Киберпанк для ребёнка девяностых

Небольшой лонгрид о музыкальных проектах, на мой взгляд лучше других передающих атмосферу киберпанка - того, который был в девяностых. Субъективно. Без ретровейва.

Киберпанк для ребёнка девяностых

Семь-восемь лет назад я сильно заинтересовался киберпанком, в результате чего решил ознакомиться со всеми произведениями искусства в данном жанре, до которых смог дотянуться. Естественно, музыка тоже присутствовала в этом списке, однако с ней было немногим сложнее, чем с остальным - её приходилось выбирать наощупь. Результаты этого поиска - ниже в статье, однако я хотел бы дать небольшое пояснение относительно того, почему тут присутствуют те или иные исполнители.

Моё видение киберпанка опирается в достаточно большой мере на детский опыт, поскольку в то время я сильно увлекался фантастикой; а так как рос я в девяностые годы в России, фантастической базой стали по большей части фильмы, которые тогда была возможность посмотреть по телевизору или на кассетах, и книги, которые удавалось достать. Вместе с этим я никогда не представлял себе киберпанк как сине-фиолетовую или пёструю неоновость, которую так любят фанаты и исполнители ретровейва, - в моём видении наиболее близко по визуальному (да и не только) стилю подошёл оригинальный Deus Ex с монохромным чёрно-синим ночным мегаполисом. Поэтому и киберпанк звучит для меня как нечто среднетемповое, ночное и обязательно электронное. И это точно не ретровейв.

Плейлист из того, что нашлось на Spotify - вот он. А дальше - более подробно по каждому из проектов.

Haujobb

Киберпанк для ребёнка девяностых

Несмотря на то, что не каждую запись названного в честь репликантов из фильма Blade Runner дуэта Даниэля Маера и Деяна Самарджичшщча можно соотнести с выведенной в заголовок темой, Haujobb выпустили в 1995 году самый, на мой взгляд, киберпанковый альбом под названием "Freeze Frame Reality". Тут и синтезаторно-драммашинное звучание роландов и коргов прошлого века, и атмосферные бэкграунды, добавляющие звучанию "кинематографичности", и реверансы в сторону пост-индастриала, и тексты про high speed progress step by step into a trap. Всё вместе это звучит как EBM, которым на самом деле и является, но EBM этот какой-то не очень привычный, более обволакивающий и плотный, словно бы показанный с немного другой стороны. В целом, релизом "Freeze Frame Reality" дуэту удалось нарисовать именно тот самый футуристический пейзаж с летающими машинами и виртуальными пространствами - по крайней мере, в моём воображении. Для ознакомления я рекомендую послушать треки Solid State Logic, Consciousness и World Window. К сожалению, "Freeze Frame Reality" нет на Spotify, поэтому в плейлист попали треки с других альбомов, но ознакомиться с релизом 95 года можно на bandcamp.

Вместе с этим другие альбомы Haujobb также можно использовать для проникновения в киберпанк-реальность - здесь я бы отметил релизы "Polarity" и "Vertical Theory" (для тех, кому интересно более современное звучание) или даже их первый альбом "Homes & Gardens" (для любителей олдскульного EBM).

Ссылки: [ bandcamp | ещё bandcamp | spotify ]

Access to Arasaka

Киберпанк для ребёнка девяностых

Несложно догадаться, что проект, имеющий в своём названии упоминание корпорации из ролевого сеттинга Cyberpunk 2020, по которому совсем недавно всем известные поляки выпустили всем известную игру, тем или иным образом будет связан с киберпанком. Роб Лиой, (не) скрывающийся за названием Access to Arasaka, с 2006 года сочинил и издал больше десятка релизов, музыкально представляющих из себя абстрактный glitch/ambient/IDM - весьма атмосферный, несмотря на свою абстрактность. Здесь всё та же ночная музыка, но более медленная и созерцательная.

Касательно киберпанка у Access to Arasaka, кстати, можно отметить EP под названием "Aleph", вышедший как и большая часть других релизов проекта на Tympanik Audio и имеющий явные отсылки к роману Гибсона "Мона Лиза овердрайв".

Для ознакомления можно брать любой из релизов или вообще слушать на шаффле. Первого альбома "METAX", как и нескольких EP, к сожалению, нет в современных музыкальных сервисах, но кое-что из этого всё ещё можно найти на archive.org.

Релизы на bandcamp: [ Oppidan | void(); | Orbitus | Geosynchron ]

Gridlock

Киберпанк для ребёнка девяностых

Gridlock - проект из девяностых за авторством двух Майков - Уэллса и Каду. Изначально Gridlock был более ориентирован на индастриал-звучание, но после выхода первого альбома дуэт с каждым релизом всё больше перемещался в сторону эмбиента и IDM. На мой взгляд, именно на двух первых альбомах - "The Synthetic Form" и "Further" - и демо-записях "Sickness" и "Frozen" можно в достаточной мере почувствовать киберпанк-атмосферу, однако у Gridlock она более мрачная, вязкая и индустриальная. Это ночь в доках с огромными металлическими контейнерами / на улицах гетто / в пустующих парках, через раз работающие китайские импланты, поднимающийся из канализации пар и разговоры с бездомными под опорами мостов. Здесь похожее "звучание девяностых", как и в случае с Haujobb, только слегка смещённое в сторону саундтрека к Deus Ex от Брэндона и ван ден Боса.

Найти на современных музыкальных сервисах эти записи невозможно, но, я думаю, ни для кого не будет особой проблемой поискать в других местах - как минимум, на ютубе оба альбома имеются.

Ссылки на YouTube: [ The Synthetic Form | Further ]

s:cage

Киберпанк для ребёнка девяностых

Ещё один проект в копилку тёмной киберпанк-электроники под управлением Стэфена Сето. s:cage, изначально называвшийся splinter cage, не настолько плодовитый, как предыдущие команды - в рамках этого проекта вышло только два альбома и один EP. Альбомы издавались на достаточно известном лейбле Ant-Zen, при упоминании которого сразу можно предположить, что ожидает слушателя - и в данном случае предположения будут достаточно верными, потому как в музыкальном плане это небыстрый, кинематографичный ритмик нойз с основанием из эмбиента и постоянным фоновым ощущением очередных доков, заводов, забросов и других пустующих локаций. Прямых намёков на киберпанк у Сето нет, но нужное настроение присутствует. Это как если, будучи в центре города, отвернуться от светящихся небоскрёбов, пройти через несколько узких улиц и оказаться в прямой противоположности тому, что ты видел до этого - среди ржавых мусорных баков и детей в ограниченном пространстве дворов-колодцев, окружённых крошащимися домами-памятниками советскому или европейскому брутализму. Даже какой-то пост-киберпанк получается.

Релизы на bandcamp: [ remote | madness turns to glass ]

Velvet Acid Christ

Киберпанк для ребёнка девяностых

Говоря про киберпанк, на мой взгляд, нельзя не упомянуть этот проект Брайана Эриксона. Возможно, тематически он стоит не так близко, но по звучанию и атмосфере некоторые треки вписываются очень хорошо. В отличие от упомянутых ранее музыкальных формаций, Velvet Acid Christ более танцевальный и стилистически находится где-то в районе электро-индастриала и дарк электро, периодически, однако, захватывая другие поджанры электронной музыки, в результате чего на одном альбоме вместе с "клубными" треками легко могут оказаться чуть ли не баллады.

Какие-то определённые киберпанконаправленные релизы у этого проекта выделить сложно. Возможно, в качестве отправной точки можно воспользоваться альбомом "Calling Of The Dead" 98 года - по крайней мере, трек Malfunction послушать стоит обязательно.

Ссылки: [ bandcamp | spotify ]

mind.in.a.box

Киберпанк для ребёнка девяностых

Продолжая (и практически заканчивая) тему танцевальных проектов хочется обратить внимание на детище Штефана Поисса и Маркуса Хадвигера под названием mind.in.a.box. Это, похоже, самый клубный проект из рассматриваемых в данной подборке, и в то же время - самый концептуальный. Все альбомы miab (кроме выпущенного в 2010 году "R.E.T.R.O") объединены сквозной киберпанк-историей о сотруднике Агентства, преследующего мятежников, скрывающихся в сети под названием Dreamweb. Сюжет складывается из текстов песен, дополнительных глав и описаний в буклетах, и следить за его постепенным развитием на самом деле очень интересно - несмотря на то, что кое-где это не слишком легко и приходится собирать картину из очень разномастных кусочков. "What the hell is going on? What does he know about the Dreamweb?"

На сайте дуэта есть небольшая пометка о том, что "в мире mind.in.a.box разумы несвободны, заключены в своеобразные тюрьмы (в оригинале "imprisoned", но я не знаю, как это более точно перевести на русский), и многие из людей об этом не знают; это метафора, выражающая всё, что мешает нашим разумам стать свободными - начиная со свободы от оков повседневности и заканчивая свободой от фундаментального чувства одиночества". И история, которую рассказывают miab на своих альбомах - как раз о таком освобождении; история пускай где-то банальная и предсказуемая, но всё равно приятная и интересная.

Музыку проекта можно охарактеризовать как futurepop с периодическими отклонениями в сторону транса.

Начинать знакомство можно с любого релиза; я бы отдельно выделил альбомы "dreamweb" и "crossroads".

t_error 404

Киберпанк для ребёнка девяностых

В 2015 году у московского проекта t_error 404, единственным участником которого является Владимир Черепанов, вышел альбом "Buddha 2.0". Раньше проект работал с различными формами ритмик нойза, периодически захватывая некоторые другие стили, однако на данном релизе жёсткого звучания не осталось. Вместо него есть огромное разнообразие всего остального - здесь можно найти транс, и отголоски EBM, и эмбиентовые композиции, и поглядывания в сторону futurepop, и много чего ещё. Альбом состоит из двух частей, основной и бонусной, и общее время его звучания составляет 3 часа 15 минут (длительность основной части - 1 час 49 минут); однако при прослушивании не возникает ни ощущения однообразия, ни чувства того, что альбом довольно продолжительный. Даже альтернативные версии некоторых треков, размещённые в бонусной части, кажутся совершенно другими композициями, практически не связанными с оригиналами. Естественно, всё это имеет очень сильный киберпанк-вайб; к тому же, релиз связан с "кибер буддизмом" - авторским исследовательским проектом Владимира, в котором он рассматривает взаимосвязь буддизма с наукой, технологиями, киберпанком, трансгуманизмом и пр.

Помимо этого альбома, к сожалению, киберпанк-ассоциаций с другими релизами t_error 404 у меня не возникло (хотя на следующем альбоме, "Vajrabhairava GO", есть два подходящих трека - Dakini Code и Dzogrim Experiments). Послушать "Buddha 2.0" можно на бэндкемпе проекта.

Ссылки: [ bandcamp ]

Denergized

Киберпанк для ребёнка девяностых

За время своего существования дуэт Denergized из Калининграда выпустил три релиза - демо под названием "404" в 2005, промо-EP "VHS Recall" в 2006 и альбом с таким же названием весной 2008 - после чего чуть более чем через полгода прекратил своё существование. Я практически не встречал упоминаний данного коллектива в интернете, что довольно странно, так как проект был очень интересным - играя музыку, стилистически близкую к дарк электро, им удалось сделать это достаточно самобытно. С одной стороны в наличии достаточно медленные композиции, с другой - отсутствие прямой бочки, с третьей - весьма личные тексты. В целом от прослушивания остаётся впечатление этакой киберпанк-драмы без хэппи-энда, с кадрами в пустых барах и на полуночных улицах под проливным дождём. Здесь нет противостояния мегакорпораций и путешествий в виртуальных реальностях - скорее, это тот киберпанк, который уже почти наступил, с соцсетями и мобильным интернетом, с противостояниями себя самого каждый день себе же самому и своим воспоминаниям. Которые, если честно, могут и не быть реальными.

Найти альбом сейчас можно, наверное, только на не слишком официальных площадках.

Silk Road Assassins

Киберпанк для ребёнка девяностых

Никогда бы не подумал, что трэп и грайм могут быть киберпанковым, но вот, пожалуйста, трио Silk Road Assassins с лёгкостью доказывают, что вполне себе могут. Несмотря на то, что я не люблю трррр и ццццц, релизы SRA слушаются очень приятно. Это всё такой же "наблюдательный" ночной киберпанк, как и Access to Arasaka, но под другим углом. Возможно, альбом "State Of Ruin" слегка отходит по звучанию от ночных футуристических мегаполисов, но вот первые релизы - EP "Reflection Spaces" и сингл "Deadcell / 3M Kunai" - хорошо попадают в нужное русло.

Ссылки: [ bandcamp | spotify ]

Central Industrial

Киберпанк для ребёнка девяностых

Названиями релизов и треков музыкант(ы), скрывающийся/скрывающиеся под названием Central Industrial, сразу даёт/дают понять, что первые книги Уильяма Гибсона - классные, а музыка у проекта, типа, по киберпанку. И она на самом деле оказывается достаточно подходящей - это эмбиент с вкраплениями индастриала и этно-перкуссии, по которой чрезвычайно явно прослеживается влияние саундтрека Кендзи Каваии к Ghost In The Shell 95 года. Хуже треки от этого не становятся, но как они будут восприниматься людьми, не смотревшими GITS - вопрос интересный. В любом случае, здесь также всё очень медленно, спокойно и кинематографично. Это ночные безлюдные парки, спецотряды в три-четыре человека, пробирающиеся по крышам корпоративных зданий, и далёкие стены высоток; созерцание миллионов огней со сто пятидесятого этажа, узкие каналы с плавно двигающимися лодками, укрытые темнотой пустые рынки и торговые моллы. Всё это тоже какой-то частью напоминает Deus Ex начала нового века, что лично меня не может не радовать.

Ссылки: [ bandcamp | spotify ]

Киберпанк для ребёнка девяностых

На этом путешествие в киберпанк девяностых со мной в роли проводника заканчивается.

Берегите себя и соблюдайте информационную гигиену.

3636
8 комментариев

Спасибо, сохраню.

2
Ответить

Отличный список. Многие проекты люблю всем сердцем. Отдельное спасибо за t_error 404. Черепанов заслуживает большей известности.
От себя добавил бы Black Rain, особенно альбом Dark Pool. Такой концентрированной киберпанк-атмосферы (в моём понимании термина) я не встречал ни у кого из перечисленных музыкантов.

2
Ответить

Спасибо!
Про black rain вспоминал, когда писал статью, но, поскольку их я слушал довольно давно и не так часто (и поэтому не был особо уверен в собственных ощущениях), решил не включать. Нужно было ещё раз переслушать, чтобы точно убедиться, наверное :) Проект на самом деле очень атмосферный, но оставил у меня какие-то неоднозначные воспоминания.

Ответить

Хорошая подборка, спасибо, что поделился 

1
Ответить

Огромное тебе спасибо за эту статью!

1
Ответить

Комментарий недоступен

Ответить

В 2016 последний раз туда заходил, если честно. Но паблик был хорош, насколько я помню.

Ответить