Тёмная сторона NFT: как от модной технологии страдают художники

NFT должны были помочь художникам монетизировать собственное творчество, но на деле только усложнили жизнь.

Эти «NFT», они сейчас с нами в одной комнате? <a href="https://api.dtf.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fvk.com%2Fwall-112170817_23489&postId=1011214" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">Источник</a>
Эти «NFT», они сейчас с нами в одной комнате? Источник

Технология NFT существует уже около трёх лет, но набирать популярность стала лишь в этом году. Предполагалось, что невзаимозаменяемые токены помогут художникам монетизировать творчество и зарабатывать деньги без посредников, а фанаты смогут поддерживать любимых авторов без подписок вроде Patreon.

Особенно ситуацию подогрел случай художника Beeple: он выставил на аукционе Christie's огромный коллаж из 5 тысяч цифровых изображений, которые ежедневно рисовал на протяжении 13 лет. Работу продали за рекордные 69 миллионов долларов.

Последние полгода чётко показали, что у NFT есть много минусов. Если в начале года невзаимозаменяемые токены казались новой ступенью развития цифрового искусства, то сейчас феномен NFT всё чаще сравнивают с «мыльным пузырём доткомов» (переизбыток интернет-компаний на финансовом рынке начала двухтысячных).

Чем дальше — тем больше негативной реакции вызывает явление. Создатели Discord и ArtStation пытались внедрить NFT в свои продукты, а игровые компании Ubisoft и GSC Game World хотели использовать токены в своих играх. В большинстве случаев подобные решения заканчивались скандалами, судебными повестками и массовым недовольством пользователей. Discord, ArtStation и GSC отказались от токенов, а Квентин Тарантино из-за NFT по «Криминальному чтиву» получил повестку в суд от прокатчика Miramax.

Редакция выражает отдельную благодарность художнице Erika-Xero, которая написала о негативных сторонах NFT для творцов.

Коротко о том, что такое NFT

Технология NFT (Non Fungible Token — невзаимозаменяемый токен) — индивидуальная цифровая подпись, которая прикрепляется к любому файлу (картинке, видео, mp3, GIF-анимации) для того, чтобы пользователь мог купить цифровой контент и доказать право собственности.

Благодаря токенам любой желающий может легко закрепить права на уникальный цифровой объект — картинку, видео или предмет в игре. Иными словами, NFT позволяет купить не сам товар, а право собственности на него, прикрепив токен с данными о владельце к файлу. Такая возможность сразу же приглянулась коллекционерам, потому что токены часто рекламируют как дефицитный товар и продают через аукционы.

Токен — это просто сертификат со ссылкой на ваше изображение, который продают за деньги

Твит художника с ником Nesskain: «Похоже, кто-то в ударе и делает NFT из всех моих артов по Overwatch». <a href="https://api.dtf.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Ftwitter.com%2Fnesskain%2Fstatus%2F1467721945068158986&postId=1011214" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">Источник</a>
Твит художника с ником Nesskain: «Похоже, кто-то в ударе и делает NFT из всех моих артов по Overwatch». Источник

Художники Antsstyle и Erika-Xero отмечают, что сам по себе токен — оригинальный и невзаимозаменяемый, однако привязать его можно к любому файлу и сколько угодно раз. То же самое могут делать и злоумышленники, причём использовать картинки и видео, уже привязанные к другим токенам, никто не запрещает.

Например, если вы удалите свою работу или её удалит площадка из-за нарушения авторских прав, токен останется у владельца — и его можно будет использовать повторно (в нём просто останется соответствующая пометка). Если покупатель и художник не заключили стороннее соглашение о передаче авторских прав, то все права целиком остаются у автора работы, какую бы он цену не просил за NFT.

По сути токен — это оригинальная цифровая подпись (сертификат) со ссылкой, которая ведёт к jpeg-файлу (то есть файла в нём нет). NFT не даст скопировать блокчейн, в рамках которого тот работает, но вот копировать и перезаливать файл площадки не запрещают.

Проблемы NFT, которые влияют на художников

Твит художницы Loish: «Мой опыт с NFT? Я потратила много времени на жалобы о нарушении авторских прав, иногда без результатов, потому что платформы едва реагировали на мои сообщения. Через неделю придётся начать всё это заново, потому что мошенники стали чаще загружать мои работы на платформы». <a href="https://api.dtf.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Ftwitter.com%2Floishh%2Fstatus%2F1470341105979961347&postId=1011214" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">Источник</a>
Твит художницы Loish: «Мой опыт с NFT? Я потратила много времени на жалобы о нарушении авторских прав, иногда без результатов, потому что платформы едва реагировали на мои сообщения. Через неделю придётся начать всё это заново, потому что мошенники стали чаще загружать мои работы на платформы». Источник

Любой желающий может привязать NFT-токен к любой картинке без подтверждения подлинного авторства

Основная проблема NFT сейчас заключается в том, что площадки, на которых художники (как и мошенники) размещают контент для продажи, никак не проверяют работы на подлинность и не устанавливают авторское право. Так любой пользователь может собрать картинки разных авторов из интернета и выставить их на продажу в виде коллекции. Зачастую иллюстраторы даже не знают о том, что их работы кто-то продаёт, а тем временем мошенники зарабатывают деньги (чаще всего — небольшие).

Иногда злоумышленники не просто копируют чужие файлы (их не смущают даже водяные знаки на картинах), но и составы коллекций и их названия, и даже создают поддельные аккаунты знаменитых художников.

В этом году примеров такой «перепродажи» было очень много. Например, работы художницы Qinni, которая в прошлом году умерла от рака, скопировали и выставили на продажу. Об этом на её страничке сообщил брат художницы.

Твит брата художницы: «Привет, сообщите мне, если увидите, что кто-то продаёт работы Qinni без разрешения. На момент написания этого твита её работы вообще нельзя купить (в будущем это может измениться). Создание NFT на основе работ — воровство». <a href="https://api.dtf.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Ftwitter.com%2FQinniArt%2Fstatus%2F1468466103655489536&postId=1011214" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">Источник</a>
Твит брата художницы: «Привет, сообщите мне, если увидите, что кто-то продаёт работы Qinni без разрешения. На момент написания этого твита её работы вообще нельзя купить (в будущем это может измениться). Создание NFT на основе работ — воровство». Источник

Другой пример — попытка продать NFT-коллекцию украденных аватарок пользователей Discord.

«Все работы украдены с аватаров пользователей, которым не понравилась интеграция web3 в Discord. Оставят ли они свои аватарки, если они станут NFT?». <a href="https://api.dtf.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fvk.com%2F%40erika_xero_art-nft-dlya-hudozhnikov-devyat-mesyacev-spustya&postId=1011214" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">Источник</a>
«Все работы украдены с аватаров пользователей, которым не понравилась интеграция web3 в Discord. Оставят ли они свои аватарки, если они станут NFT?». Источник

Причём иногда злоумышленники крадут и выставляют на продажу не только арты, но и «авторские» скриншоты из игр вроде Minecraft.

Поначалу некоторые художники думали, что если будут привязывать токены к своим работам, то их никто не сможет украсть и продать, ведь в рамках одного блокчейна не может существовать двух одинаковых токенов. Однако несколько копий одной картинки существовать может.

Площадки не реагируют на жалобы авторов, у которых украли контент

Злоумышленники крадут работы художников и заливают их на площадку OpenSea. Они пользуются тем, что там не берут плату за создание токенов и не проверяют личность и авторские права пользователя, который размещает контент.

Удалить краденый контент с площадки можно, отправив сообщение на отдельную электронную почту, но рассматриваться оно будет долго, потому что ежедневно художники отправляют OpenSea «десятки и сотни жалоб». Ворованные изображения удаляются не сразу, поэтому многие коллекционеры успевают приобрести токены, которые потом просто пропадают из кошельков без возвращения денежных средств.

Фрагмент формы для жалобы из раздела поддержки OpenSea. <a href="https://api.dtf.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fairtable.com%2FshrgFP1znwxhxWjrt&postId=1011214" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">Источник</a>
Фрагмент формы для жалобы из раздела поддержки OpenSea. Источник

К тому же, чтобы отправить жалобу, художнику нужно заполнить форму и передать площадке личную информацию (полное имя, электронную почту и контакты в соцсетях), и жалоба, по заявлениям агентов поддержки, может быть передана напрямую владельцу аккаунта, который выставил чужие работы.

Художникам иногда приходится идти на крайние меры и закрывать свои галереи

Обложка Лиама Шарпа для комикса The Brave and the Bold: Batman and Wonder Woman #1. <a href="https://api.dtf.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fwww.pinterest.ru%2Fpin%2F522136150542686716%2F&postId=1011214" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">Источник</a>
Обложка Лиама Шарпа для комикса The Brave and the Bold: Batman and Wonder Woman #1. Источник

«К сожалению, я вынужден полностью закрыть свою галерею на DeviantArt» — такое сообщение опубликовал комиксист Лиам Шарп, рисовавший серии Green Lantern и Wonder Woman для DC. Его работы украли со странички на DA (художник пользовался площадкой 14 лет) и выставили на продажу в виде NFT-коллекции.

Твит Лиама Шарпа: «К сожалению, мне придётся полностью закрыть всю мою галерею на DeviantArt, потому что люди продолжают воровать мои работы и продавать их как NFT. Я не могу и не должен сообщать о каждом из таких случаев и приводить доводы, которые постоянно игнорируют. Грустно и обидно». <a href="https://api.dtf.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Ftwitter.com%2FLiamRSharp%2Fstatus%2F1471940531554959360&postId=1011214" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">Источник</a>
Твит Лиама Шарпа: «К сожалению, мне придётся полностью закрыть всю мою галерею на DeviantArt, потому что люди продолжают воровать мои работы и продавать их как NFT. Я не могу и не должен сообщать о каждом из таких случаев и приводить доводы, которые постоянно игнорируют. Грустно и обидно». Источник

Шарп жаловался администрации OpenSea и требовал удалить со страниц магазина свои работы, однако, по словам художника, «его неоднократно проигнорировали».

В свете событий администрация DevianArt ввела систему DeviantArt Protect, которая призвана обезопасить художников от кражи работ. Однако система не защищает арт напрямую, а лишь отслеживает случаи, когда его заливают на NFT-площадки без разрешения, после чего присылает художникам уведомления. Дальше они должны слать жалобы на контент и разбираться самостоятельно. Систему разрабатывали в сотрудничестве с площадкой OpenSea.

Твит Андре Риоса: «Эту штуку мне прислал брат… какие-то парни делают NFT из моих работ. Ребята, дайте знать, если увидите другие мои работы в NFT». <a href="https://api.dtf.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Ftwitter.com%2FAndresRiosRizo%2Fstatus%2F1471651806610706436&postId=1011214" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">Источник</a>
Твит Андре Риоса: «Эту штуку мне прислал брат… какие-то парни делают NFT из моих работ. Ребята, дайте знать, если увидите другие мои работы в NFT». Источник

От действий злоумышленников в том числе пострадали художники Loish, Nesskain, Андре Риос, концепт-художник «Детектива Пикачу» Р. Дж. Палмер и русская художница Ольга Ануфриева, работы которой на NFT-сервисах заметили подписчики.

Пост Ольги Ануфриевой. <a href="https://api.dtf.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fvk.com%2Fhe77ga%3Fw%3Dwall84333827_8001&postId=1011214" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">Источник</a>
Пост Ольги Ануфриевой. Источник

Боты создают NFT из твитов без согласия авторов

Твит Р. Дж. Палмера про NFT-ботов: Для тех, кто не в курсе, NFT — это уникальный биткоин с прикрёплённым изображением или твитом. Их могу продавать и перепродавать спекулянты. Теперь люди могут продавать ваши твиты без разрешения. <a href="https://api.dtf.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Ftwitter.com%2Farvalis%2Fstatus%2F1369233044087840770&postId=1011214" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">Источник</a>
Твит Р. Дж. Палмера про NFT-ботов: Для тех, кто не в курсе, NFT — это уникальный биткоин с прикрёплённым изображением или твитом. Их могу продавать и перепродавать спекулянты. Теперь люди могут продавать ваши твиты без разрешения. Источник

Недавно основатель Twitter Джек Дорси продал свой первый твит, который опубликовал в 2006-м году, как NFT. Стоимость твита на данный момент превышает 2,5 миллиона долларов. Компания Valuables выставила пост на продажу с подписью:

Владение любым цифровым контентом может оказаться финансовым вложением, содержать сентиментальную ценность и послужить началом отношений между коллекционером и автором. Подобно автографу на бейсбольной карточке, NFT похожи на автограф создателя контента. Они редкие, уникальные и ценные.

Но и тут не обошлось без воровства. @tokenizedtweets — бот, который может привязывать посты из твиттера к NFT-токенам и выставлять их на продажу без ведома авторов. Вернее, бот привязывает токены даже не к самому посту, а к его URL-адресу. Поначалу такие боты выглядят как обычные арт-страницы, продвигающие работы разных художников.

Любой пользователь может упомянуть бота в комментариях к любому посту — и тот через короткое время превратит твит в часть блокчейна. При этом, в случае продажи, автор публикации не получит денег.

Сильнее всего деятельность @tokenizedtweets затронула художников, потому что их посты становились ценнее благодаря прикреплённым к ним картинкам. Так бот привязал токен и выставил на продажу пост с новыми (на тот момент) работами российской художницы с ником Weird Undead и выставил на аукцион площадки OpenSea.

Работа Weird Undead, которую злоумышленники превратили в NFT. <a href="https://api.dtf.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fwww.abc.net.au%2Fnews%2Fscience%2F2021-03-16%2Fnfts-artists-report-their-work-is-being-stolen-and-sold%2F13249408&postId=1011214" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">Источник</a>
Работа Weird Undead, которую злоумышленники превратили в NFT. Источник

Художница пожаловалась администрации и назвала деятельность бота «безумным и бессмысленным нарушением авторских прав». В итоге работы Weird Undead убрали из маркета.

Помимо Weird Undead, от деятельности бота пострадали и другие художники. Они добились блокировки бота, но время от времени в Твиттере появляются его страницы-копии.

Низкий заработок для новичков и однотипные работы низкого качества

Примеры работ разных авторов с главной страницы маркета OpenSea. <a href="https://api.dtf.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fopensea.io%2Fexplore-collections&postId=1011214" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">Источник</a>
Примеры работ разных авторов с главной страницы маркета OpenSea. Источник

Заработать довольно большие суммы на NFT сейчас могут лишь популярные художники «с именем». Пользователи покупают их токены в первую очередь из-за известности и только потом — из-за художественной ценности.

По моим представлениям, такой крипто-арт ищут NFT-коллекционеры / Что на самом деле продаётся в маркетплейсах
По моим представлениям, такой крипто-арт ищут NFT-коллекционеры / Что на самом деле продаётся в маркетплейсах

Арт-директор NVIDIA Гавриил Климов (Hexeract) поделился мнением в интервью изданию 80.lv, что «большинство NFT-продуктов на рынке создают любители, и в целом качество просто не дотягивает до работ, которые могут делать профессионалы и работники больших студий». К тому же, на NFT-площадках многие авторы работают на количество, выставляя коллекции, состоящие из 2-х и более тысяч изображений с минимальными различиями.

Но даже повторяющиеся работы низкого качества продолжают покупать. Дело в том, что NFT-изображения часто представляют как редкий и дефицитный товар, единственной копией которого будет владеть только покупатель (на самом деле автор изображения может продавать его сколько угодно раз и создавать сколько угодно токенов).

Фрагмент коллекции CyberKongz VX. Автор — 87219A. Стоимость почти всех объектов в криптовалюте — 1 SOL (около 200 долларов). <a href="https://api.dtf.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fopensea.io%2Fcollection%2Fcyberkongz-vx&postId=1011214" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">Источник</a>
Фрагмент коллекции CyberKongz VX. Автор — 87219A. Стоимость почти всех объектов в криптовалюте — 1 SOL (около 200 долларов). Источник

Работы новичков, из-за отсутствия известности, не пользуются большим спросом, и часто молодым художникам приходится продавать контент с ценником в 3-5 долларов. Ради раскрутки работ молодые художники активно сотрудничают с другими художниками, чуть более известными, рассказывают о своих работах в соцсетях и даже создают цепочки продаж токенов, передавая работы своим знакомым и друзьям «из рук в руки» (так искусственно повышается стоимость токена).

Erika-Xero считает, что «всё чаще мотивация коллекционеров и покупателей — не любовь к искусству, а перспектива продать токен по более высокой цене».

Мошеннические схемы: как автор Evolved Apes исчез с 2,7 млн долларов и другие истории

Фрагмент коллекции Evolved Apes. <a href="https://api.dtf.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fhabr.com%2Fru%2Fnews%2Ft%2F581842%2F&postId=1011214" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">Источник</a>
Фрагмент коллекции Evolved Apes. Источник

Один из самых громких примеров мошеннической схемы в NFT — случай с коллекцией Evolved Apes. Автор с ником Evil Ape представил на площадке OpenSea «коллекцию из 10 тысяч уникальных NFT-существ, которых отлавливали по всей Земле». По словам автора, он продавал изображения обезьян для того, чтобы собрать деньги на создание и маркетинговую кампанию мобильного файтинга с одноимённым названием.

Анонс привлёк покупателей, и Evil Ape смог заработать на полноценную разработку игры. Спустя неделю он написал, что игра и её официальная страница в твиттере «скоро исчезнут». Пользователи подумали, что так автор привлекает внимание к игре, но в итоге упоминания о ней и правда исчезли.

Пользователи подняли записи блокчейна и обнаружили, что после удаления страницы Evil Ape вывел все деньги с электронного кошелька Evolved Apes на несколько сторонних счетов. Издание VICE пишет, что на тот момент сумма составляла 798 эфиров (2.7 миллиона долларов). По словам одного из пользователей, Evil Ape до сих пор получает 4% роялти с каждой продажи в рамках коллекции Evolved Apes, которую администрация OpenSea не стала снимать с продажи.

Создатели проекта Solana Towers поступили схожим образом. Злоумышленники обещали покупателям целую метавселенную, внутри которой можно было покупать жилплощадь и сдавать её в аренду другим пользователям и получать с них доход. Пользователи ринулись скупать виртуальные комнаты ещё на стадии анонса, чтобы сразу же после выхода игры начать зарабатывать.

Авторы Solana Towers рекламировали свой проект используя концепт-арт другой игры — Star Atlas. <a href="https://api.dtf.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Ftwitter.com%2Fsolana_towers&postId=1011214" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">Источник</a>
Авторы Solana Towers рекламировали свой проект используя концепт-арт другой игры — Star Atlas. Источник

Проект вышел, но был доступен всего один день, после чего просто исчез. Вместе с игрой исчезли сайт, страница в твиттере и Discord-канал. По данным VICE, только за первый день злоумышленники заработали около 1.881 SOL в криптовалюте (282 тыс. долларов).

Похожим образом поступили создатели Interstellar Bots, которые обещали продать 5 тысяч токенов всего за 1 SOL (150 долларов) в рамках коллекции сай-фай изображений, но заблокировали аккаунты в соцсетях и сайт после получения денег. Автор коллекции картинок с мышами Cheesy Dizzy (аналог Evolved Apes — разные мышки, разный фон, низкая цена в 1 SOL за каждое изображение) также собрал деньги (около 66 тыс долларов), удалил страницы и перевёл средства на свои сторонние счета.

Фрагмент коллекции Cheezy Dizzy в маркете NextDrop. <a href="https://api.dtf.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fnextdrop.is%2Fproject%2F831&postId=1011214" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">Источник</a>
Фрагмент коллекции Cheezy Dizzy в маркете NextDrop. Источник

Другие проблемы NFT

NFT как отмывание денег

По мнению художника Antsstyle, сейчас всё чаще NFT используют скупщики и арт-дилеры для отмывания денег. Рынок токенов он сравнивает с «Диким Западом» из-за отсутствия регулировки и правовых норм. Дело в том, что все сделки с NFT, даже на очень крупные суммы, сейчас не облагаются налогами, из-за чего предприниматели и злоумышленники используют систему как средство для перевода денег с кошелька на кошелёк без комиссии и вычетов. Любой пользователь может создать простое изображение (или взять уже существующее) и привязать к нему токен с ценником в 100 тысяч долларов, после чего продать его своему деловому партнёру или перевести на свой же аккаунт с другим адресом.

Например, уже упомянутый художник Beeple после сделки на 69 млн долларов запустил ещё один аукцион с новой работой. По мнению Antsstyle, эта продажа оказалась обычным переводом. Работу купил бизнес-партнёр художника, который хотел «освоить» накопившуюся криптовалюту и перевести её в другой актив, пока не упал курс.

Human One. Автор — Beeple. <a href="https://api.dtf.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fwww.artnews.com%2Fart-news%2Fmarket%2Fryan-zurrer-beeple-buyer-christies-1234609605%2F&postId=1011214" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">Источник</a>
Human One. Автор — Beeple. Источник

Бывший директор рыночных исследований блокчейн-консорциума R3 Тим Суонсон считает, что «невзаимозаменяемые токены уже используются не только для отмывания преступных доходов, но и для уклонения от уплаты налогов». Он утверждает, что счёт с налоговыми обязательствами покупает токен у неизвестного аккаунта, а затем перепродает третьему лицу по более низкой цене, получая убыток, который компенсирует вышеупомянутые налоговые обязательства. То есть по записям получается, что он не зарабатывает, но на деле осваивает нужные средства.

Подробнее про отмывание денег через NFT можно почитать тут.

Трейдеры зарабатывают на NFT-кредитах

Главная страница NFTfi. <a href="https://api.dtf.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fnftfi.com%2F&postId=1011214" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">Источник</a>
Главная страница NFTfi. Источник

Показателен и пример с NFT-кредитами на платформе NFTFi, которую ресурс CoinDesk назвал «ломбардом для NFT». Там пользователям предлагают в долг криптовалюту, а в качестве залога просят оставлять свои токены. Если пользователь не может отдать долг, его NFT забирает платформа.

Так один из трейдеров занял у платформы 3.5 эфира (около 12 тысяч долларов) и взамен предложил NFT, который стоил 3.25 эфира. За три месяца стоимость этого токена достигла 300 тысяч долларов. Трейдер не стал возвращать долг, NFTFi забрала токен и получила с него прибыль (он подорожал). Позже выяснилось, что этот NFT уже использовали как залог по кредиту, но его предыдущий владелец объявил себя банкротом. Новый владелец его выкупил «по дешёвке» и с помощью кредита NFTFi конвертировал в криптовалюту, поэтому и легко отказался от актива, когда нужно было возвращать деньги.

Подобные цепочки сейчас особенно популярны у трейдеров и брокеров, желающих реализовать и перезаложить цифровые активы.

NFT-транзакции вредят природе и приближают нас к глобальному потеплению

Жани Лемерсье на персональной выставке. <a href="https://api.dtf.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fwww.instagram.com%2Fp%2FCSuk5hKof87%2F&postId=1011214" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">Источник</a>
Жани Лемерсье на персональной выставке. Источник

Для производства одного токена необходима электроэнергия, причём в немалых количествах. Сервера блокчейнов работают круглосуточно и потребляют электричество, повышая выделение углекислого газа. Эко-активисты считают, что подобная технология приближает глобальное потепление.

Художник Жани Лемерсье отменил продажу своей крипто-картины через площадку Nifty Gateway. По его словам, создание нескольких крипто-токенов по затратам энергии сравнимо с электроэнергией, которую художник тратит в своей студии за два года работы.

Многие просто не понимают масштабов катастрофы.

Жaни Лемерсье

Жани заявил, что не будет продавать работы в цифре и создавать токены, пока проблема не решится. Сейчас художник ищет площадки, которые потребляют мало электроэнергии. Помимо этого, Лемерсье ограничил потребление электроэнергии (включая затраты на отопление) у себя в студии и сосредоточился на «живых» выставках. Заодно он отказался от авиаперелётов в пользу железнодорожного транспорта и устроил кампанию, в рамках которой требовал у Autodesk перестать продавать своё ПО корпорациям, добывающим полезные ископаемые.

Фотошопленный мишка с грустью смотрит на тающие ледники. <a href="https://api.dtf.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fbackend.web.schoolofwordplay.com%2Fimage%2Fword%2F542%2Fsh_500%2Bsw%2B500&postId=1011214" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">Источник</a>
Фотошопленный мишка с грустью смотрит на тающие ледники. Источник

Большинство NFT связаны с криптовалютой Ethereum. Её сервера, по оценкам экспертов, за год потребляют больше энергии, чем Исландия. Создатели Ethereum уже много лет обещают перейти на более экологичный способ работы (Ethereum 2.0), но пока что решение «находится в разработке».

Джон Крейн, генеральный директор NFT-площадки SuperRare, считает, что «транзакции в блокчейнах ошибочно связывают с выбросами углерода и раздувают проблему на пустом месте». В качестве примера Джон приводит ситуацию с созданием не цифровой картины или скульптуры: «авиа-транспортировка произведения и освещение галерей тоже сопровождаются выбросами углекислого газа, но по этому поводу никто не переживает».

Как обезопасить себя от кражи работ

Кража арта тогда и кража арта сейчас. <a href="https://api.dtf.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fistorka.ru%2F2021%2F12%2F26%2Fdajdzhest-kriptorynka-v-memah-i-kartinkah-fiatu-hana-bitkoin-po-350-000-i-drugie-rozhdestvenskie-chudesa%2F&postId=1011214" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">Источник</a>
Кража арта тогда и кража арта сейчас. Источник

Если вы выкладываете свои работы в интернет — обезопасить их от кражи крайне сложно. Злоумышленники, боты и нечестные продавцы могут в любой момент скопировать их и загрузить на любую из площадок без вашего ведома. Можно пожаловаться на кражу контента, заполнить форму и ждать вердикта администрации площадки, но это долгий процесс, который не всегда заканчивается в пользу художника.

  • Ресурс NFTStreet советует не выкладывать исходники и загружать изображения в самом низком качестве из возможных, а также ставить на них водяные знаки. Даже если такой контент украдут и привяжут к нему токены, покупатели насторожатся, и скорее всего ничего не купят у злоумышленника.
  • Попытайтесь зарегистрировать авторские права на свои работы и расскажите об этом в соцсетях.
  • Вы можете обезопасить себя от кражи NFT-токенов из вашего электронного кошелька на Rarible, OpenSea или Nifty Gateway. При регистрации аккаунта система просит ввести вас фразу из 12-ти слов. Никому её не сообщайте.
  • Обращайте внимание, когда ищете площадки в поисковике. Есть сайты-зеркала, которые мошенники создают, чтобы узнать ваш пароль. На вид они выглядят так же, как и оригинальные OpenSea или Rarible, но в адресной строке всегда есть лишние буквы или символы.
  • Не используйте кодовую фразу на других сайтах и не сообщайте даже тогда, когда у вас её просят специалисты из центра поддержки одной из площадок.
  • Будьте ближе к своей аудитории в соцсетях. Наблюдательные поклонники вашего творчества могут сообщить о размещении украденного арта в NFT-маркетах.
  • Сохраняйте на оффлайн-носителе оригинальные файлы с исходниками вашего арта. Не заливайте исходники в сеть.
  • Во время работы оставляйте промежуточные варианты вашего арта с датами, чтобы потом использовать файлы как доказательство.
  • Закройте все свои заброшенные аккаунты (или скройте в них все работы), чтобы мошенники не смогли вытащить из них контент и выдать за свой.
  • Если у вас есть Твиттер, нужно забанить аккаунт бота @tokenizedtweets и другие подобные аккаунты. Поискать их можно по тегу #NFTBlocklist.
  • Если вы все же нашли свои работы на одной из площадок — пишите жалобы в поддержку. Это лучше, чем не делать ничего.

Если вы знаете другие способы, которые помогут художникам предотвратить кражу работ или добиться справедливости, — пожалуйста, поделитесь в комментариях.

Текст написал Владимир Шумилов, автор в Smirnov School. Мы готовим концепт-художников, левел-артистов и 3D-моделеров для игр и анимации. Если придёте к нам на курс, не забудьте спросить о скидке для читателей с DTF.

414414
299 комментариев

NFT в текущем состоянии - бесполезная хуйня без какого-либо адекватного контроля.

Начинающие предприниматели со всяких miped.ru ежесекундно заливают все подряд чужие картинки и скриншоты в надежде на то, что найдется мамонт, который что-то из этого купит за миллионы.

Площадки в свою очередь никоим образом даже банально не проверяют на реальное авторство при заливе.

А мамонты платят деньги за то чтобы владеть картинкой на такой мусорной площадке, которой грошь цена.

172

Если между площадкой и пользователем поставить еще один регулятор - это превратится в обычную торговую палату. Можно и без NFT выдавать сертификацию, бравируя цифровой подписью и беря деньги за тёмные делишки с двойной сертификацией. Можно наебурить всю систему, тот же ютуб тому подтверждение, когда страйки выдаются вообще левыми компаниями у которых якобы есть права.
В широкой распределённой сети подобного брутфорса просто не получится, если конечно сеть не контролирует только один игрок.

Весь смысл в автоматизированной проверке прав, когда вся сеть знает кто и чем владеет. И в этом плане копированный объект тоже имеет право иметь свой сертификат, потому что это новый набор данных. Просто с ним должна идти соответствующая пометка.

14

Комментарий недоступен

4

NFT картинок было и будет хуйней в ближайшем будущем, согласен. при этом концепция NFT применима еще много где и может прекрасно существовать для удостоверения прав собственности, для обмена правом собственности на торговых площадках итд

Мне интересно как в этот раз местные энтузиасты крипты будут нам доказывать что "nft - это благо! ".

70

NFT — это благо, жаль, что не в тех руках.
С другой же стороны, почему в статье абсолютно не упоминают тех людей, которые смогли хорошо заработать на своих работах благодаря NFT?

6

Распределённое вычисление, хранение и сертифицирование информации - благо, как бы вам этого не хотелось. Просто если вырвать из контекста блага только одну часть - это часть становится не такой уж благоприятной и ею легче манипулировать.

4