Сайлент Хилл имеет в себе определённый порог вхождения, в виде геймплея. Он, будем честны, совсем на любителя. Танковое управление, неудобная камера и куча дверей, в которых нужно разбираться, чтобы продвигаться дальше. Кто-то скажет, что это обязательная фишка всех японских хоррор-игр и будет в какой-то степени прав, но только отчасти. Silent Hill 3 показалась мне совсем уж перебором с геймплейной точки зрения, по крайней мере на «нормале».

Это забавно, но у неё всё те же проблемы первой части. Добавилось только ещё большее количество врагов (в некоторых моментах игра прямо вываливает на вас тонну монстров) и довольно на любителя левел-дизайн. Давайте по порядку.

Монстры здесь показались мне скучными и зачастую раздражающими. Конечно, есть необычные решения в виде высокого «Closer» и гигантских «Insane Canser», а медсёстры здесь вообще самые жуткие в серии (да и вообще они чуть ли не единственные из монстров, от кого реально есть страх), но, в основном, вы только и будете отбиваться от бесящих собак и ползущих «прилипал», которым здесь просто нет конца и края.

​Как же мне стало плохо, когда я вошёл в эту палату.
​Как же мне стало плохо, когда я вошёл в эту палату.

Совсем становится уныленько, когда проявляется вторая проблема — левел-дизайн. Уже было как-то упомянуто давно, что в серии есть проблемы с приличным обилием дверей. Как это работает?

Перед вами длинный коридор, с каждой стороны которого (левой и правой) расставлено, допустим, по пять дверей. Всего у нас десять дверей: Шесть из них «сломаны» (а конкретнее — сломана дверная ручка), две ведут в небольшие комнатки с припасами и одним ключом, одна дверь закрыта (найденный ранее ключ не подходит), и ещё одна ведёт в другой похожий коридор со схожим принципом. И где-то там будет та самая дверь, к которой вы нашли ключ и там уже вы найдёте ключ от первого коридора. Это кстати самый простой пример «в лоб».

Не знаю как вам, но мне такой геймплей не особо нравится. А из этого, по сути, и состоит весь Silent Hill. Но после прохождения других частей, я наконец-то принял эту геймплейную формулу и даже полюбил. Она неплохо держит мозг активным и делает локации более реальными. И вот вроде бы всё, наконец-то это начало приносить мне извращённое удовольствие, как вдруг Silent Hill 3 всё портит.

В ней просто какое-то невообразимое количество коридоров и дверей. А общая переплетённость этих места заставляет меня истошно вздохнуть.

Проблемы с монстрами и уровнями становятся весьма неприятными для игры, ведь они работают бок о бок друг с другом и делают всё хуже. Мне нравится идея, что мы должны убегать от монстров и прятаться в безопасных комнатах, изредка вступая в открытые столкновения. Но здесь всё это сделано очень топорно и неудобно. С таким осторожным и неудобным стилем игры, я еле дошёл до финала, оказавшись почти без аптечек и патронов. Тяжёлая была ночка…

Боссы кстати вышли очень крутыми, но довольно пресными в плане их умерщвления. Хотя сражение с «миссионером» вышло здоровским благодаря, неожиданно, плохому балансу. У меня закончились все патроны и приходилось драться с ним самым самурайским способом — катаной. Его постоянные попытки обойти нас со стороны или вовсе скрыться, сделали Миссионера самым интересным боссом, для меня.

Как я проходил оригинальную квадрологию Silent Hill

С таким геймплеем сложно толком оценить и работу художников с дизайнерами, ведь ты постоянно перебегаешь на нервах из одной двери в другую, не успевая толком насладиться происходящим. Ещё игра разочаровывает, собственно, самим Сайлент Хиллом. Разработчики просто взяли город из второй части, тем самым лишив трёшку своей собственной индивидуальности.

Игра вообще первую половину дико какая-то неровная, полностью состоя из геймплея и редких катсцен.

Если говорить о сюжете, то он вполне себе. Правда внезапная новость, что у Алессы в детстве была подружка, отдаёт каким-то типичным голливудским сиквелом. Но персонажи и правда проработаны очень даже. Мне больше всего понравился старый одинокий детектив Дуглас Картланд и его мотивация во всей этой истории. Не очень полюбилась мне Хизер. Она красивая и живая, но её поведение с перепадами настроения показалось каким-то наигранным. Да и её подростковость как-то тоже особо не играла роль в сюжете. Мы не знаем о её увлечениях, друзьях, целях. Мы вообще ничего не знаем о ней. Это кстати тоже мне не особо нравится в персонажах других частей. Конкретно здесь эта недосказанность вообще не работает, а только превращает персонажей в бездушные инструменты повествования.

От Винсента я ожидал чего-то большего, чем « доктор кауфманн № 2». А вот Клаудия вышла неоднозначным злодеем, который и не злодей вовсе, а такой же глубоко травмированный и одинокий человек, как и все в Сайлент Хилле. Так что с этим авторы справились.

​Моя любимая сцена. Песня «Frome The Lost Days» сделала её просто невероятной. Жаль игра нам мало дарит таких вот эмоций. 
​Моя любимая сцена. Песня «Frome The Lost Days» сделала её просто невероятной. Жаль игра нам мало дарит таких вот эмоций. 

Для меня третья часть очень противоречивая и неровная, но она всё равно мне нравится некоторыми сценами и музыкой Акиры Ямаоки, который на этот раз подарил нам ещё и вокал, в виде сильного голоса Мэри Элизабет Макглинн.

Мысли о серии

У меня очень странные взаимоотношения с Сайлент Хиллом. Я не смог в полной мере полюбить эти игры, но, на самом деле, для меня это всё никогда и не была про игры. Мне видится это, как уникальный симбиоз идей. Я обожаю этот город, туман, какое-то чувство одиночества и меланхолии в нём. Мне по душе было чтение старых форумов и нахождение каких-то раритетных видео нулевых. Я с упоением иногда читал известный анализ от Silent Pyramid (хотя там хватает сильного надумывания). Эти люди, мысли и атмосфера составили львиную долю моего опыта и впечатлений, чуть ли не больше самих игр.

2006-ой год.

За все эти четыре части, только истории первой и четвёртой хоть как-то понравились мне. С другой стороны, в каждом проекте Team Silent я нашёл какую-то деталь или мелочь, вызвавшую у меня хотя-бы небольшие, но эмоции. Значит всё было не зря.

Вообще, в какой-то момент я пришёл к мысли, что я бы любил эти игры гораздо больше, если бы в них просто не было врагов. Я бы с удовольствием ходил по заброшенному городу, который периодически пугал бы нас своим окружением и впечатлял какими-то живыми историями. Так вышло, что имеющиеся сюжеты мне не особо понравились, но всё равно что-то я нашёл для себя в этом туманном городе.

В Сайлент Хилле я нашёл какое-то спокойствие и умиротворение.

Я продолжу слушать музыку этого города. Продолжу периодически вспоминать этот опыт, читать впечатления людей. И продолжу мечтать об истории, которая и у меня когда-нибудь вызовёт нужный отклик. В конце-концов, Сайлент Хилл — это то самое, что находиться глубоко внутри каждого из нас. Не просто город, а состояние души. За эти мысли я уже хочу сказать ему спасибо.

Как я проходил оригинальную квадрологию Silent Hill

Спасибо, если дочитали до конца. Возможно я где-то переборщил, был не прав или вовсе что-то не понял. Поделитесь пожалуйста своими мыслями об этой серии. Что вам нравится? А что нет? Что вызвало эмоции? Какие воспоминания? Что вы любите в музыке Ямаоки? В общем, вы поняли. Буду рад почитать мысли людей, для которых эта серия тоже небезразлична.

9393
57 комментариев

Комментарий недоступен

25
Ответить

берём.

3
Ответить

Комментарий недоступен

10
Ответить

О, значит кривой перевод был))) загадка легкая, надмозги дураки. 

10
Ответить

Комментарий недоступен

5
Ответить

Хмм, в четверке хотя бы сюжет любопытный, в отличии от третьей части.

26
Ответить

Комментарий недоступен

1
Ответить