Слишком хороши, чтобы умереть

​Персонажи, которые воскресли безо всяких к тому предпосылок.

Слишком хороши, чтобы умереть
Слишком хороши, чтобы умереть

Гарри Харт в исполнении Колина Фёрта погиб от пули в голову в первой части Kingsman, но неожиданно ожил во второй. В популярной культуре такое не редкость — в продолжениях часто воскресают полюбившиеся публике герои, несмотря на то, что в сюжете оригинальных произведений может не быть к этому никаких предпосылок.

Вспомним некоторых персонажей, которым пришлось «вернуться из мёртвых» по воле авторов, и попытаемся разобраться, у кого это получилось убедительно, а у кого — не очень.

Бесконечное приключение

В литературе (исключая религиозную) самым известным «воскрешённым» персонажем остаётся, пожалуй, Шерлок Холмс. Артур Конан Дойль, в определённый момент времени возненавидевший своего самого популярного героя, нашёл, казалось бы, отличный и элегантный способ от него избавиться.

Холмс погиб в схватке со своим заклятым врагом — Мориарти, — утащив того с собой в могилу. Что могло бы стать более драматичным финалом для истории великого детектива?

Кадр из советской экранизации приключений Холмса. Эпизод «Смертельная схватка»
Кадр из советской экранизации приключений Холмса. Эпизод «Смертельная схватка»

Годы спустя давление возмущённых читателей и издательства сделали свое дело — сэр Артур нехотя «воскресил» героя, погибшего в водах Рейхенбахского водопада. Гибель и слегка притянутое за уши воскрешение стали одними из самых узнаваемых элементов «канона» произведений о Шерлоке Холмсе. В той или иной форме они обыгрываются почти в каждой, даже самой далёкой от оригинала адаптации — от фильмов Гая Ричи до телесериала Би-би-си.

Мы знаем, что Мориарти непременно скинет Шерлока вниз, а не подоспевший вовремя Ватсон снова издаст полный отчаяния крик. Спустя какое-то время Ватсон в очередной раз изумится и просияет от счастья, вновь обретая друга, которого считал погибшим — возможно, этой сцене ещё не раз удастся растрогать зрителей, но всерьёз переживать за жизнь Холмса становится всё сложнее.

Кадр из сериала «Шерлок»
Кадр из сериала «Шерлок»

Остапа Бендера, героя, известность которого в СССР ничуть не уступала популярности Шерлока Холмса, ждало не менее чудесное воскрешение. В финале «Двенадцати стульев» алчный Киса Воробьянинов убивает Бендера бритвой, слишком буквально восприняв очередную его шутку. Несколько страниц спустя судьба посылает Кисе справедливое возмездие — сокровища, ради которых он пожертвовал всем и даже замарал руки убийством, навсегда уплывают прямо из его рук. Занавес.

Однако через некоторое время Ильф и Петров приступили к работе над «Золотым телёнком», прямым продолжением «Стульев», в котором обаятельный сын турецкоподанного неожиданно оказался живее всех живых.

Как оказалось, умирающего Бендера спас бывший студент Иванопуло, вовремя оказавшийся в комнате, в которой тот истекал кровью. Объяснение шито белыми нитками, но кого это волнует, если благодаря ему любимый герой снова в строю, готов рождать афоризмы и втягивать встреченных обывателей в приключения. Тем более, если верить Ильфу и Петрову, вопрос о жизни и смерти Остапа в финале «Двенадцати стульев» авторы решили жребием.

Кадр из экранизации «12 стульев» от Марка Захарова
Кадр из экранизации «12 стульев» от Марка Захарова

В последнее время с воскрешением главного героя ради «продолжения приключений» мы сталкиваемся не слишком часто — сейчас студии надеются построить прибыльную франшизу практически из любого произведения, и главные герои чаще всего остаются в живых. Из мёртвых обычно возвращаются второстепенные персонажи.

Невезучий наставник

Клише о наставнике, трагически погибающем от рук злодея, чтобы дать главному герою повод для мести, наверняка знакомо каждому. Но зачастую заранее обречённый на смерть второстепенный персонаж оказывается настолько интересным и харизматичным, что представить себе продолжение без его участия становится невозможно.

Иногда «воскрешение» проходит идеально — как, например, возвращение Алека Гиннеса в роли призрака Оби-вана Кеноби в пятом эпизоде «Звёздных войн», или изначально запланированное Толкиеном воскрешение Гэндальфа. Иногда это выглядит ужасно глупо — как в случае с фильмом «Горец 2: Оживление».

«Горец» (1986)
«Горец» (1986)

В населённой «бессмертными» воинами вселенной «Горца» существует чёткое правило — если «бессмертному» отрубить голову, воскрешение становится невозможным. Именно поэтому гибель Рамиреса, наставника и учителя главного героя, вызывала неподдельные эмоции — мы знали, что прощаемся с этим харизматичным персонажем навсегда. В наполненном абсурдом сиквеле «Горца» Рамиреса всё-таки оживили — вероятно, лишь для того, чтобы иметь возможность во второй раз поместить на постеры Шона Коннери. Момент с гибелью героя полностью обесценился.

Подобное произошло и с Гарри Хартом, персонажем Колина Фёрта из «Kingsman: Секретная служба», также выполнявшим роль наставника для главного героя. Во вселенной Kingsman хватает условностей и невероятных событий, но в случае с Хартом всё было однозначно.

Он действительно был мёртв: его убили выстрелом в голову — в этом не было никаких сомнений. Одна из немногих драматичных сцен первого фильма обесценилась с выходом второго — герой выжил, и объясняют нам это примерно на том же уровне, что и Ильф и Петров в «Золотом телёнке». Впрочем, вряд ли кто-то смотрит Kingsman ради драматизма.

«Kingsman: Секретная служба»
«Kingsman: Секретная служба»

Этот же принцип активно используют современные фильмы о супергероях. Первым пример подал, вероятно, Профессор Икс — в фильме «Люди Икс: Последняя битва» он был расщеплён на атомы всемогущей Джин Грей, а затем воскрес в сцене после титров — даже не дожидаясь выхода следующего фильма, в котором, впрочем, времени на объяснения тоже не нашлось. В дальнейшем мнимая «смерть» и «воскрешение» в рамках одного фильма стали нормальным явлением для кинокомиксов.

«Люди Икс: Последняя битва»
«Люди Икс: Последняя битва»

Незаменимый злодей

Чаще всего авторам приходится «воскрешать» именно злодеев. Причины понятны: именно эти персонажи умирают чаще всего. Если злодей присутствовал в оригинале, то он необходим герою и в сиквеле — но сумеет ли новый антагонист полюбиться зрителям так же, как предыдущий? Может быть, лучше попробовать воскресить старого?

Где-то такое решение может выглядеть оправданным, как в случае с сериалом «Джессика Джонс», во втором сезоне которого, по слухам, вернётся Киллгрейв в исполнении Дэвида Теннанта, признанный многими лучшим и самым интересным элементом сериала.

Иногда решение вернуть злодея может казаться спорным. Например, полковник Куортич, погибший в «Аватаре» Джеймса Кэмерона, безусловно, справлялся со своей задачей как персонаж, но вряд ли кто-нибудь сказал бы, что на нём держался весь фильм. Тем не менее, Кэмерон почему-то принял решение воскресить его в сиквеле, обесценив таким образом эффектную сцену, в которой злодей погибал от рук главных героев.

«Аватар»
«Аватар»

Олицетворением этого принципа можно назвать Мастера из сериала «Доктор Кто» — вечного врага главного героя. Он погибает и возвращается вновь, как только это понадобится сценаристам: вот Мастер отказывается регенерировать назло своему врагу, вот он принимает окончательную смерть на руках у рыдающего Доктора, вот его тело предают огню под душераздирающую музыку, а вот он воскрес.

В настоящий момент во вселенной сериала Мастер снова мёртв — окончательно и бесповоротно, — но все мы понимаем, что однажды он вернётся вновь. Доктор не может вечно сражаться с обезличенными далеками и киберлюдьми.

«Доктор Кто»
«Доктор Кто»

Иногда стремление авторов возродить полюбившегося зрителям злодея идёт вразрез с логикой. Например, согласно нынешнему канону «Звёздных войн», молчаливый ситх Дарт Мол из «Скрытой угрозы» выжил после поединка с Оби-ваном — хотя тот и разрубил его надвое.

Теперь, пересматривая момент с падающими в шахту половинками Дарта Мола, мы вынуждены убеждать себя, что такая рана не обязательно должна быть смертельной. Стоит ли того присутствие колоритного ситха в мультсериале «Войны клонов»? Едва ли.

Дарт Мол в сериале «Звёздные войны: Войны клонов»
Дарт Мол в сериале «Звёздные войны: Войны клонов»

Бывает и так, что возвращение злодея с того света не только ломает логику, но и полностью лишает смысла оригинал. У Джека Воробья из фильма «Пираты Карибского моря: Проклятие Чёрной жемчужины» есть чёткая цель, о которой сценарий не устает напоминать зрителю — Джеком движет жажда мести пирату Барбоссе, который однажды поднял против него бунт.

Джек носит с собой пулю, предназначенную только для его заклятого врага, и в финале месть всё-таки свершается — герой спускает курок, и Барбосса падает замертво. Перед нами завершённая история о возмездии.

«Пираты Карибского моря 3: На краю света»
«Пираты Карибского моря 3: На краю света»

Однако Джеффри Раш оказался настолько хорош в роли пиратского капитана, что удержаться от соблазна каким-нибудь образом вписать его персонажа в сиквел, видимо, было очень сложно.

В финале второго фильма его вернули почти безо всяких объяснений (предполагается, что его «оживила» колдунья). А в третьей части он, живой и здоровый, встречается с Джеком Воробьем, и тот по какой-то причине ведёт себя с ним, словно со старым приятелем. О мести речи уже не идёт — как будто Джек знаком со вторым пунктом шестой статьи уголовного кодекса РФ о невозможности дважды нести ответственность за одно и то же преступление.

Предполагали ли сценаристы такое развитие событий, когда писали «Проклятие Черной Жемчужины» — историю об одержимом местью пирате и его заклятом враге?

Зрители хотят, чтобы удачные персонажи вроде Гарри Харта или Барбоссы «воскресали» и продолжали радовать их дальше, но в то же время и не хотят этого. Сердце надеется на то, что обаятельный Йонду из «Стражей Галактики 2» или знакомый нам с детства Росомаха из «Логана» каким-нибудь чудесным образом вернутся к жизни – в сцене после титров или в сиквеле, как это всегда происходило в фильмах по комиксам. Но разум возражает — так было нужно.

«Логан»
«Логан»

Логан, Нед Старк, Дамблдор — если все они воскреснут, на какой-то краткий миг это может нас обрадовать. Но затем мы поймём, что наши любимые истории только что превратились в фарс, уместный разве что в Kingsman. Что убивать, чтобы затем воскрешать — это дешёвый прием для искусственного создания «драматичных моментов». И что концовка «Во все тяжкие» всё же гораздо лучше, чем финал «Декстера».

6767
116 комментариев

Все примеры меркнут на фоне чудесного воскрешения Жидкого Змея в MGS2.

19

Ну так то оцелот вообще спецом весь этот цирк разыграл. Так что мимо.

5

Так он как то и не воскресал... Оцелот просто загипнотизировал себя думать, что ему передается личность Жидкого, что бы обмануть патриотов

2

я думаю Волгин из 5-ой части, все же переплюнул этот момент

Нужно уметь воскресать стильно.

9