Мишель Гондри — человек, который популяризировал буллет-тайм
Он гений визуального искусства и лучший клипмейкер нулевых, снимавший клипы для Daft Punk, Radiohead, Björk, Chemical Brothers, Foo Fighters, Rolling Stones. Ты знаешь его по «Вечному сиянию чистого разума» и сериалу «Шучу». Этой статьёй воздаю ему должное.
Кто такой Мишель Гондри?
Меньше всего хочу лезть в биографию Гондри. Ковыряться там — это не моё.
Хотя капельку фактов в цифрах дам: Мишелю почти 60, он снял под сотню клипов, около 40 рекламных роликов, 8 фильмов, 3 документалки, 1 сериал, с десяток короткометражек. Хватит! Цифры — это скучно.
Лучше сразу покажу, что шельмец вытворяет. Спойлер: это шикарно!
Мишель Гондри снимает рекламу
С творчеством Мишеля я познакомился ещё в году так 2000-ом, когда на телефонах стали появляться первые шакалистые видео. Тогда по рукам гуляла реклама водки «Смирнофф», чередуясь с видео про отрезание голов и скримерами. Эту рекламу срежиссировал Гондри, чего я само собой не знал. Тогда и увидел впервые культовый эффект, который ты знаешь по «Матрице» — буллет-тайм.
(Можно спорить, кто придумал и популяризировал буллет-тайм. Я точно знаю, что эту фишку продавал в рекламные агентства в 80-х британский фотограф Тим Макмиллан, но именно про Мишеля Гондри говорили Вачовски, когда их спрашивали, откуда этот эффект в «Матрице»).
Гондри делал шикарные рекламные ролики, за что его осыпали наградами. Например, реклама джинсов Levi's 1993 года. Ролик прославился тем, что стал самой титулованной рекламой за всё время. Обрати внимание, как шикарно всё стилизованно (а ещё в то время все удивлялись, как этот так: в витрине отражается парень, но не камера).
А вот сам Мишель Гондри рассказывает про компуктеры HP. Точнее показывает, и еще как показывает.
А вот шикарная реклама Моторолы в 2007 году чисто в стиле Гондри. Все визуальные фишки ты заметишь и дальше, если будешь смотреть клипы и отрывки из фильмов.
Ещё одна стильная реклама какого-то конкурента Спотифая. Девушка пробегает по обложкам культовых альбомов. Сделано изобретательно и прямыми руками.
Если хочешь обмазаться рекламами Мишеля Гондри полностью, то добро пожаловать на страничку Гондри в Википедии — там полный список его творений.
Реклама – зло, но искусство куда противоречивее...
Мишель Гондри снимает клипы
Я начал рассказ с рекламы, но на деле Гондри начинал свой виртуозный путь именно с мира клипов. Он на пару с корешом создал группу Oui Oui, где колотил в барабаны, а заодно снял три клипа.
Клипы заметили, и Гондри стали отрывать с руками все местные французские группы. Для них он наснимал ещё клипов так 30, а потом его забрала себе Бьорк, для которой он в итоге снял 8 клипов. Понеслось!
Клипов под сотню, поэтому выбрал любимое и с разными визуальными фишками.
Делить экран — это нормально
Гондри может рассказывать разные истории одновременно. Слишком просто? А что если одна история идет в обратном перемотке, чтобы поменяться местами с историей, которая идет в обычной перемотке?
И ЭТО СЛИШКОМ ПРОСТО? А почему бы не сделать тогда ТРИ экрана с параллельными историями?
Стоп-моушен — наше всё
Гондри снимает километры кадров, чтобы всё это дело на монтаже ускорить или креативно смонтировать. Вот пример с ускорением времени: Lacquer — Behind. Но мне больше нравится вот эта адская по сложности работа:
Где мой буллет-тайм?
Я уже писал, что Мишель использует буллет-тайм в хвост и в гриву. В одном из самых популярных клипов The Rolling Stones он есть:
Рассказать историю любыми средствами
Мишель любит делать клипы из ничего. Например, взять и нарисовать сюжет на запотевшем стекле в ванной: The White Stripes — City Lights. Но приведу в пример базу:
Смастерить клип из подручных средств
Мишель Гондри любит использовать в клипах всякие предметы. Да что там и«использовать», почти полностью заменять живых людей всякой мелочёвкой. Например, сделать весь клип из деталей Лего:
Или собрать все нитки в стране и сделать клип из них:
Повторять одну и ту же ситуацию
Гондри постоянно практикует повторяющиеся ситуации в клипах. Всё должно размножаться, копироваться. Вот в пример уже классика:
Для группы The White Stripes Мишель наклепал много клипов. Мне нравится клип на трек Hardest Button To Button. Вроде ничего особенного, но найди под 30 одинаковых барабанных установок, чтобы сделать их частью ритма клипа:
Но мой любимый клип от Гондри на тему ритмичных повторяющихся ситуаций: Star Guitar — The Chemical Brothers:
Снять одним кадром
Мишель постоянно выстраивает сюжеты так, чтобы можно было это дело снять одним кадром. Зачем что-то резать на монтаже, если можно придумать навороченную декорацию и вокруг неё покрутить камеру. Я с таких клипов охреневаю:
«Бюджетный» вариант для Metronomy: пока ребята поют внутри одной декорации, камера крутится и одна декорация превращается в несколько:
Ну очень крутую иллюзию Гондри придумал для клипа Massive Attack. Вроде огромная декорация в виде здания, вроде одним кадром снято, но не сразу замечаешь, что дом стоит не вертикально, а горизонтально:
Выкрутить фантазию на максимум
Рассказываю тут про всякие приёмы у Гондри, но главный его приём и киллер-фича — это фантазия. С помощью неё он наворачивает сложные сцены с рекурсией:
Любимая песня у Бьорк, ну и клип соответственно тоже любимый у неё:
Просто смешной сюжет с классным монтажом:
Короче, вот ещё три работы, и всё, харе, горшочек — не вари:
- björk — army of me — какой-то милый сюр с зубастыми машинами, алмазами и гориллами;
- IAM — Je danse le Mia — просто люблю то, как стильно камера шныряет от сцены к сцене, да ещё и в ритм музыке;
- Jean-Francois Coen — La tour de pise — показать текст песни с помощью кусочков вывесок на улице — ОК.
БОНУС: Придумать одну изюминку и покорить всех
Помнишь, я говорил, что Гондри любит зацикливать и повторять всякие кадры. Дарю самый любимый пример с клипом для группы Daft Punk. Чтобы насладиться этой «банальной» работой мотай на ус, что:
— пловчихи — это клавиши,
— чуваки с маленькими бошками — это бас,
— мумии — это барабаны,
— скелеты — это гитара,
— роботы-пришельцы — это вокал:
Если хочешь обмазаться клипами Мишеля Гондри полностью, то снова добро пожаловать на страничку Гондри в Википедии — там полный список его творений.
Решение выразить себя, это и есть креативность, по-моему. Люди начинают снимать — и уже становятся креативными.
Мишель Гондри снимает фильмы и сериалы
После полусотни клипов и десятков реклам Мишель Гондри наконец-то рванул снимать что-то длиннее трёх минут. Человек с таким талантом обязан был натворить дел в большом кино. Спойлер: не особо то и натворил, но наследил.
«Звериная натура» (2001)
Гондри дебютировал с комедией «Звериная натура» по сценарию Чарли Кауфмана. Это забавный фильм, в котором ты будешь любоваться полностью волосатой женщиной, которую влечёт к такому же мужчине, а его пытается перевоспитать муж волосатой женщины.
Мишель почти ничего не принес из своих клиповых фишечек, но пару сцен прям отдают его умением изобретать всякие мелочи и создавать игрушечные декорации.
«Вечное сияние чистого разума» (2004)
Я специально выше указал, что сценарий к «Звериной натуре» написал Чарли Кауфман, ибо вторая работа Гондри тоже была в тандеме с ним. Пересматривая Сияние, кажется, что ловкие трюки со стиранием памяти внутри разума главного героя мог изобразить только Гондри.
Кажется, эту фантастическую мелодраму знают все, но напомню, что тут Джим Керри обращается в компанию по стиранию воспоминаний, чтобы удалить из памяти бывшую подружку в исполнении Кейт Уинслет. Но уже во время процесса понимает, что не хочет стирать память о любимом человеке.
Полёт Конкордов (2007)
Мишель снял серию для новозеландского комедийного сериала «Полёт Конкордов» (пару серий снимал и Тайка Вайтити). И снова он проявил свой творческий подход.
На стене проецируются бывшие девушки одного из главных героев, а он рассказывает о них, используя для управления кадрами какую-то фантастическую дуру из магнитофона и грифа от гитары. Выглядит оригинально.
Возвращаясь к клипам, подобную идею с проектором Мишель использовал в клипе The White Stripes — Dead Leaves And The Dirty Ground.
Зеленый шершень (2011)
В супергеройском блокбастере за 120 лямов (!!!) Мишель Гондри несмотря на давление студийных боссов, аж 3 раза пропихнул свой визуальный изобретательный стиль.
Раз. Главный злодей (Кристоф Вальц) обещает найти Шершня любыми способами, а нам показывают, как весть о большой награде за голову супергероя распространяется среди бандитов.
Два. Персонаж Като умеет продумывать план боя в голове, что и визуализировал Гондри. Заодно добавил фишку в виде «размножения машины» (этот же приём был в клипе The Chemical Brothers — Let Forever Be).
Три. Здесь Гондри развернулся по полной. Сцена максимально выделяется из всего визуального ряда фильма, будто Сет Роген отвлекал боссов, которые хотели стандартных клишированных сцен, А Гондри тем временем творил искусство. Очень круто сделано! (это спойлер, так что спрячу на всяк случай)
Пена дней (2013)
Экранизировать роман «Пена дней» мог только Гондри. Ведь в книге описан какой-то параллельный странный мир, в котором каждая метафора становится реальностью, а абсурд, доведенный до абсурда, — это обычные будни для жителей упоротого городка .
Мишель даже переусердствовал. Фильм кишит визуальными муравьями: бесконечные два часа, каждая минута которых набита всем, что умеет Гондри. Весь фильм — это один большой оркестр с дирижёром Гондри.
Вот хотя бы момент про Пианоктейль — гибрид пианино и коктейля, который в зависимости от сыгранной мелодии и настроения делает тебе напиток.
Критики и зрители обругали «Пену дней» (я тоже ругался на фильм: никто не смеет убивать Амели!!!), и Гондри затих на 5 лет, выдав только документалку «Счастлив ли человек высокого роста?» и совсем незаметный фильм про двух пацанов, путешествующих в доме-машине «Микроб и бензин».
Шучу (2018)
Вернулся Мишель в 2018 году, а заодно вернул и Джима Керри. На пару они выдали смешной и трагичный сериал про ведущего детской передачи, который на экране веселит и вдохновляет детишек (да и взрослых тоже), а за кадром пытается собрать жизнь по кусочкам, и там ему совсем не до смеха.
Зайду сразу с козыря, с видео, которое одно время разлетелось по соцсетям. Посмотри, как снимали сцену одним кадром:
Сам факт того, что главный герой сериала живет в декорациях а-ля «Улица Сезам» и постоянно общается со всяким кукольным инвентарём, позволила Мишелю снова взяться за старое и напихать в сериал всякого чудесного визуала.
Даже заставки каждой серии начинаются по-разному, что ни серия, то новое мини-стопмоушное представление.
Я ещё тебя досмотрю, Мишель Гондри
Я пока что видел не все фильмы Гондри, но судя по трейлерам и отрывкам он и там раскрывает свой талант фантазёра и любителя ваять всё подряд из всего подряд.
Я обязательно посмотрю «Науку сна» (2006)...
...обязательно посмотрю «Перемотку» (2008)...
...обязательно посмотрю «Токио!» (2008) (тем более там помимо Гондри творили Лео Каракс и Пон Джун-хо!)...
...а может я даже доросту до анимационной документалки «Счастлив ли человек высокого роста?: Анимированная беседа с Ноамом Чомски» (2013)
Ох и тяжко рекомендовать фильмы Мишеля Гондри, потому что они будто бы для всех и не для кого, вроде бы и не голимый артхаус, но чаще всего явно с уклоном в авторское кино со своими специфичным взглядом и подходом.
Поэтому я лишь попробовал тебя вдохновить этой статьёй. Приятного просмотра и прослушивания. Спасибо, что дочитал, долистал, пробежался взглядом и т. д.
P. S. Подписывайся на мой телеграм: «Лебедь о кино». Там пишу кратко и без занудства о просмотренных фильмах. Пишу редко, но метко, и только про кино, так что спамить не буду.
А ещё можешь на ДТФ почитать моё такое: Магия монтажа в советском фильме «Розыгрыш», или Индиана Джонс — ещё торт, причём все четыре раза, ну или Не только песни и пляски: 6 достойных индийских фильмов