Мифология в игре The Mooseman: человеколось и огромный паук
А также другие существа из преданий коми-пермяков, которые встретятся игроку.
Материал подготовлен при поддержке VK Play
«Человеколось» или The Mooseman (12+) — приключенческая 2D-игра российской студии Morteshka. В ней реконструируются сюжеты мифологии народов Коми. Игроку предлагают роль шамана — тодысь, что переводится с языка коми как «знающий». У шамана есть способность — видеть мир духов. Вместе с шаманом игрок путешествует по трём слоям мироздания и встречается с ключевыми персонажами коми-пермяцкой мифологии. Создатели изучали историю местности и консультировались с экспертами из Пермского краеведческого музея, чтобы избежать ошибок при адаптации мифологических сюжетов.
Рассказываем истории семи коми-пермяцких мифологических существ — и показываем, как они воплотились в мире игры The Mooseman.
Человеколось
В мифологии. Один из главных богов и сотворитель мира у коми-пермяков — Ен — лось. Он спустился к людям, женился на человеческой женщине, и у них родилось семеро детей-полубогов. Они могли видеть мир духов и знали все человеческие беды. Изображение людей-лосей часто встречается на артефактах VI-VII века пермского звериного стиля — широко распространённого в древнем искусстве. Он возник в бронзовом веке на территориях Нижнего Дуная, Северного Причерноморья и Прикаспийских степей до Южного Урала, Сибири и северо-западной части Китая. Отличительная черта — изображение животных, частей их тела, а также сложных композиций из нескольких животных.
В игре. Создатели The Mooseman реконструировали миф коми-пермяков о происхождении дня и ночи. В основе образа главного героя — идолы пермского звериного стиля. Человеколось — аватар игрока и самый загадочный из всех представленных персонажей. Постепенно мы узнаем, кто он и зачем путешествует из одного мира в другой.
Кудым-Ош
В мифологии. Кудым-Ош — коми-пермяцкий богатырь, герой преданий, вождь и жрец. Есть несколько версий перевода его имени: он был сильный как медведь (ош) или просто походил на медведя. Предполагают также, что его мать — колдунья Повсин — родила сына от медведя.
В мифологии коми большое значение имели тотемы — животные, растения или предметы, которых считали защитниками и покровителями. Для рода Кудым-Оша тотем — медведь. Легенды об этом герое сохранились отрывочно. Точно известно, что род был древним и могущественным. А сам Кудым-Ош якобы обладал колдовскими способностями: был неуязвим для топора, выживал даже после смертельных ранений и мог вызвать на реке бурю, чтобы отогнать нападавших врагов.
По одному из преданий древний вождь коми прожил 150 лет. А перед смертью велел похоронить себя в кедровом гробу, опоясанном железными обручами. И пообещал, что однажды — оживёт.
В игре. Легенда о смерти Кудым-Оша находит отражение в «Человеколосе». Мы встречаем Кудым-Оша в самом глубоком месте нижнего мира — под горой, где он ждёт пробуждения. Он не вредит, но и не помогает игроку. А еще над ним можно заметить смутный ореол, напоминающий голову медведя.
Чудь
В мифологии. Чудь — многогранное понятие. Так называли первопредков — героев древних легенд. А еще в мифологии коми-пермяков чудь — это духи. Некоторые сразу родились чудью, а некоторые превратились в духов после смерти. Чуди могут быть как злыми духами, так и помогающими — как домовые в славянской мифологии. Выглядят они как чёрные, похожие на людей существа с поросячьими ногами и повышенной волосатостью.
В игре. Мир призраков в «Человеколосе» — белого цвета, поэтому здесь нет чёрных духов. А вот деление на добрых, злых и нейтральных духов есть: одни могут помочь главному герою, другие — убить его, а третьи просто живут своей жизнью. Чудь в игре принимает разные формы, начиная от обычных призраков и заканчивая различными предметами: камнями, мостами и корягами.
Черань
В мифологии. Народы коми считали пауков особыми существами — Черань. Они верили, что на своей паутине Черань переносит души умерших в мир мертвых через огненную смоляную реку. Человека, убившего Черань, постигали невзгоды по хозяйству. А после смерти пауки отказывались переправлять души таких людей на тот свет.
Еще с пауками у коми-пермяков были связаны представления о трудолюбии и достатке. Если в доме было много паутины, то люди считали это знаком грядущего благополучия.
В игре. Черань связан с нижним миром и потусторонними силами. Он становится противником главного героя. Игроку нужно разгадать головоломку, чтобы выбраться из ловушки огромного паука и продолжить путь.
Ворса
В мифологии. В преданиях коми — лесной дух или леший. Коми представляли его как справедливого и не кровожадного лесного владыку. Он не трогает тех, кто соблюдает правила и снисходителен к их незначительным нарушениям. Но за серьёзные проступки может полностью лишить удачи в охоте. Зато тех, кто помог ему, ожидает богатый улов или хорошая добыча. В обходе своих лесных угодий Ворсу обычно сопровождала собака, от лая которой не было эха. Если охотник встречал во время промысла собаку Ворсы и скармливал ей кусок хлеба, то она становилась его собственностью. Считалось, что такие собаки очень добычливые.
Мнения о внешнем виде Ворса разнятся. Чаще всего он появляется в виде великана. У него нет бровей и ресниц, а кости в теле — прозрачные. Обычно владыка леса остаётся невидимым. Но иногда Ворса летает над деревьями в лесу — то появляясь, то исчезая. А ещё считалось, что голосом Ворсы кричат филины.
В игре. Ворса в игре создаёт препятствия на пути главного героя. Игрок встречается с ним в лесу, недалеко от водоёма. Чтобы Ворса пропустил игрока дальше, нужно как-то его отвлечь. Облик Ворсы в игре размытый. Очертаниями он напоминает птицу, но разглядеть его до конца не выходит. Ведь до нас не дошло чёткого описания внешности коми-пермяцкого лешего.
Вакуль
В мифологии. Вакуль (или Васа) — древнее название водяного, сохранившееся в некоторых говорах. Оно означает злого духа, обитающего в воде. Как и леший, Вакуль строго относится к соблюдению норм и правил рыбалки. За их нарушение он наказывает лишением добычи. Он часто представал в образе щуки, поэтому эту рыбу остерегались ловить. У Вакуля было свое подводное крестьянское хозяйство, и его коровы и лошади иногда паслись на берегу водоёмов. Коми считали, что если удалось незаметно подойти к такому животному и поймать его, то оно становилось твоей собственностью.
В игре. Вакуль в «Человеколосе» — тоже противник. Игрок должен сбежать от огромной щуки, которая подстерегает его в темноте, не попавшись ей на глаза. Иначе — game over, начинаем с начала.
Войпель
В мифологии. Войпель — могущественное божество, благосклонно относящееся к людям. К нему обращались с просьбой уберечь от болезней, порчи, оружия врагов. Войпель — не обязательно бог мужского пола. Идол божества изображали четырёхликим. Имя Войпеля переводится с языка коми как «ночное ухо» — подразумевается, что он способен слышать всё.
В игре. Войпель предстает в виде огромного человеческого силуэта. Его сопровождают молнии и гром. Задача игрока — ускользнуть от Войпеля, который пытается поймать его своей огромной рукой.
Погрузиться в мифологию коми-пермяков и поиграть в The Mooseman можно в VK Play. На платформе доступны десятки тысяч игр — например, хоррор DarKnot и игра о пассажирских перевозках Bus World.
В ноябре команда VK Play запустила свежий раздел «ВКлючайся в игру» — там можно не только открыть для себя новые игры, но и поучаствовать в челленджах. Задания простые: добавить в друзья 5 человек, оставить отзыв об игре, заполнить информацию в профиле. За выполнение полагаются приятные призы — подарки-стикеры VK Play и уникальные ачивки. Зарегистрированные пользователи также могут забрать промокод на облачный гейминг в VK Play Cloud. А самые активные юзеры за выполнение 8 заданий претендуют на «VK Капсулу Мини» с Марусей.
Раздел обещают пополнять новыми подборками и играми внутри уже существующих подборок — следите за новостями, чтобы не упустить ценные призы.
Реклама. ООО «ВК Плэй». Общий срок проведения акции: с 12 ч. 00 мин. «22» ноября 2022 года по 23 ч. 59 мин. «25» декабря 2022 года по московскому времени, правила: documentation.vkplay.ru/terms_vkp/jointhegame. Промокоды предоставляются до конца акции «Включайся в игру». 18+