🎼 Хулиганские чиптюн зарисовки (FamiStudio)

Оппа, а здесь оказывается есть текст? Уау, внезапно!

Навигация

О чём в этом посте пойдёт речь

Некоторое время назад я приходил на DTF с вопросом как научиться делать электронную музыку, не ограничиваясь конкретными музыкальными жанрами. Моя то цель вполне конкретная — я хочу научиться делать чиптюн. Жанр мёртв и самое время вкатываться!

Несколько реально дельных советов мне оттуда извлечь удалось. Некоторые советы были с рекомендациями в стиле заняться сэксом с синтезатором. Камон. Это же DTF. Это нормально. Все мы здесь ради ржомбы, приколдесов и я бы ответил точно также.

Ну, а я чё. Я взял и занялся сэксом с синтезатором. А лучший способ учиться самому — это порефлексировать и рассказать всем вокруг о том что узнал в процессе, даже если тебя об этом никто не спрашивал. Упорядочил знания и скомпилировал все наблюдения в этот текст. Информация будет неточная, я не музыкант. Я — чиптюн-энжоер. Рассказываю.

⚠ Важно: это не гайд. Вот прям вообще не.

Это прохладная история с элементами заметок о создании чиптюна на опенсурсном софте, без особых знаний как делать музыку, но с большой любовью к жанру и желанием разобраться + немного про то, что успёл в программах нащёлкать. Здесь будет много звуков и много букв. Надеюсь будет интересно. Если неинтересно, то ты знаешь, что делать дальше

🎼 Хулиганские чиптюн зарисовки (FamiStudio)

Где делать чиптюн бип-бип

Для создания чиптюна нужно выбрать подходящий софт. Это очень важно. Это ответственный шаг.

Делать в ФЛ СТУДИО, АБЛЕТН ЛИВЕ, КУБЕЙЗЕ, ПРОТУЛЗЕ, РИПЕРЕ и т.д. не пойдёт. Эти секвенсоры выбор либо пусичек, либо смузихлёбов, либо нормальных музыкантов в нормальных музыкальных жанрах. Чиптюн — ненормальный музыкальный жанр. Я тоже ненормальный. Я сижу на линупсе и мне эти блага цивилизации недоступны. С этим разобрались.

Чиптюн это в первую очередь трекерная музыка, которую нужно создавать в трекере. Трекер — это музыкальный эксель, где в таблице выставляешь нужную скорость проигрывания нот (BPM), настраиваешь инструменты, ставишь в ячейки ноты, ставишь в ячейки каким инструментом эту ноту будешь играть, ставишь в ячейки эффекты, нажимаешь play и балдеешь от головной боли.

Много безумцев в этом жанре делают музыку в LSDJ, на геймбое, без ПК, но у меня то нет геймбоя. По крайней мере пока нет. Этот вариант отпадает.

На экране геймбоя интерфейс LSDJ
На экране геймбоя интерфейс LSDJ

Твиттор убежище не только всяких шизов, но и большого числа пиксельных художников и чиптюн музыкантов. Посмотрел в твитторе кто на чём ещё делает чиптюн и судя по нему самый популярный трекер для создания подобной музыки, который можно установить на ПК — famitracker.

Стоит ли говорить, что я не разобрался как этим пользоваться?
Стоит ли говорить, что я не разобрался как этим пользоваться?

В процессе поиска я нашёл видео от музыканта VRUMZSSSR, который по-русски, для самых маленьких и тупых, объяснял как делать би-бип в чиптюн секвенсоре FamiStudio (крутой мужик и отличный музыкант, подписывайтесь на его канал и слушайте его треки).

Интерфейс FamiStudio (взято из видео VRUMZSSSR)
Интерфейс FamiStudio (взято из видео VRUMZSSSR)

В итоге я всё таки проиграл в борьбе с секвенсорами, пианоролл подебил, но когда-нибудь я разберусь с пацанскими трекерами и буду би-бипать чиптюном там.

Из чего делают чиптюн би-бип

Всё зависит от чипа, на котором создаётся чиптюн. Стандартные (regular) инструменты в FamiStudio пытаются делать звук как Famicom/NES. Это недостоверная эмуляция, но очень похожая.

В FamiStudio помимо стандартного чипа доступно несколько других: Konami VRC6, Konami VRC7, Famicom Disk System, Nintendo MMC5, Namco 163, Sunsoft 5B, EPSM. Некоторые чипы были в картриджах, некоторые шли как расширение для консоли (FDS), а в случае с EPSM так и вовсе — несуществующий чип, который содержит набор сэмплов барабанов и каналов для FM-синтеза на основе Yamaha YMF288. Звучит он почти как легендарный чип на SEGA MegaDdrive — YM2612.

Но сейчас буду разбирать звукоизвлечение только из стандартного чипа. С другими чипами я пока не разобрался. Это сложно. Это как-нибудь в следующей серии.

Особенности и ограничения:

  • 5 каналов для синтеза звука: 2 квадратных, 1 треугольный, 1 шум, 1 DPCM. Ниже подробнее покажу, что это за геометрические фигуры и аббревиатуры;
  • Один канал = одна нота. Нельзя одновременно из одного канала играть несколько нот. Это аппаратные ограничения чипов и это означает, что аккордами играть нельзя. Просто для справки: аккордами играть и не захочется, потому что это звучит плохо, звук очень бедный, всё упирается куда-то в физику, обертоны и т.д. Аккорды просто не звучат. Поэтому в чиптюне для обхода ограничений при игре сложилось много традиций. Например, вместо аккордов играют быстрыми арпеджио. Это когда аккорд раскладывают на отдельные ноты и играют их последовательно;
  • У треугольного канала нельзя регулировать громкость и недоступны многие эффекты. Гул треугольного канала всегда будет с постоянной громкостью. Если без занудства, то это тоже технические особенности чипа;

Анатомия чиптюна или как звучат каналы

Этот раздел дописывался в самом конце, потому что рассказ про чиптюн будет недостаточным, если не рассказать про доступные музыкальные инструменты. Чтобы кристаллизировать эти знания, сделал небольшой пример и на нём расскажу подробнее.

Noise (он же "шум")

Начать стоит с фундамента трека — с ритма. Канал Noise отвечает за генерацию белого шума. Наши общие предки, которые делали музыку для игр на старых консолях использовали этот канал в качестве замены барабанов.

Если брать и использовать его как есть, без обработки, то ноты 4-й октавы на этом инструменте будут звучать примерно так:

Потрясающий звук, но под это качаться в ритм не получится. Под это получится только неодобрительно качаться, а возможно даже неодобрительно трястись.

Чтобы это предотвратить FamiStudio даёт возможность скорректировать характеристики огибающей (envelope). Например, для канала Noise доступно уменьшение громкости.

🎼 Хулиганские чиптюн зарисовки (FamiStudio)

Если скорректировать её, нарисовать затухание, то ситуация немного изменится:

Можно представить, что это похоже на барабан. Барабан, который делает тыц тун-тыц тыц-тыц-тун-тыц и далее по тексту.

Кроме изменения громкости для noise-канала доступен эффект "слайда". Это когда есть базовая нота (например, нота ДО 4-й октавы) и постепенно её высота меняется от базовой ноты к целевой со скоростью, которая зависит от длины ноты.

Слайд вверх выглядит и звучит так:

🎼 Хулиганские чиптюн зарисовки (FamiStudio)

А слайд вниз выглядит и звучит так:

🎼 Хулиганские чиптюн зарисовки (FamiStudio)

Triangle (он же "треугольник")

Мягкий гул треугольника это второй компонент ритма в чиптюне и используется в качестве баса. Ноты 4-й октавы для треугольника будут звучать так:

Треугольный канал имеет минимальные возможности для настройки огибающей. Например, у него нельзя настраивать громкость. Поэтому нормально использовать дефолтный звук. Сами басовые партии это как правило ноты, которые играют на низких октавах и если сделать тоже самое, сыграть ноты на 2-й октаве, то будет похоже на бас:

Ну, а вместе Noise + Triangle звучат следующим образом:

DPCM (Дифференциальная импульсно-кодовая модуляция)

Завершить рассказ про ритм нужно DPCM-каналом, в котором можно воспроизводить WAV.

волна может принимать любую в форму и всё зависит от WAV-файла

А вот здесь уже интересно. Этот канал открывает почти безграничные возможности для творчества и самовыражения. Ты можешь воровать звуки из реального мира, записывая их на диктофон, и засовывать в свою музыку.

Берём сэмпл кика, закидываем его в dpcm-канал и прокачаем получившийся ритм. Теперь он состоит из Noise + Triangle + DPCM:

Ты можешь вставить в трек крик Вильгельма, можешь записать звук сочного хлопка по попе своей девушки или своего парня и вставить в трек вместо рабочего барабана или взять сэмпл реальных инструментов или сильно видоизменённых инструментов (например, брейккоровые аменбрейки).

Но есть проблема: звук подвергнется даунсэмплингу и будет звучат соответсвующе звуку 8-битной консоли.

Для большей наглядности. Нашёл на freesound.org WAV, где аниме-девочка получает критический урон от стрелы:

Если загрузить файл в формате WAV в FamiStudio, то его параметры можно будет немного отредактировать.

После загрузки и воспроизведения сэмпла в начале будет характерный щелчок
После загрузки и воспроизведения сэмпла в начале будет характерный щелчок
После изменения параметра initial value ситуация немного улучшится
После изменения параметра initial value ситуация немного улучшится

А дальше остаётся создать инструмент, закинуть на пианоролл сэмплы и играть как на инструменте с особым звучанием.

назначение dpcm-сэмплов на ноты
назначение dpcm-сэмплов на ноты
проигрывание сэмплов
проигрывание сэмплов

Осталось только придумать как это применить в треке 🤔

Подобные штуки проворачивали во многих старых играх. Например, в игре Gimmick! с NES/Famicom засэмплировали бас-гитару и использовали в треках, а в Sonic 1 для SMD в стартовой заставке использовали засемплированный рабочий барабан (snare).

В общем, это канал для проигрывания коротких WAV-файлов, но не без ограничений:

  1. играть одновременно можно только один сэмпл;
  2. есть лимит на объём памяти под эти сэмплы (примерно 256 кбайт);
  3. у аудио случается даунсемплинг;
  4. сами файлы без доп обработки могут характерно "щёлкать";

Square (он же "квадрат")

Мелодия создаётся с помощью этого канала. И хорошая новость — этих каналов целых два. Ноты 4-й октавы у квадрата звучат так:

За счёт наличия двух каналов можно создавать либо простую двухголосую полифонию, либо две независимые мелодии.

Этот канал обладает самым большим количеством возможностей и эффектов. Например, здесь также как и для noise-канала доступен эффект "слайда".

Слайд вверх:

🎼 Хулиганские чиптюн зарисовки (FamiStudio)

Слайд вниз:

🎼 Хулиганские чиптюн зарисовки (FamiStudio)

Чаще это используется для того, чтобы сделать плавный переход от одной ноты к другой (от ноты ДО 3-й октавы к ноте ДО 4-й октавы):

🎼 Хулиганские чиптюн зарисовки (FamiStudio)

Но! Самым интересным является такой эффект как "duty cycle".

шакалы покусали эту картинку, но это лучшая иллюстрация эффекта
шакалы покусали эту картинку, но это лучшая иллюстрация эффекта

Duty cycle — это доля одного периода, в течение которой активен сигнал (взято из яндекса).

В Famistudio для duty cycle доступно 4 значения: 125% (по умолчанию), 50%, 25%, -25%. Нарисую простую мелодию и на её примере покажу этот эффект.

duty cycle 125% (по умолчанию):

duty cycle 50%:

duty cycle 25%:

duty cycle -25%:

Я не знаю в чём разница между -25% и +25%, но это отдельные настройки. 50% самый сочный и приятный на слух.

Я в этом не разбираюсь, но интуиция подсказывает, что при симметричном графике сигнала квадратного канала к отсутствию сигнала (50% сигнал, 50% отсутствие), то это звучит особенно хорошо. Ассиметричные (125%, 25%) тоже звучат и тоже применимо, но звучат не так приятно на слух.

C квадратом есть ещё несколько интересных трюков, которые используют в чиптюне. Это относится не к эффектам, а к способам исполнения.

Первый трюк — это арпеджио. Я его уже упоминал и этот характерный блипающий звук можно встретить достаточно часто. Из-за невозможности играть аккордами на чипах консоли, ноты из аккорда играли последовательно и быстро. В качестве примера 3 ноты сыгранные последовательно, а затем они же сыгранные арпеджио:

🎼 Хулиганские чиптюн зарисовки (FamiStudio)

Хорошая статья по арпеджио в чиптюне есть на хабре.

Второй трюк — эффект эха или недодилэй.

Для примера возьму суперпростую последовательность из 4 минорных нот (ДО минор, РЕ минор, ФА минор, СОЛЬ минор) сыгранную в квадратном канале и только на чёрных клавишах.

🎼 Хулиганские чиптюн зарисовки (FamiStudio)

Звучит также просто как и делается. Но если на втором квадратном канале сыграть эту же последовательно с громкостью 50% от изначальной и сместить как показано на пикче, то у мелодии появится объём:

🎼 Хулиганские чиптюн зарисовки (FamiStudio)

Этот трюк тоже часто используют .

Все каналы вместе (square + triangle + noise + dpcm)

Ну и подводя итоги по объяснению работы инструментов в чиптюне. Если всё из примеров выше схлопнуть в один трек, то это будет звучит так:

С приличной частью доступных инструментов, эффектов и способов игры разобрались. Это не всё с чем можно баловаться в famistudio. За бортом остались pitch (произвольно изменение высоты ноты), vibrato (вибрато) и phase reset (нечто адское с чем я не разобрался).

Да как играть то?

Ну, а теперь вернёмся во времени примерно на пару недель назад, когда я знал об этом всём немного меньше.

"Делать музыку не сложно, просто жми на белые кнопки пока не будет звучать хорошо", — посоветовал гигачад в одном из видео на ютубе. Я нажимал белые кнопки. Долго нажимал иииииии... Ничего не получилось.

Когда ты пытаешься делать музыку, используя сразу 4 канала, и не знаешь как это делать и с чего начать — всё начинает разваливаться. Получился полный булщит. Хорошо, что я бэкапил каждую значимую итерацию. Проект в Famistudio это позволяет. Слушаем:

После прослушивания этих 10 секунд голова болит, скулы сводит и тошнота подступает

Оказывается для создания музыки, даже если это чиптюн, нужно не только выбрать программу и посмотреть видео "как делать чиптюн", но ещё немного прикоснуться к музыкальной теории. Хотя бы прикоснуться. Я уже не говорю об "изучить музыкальную теорию", а это вообще страшновырубай.

Как минимум надо разобраться в следующих сущностях:

  • Лад. Звучание твоей музыкальной зарисовки будет драматически меняться в зависимости от корневой ноты и допустимых нот лада. Если играть только на белых клавишах от ноты ДО (она же нота Ц), то будет натуральный мажор и одно звучание, а если играть на белых клавишах от ноты ЛЯ (она же нота А), то будет натуральный минор и это уже совсем другое. Это не строгое правило, а рекомендация. Те самые правила, которые можно нарушать;
  • Ритм и грув. Чтобы качало, ритм секция должна помочь слушателю в его качании. В аудио, что я приложил выше, ритм был расставлен почти наобум — как чувствовал, так и расставлял. Ритм это фундамент, ритм это база. Ритм должен быть устойчивым на протяжении всего трека, а чтобы он был качающим, он должен быть прогнозируемым для слушателя и приходиться на одну и ту же долю такта. Иногда с этим можно заигрывать, если хочется разнообразить, сделать сбивки или поиграться с другими размерами (вместо 4/4, например 3/4). Создание чиптюн треков часто начинают с создания ритма, а потом "прокрашивают" другие каналы;
  • Помимо этого нужно обратить внимание на такие сущности как басс, гармонию, мелодию, музыкальные фразы, разрешение и т.д., и т.п. А ещё там есть микшеринг, сведение и прочее, и прочее. Я этих боссов пока не прошёл, не понял что с ними делать, поэтому пока просто скипаю;

Попробовал сделать что-то в духе своих любимых чиптюн исполнителей: навалить много блип-бип-би-би-би-па, навести немного суеты иииииии... Не могу отделаться от ощущения, что проскакивает какая-то коричневая нота и что-то звучит не так. А ещё, я перестарался с эффектами (слайд, вибрато, да и в целом), но хотелось передать идею, что что-то бежит, прыгает, скользит, бьёт, побеждает и LVLUPается.

Слушаем получившуюся угабуга:

Треугольный канал в третьей октаве бьёт по ушам. Этот басс неправильный, несите новый.

В конечном итоге я подумал, что может проблема в ритм-секции? Пока непонятно как с помощью нойз-канала и треугольника делать сочно, поэтому включил чит-код из FamiStudio и активировал EPSM с сэмплированными барабанами.

Каждая тарелка и барабан становятся отдельными каналами, что позволяет уйти от ограничения 1 канал = 1 нота и можно одновременно играть хайхет и кик. Полностью убрал нойз-канал. Опустил треугольник на октаву вниз. Получился чиловый ремикс. Слушаем:

Ещё один из советов на ютубе был про "дай треку отлежаться" и "отпусти его". В общем, они отлежались, идей как эти зарисовки улучшить у меня нет и я готов их отпустить.

Итоги

  1. Хорошую мелодию ты можешь легко напеть. Это нехорошая. Её напеть нелегко;
  2. Низкий BPM. В чиптюне нужно стрелять нотами как из пулемёта, то есть минимум 150 BPM, а я делал на дефолтных для famistudio 90 BPM;
  3. EPSM расширение из famistudio это конечно хорошо, но не надо стесняться DPCM-канала. Без DPCM звучит скучно. За счёт него нужно добавлять разнообразия. Нужно наворовать сэмплов в интернете и делать с ними угабуга;
  4. Сначала ритм, потом мелодия. Здесь получилось наоборот. Сначала я придумал мелодию, а потом пытался вкрутить ритм и получилось чёт как-то не очень;
  5. Нужно внимательнее поизучать как чиптюн-специалисты используют нойз+треугольник;
  6. FamiStudio не идеальный софт и имеет неприятные баги с экспортом;
  7. Микшеринг, мастеринг, сведение и прочие колдунские слова — это то, с чем предстоит разбираться. Просто экспортировать из проекта в mp3 нельзя. Нужно экспортировать отдельные дорожки и с ними колдовать. А как и что с ними делать дальше — пока непонятно. Надо выравнивать каналы по громкости, отрезать неприятные для слуха частоты и прочее, дрочее. Задача на будущее для адского дикого ситуативного гуглинга;
  8. И в завершении. Чиптюн оказывается бывает разный. Пока искал информацию о том как делать что-то в этом жанре выяснил, что чиптюн, который можно услышать в играх, и который можно услышать в стриминговых сервисах — это очень разная музыка. Стриминговый чиптюн это больше танцевальная музыка (да-да, не удивляйтесь, танцевальная), под который можно потрястись в небольшом клубе в компании десяти человек, а чиптюн в играх имеет паттерны немного проще, которые можно легко заLOOPить, которые должны быть репетитативные и двигать геймплей вперёд. Я не попал ни в один. Есть над чем работать.

Специально не оставлял намёков, что в этом посте есть какой-то текст. Рад, если вы его нашли и вдвойне рад, если дочитали.

Да пребудет с вами чиптюн 👾

3
1
1 комментарий

Для тех кто не хочет качать много программ, можно побаловать на этом сайте https://www.beepbox.co