Человек в Высоком Замке: как сериал развивает идеи Филиппа К. Дика
Поразмышляем, почему людям так нравится жанр альтернативной истории. Посмотрим как в третьем сезоне создатели сериала справились с экранизацией известного романа Филиппа К. Дика.
Филипп К. Дик является одним из самых известных писателей-фантастов, творивших в 60-80-е годы двадцатого века. Много его произведений было экранизировано, причем довольно успешно. Первая экранизация - ставший культовым "Бегущий по лезвию", и последовавшие за ним экранизации фантастических произведений ("Вспомнить все", "Особое мнение", "Меняющие реальность" и т.д." стали примерами переносов качественного переноса книг на киноэкраны.
С ростом бюджетов, выделяемых на телевизионные сериалы, у шоураннеров появились возможности разрабатывать более масштабные и длинные проекты. В 2015 году вышло сразу два сериала по произведениям писателя - "Человек в высоком замке" и "Особое мнение". В 2017 году вышел сериал-антология "Электрические сны Филиппа К. Дика" , который мне очень понравился по трем причинам: каждая серия была снята по отдельному рассказу и являлись законченными историями, качественный продакшен, и каст актеров, подобранных для реализации персонажей книги.
Но теперь вернемся к "Человеку в высоком замке". Сама книга вышла в 1961 году и получила премию «Хьюго» (одна из самых престижных премий в мире фантастики)1963 года.
Хоть и согласно Википедии основоположником жанра альтернативной истории считается римский историк Тит Ливий, описавший возможную историю противостояния Римской империи и империи Александра Македонского, предположив, что Александр не умер в 323 году до н. э., а продолжил жить и править своей империей, я буду считать родоначальником классических альтернативных историй именно Филиппа К. Дика, так как именно его произведение возвело в абсолют самый крутой поворот в истории человечества - победу нацистов во Второй Мировой войне.
Произведения в которых все плохо всегда находили своего читателя, недаром постапокалиптика и антиутопии были так популярны у широких кругов населения. На постсоветском пространстве даже сформировался некого вида культ вокруг "Сталкера" и "Метро". Если первая книга Дмитрия Глуховского во время выхода и смотрелась свежо, то дальше начался просто паноптикум, Содом и Гоморра. Наряду с книгами Донцовой прилавки книжных магазинов заполонили "Попаданцы" и прочие высеры без идеи и контекста. Я на это сильно распыляться не буду, узнать, чем плохи "Попаданцы" вы можете в видео по этой ссылке. Там автор в видео на 45 минут показал творческое бессилие авторов подобного жанра и как вторичность сношает вторичность и получается вторичность в квадрате.
Качественно продуманный мир Филиппа К. Дика c единой структурой, не мог не привлечь внимание продюсеров, и для реализации масштабного проекта нужен сериальный формат. У половины героев сериала с самого начала есть какая то тактика и они ее придерживаются, вторая же половина действует под влиянием порывов, что часто не приводили ни к каким результатам.
Как и в книге повествование нелинейное и ведется несколько сюжетных историй с разными персонажами: Линия министра торговли Тагоми и Джулианны Крейн, Джо Блейка; линия торговца Чилдена, Фринка и Эда; линия главного инспектора полиции Такеши Кидо и, наконец, и, наконец, лучшая в этом сериал сюжетная линия Джона Смита.
В третьем сезоне мы увидим попытку выхода пропаганды Геббельса на новый уровень: стирание истории завоеванного государства под корень и перепись ее с чистого лица. В мировой истории это конечно же происходило, но занятно смотреть на сам процесс. Не обошли создатели еще и историю про однополые отношения, которая кстати, говоря выглядит абсолютно нелепо в мире, в котором победили нацисты, где секс-меньшинства оказывались в одной яме со всеми остальными врагами нации, ярким цветом открыто показаны взаимоотношение людей, с учетом того, что даже в нашем свободном мире Америки 60-х, толерантность к этому была практически нулевая. Понятно, с теперешними стандартами разнообразия, сериал этого не избежал. Но я бы обыграл такой сюжет по-другому, более скрытно.
На линии Смита хотелось бы остановится поподробнее. Ее в книге как раз не было, а у создателей сериала эта линия вышла лучше всего, при чем в третьем сезоне, эта ветвь раскрыла себя еще больше - в сериале уделяется около 30% экранного времени именно линии Джона Смита, в исполнении, Руфуса Съюэла, который смотрится в этой роли просто блестяще. Думаю, что буду прав, если скажу, что в третьем сезоне главным героем стал Джон Смит, а линия Джулианны Крэйн, хоть и не ушла на второй план, не смотрелась не настолько интересно, как в предыдущих сезонах.
Создатели выбрали для этого героя истинно американское имя - Джон Смит, тут мы должны почувствовать диссонанс в восприятии Джона Смита в полном нацистском облачении. Во время великого германского рейха Филиппа К. Дика, именно такой Джон Смит становится образцом настоящего американца. В начале сериала мотивация Смита была ясна как день: ничто не сдвигало его с намеченной цели, как ядерную бомбу, направленную Гитлером на Вашингтон. Прием срабатывает и в третьем сезоне, когда происходит изменение агента Смита и развитие персонажа под давлением нескольких факторов: власть, семейные проблемы и влияние Человека в Высоком Замке. Смита преследуют тяжёлые последствия неправильного выбора и настолько же тяжёлые последствия обстоятельств.
Интересным фактом становится присутствие Эдгара Гувера, который в нашем мире с 1935 года являлся директором ФБР. В 1936 году Франклин Рузвельт он в 1936 году дал указания Гуверу расследовать «подрывную деятельность в США, в особенности коммунизм». В сериальном мире он возглавляет организацию идентичную, и, надо сказать, справляется со своей работой он весьма неплохо. Также плюсую актеру.
Присутствие исторических личностей таких как Гувер и Менгеле, и их судьба в альтернативном мире привлекает внимание, и почему-то именно для меня добавляет изюминки всему сериалу. С учетом того, что сериал продлен на 4 сезон, хотелось бы увидеть еще альтернативных персонажей, например, что стало с Кеннеди, Мартином Лютером Кингом или Элвисом Пресли)
Еще мне показалось забавным, что Кемпейтай любит рассекать по Сан-Франциско на старых добрых уазиках, и мне показалось, что в пару раз в сериях мелькали "Уралы" и "Кразы", а в одной из серий показался танк Т-54.
Конечно, с учетом места действия (Северная Америка) мы так никогда не узнаем, что же произошло на территории СССР после войны. На страницах книги было несколько строчек, о том что советы были загнаны глубоко в Сибирь и вернулись в каменный Век. Но с точки зрения нас, жителей бывшего совка, было бы интересно посмотреть на то, что находится на месте Москвы и что происходило в течении 20 лет после войны. Но это уже совсем другая история...
Все герои сериала, так или иначе, действуют под влиянием сильных эмоций и единственный человек (инспектор Кидо не в счёт - им движет тоже чувство - чувство профессионального долга), на которого эти эмоции не действуют - сам Человек в Высоком Замке. Но количество его экранного времени крайне мало, что и отражается на его влиянии на сюжет. Сюжетные линии становятся независимыми и переплетаются только к концу сезона, чтобы вновь разойтись в разные стороны в следующем сезоне.
Теперь коснемся заваленной концовки третьего сезона. Складывается впечатление, что полноценный сезон должен состоять из 20 серий, а создатели оборвали сюжет ровно на половине. Последняя серия получилась перенасыщенной событиями, накиданными в одну кучу, чтобы закинуть наживку для четвертого сезона.
Итог: третий сезон "Человека в высоком замке" стал ярким примером качественного продакшена и жадности до сюжета сценаристов, которые вывалили крохи по настоящему важных событий в сериале, состоящем из 10 часовых серий. Тем не менее для меня сериал показался интересным. Сидим, ждем четвертого сезона.