«Просто так», или как не должна выглядеть история (никакая)

Очень короткий пост, на минутку чтения.

«Просто так», или как не должна выглядеть история (никакая)

Всем хочется хорошего финала, который никого бы не обидел — ни зрителей, ни персонажей, ни продюсеров. Скажу даже шире — все хотят справедливости, недаром именно с этой темы начинается «Государство» Платона. Однако справедливость бывает порой неуловима, да и не факт, что вообще существует. Аниме «Just Because (Просто так)» как раз из тех, кого желание достичь справедливости буквально разрывает изнутри, мешая тайтлу собраться в единую и цельную историю. Естественно, впереди спойлеры.

Кратко о сюжете — мальчик возвращается в город и школу, из которой когда-то уехал — классика. Возвращается он якобы просто так, но обычно возвращение говорит о незакрытом гештальте у персонажа. Так и здесь — неудавшаяся в прошлом любовь ГГ заставляет нас смотреть очередные 12 серий. Основных персонажей в тайтле 5:

«Просто так», или как не должна выглядеть история (никакая)

1. Хадзуки — девушка Харуто, в контексте данного текста нам неинтересна

2. Харуто — друг гг, судьба аналогична

3. Мио Нацумэ — незакрытый гештальт из прошлого

4. Эйта Изуми — главный герой

5. Эна Комия — девушка, бьющаяся за сохранение клуба фотографов

Начинается все с того, что Эне необходимо выиграть конкурс фотографов для сохранения клуба. Для этого она начинает фотографировать главного героя, играющего в бейсбол, однако разрешения от него для отправки фото на конкурс она не получает, и вынуждена бороться за него — в процессе этой борьбы между героями возникнет романтическая связь.

Параллельно между ГГ и Мио происходит постоянное выяснение отношений на тему настоящего и прошлого, в основном конечно прошлого. Разговоры ни к каким конкретным выводам не приводят, а лишь повторяют сами себя.

«Просто так», или как не должна выглядеть история (никакая)

В итоге Эна согласие получает и заключает с героем сделку: сейчас она предлагает ему встречаться, а ответ он должен дать когда придут результаты конкурса. Конкурс успешно выигрывается, главный герой ожидаемо отвечает отказом и уходит к подруге детства. Справедливо? Нет, и вот почему:

Традиционно подруги детства выигрывают. Это классический прием с возвращением героя, закрытием гештальтиков и началом новой жизни мы видели миллион раз и еще столько же увидим. Однако в данном случае такой поворот воспринимается с каким-то отвращением, потому что такой поступок несправедлив. На протяжении всего тайтла Эна превозмогает и преодолевает себя и мир вокруг, она успешно решает все проблемы (даже проблемы главного героя), спасает казалось бы мертвый клуб, но остается ни с чем. Мио не делает абсолютно ничего, но уходит с главным призом. Хотя ситуацию можно и развернуть — Мио больше претендует на ГГ в силу времени и «традиции», а Эна тут абсолютно лишняя.

«Просто так», или как не должна выглядеть история (никакая)

Как по мне, у второго варианта гораздо меньше аргументов, нежели чем у первого, и дело в простой логике повествования. Представьте, что Гомеровский Одиссей не вернулся домой, а просто поплавал, послал все к черту и остался с Цирцеей, а Пенелопа переспала с Антиноем и история закончилось. Или вот — Хлестаков уезжает из города, а ревизор так и не приезжает. К чему все это было? Неизвестно.

Все истории должны как-то заканчиваться. Вернее не как-то, они должны заканчиваться логично. Невозможно ждать чуда, чудо нужно создавать самому.

2222
8 комментариев

Комментарий недоступен

2

Года 3 назад смотрел зимой и остался доволен. Миленькая вещь.

1

Возможно ждать чуда. Как оаз нарратив про опору на собственные силы довольно ущербен. Просто почти никто с этим нарративом нормально не работает. Как и тюпро несправедливость ну вот была 1 мафия, недавно прочитал шикарный комикс "до останньої каплі крові"(вродь русского издания нет), он ооже лаконично про несправедливость, много про что, но про несправедливость в том числе. Вообще несправедливость нормально если это тема

1

Нарратив про собственные силы хорош, если показываются границы этих собственных сил и их взаимосвязь с внешними обстоятельствами. Если условный ГГ старался-старался, что-то у него получилось, что-то нет, он это принял и пошел дальше - это хороший пример истории которая лично мне бы нравилась больше всего. Крайности из "я сильно постарался и достиг всего вне зависимости от обстоятельств" и "от нас ничего не зависит мы просто листья на ветру" - смотрятся намного хуже.

Для меня эта анимеха запомнилась относительно неплохой картинкой с блеклым цветокором и максимальной какой-то пресностью и унылость в самом плохом варианте значения. Ещё и в онгоинге это смотрел.

1

Я этот тайтл нашел через синтвейв--альбом, автор им вдохновлялся.

"В итоге Эна согласие получает и заключает с героем сделку: сейчас она предлагает ему встречаться, а в ответ он должен дать когда придут результаты конкурса."
Я перечитывал это снова и снова, пока не понял что никакой буквы "в" и пропущеной запятой там нет.

1