«Просто так», или как не должна выглядеть история (никакая)
Очень короткий пост, на минутку чтения.
Всем хочется хорошего финала, который никого бы не обидел — ни зрителей, ни персонажей, ни продюсеров. Скажу даже шире — все хотят справедливости, недаром именно с этой темы начинается «Государство» Платона. Однако справедливость бывает порой неуловима, да и не факт, что вообще существует. Аниме «Just Because (Просто так)» как раз из тех, кого желание достичь справедливости буквально разрывает изнутри, мешая тайтлу собраться в единую и цельную историю. Естественно, впереди спойлеры.
Кратко о сюжете — мальчик возвращается в город и школу, из которой когда-то уехал — классика. Возвращается он якобы просто так, но обычно возвращение говорит о незакрытом гештальте у персонажа. Так и здесь — неудавшаяся в прошлом любовь ГГ заставляет нас смотреть очередные 12 серий. Основных персонажей в тайтле 5:
1. Хадзуки — девушка Харуто, в контексте данного текста нам неинтересна
2. Харуто — друг гг, судьба аналогична
3. Мио Нацумэ — незакрытый гештальт из прошлого
4. Эйта Изуми — главный герой
5. Эна Комия — девушка, бьющаяся за сохранение клуба фотографов
Начинается все с того, что Эне необходимо выиграть конкурс фотографов для сохранения клуба. Для этого она начинает фотографировать главного героя, играющего в бейсбол, однако разрешения от него для отправки фото на конкурс она не получает, и вынуждена бороться за него — в процессе этой борьбы между героями возникнет романтическая связь.
Параллельно между ГГ и Мио происходит постоянное выяснение отношений на тему настоящего и прошлого, в основном конечно прошлого. Разговоры ни к каким конкретным выводам не приводят, а лишь повторяют сами себя.
В итоге Эна согласие получает и заключает с героем сделку: сейчас она предлагает ему встречаться, а ответ он должен дать когда придут результаты конкурса. Конкурс успешно выигрывается, главный герой ожидаемо отвечает отказом и уходит к подруге детства. Справедливо? Нет, и вот почему:
Традиционно подруги детства выигрывают. Это классический прием с возвращением героя, закрытием гештальтиков и началом новой жизни мы видели миллион раз и еще столько же увидим. Однако в данном случае такой поворот воспринимается с каким-то отвращением, потому что такой поступок несправедлив. На протяжении всего тайтла Эна превозмогает и преодолевает себя и мир вокруг, она успешно решает все проблемы (даже проблемы главного героя), спасает казалось бы мертвый клуб, но остается ни с чем. Мио не делает абсолютно ничего, но уходит с главным призом. Хотя ситуацию можно и развернуть — Мио больше претендует на ГГ в силу времени и «традиции», а Эна тут абсолютно лишняя.
Как по мне, у второго варианта гораздо меньше аргументов, нежели чем у первого, и дело в простой логике повествования. Представьте, что Гомеровский Одиссей не вернулся домой, а просто поплавал, послал все к черту и остался с Цирцеей, а Пенелопа переспала с Антиноем и история закончилось. Или вот — Хлестаков уезжает из города, а ревизор так и не приезжает. К чему все это было? Неизвестно.
Все истории должны как-то заканчиваться. Вернее не как-то, они должны заканчиваться логично. Невозможно ждать чуда, чудо нужно создавать самому.