Shadowrun на Сеге. Вспоминая великую франшизу

Честно, не люблю напыщенную риторику – великая статья о великой игре, великое кино о великой войне и вот это вот всё. Да и потом, речь же идёт о какой-то там ролевушке на 16-битной консоли, умершей ещё до прибытия в Антарктиду лавкрафтовских Старцев. О чём вы, какой Шэдоуран в 2021, где актуалочка, где повесточка?

Shadowrun на Сеге. Вспоминая великую франшизу

И все же я считаю, что в некоторых случаях такая риторика вполне уместна. Вспоминая, что это 1994-й год. Вспоминая, что это разветвленная и многогранная RPG с гигабайтами текста (гипербола, да), с вариативностью прохождения (не сюжетной, а скорее геймплейной), с игрой-в-игре, ни на что не похожим сеттингом и нуарной атмосферой, сочащейся из каждого диалогового экрана. И все это – на Сеге, блин. Где добрая половина ролевух – хэк-н-слэш с прыганьем по платформам в духе Light Crusader. ЪУЪ СЪКА, да как же такая игра могла не оставить о себе воспоминаний?

А вот.

Франшизе Shadowrun в постсоветской России, мягко говоря, не свезло. Начнем с базы – настольной игры. В СССР из доступных настолок вспоминаются «Шёл солдат со службы», «Вот тебе, бабушка, и Юрьев день!» (серьезно, она так и называлась, сюжет там был о бегстве крепостных крестьян из… ладно, забудьте) и карманный билья... футбол; соответственно, гиковской традиции с обязательной вечерней партейкой в DnD взяться было неоткуда. В девяностые обстановка была не лучше: по понятным причинам на пик славы вознеслись экономические игры типа «Наебизнес», где школота могла впервые в жизни подержать в руках котлету из купюр с надписью «Банк приколов».

Соответственно, богатейший бэк Shadowrun у нас можно было сразу вынести за скобки, плюнуть и забить: все попытки продвижения франшизы в России базировались на пустоте. Сами по себе попытки эти тоже были редкими и больше напоминали конвульсии. Другая FASA-вская франшиза, Battletech / Mechwarrior, правда, также основывалась на настолке. Но там были Огромные Боевые Человекоподобные Роботы (а это такой аналог поста с котиками – так и тянет лайкнуть) и громадный книжный сериал, который везде активно рекламировался. Например, я впервые о нем узнал, кажется, из журнала для моделистов "М-Хобби".

Shadowrun на Сеге. Вспоминая великую франшизу

Поэтому Штайнерам-Дэвионам в России повезло куда больше, а вот судьба книжной серии Shadowrun была плачевной. Из сорока с лишним томов у нас выпустили три книшки под уродливым тайтлом «Кибермафия» – плоский, но полезный в смысле знакомства с лором боевичок «Теневые игры»; очень претенциозное «Исчезновение во тьме», которое я в свои 13 лет считал вершиной западной философской мысли; и «Подменённый», который мне в итоге так и не попался. Весь тлен российской экзистенции Shadowrun можно представить хотя бы по тому факту, что переводчики так и не смогли нормально локализовать и объяснить само название франшизы, выкручиваясь невнятным подстрочником типа «Бегущие в тенях» (впрочем, тут вопрос сложный – оставить просто «раннеров»? Придумать аналог? А какой? Беготение? Тенебежцы?)

Cyberpunk-1994

Окей, давайте честно ответим на простой вопрос: «Что лично я в том же 1994-м году знал о киберпанке?»

Нет, ответы «Я в 1994-м еще не родился» мы сразу отметаем как неорганизованные. Это классика, это знать надо. Скажу лично про себя. Про 94-й говорить не станем, патамушта Shadowrun до наших палестин добрался хорошо если года через два после выхода. Но и в 1996-м я про киберпанк знал следующее: это первая проба Киану Ривза в жанре (фильм «Джонни-Мнемоник»), а также аниме с голой бабой-киборгом, про которое писал в «Великом Dраконе» журналист Лорд Ханта. Выражения типа «матрица», «нейромант» или «хакер» были голимой тарабарщиной, не говорящей ни о чём. Предтечу эстетики киберпанка, фильм «Бегущий по лезвию», 12-летний я выключил через десять минут с криком «Тарковский какой-то!» До следующей, и куда более успешной, интеграции Киану Ривза в кибермиры оставалось ещё года три…

Это первое. Второе. В Shadowrun по тем временам был крайне сложный и непривычный нам сеттинг, напоминающий книги Суэнвика или Мьевиля. В ту пору фэнтези только приходило в Россию, и, конечно, это было фэнтези в самом его классическом, традиционном варианте - многочисленные переводы-пересказы "Властелина Колец", перумовские фанфики и вездесущая "конина". Городское фэнтези было не в чести, по Нескучному саду бегали эльфы в душевых занавесках и с мечами из кривой эстонской лыжи, представить себе в книге гнома, сидящего с баночкой пива перед телевизором, было невозможно. А на невинный вопрос «Ты «Дочь железного дракона» читал?» мог сразу поступить такой прозрачно-ясный ответ, что пришлось бы собирать выбитые зубы сломанными руками.

Shadowrun на Сеге. Вспоминая великую франшизу

И тут вдруг при таких вводных перед нами возникает вселенная, где нашпигованные имплантатами орки в кожаных куртках крышуют на рынках китайских торговцев маринованными свиными ушами. Где эльфы в итальянских костюмчиках заседают в советах директоров враждующих мегакорпораций, опосредованно или явно управляющих всем миром – при том что номинальные правительства никто не отменял. Где индейские шаманы, почувствовав возвращение в наш мир Магии, устроили новую Пляску Духа и оттяпали у американских понаехалов большую часть своих исконных земель. Где президентом США стал дракон (самый натуральный, ящерица такая здоровенная), а значительная часть действия происходит не в е@учем Эгладоре (при всём уважении), а в абсолютно земных и почти современных локациях города Сиэтл.

Ладно. Допустим, это всё – просто такая нарративная техника. В конце концов, кто-то должен был додуматься до того, чтобы перевести исконные толкиновские расы в современную стилистику (попутно придумав наукообразную основу про Большое Пробуждение). Дело не в этом. Дело в радикально нуарной эстетике «Тенебега». На смену наивным звёздным королям из космоопер и возвращениям Арагорна в сияющих доспехах пришла чёрно-серая (а то и чёрно-чёрная) мораль, где отморозки борются за выживание с ещё большими отморозками, а сверху их прессуют карательные отряды корпораций, сумасшедшие чингачгуки, и ещё какая-нибудь драконья херобора внезапно на голову падает.

Во всём этом мировом зашкваре нужно всё-таки кому-то сопереживать. Этим кем-то и стали «шэдоураннеры» — наемники-нелегалы, выполняющие для мегакорпов грязную работёнку: промышленный шпионаж, саботаж, устранение ключевых фигур в конкурирующей конторе, тыры-пыры. В общем, тайное оружие в корпоративных войнах, когда нельзя решить проблему банальной перестрелкой в офисе ростовского филиала «Ацтекнолоджи».

Именно таким раннером вам и предстоит стать, когда вы включите сеговский Shadowrun 1994-го года.

Начало

Нет. Давайте с начала. Так вот, сперва вы (а вы, напомню, подросток из города Карасук середины девяностых) притаскиваете домой потертый «карик», который выменяли на рынке на «Мортал Комбат 2» и «Червяка Джима». Вы вдохновились словами тамошнего гейм-дилера, что да это сук кароч стрелялка типа Тру Лиез, только там магия ещё и графон, а так вид сверху и по всяким домам ходишь херачишь с шотгана. Вы включаете игру и сразу же…

СРАЗУ ЪУЪ ЖЕ

Сразу же сталкиваетесь с гигантскими простынями текста. На английском.

Shadowrun на Сеге. Вспоминая великую франшизу

Это был удар. Сначала вы дрожащими руками проходили этап генерации персонажа, получали обрывочные сведения из вступительного ролика и шли по сюжету в надежде, что вся эта мутная эбола скоро кончится и можно будет херачить с шотгана. Однако время шло, эбола не кончалась, а текста становилось всё больше… и больше… и больше...

(Важное уточнение: Shadowrun - это всё-таки совершенно не Planescape, и текста было очень много исключительно по меркам подростка, не владеющего языком, который из RPG играл худо-бедно только в Beyond Oasis).

Дальше случалось следующее: молодецкий пинок по приставке. Крушение надежд. Пакет на голове для вдыхания клея. Загадочная эпидемия подростковых самоубийств… Ну хорошо. Не факт. В конце концов, всегда находились подвижники, святые старцы, полиморфы сауроновичи, проходящие Phantasy Star IV полностью на японском. Так что и с Shadowrun при желании вполне можно было совладать (скажем, я сразу засел со словарём и, как потом выяснилось, достаточно неплохо разобрался с сюжетом и сеттингом).

Но допустим, вам удалось преодолеть весьма высокий порог вхождения. Что же вас ждало дальше? А дальше был один из самых разнообразных и уникальных игровых опытов в истории сеговского гейминга. Зуб даю на отсечение.

Игра

Я, конечно, начал качком-самураем – пушечное мясо мира Shadowrun, бык, торпеда с мускульными имплантатами в дополнение к единственной извилине. Решение понятное и, с точки зрения новичка, вполне оправданное, ибо валить начинают сразу и жёстко. Но с точки зрения собственно roleplay – не лучший выбор: всё равно, что в том же Planescape до конца проходить с Безымянным-воином, раскаченным в физические характеристики. Впрочем, базовые механики игры были доступны и самураю, и вот что я увидел.

(Кстати: лор Shadowrun настолько объемен и многогранен, что описать его здесь «в крации» было бы невозможно; интересующихся отсылаю к программной статье на сайте журнала «Мир Фантастики» или здесь же, на ДТФ).

Никто меня за ручку не повёл – всё сам, Уася, всё сам. Отжав баблишек у гопников из рандомных ивентов, я зашёл в бар с чудесным фоновым техно и столковался с неким наёмником. Наёмник оказался декером (местное название хакеров), и вот тут-то мне открылся невероятный мир здешней Матрицы – полноценная игра в игре, своеобразная, аддиктивная и очень напоминающая полёты в виртуальности из The Lawnmower Man. А ещё - немножко фильм "Трон" 1982 года. В Матрице можно было воровать заковыристые техноданные и продавать их «Джонсонам» – местным теневым посредникам. Находить контакты «Джонсонов» высокого ранга, у которых потом брать ещё более доходные квесты. Выуживать сюжетные зацепки. Вырубать всю систему охраны местного корпоративного филиала. Деку можно было прокачивать, покупая продвинутые программы и раскалывая Лёд – местный антивирус. На этом случалось залипнуть посильней, чем на собственно хождении по локациям.

Shadowrun на Сеге. Вспоминая великую франшизу

Немного про местный интернет. Он настолько тёплый и ламповый, что автоматически переводит Shadowrun в раздел ретрофутуризма (в духе, я не знаю, «Фоллаута» или «Биошока»). Никакого вайфая или там мобильных сетей футурологи FASA предусмотреть, конечно, не могли. Для выхода в Матрицу нужно было подключиться к уличному терминалу и без палева хакать, пока вокруг рыщут корпоративные колдуны и патрули «Одинокой звезды». Кстати, сам термин "Матрица", в значении "глобальная компьютерная сеть, или киберпространство", создатели Shadowrun попёрли из "трилогии Муравейника" Уильяма Гибсона задолго до брасестёр Вачовски. (И оттуда же наше правительство попёрло идею входа в интернет по паспортам, лол. Хм, извините, отвлекся).

В наше время такая трактовка киберспейса стала выглядеть явным анахронизмом, и в какой-то момент в новой редакции правил настолки ввели беспроводной интернет. Это вроде бы соответствует веяниям эпохи, но вызвало раскол среди фанатов: многим отход от наивного канона девяностых показался кощунственным. И да: «Умрёшь в Матрице – умрёшь и здесь?» — «Тело не живёт без мозга». Гибсоновский Чёрный лёд, самая опасная антивирусная программа Матрицы, выжигала декерам моск до того, как это стало мэйнстримом.

Shadowrun на Сеге. Вспоминая великую франшизу

Двигаемся дальше и с каждой минутой игры открываем для себя всё новые и новые тонкости. Усиленно респектуем разработчикам при мысли, как им удалось впихнуть такие объёмы в стандартный 16-битный картридж. Вот, скажем, прокачка – свой собственный и вполне функциональный S.P.E.C.I.A.L., где есть и классические базовые характеристики типа силы и харизмы, и узконаправленные скиллы, от работы с кибердекой до метания гранат. Вроде ничего такого, но часто ли вы видели такое на «Мегадрайве»? А ведь есть ещё прокачка оружия (ветераны WoT сладостно содрогнутся, услышав знакомые слова «пробитие» и «альфа»). И прокачка кибердеки (ваш лэптоп для подключения к интернету) – а вот в это нужно вливать тысячи бабла, окупится сторицей.

Один из признаков качественной RPG – прокачка не-боевых характеристик должна серьезно влиять на геймплей. Это я к чему? Качайте харизму и интеллект, boyz, пригодится десятки раз: от снижения цен в магазинах до возможности добазариться миром в рандомных встречах и получения защиты у орочьих банд, промышляющих в сиэтльских гетто.

И это я ещё ни слова не сказал про местную магию. Про то, что в игре два класса колдунов, маги и шаманы, и они играются действительно по-разному. (Сам игрок ограничен шаманским классом, но мага можно нанять). Помните замечательную систему баланса магии и технологии, на которую принято наяривать, когда речь заходит об Arcanum? Здесь она реализована вполне себе логичным образом. Напихал себе в череп имплантатов для сёрфинга по Порнхабу – утратил связь с астральным миром, не сможешь колдовать. Хочешь быть местным Хакунином и насылать под грибочками особо сильные колдунства – забудь о лазерном зрении и синхронизации мозга с пушкой.

Тут выплывает по-настоящему большая беда, которая в век эмуляторов уже неактуальна, а вот в девяностые вызывала у владельцев картриджа Shadowrun системный шок всего организма. Игра большая. Очень большая. Настолько большая, что за стандартную для школьника тех лет игровую сессию её не пройти (напомним, что речь о «Мегадрайве», где средний платформер пробегался за два-три часа). Исследуя киберспейс до глубокой ночи, игрок неминуемо сталкивался с угрозой батиных звездюлей и необходимостью отключить консоль – а у тебя рейд по офису «Ренраку» в полном разгаре. Тут игрок вспоминал о заветном пункте «Сохранить» в опциях, тыкал на него и выпадал в синий экран смерти, когда эта манипуляция ни к чему не приводила. Люди с опытом ещё до начала игры снимали с платы коробку и выясняли главный вопрос жизни, вселенной и всего остального – есть ли на плате батарейка для сейвов? (В подавляющем количестве версий Shadowrun на провинциальном российском рынке не было не только батарейки, но и слота для неё).

С другой стороны, ярую школоту, обезумевшую от просмотра программы «Денди – новая реальность», такой поворот не останавливал: приставка просто работала до тех пор, пока игра не была бы пройдена. Бывало, и неделю подряд, да. (Как тут удержаться от спекуляции на ностальгии: ставь класс, если четверо суток не выключал приставку, чтобы пройти Shining Force 2, а когда до конца сюжетки оставались последние шаги, свирепый батя со словами «Опять кинескоп садишь, ска» вырубал всю приставочную херомантию из розетки…)

Всё ли так гладко?

Хм. Я пропел игре такой панегирик, что может показаться, будто у неё нет недостатков и поигравший в неё немедленно познает дзен элитного 16-битного гейминга. Это не так. Недостатков у Shadowrun, конечно же, полно. Самый главный-то понятен без слов - это корявая сеговская экшн-РПГ, в которую в 2021 году ни один нормальный человек играть не станет, господи ты боже мой. Но есть и другие проблемы.

Графон в игре сосёт по сравнению с такими сеговскими титанами, как Beyond Oasis или Lost World. Немного смягчает ситуацию качественный дизайн, но не очень сильно. А от здешних шрифтов в сочетании с классическим киберпанковским "зеленые буквы на черном фоне" глаза у вас заболят уже на десятой минуте игры. Экшн-составляющая игры, то есть пострелушки, выполнена на удручающе халтурном уровне - вы кругами бегаете от гопников по узким улочкам Сиэтла и лениво постреливаете за край экрана, взяв врага в автоприцел. Ветераны WoT опять почувствуют себя как дома от бесконечного РЕКАШЕТ! НИПРАБИЛ!

Shadowrun на Сеге. Вспоминая великую франшизу

Самое же тоскливое - пресловутые полеты в киберспейсе: одновременно и наиболее крутая, и наиболее провальная часть. Фактически, натеребив денег курьерскими квестами, этот огромный сегмент можно вообще пропустить. Делать это не рекомендуется, ибо, во-первых, "матричные" задания оплачиваются очень хорошо, а дрочиться без них придётся долго; во-вторых, из сети можно всегда надёргать каких-то ништяков, которые потом могут хорошо помочь в дальнейших "тенебежествах". Да хоть банально отрубить систему охраны на всём этаже. При этом: толкового обучения в игру не завезли, а бои в Матрице сделаны максимально неинтуитивными. Честно признаться, принцип действия некоторых программ, противостоящих вам, я так и не сумел разгадать (впрочем, что взять с гуманитария? звездуй дальше своего Пазолини смотреть). Поэтому забеги по киберпространству зачастую превращаются в лихорадочную дрочку квиклоада - мне бы такое в мой 1996-й! - и попытки понять, а что я, собственно говоря, сделал не так?

Есть ли вообще смысл говорить о Shadowrun сейчас? Чёрт его знает: по внутреннему ощущению, аудитория старой сеговской версии в России исчезающе мала, и о ней ничего не знают даже многие из тех, кто открыл для себя мир Shadowrun в 2013-м, после выхода вайсмановской Shadowrun Returns.

Вот вам факт: игру я последний раз перепроходил в 2018-м. Чтобы освежить её в памяти перед написанием этого материала, я залез на Ютуб в поисках хорошего русскоязычного прохождения, которое непременно должно быть: ведь ретрогейминг сейчас в тренде! Однако выяснилась странная вещь: вероятно, игра настолько легендарна, что ретрогеймеры считают кощунством осквернять её память тривиальными летсплеями. Во всём русскоязычном сегменте я нашёл один спидран с читами и пару эпизодических прохождений с юными и дерзкими голосами авторов. Пришлось таки перепроходить самому. Сеговская Shadowrun ныне прочно забыта, так что, признаваясь в любви к ней, ощущаешь себя членом маргинального культа. Не лучшее ощущение, что и говорить. Играть в неё сейчас довольно бессмысленно, как бессмысленно на полном серьезе смотреть сериал "Даллас". Но всё-таки, если вы увлечены лором игры, если механически подсчитываете, сколько у вас в кошельке осталось до зарплаты ньюйен; если в донатных дрочильнях на мобилках по привычке делите классы персонажей на самураев, шаманов или декеров; если ловите себя на том, что после полбутылки вискаря звоните своему боссу и шантажируете его взломом корпоративных узлов в Матрице и сливом ключевых данных руководству «Арес Индастрис»…

Ну качните эмулятор и запустите его разок. Там есть Чёрный Лёд, но он безопасен. Он не выжигает мозги.

148148
58 комментариев

"ставь класс, если четверо суток не выключал приставку"
еще диод приходилось "заклеивать", а то сразу видно было что включена) ps4 так за 2 дня и прошел, остальные рпгшки к счастью батарейки имели.

14

я маме врал, что выключать нельзя, потому что у неё "ХЭШ ПЕРЕСЧИТЫВАЕТСЯ и может ОБНУЛИТЬСЯ" (хз, что это такое и где я это услышал, но сработало)

14

"Игра большая. Очень большая. Настолько большая, что за стандартную для школьника тех лет игровую сессию её не пройти"

Ох, вьетнамские флэшбэки. Тем летом (уже и не помню, какого года, вроде 96), когда ко мне попала игра, у нас происходили регулярные блэкауты почти каждый день. Может сеть ремонтировали, хз. Свет мог погаснуть в конце восьмичасового забега и это было реально физически больно. В результате стал спидранить "наперегонки со смертью" . Начинал заново раз десять и прошел раза три - последний за пару часов, кажется. Но уже после того, как стало можно играть длинными сессиями. Неплохо помог квестовый рандомайзер, а то бы после пары рестартов бросил, наверное. Из текущего момента времени этот же рандомайзер можно назвать и самой слабой частью игры - атакуй тот же самый офис в десятый раз, только данные будут на другом рандомно сгенеренном этаже (дьябла, привет).  Матрица тоже никогда не нравилась, так в нее до конца и не въехал из-за рандома.  А когда дотошно переписал текст мистера Гундерсона и показал учителю английского (ясное дело,  с переводом всех этих специфических сленговых chummer было глухо, ни по какому словарю они не пробивались) - у того глаза полезли на лоб.

Да, игра по тому времени показалась офигенной почти сразу, как только в нее врубился через какие-то полчаса (был уже закален Flashback), дала неплохой буст и мотивацию к изучению английского и заочно подпортила восприятие рпг в толкиновско-фентезийных сеттингах, с которыми только предстояло познакомиться.

7

у нас происходили регулярные блэкауты почти каждый деньпереписал текст мистера Гундерсона и показал учителю английскогоchummer - чумба
мрЙонсон - фиксер
сойкофе - декофеин

vvellcome to read world neo1

7

О, кстати рандомайзер я юзал на всю катушку. Брал слабым персонажем забег на "достать из сейфа пакет" в Renraku, заходил, проверял первый сейф и выходил и так до момента, пока там не заспавнится пакет. Помогало вначале набить деньги и карму

Игра просто бомба. Помню как начитерив себе 1000000 нюэнов, даже не мог всё скупить. А батарейка с сохранением не работала. 
Сейчас планирую перепройти на вите, надо русский ром найти.

4

Комментарий недоступен