Soundgarden — «Superunknown» (1994)
«Superunknown» — четвёртый студийный альбом американской рок-группы Soundgarden, выпущенный 8 марта 1994 года на лейбле A&M Records. Записанный с июля по сентябрь 1993 года в студии Bad Animals в Сиэтле, альбом сочетает в себе элементы гранжа, альтернативного метала, хеви-метала и хард-рока. Продюсерами выступили Майкл Бейнхорн и сами участники группы.
Лучший час Soundgarden, «Superunknown» — это грандиозный, 70-минутный магнум-опус, который выходит далеко за пределы всего, что группа делала прежде. Soundgarden всегда любили заимствовать риффы у Led Zeppelin и Black Sabbath, но в этот раз их вдохновение больше тяготеет к сложным аранжировкам и эпическим полотнам серединного периода Led Zeppelin. От раннего панкового наследия почти не осталось следа — его место заняли неожиданные, но удачные элементы поп-музыки и психоделии.
Если на «Badmotorfinger» (1991) группа делала ставку на мощные, незабываемые гитарные риффы, то в «Superunknown» основные хуки сосредоточены на вокале Криса Корнелла. Его голос выдвинут на передний план, он не прорывается сквозь инструментальный массив, а возносится над ним, подчёркивая масштаб звучания. Остальная часть продакшна звучит не менее выверенно: группа добилась массивного и мощного звучания, благодаря которому даже самые тяжёлые треки звучат обманчиво светло.
Но главные причины, по которым «Superunknown» остаётся таким богатым и цельным альбомом, заключаются в двух аспектах: экспериментах с психоделией и совершенствовании композиторского мастерства. Soundgarden всегда тяготели к изменённым состояниям сознания в своей музыке, но именно здесь психоделические элементы получили беспрецедентное развитие, расширив палитру звучания. Это позволило группе использовать менее металлические приёмы, усложнённые аранжировки и даже сделать шаг в сторону поп-музыки — что, в частности, сделало зловещую балладу «Black Hole Sun» неотвратимым хитом.
Это растущее мелодическое чутьё проявляется не только в хитах Корнелла, но и в большей части альбома. Да, пара песен, написанных барабанщиком Мэттом Кэмероном, не сильно выделяется, но это легко простить, учитывая общий уровень материала. Фокус на качественном сонграйтинге позволил Soundgarden растянуть композиции для придания им монументальности, но при этом избежать затянутого хаоса, который временами мешал их ранним релизам. Диссонансы и сложные ритмические размеры никуда не исчезли, но стали менее резкими и более естественными, благодаря чему альбом раскрывается с каждым новым прослушиванием.
«Superunknown» задумывался как шедевр, и он полностью оправдал эти амбиции.
© Стив Хьюи /TiVo
Награды: 🏆 The Qobuz Ideal Discography
Альбом стал прорывом для Soundgarden, дебютировав на первом месте в чарте Billboard 200 и продав 310 000 копий в первую неделю. Он также возглавил чарты Австралии, Канады и Новой Зеландии. С «Superunknown» было выпущено пять синглов: «Spoonman», «The Day I Tried to Live», «Black Hole Sun», «My Wave» и «Fell on Black Days». Песни «Spoonman» и «Black Hole Sun» получили премии «Грэмми», а сам альбом был номинирован на «Грэмми» в категории «Лучший рок-альбом».
Обложка альбома представляет собой искажённую фотографию участников группы над перевёрнутым чёрно-белым изображением горящего леса. По словам вокалиста Криса Корнелла, название «Superunknown» связано с рождением или смертью, с переходом в нечто неизвестное.
В 2014 году, к 20-летию альбома, был выпущен юбилейный переизданный вариант «Superunknown» в нескольких форматах, включая делюксовое издание с дополнительными демо-записями, репетиционными треками и би-сайдами, а также суперделюксовое издание с 5.1 Surround Sound миксом и расширенным буклетом.