KIZU

Статья о группе и ещё четыре песни — внутри. Часть (0) цикла #fivejapansongs. Начало рассказа о творчестве моей любимой музыкальной группы.

Есть часть культуры Японии, о которой очень мало знают за её пределами. Иногда она прорывается вовне в виде «Могилы светлячков», например. Это попытки рассказать о реальности во всей её чудовищности. И в марте 2017 года произошло два крайне важных для неё события: релиз NieR: Automata от Таро Йоко и создание группы KIZU.

Название группы переводится как «раны». Состав остаётся неизменным: LiME (вокал, гитара), Reiki (гитара), Yue (бас-гитара), Kyonosuke (барабанная установка). Я назвал только их псевдонимы, потому что они сами так называют друг друга во всех интервью.

Перед тем, как состоялось первое выступление группы, в кварталах начали появляться очень необычные листовки. Одна из фраз на них была такой: «Пожалуйста, дайте мне узнать о ваших ранах. Страдания, разочарования, тревоги – расскажите мне обо всём. С этого мы начнём песни キズ (kizu)». И там был номер телефона. Об этом стало известно и в интернете. И несколько дней LiME просто слушал истории разных людей. Невесёлые истории о настоящей жизни. Поэтому творчество этой группы именно такое.

Статья получилась довольно большой, извините, я не смог выразить всё кратко, но это — начало объяснения того, почему я сейчас так отношусь к людям. Без неё мои слова и поступки можно понять неправильно. Так что если вам интересно, почему я такой — прошу дочитать этот лонгрид до конца.

Представленная выше песня называется "Стероид", первые строчки в ней: "Cама жизнь здесь причиняет боль. Даже любовь — просто лекарство от одиночества, ожидаемое теми, кто всё потерял". Только... По содержанию клипа, с учётом текста песни, это рассказ о человеке, которому "повезло" влюбиться в девушку с "развитой фантазией". То есть она садистка. И это не какое-то шуточное BDSM, раз уж она размешивает краски кровью. Но парень терпит, он не может поверить, что действия его любимой — просто безумие. Его любовь стала для него обезболивающим, но он всё равно скоро погибнет так. Так что название песни просто фантастически удачное. Конечно, представить подобную ситуацию в реальной жизни непросто, но вот обратная — когда девушка не замечает издевательства и побои, считает такие отношения — нормой, встречается довольно часто. Просто мало кто знает об этом. Несмотря на используемый в клипе антураж психиатрической лечебницы — это песня о том, что происходит вне стен подобных учреждений. Это важно сказать сразу.

Следующая песня завершает сингл "Стероид".

«Прекрасные дни»

Жизнь продаётся за сотни йен в час,

Ценники уже выставлены, чтобы продать

По отдельности и с ограничением по времени…

Как будто линия Яманотэ* была проклята…

Все рассматривают жидкие кристаллы... **

Если они посмотрят вокруг, то не смогут не увидеть реальности.

И я уверен, что им захочется закрыть глаза.

Какие прекрасные дни!

Вы говорите, что я думаю только о себе.

Вы не раз говорили мне эти слова…

Вот только… Кто ещё должен думать обо мне?

«Я ненавижу мир» и так далее…

Обычные фразы, которые есть во множестве песен…

Но если ты не знаешь мира, о чём тогда твои громкие слова?!

Какие прекрасные дни!

Если ты не можешь любить себя,

Нужно позволить кому-то тебя любить?!

Должен уже быть однозначный ответ

На это бесполезное обсуждение!

Если хочешь умереть, это легко сделать;

Если хочешь жить, просто живи,

Потому что всем безразлично…

Как будто линия Яманотэ* была проклята…

Даже структура жизни была затронута,

Трансформируя и адаптируя повседневность…

Вот только это не имеет ко мне никакого отношения.

Какие прекрасные дни!

Мне не нужны деньги, в них нет счастья!

Я отдам тебе все, сколько захочешь,

Если ты сможешь сохранить в своём сердце

Любовь к кому-то, пусть и не ко мне!

…...............................................................................

* Линия Яманотэ — кольцевая линия городских электропоездов в Токио с самым большим пассажиропотоком в городе. Аллегория на саму основу жизни, главный её "поток", что вполне логично для японцев.

** Под «жидкими кристаллами», очевидно, подразумеваются любые экраны, на которые транслируется что-то, отвлекающее людей от реальности.

..................................................................................................

Мир изменился, но стал ли он человечнее? Нет. В другой песни KIZU — Heisei (так называлась эпоха, в которую в Японии произошёл экономический подъём) есть строчка "Здесь не чувствуешь гордости за свою человечность". И радости тоже не чувствуешь. Тут нужно рассказать об интервью, которые дали не так давно участники группы. Yuе рассказывал о своём прошлом и упомянул там: "Все, что я видел и к чему прикасался, становилось серым". У него не было проблем ни со здоровьем, ни с деньгами, но... Он не чувствовал радости. Потому что дорогой ему человек умер. И он не мог с этим смириться, поэтому и добавил: "Есть люди, которые не могут жить, даже если они хотят этого, и которым тяжело просто жить". Но никому не было до него дела..."Я долгое время не мог уснуть, поэтому вспоминал разные разговоры с тем человеком. Незадолго до своего исчезновения он сказал: «Я хочу, чтобы ты продолжал заниматься музыкой»". Да, просто несколько искренних разговоров и пожеланий привели к тому, что он жив до сих пор.

А Reiki сформулировал потрясающую, на мой взгляд, мысль:

Деньги просто обменивают на вещи. Это не имеет ничего общего с жизнью. Более того, вы не сможете обменять то, что действительно важно. Самое главное — вы сами.

В одной из песен KIZU даже есть недвусмысленный вопрос: "Эти деньги, которые у вас есть — в этом смысл вашего существования?". Они не говорят, что не нужно зарабатывать, что деньги — зло, просто... Приносят ли они сами по себе радость? Reiki прямо спрашивал: "Вам в первую очередь нужны деньги?" Наличие свободных денег - замечательно, если знать, на что их тратить. Вот только... Для этого нужно понимать, что тебя радует лично, что действительно тебя радует. Сколько времени вы радовались покупкам — день, неделю, месяц? Это наполняло вашу жизнь радостью и смыслом или это просто было несколькими каплями ярких красок в повседневной "серости"? Я знаю, что это такое, я сам долгое время жил так, что не могу вспомнить и дня из того времени, настолько скучными и однообразными они были... Я совершал покупки, изучал то одно, то другое, менял виды деятельности, развлечения, перепробовал множество хобби... И всё было отвратительно "серым". Жить нужно так, чтобы каждый день казался ярким лично вам — вне зависимости от мнения кого бы то ни было на то, что считать "ярким". Это и значит осознавать ценность самого главного — себя.

Творчество KIZU нельзя рассматривать просто как отдельные песни, оно концептуально, поэтому для понимания многих строчек придётся ссылаться на другие песни... В общем, по мере моего перевода остального их творчества и вашего знакомства с ним у вас должно оставаться всё меньше вопросов как к серьёзности этих людей (они более чем "взрослые"), так и к тем выводам, о которых они рассказывают в этой и других своих песнях.

Перед тем, как слушать следующую песню, нужно объяснить её контекст: есть человек (лирический герой), которому одиноко и, очевидно, он чувствует себя крайне плохо, но никого из дорогих ему людей нет рядом, и вот он вспоминает свою любимую, которая сейчас далеко или… В общем, с ней не получится встретиться в реальности, такое бывает...

«Мечта»

По щекам стекает дождь.

Прогноз погоды был ошибочным…

У меня нет тебя, у тебя нет меня…

Нужно ли об этом так грустить?

Сейчас, закрывая глаза, я чувствую твой голос.

Во сне, по ту сторону сияющего света,

Я был счастлив уже от того, что смог тебя встретить!

Я так хотел встретиться с тобой, так хотел увидеть тебя…

Этой ночью я обнимал одиночество!

Я так хотел встретиться с тобой, но я не видел тебя…

Я обнял тебя в своих мечтах!

Я раз за разом зову тебя по имени…

Сможем ли мы встретиться, если я задержу дыхание?..

У меня нет тебя, у тебя нет меня…

Нужно ли об этом так грустить?

Сейчас, закрывая глаза, я чувствую твой голос.

Во сне, по ту сторону сияющего света,

Я был счастлив уже от того, что смог тебя встретить!

Я так хотел встретиться с тобой, так хотел увидеть тебя…

Этой ночью я обнимал одиночество!

Я так хотел встретиться, но не мог даже увидеть тебя…

Лишь в своём сне я смог тебя обнять!

Но больше не могу вернуться…

Я больше не могу вернуться!

…...................................................................

Звук в конце — это крик ужаса при осознании близости смерти. Нужно услышать его вживую, пусть даже в собственном исполнении, чтобы понять, о чём это песня на самом деле... Да, лирический герой песни умирает. Один. Во сне. Встречаясь с любимым человеком только во сне, отсюда и "сможем ли мы встретиться, если я задержу дыхание?", потому что так проще снова уснуть и... Это реальность! Такое часто случается, даже слишком часто... Быть может, прямо сейчас, в соседнем доме или даже квартире... Об этом не хочется думать, да? Лучше потратить время на что-то "весёлое"...

При подробном знакомстве с творчеством KIZU может сложиться неверное впечатление, будто этим музыкантам нужна психологическая помощь. На самом же деле, они вполне довольны жизнью. В том, что они поют такие песни и при этом не выглядят при этом очень серьёзно или очень грустно, нет никакого противоречия. Они люди, самые обычные, которые могут испытывать самые разные эмоции и чувства, просто они не скрывают самые мрачные и болезненные из них, а создают на их основе искусство, которое может помочь другим людям, которые помимо страданий от самих подобных мыслей и чувств, ещё и мучаются от худшего вида одиночества — неразделяемой боли. И значительная часть творчества KIZU посвящена этому — рассказу о том, как невыносимо бывает жить среди толп людей в большом городе; о том, что значит потерять действительного любимого человека и так далее — "редкие раны", о существовании которых немногие знают... Вот и следующая песня, которую я лично считаю великой, посвящена одной из "редких ран". LiMЕ исполнял её и сам, но версия с Tatsurou (вокалистом группы MUCC) звучит лучше, как мне кажется. Песня начинается с 0:43.

«Выстрелы»

Ходит босиком в разорванном платье...

Девушка попрошайничает на улице, просит мыла…

Если её тело будет грязным, она не сможет его хорошо продать,

Поэтому ей не на что будет жить завтра,

Так что она продолжает ходить и просить…

Ежедневные новости так похожи на выстрелы...

Впрочем, наши уши и сердца уже привыкли к такому...

Не зная, что делать со своими жизнями,

Мы праздно проводим время и прикидываемся мертвыми

До наступления рассвета…

Ла-ла-ла-ла! (x4)

Мы, совершенно не осознающие своей удачливости,

Страдаем, страдаем, страдаем и сходим с ума!

Я разбрасываю приманку для бездомных кошек…

В мою сторону протягиваются чьи-то руки,

Пожилая пара просит меня отдать им этот хлеб…

Даже когда я отдал им все мои деньги, ничего не изменилось!

Кажется, уже слишком поздно им помогать…

В стране без выстрелов* тебя расстреляют…

Пулевые отверстия в наших сердцах так сложно вылечить...

Мы не знаем, что делать с нашими жизнями!

Источник нашей боли - самая коварная из болезней!**

Смотри! Другая жизнь угасает…

Ла-ла-ла-ла! (x4)

Мы, совершенно не осознающие своей удачливости,

Страдаем, страдаем, страдаем и сходим с ума!

Спой песню для мира!

Спой песню для моей жизни!

Спой песню для мира!

Спой песню для моей жизни!

…...........................................................................

* В мирное время, без применения огнестрельного оружия.

** Так в песне говорится о сочувствии, но не об обычном, а о том, которое не поддаётся контролю, когда больно от осознания боли, страданий или бедственного положения даже незнакомых людей...

...............................................................................

Первая часть песни кажется обычной нотацией — мир жесток, а вы развлекаетесь, не знаете чем заняться, сходите с ума от безделья, говорите, что не хотите жить, хотя с вами ничего ещё не случилось, потому что вам повезло, в отличии от многих людей, жизнь которых гораздо ужаснее... Вот только... Вторая часть говорит, что даже если мы пытаемся сделать мир лучше, наши возможности слишком малы, чтобы спасти даже нескольких людей. Мы поэтому и пытаемся уйти от реальности, чтобы не страдать от своего бессилия, чтобы не сойти с ума от сочувствия боли других, от угасания их жизней... Так что вместо нотаций, вместо требований, просто "спой песню для мира" — людям вокруг плохо, это правда, об этом стоит сожалеть, но и "спой песню для моей жизни", потому что я и сам страдаю от того, что не знаю, как применить свои силы, свои чувства, свою энергию, чтобы сделать мир лучше. Это "ла-ла" ведь совсем не веселое, это скорее попытка скрыть свою боль. Да, можно прилагать какие-то усилия, но чем больше знаешь о реальности, тем больше чувствуешь недостаточность любых действий. Возможно, детям так легко радоваться жизни потому, что они так мало знают... Впрочем, большинство людей не воспринимают мир так — они могут (!) безразлично относиться к страданиям других. А кто-то не может просто...

Но всё творчество KIZU в целом — позитивно. Потому что в мраке реальности они научились видеть и хорошее. Следующая песня с клипом на неё была опубликована во время пандемии коронавируса, в мае 2020 года, это поможет понять содержание клипа... Хотя это очень своеобразный позитив.

«Ад»

Редкие раны! Фальшивые раны! *

Беспощадная депрессия! Бескрайнее горе!

Самоповреждения! Самовлюбленность!

Обманутое поколение! Бессердечное «небо»!

Эту нить, состоящую из боли от жизни,

Которая укоренилась в нас, мы передаём друг другу…

И если твоя рука не сможет её принять,

Мы разлетимся, исчезнем в бездне, как сгнившая древесина**.

Ла-ла! Ла-ла! Ла-ла! Ла-ла! (x8)

В этом обществе (Аду),

Хвалите меня за то, что я продолжаю дышать!

Это "рай", где всё живое неизбежно падает.

Украшенный живыми крыльями райских бабочек,

Ад начинает цвести…

Это сердце, независимо от моих намерений,

Не может изменить своё биение!

Вы этого не слышите?

Вы можете это слышать, не так ли?!

Мой настоящий голос!

Ла-ла! Ла-ла! Ла-ла! Ла-ла! (x8)

Почему в этом мире (Аду)

Люди ищут поводы для радости,

Зашивают и зализывают друг другу раны?! ***

Украшенный живыми крыльями райских бабочек,

Ад начинает цвести… Ад расцветает!

Один, два, три, считая каждый вдох,

Сколько ещё раз я должен повторить это, чтобы мне стало легче?

Конечно, я ничего не могу с этим поделать…

С тем, что не все cмогут оставить после себя что-то значимое.

Люди снова скажут, что это их «судьба», и сдадутся…

Даже точно не зная где, в этом "городе",

Которому так далеко до того, чтобы быть похожим на Рай…

Есть люди, испившие печаль…

Испившие печаль!

Ты, который хочет повеситься;

И ты, которая хочет разбиться насмерть;

Вы, наверняка, ничего не знаете о несправедливости!

Ла-ла! Ла-ла! Ла-ла! Ла-ла! (x2) (радостно!)

День, о котором вы ничего не знаете,

Начинается.

Редкие раны! Фальшивые раны!

Безжалостность! Бескрайнее горе!

Самоповреждения! Самоограничения!

Обманутое поколение! Бессердечное «небо»!

…......................................................................................

* Страдания из-за ложных потребностей и культурных стереотипов, которые не имеют ничего общего с настоящими "ранами".

** Отсылка к первой песне KIZU — Oshimai, там используется слово 廃材, используемое для обозначения древесины, которая или не пошла в дело из-за своих особенностей, или которую просто выбросили, но которую можно использовать во благо, если подойти к этому творчески и с должным усердием. Замечательная метафора для обозначения людей, которые не смогли "вписаться" в нынешнюю "культуру" из-за особенностей своего организма, мышления или из-за того, что пережили некоторые события...

*** Здесь речь не о буквальном «зализывании», а о проявлениях нежности, эту строчку можно перевести как «стараются избавить друг друга от телесных и душевных ран».

...............................................................................

Тут важно объяснить, почему в тексте есть "рай" и Рай. Второе - это Сукхавати, определение из буддизма, Чистая Земля, где нет боли, полная духовного «комфорта», потому что там вы сможете освободить себя и спасти людей, а не обрести физический «комфорт» (исполнение примитивных желаний, вроде бесконечного спиртного и тому подобного). Конечно, это просто метафора. И есть явное противопоставление этого с "идеалами" современной "культуры", где продают фальшивые ценности, не имеющие ничего общего с заботой о настоящих потребностях людей. Этот и другие образы в песне будут понятнее, если изучить остальное творчество KIZU, всё же это уже девятый сингл. Да, есть очень много поводов называть реальный мир — "адом", так много, что нет и смысла их перечислять...

Мир чудовищно несправедлив! Впрочем, некоторые проявления несправедливости не приносят грусти. Например, то, что настоящие специалисты в области психологии больше зарабатывают в сфере маркетинга, чем те, что помогают людям избавиться от мрачных мыслей и деструктивных желаний. Но разве это не потому, что большинство людей даже в таком состоянии стараются не разрушать жизни других, потому что сами по себе — добрые? В обратном случае мы ежедневно бы узнавали о массовых жертвах, общество согласилось бы доплачивать хорошим психологам громадные суммы, лишь бы не рисковать встретить психически нездорового человека. Да, в людях много человечности, это — реальность!

А сколько людей готовы были рисковать своим здоровьем и даже жизнью, добровольно помогая врачам в «красных зонах». Да и сами врачи тоже не все работали в костюмах полной защиты... Сколько было волонтёров-курьеров, сколько людей отдавали свои сбережения ради спасения тех, с кем не были знакомы лично...

И есть ещё кое-что предельно несправедливое — любовь. Разве кто-то может сказать, что он достоин того, чтобы его искренне, по-настоящему любили? Быть может, вас полюбят уже сегодня или завтра, а вы думаете о смерти. Не нужно этого делать. Мир чудовищно несправедлив (^ . ^)!

Но разве герой песни «Стероид» не мучается от любви? Да, он страдает, но не от любви, а от равнодушия общества. Если бы девушку удалось вылечить (а в тексте песни говориться таких отношениях как о "болезни") он бы всё так же продолжил радоваться совместной жизни с ней. Да, в этом вся трагедия этой истории — парень никак не может ей помочь, потому что слишком её любит. Но KIZU не осуждают такое поведение. Такие люди не виноваты. Они 廃材 - то, что могло быть полезным для общества - просто некому их правильно интегрировать в его, сделать что-то вне «стандартов», «норм», «правил», помочь им быть счастливыми... Потому что рассказанное в песне - это совсем не любовь, да и строчка "плохо для каждого" доказывает, что и KIZU согласны с такой оценкой.

Конечно, эта статья — просто начало рассказа, я продолжу делать переводы под тегом #kizu . Творчество этой группы в целом — это настоящий феномен и одна из главных причин, почему я продолжаю жить сейчас. Но лучше не пытайтесь ознакомиться с ним самостоятельно. К песням нужны хорошие переводы и правильная подводка. Я постараюсь перевести всё их творчество, мне очень нравится их музыка, и тексты, в основном, замечательные.

Спасибо за просмотр. Я рад, что смог рассказать вам о своей любимой музыкальной группе.

2121
5 комментариев

Комментарий недоступен

1
Ответить

Комментарий недоступен

1
Ответить