История визуальных новелл: Последние годы без цензуры в Японии (1990-1991)

Вот мы и добрались до 90-х, этой эпохи ждали, пожалуй, больше всего. Хотя лично мне очень нравилось копаться в истоках жанра визуальных новелл, и смотреть на то, что творили японцы в 80-х. В этом посте вы узнаете как развивались визуальные новеллы в начале 90-х и с какими проблемами столкнулась индустрия уже в конце 1991 года.

Я буду стараться больше охватывать глобальные события, и оценивать тенденции развития жанра. Так что, приготовьтесь, информации впереди много, ведь японская индустрия видеоигр бурно развивается, как и сам жанр интерактивных историй и адвенчур. С вами Тернокс, и это История визуальных новелл, выпуск четвертый. Предыдущие части: первая, вторая и третья.

Видео-версия

Текстовая версия

История визуальных новелл: Последние годы без цензуры в Японии (1990-1991)

На самом деле, мы всё ещё будем продолжать наблюдать зарождение жанра, ведь визуальные новеллы в таком виде, как мы их знаем сейчас, к 1990 году не стали каким-то отдельным жанром, даже термина “визуальной новеллы” всё ещё не существует. А сюжетные видеоигровые романы содержат в большинстве своём массу механик из adventure или RPG. И это нормально, давайте просто примем, что если в игре нужно ходить между локациями это не отдаляет её от жанра визуальных новелл на километры.

Кстати, сюжетных эротических RPG в 1990 году вышло очень много. Жанр стал безумно популярен, и будет таковым еще долгие годы. На волне популярности выходит Rance II и Dragon Knight II, продолжая серии RPG, а также множество разных низкокачественных поделок с зачисткой подземелий и спасением девушек.

Rance II и Dragon Knight II
Rance II и Dragon Knight II

Студия Elf пошла немного дальше и выпустила Foxy, стратегическую игру с элементами эротики.

Foxy ловко жонглирует жанрами, сменяя тактическую пошаговую игру на визуальную новеллу с эротикой. Третий скриншот так и вовсе напоминает популярный Advance Wars.

Но я не буду рассказывать про эти игры в подробностях, тем более что начало серий Rance и Dragon Knight я уже обозначил в прошлом посте. По крайней мере, пока там не случится чего-то необычного, но сами понимаете, когда делаешь сиквелы каждый год, то вряд ли там многое будет меняться.

Но это далеко не все эксперименты объединения повествовательного жанра с чем-то другим. Cocktail Soft вот вообще решили сделать скролл-шутер Sailor Fuku Senshi Felis, между миссиями в котором можно было наблюдать за общением милых девушек.

Если же говорить о играх, максимально похожих на визуальные новеллы, то в них тоже есть одна особенность. Почти все они в какой-то степени детективы. Очень часто сюжетная завязка сосредоточено на каком-то убийстве, которое нужно расследовать. Ещё несколько лет понадобится японской игровой индустрии для понимания того, что вовсе необязательно облачать сюжет новеллы в какой-нибудь детектив. Что людям порой просто интересно общаться с виртуальными персонажами, заниматься какими-то повседневными делами внутри игры и не нужно никаких убийств и расследований.

При этом эпоха порнушных игр в Японии расцветала как никогда. Графика становилась приемлемой для полноценного фапа, и приближалась по качеству к аниме или манге. Конечно, всё было пиксельным, но на старых мониторах и телевизорах, как известно, всё это сглаживается.

RPG, платформеры, shoot'em'up, стратегии, квесты, да даже карточные игры… всё это легко обретало хентайные или эротические сцены, к месту или нет. Наиболее популярными в начале 90-х, как я уже говорил, были именно RPG. Причём сам геймплей мог быть паршивым для подобного жанра, но наличие 18+ контента решало всё.

RAY-GUN от Elf (1990)
RAY-GUN от Elf (1990)

И, может вы скажете, а не проще ли просто хентайную мангу почитать? Или какой-нибудь эротический журнал? Но нет, здесь большую роль играет сам челленж, который предстает перед игроком. Пройти какой-нибудь Rance это не журнал Playboy полистать. Нужно достичь хентайных сцен, заслужить их. Превозмогая любые трудности, несмотря ни на что. Всё это придавало особый азарт, и попутно втягивало в жанр RPG. Это можно сравнить с… помните на компах или старых мобильных телефонах были всякие карты на раздевание, где от победы девушка раздевалась, а от поражения снова одевалась? Что вы испытывали, пытаясь достичь цели?

В общем, с годами жанр эротических игр настолько зарекомендовал себя в Японии, что уже вкусившие хентайного плода разработчики просто не могли остановится, и пихали секс даже в игры, где он был не совсем уместен. Например у игры серьёзный сюжет, разворачивается драма, а вы, как главный герой, были вынуждены постоянно прерываться на очередной вымученный и неуместный перепихон, причём, даже если вам искренне нравилась главная героиня, по сюжету нужно было спать, например, с её подругами.

Birdy Soft

И перейдем сразу к примеру. В визуальной новелле Rouge ~Manatsu no Kuchibeni~, от компании Birdy Soft у главного героя умирает отец, но завещание он оставил непростое. Он требует найти свою незаконнорожденную дочь и разделить с ней пополам наследство. А если сын не найдет свою пропавшую сестру, то деньги отдадут на благотворительность.

Представляете, пацану теперь нужно найти сестру, и начать рассказывать о наследстве. Это же как спам на почту о выигрыше в лохотроне или получении наследства от потерянного дедушки по линии второго отца покойного племянника. Кто вообще в такое поверит?

Rouge ~Manatsu no Kuchibeni~
Rouge ~Manatsu no Kuchibeni~

В общем, главный герой ищет сестру и попутно знакомится с её друзьями или знакомыми. И, невероятно, это всё красивые девушки, с которыми вам необходимо переспать, чтобы добыть информацию. С каждой из них. В итоге, на фоне разворачивающейся драмы вы всегда будете понимать, что главный герой мудак, который обманом добывал информацию лишь с целью не потерять наследство.

Разнообразие девушек удивляет, и это даже не все
Разнообразие девушек удивляет, и это даже не все

К слову, компания Birdy Soft зародилась в 1990 году, также отделившись от Kirara, о которой я говорил в прошлом посте. И зашли они с неплохих таких игр, которые подкупали, прежде всего, своим графоном. Помимо уже упомянутой Rouge, была также выпущена игра под названием PIAS.

PIAS
PIAS

Здесь главный герой Хироши и девочка Маюми поклялись в школе, что всегда будут вместе, однако университеты разделили их. Однако, они оба нарушили свою клятву, а парень, с которым Маюми переспала, был найден убитым на следующий день. И главному герою нужно расследовать это дело, несмотря на предательство со стороны своей подруги. Помните, что я говорил про типичную завязку с убийством и расследованием?

И это возможно, первая накиге, или одна из первых.

Накиге — это такой жанр новелл, в которых вас будут заставлять рыдать как сучку. Причем зачастую заставлять плакать вас будет не какой-нибудь условный злодей, а вещи непреодолимого характера, например болезнь. Однако по итогу всё разворачивается более-менее неплохо, или даже хорошо.

Есть ещё жанр уцуге — всё тоже самое, только хороших концовок здесь не дождешься, разве что условно нормальные, а в большинстве всё будет очень и очень плохо.

Но это далеко не всё, что выпускала Birdy Soft.

Beast ~Injuu no Yakata~ — адвенчура с брожением по локациям. CAL — игра про путешественника по разным мирам, в которых обитают куча красивых девушек. PAL ~Wonder Trip! Chizuru~ — самопародия на игру CAL. Будто часть разработчиков из компании такие: «Фу, они делают игру про попаданца, давайте обстебём их». И как я уже говорил, все эти игры выглядят неплохо, уж тем более для 90-го года.

Юри-бум

Ещё было замечено несколько юрийный новелл, и направление становилось всё популярнее. Для тех, кто не в курсе, Юри — это жанр манги, аниме и чего угодно, в котором проявляется однополая любовь между девушками.

Помимо Narutomaki Hichou ~Tsuukai Gag Aventure~ от Zenryuutsuu и Review -Jashin Fukkatsu- от Orange House, я бы хотел отметить две новеллы от компании Queen SoftWedding Rhapsody и Slope.

Обе, к слову, очень хорошо нарисованы и имеют в себе обилие юрийный сцен.

И этими новеллами всё не ограничивается, ведь даже просто персонажи-лесбиянки встречались всё чаще в японских играх. Не знаю с чем это связано, возможно, юрийная манга обрела большую популярность к 1990.

Enix и последние новеллы

Компания Enix в 1990 году делает свои последние шаги в мире визуальных новелл, ведь затем компания окончательно переключится на разработку RPG для Super Famicom. Enix оставила все эти хентайные эксперименты в 80-х, и сосредоточилась на более серьезных проектах, ведь компания выпускает уже четвертую часть Dragon Quest. Нащупав золотую жилу своим мега-успешным проектом Enix больше не нуждалась в точечном заработке на порнушных играх не лучшего качества.

Однако напоследок она успела сделать два довольно интересных релиза в жанре интерактивных историй. И один из них это Misty Blue — очередная детективная история с расследованием убийства.

Misty Blue
Misty Blue

Хотя, грубо сказать, что это лишь очередной детектив, история действительно хороша, всё не сводится к типичному расследованию с уликами, здесь всё построено на диалогах, и даже монологах. И всё это происходит под восхитительную музыку Юдзо Коширо.

Музыка от Юдзо Коширо просто огонь

А в 1991 году Enix выпускает Jesus II. Ну и, забегая немного вперед, эта игра принесла очень мало денег, что и повлекло за собой решение оставить интерактивные развлечения и заняться тем, что приносит больше денег.

История визуальных новелл: Последние годы без цензуры в Японии (1990-1991)

Хотя сама новелла была неплохой, просто в отличии от первой части элементов квеста и головоломок стало сильно меньше, создатели делали упор на диалогах. Сама история и вовсе стала линейной, из-за чего игра легко и быстро проходилась. Но, игрокам в 91-м году этого показалось мало.

На самом деле жаль, что Enix прекратили делать новеллы. У них получались хорошие драматические и серьезные истории. Наверняка, если бы они продолжили, то в девяностых сделали бы ещё не один шедевр, и заняли нишу в истоках жанра визуальных новелл. Хотя они это уже сделали в 1983 году, своей игрой про убийцу из портопии.

Elf

Ещё одна новелла из 1990 года, которая, по моему мнению, весьма интересно выглядит — De-Ja от компании Elf. Вы принимаете на себя роль Рюсуке — даже не школьника, а довольно таки взрослый археолог.

История визуальных новелл: Последние годы без цензуры в Японии (1990-1991)

Многим игра запомнилась по уродливой женщине в начале игры, которая снится главному герою.

История визуальных новелл: Последние годы без цензуры в Японии (1990-1991)

Но после сна Рюсуке преследуют разные странные события. Он находит таинственный древний посох и решает выяснить его тайну, красивая рыжеволосая девушка говорит ему, что он выполняет грандиозную миссию…

История визуальных новелл: Последние годы без цензуры в Японии (1990-1991)

В 2004 году у игры вышел современный ремейк с полностью перерисованной графикой и несколько упрощенным прохождением. Если уж и играть, то лучше обратить внимание на новую версию. Хотя, есть какой-то шарм в этих пиксельных новеллах.

История визуальных новелл: Последние годы без цензуры в Японии (1990-1991)

FM Towns

В 2019 году мало кто не наслышан про Epic Games Store и его эксклюзивы. Все привыкли к консольным войнам и эксклюзивам от Sony или Nintendo, но на ПК обычно с этим проблем нет.

Однако раньше войны шли не просто между консолями, а между самими ПК. В то время далеко не все компы были IBM-совместимы, как сейчас и компьютеры от разных производителей могли иметь разный набор игр и программ. Сейчас тоже есть нечто подобное, устройства от Apple имеют свою операционную систему и свой набор софта, но это лишь искусственное ограничение на программном уровне. С железом же сейчас проблем нет, вы можете накатить Windows на MacBook, и Hackintosh на обычный ПК.

Компания Fujitsu в 1989-м году выпустила компьютер FM Towns. По своим возможностям и мощности это устройство было круче популярного в Японии NEC PC-9801, и почти всех других IBM-совместимых компьютеров.

История визуальных новелл: Последние годы без цензуры в Японии (1990-1991)

И что немаловажно для начала девяностых, он имел CD-привод, и игры для него выходили на дисках. Поверьте, в то время это было весомым плюсом, так как некоторые игры могли занимать 5, 10 или даже 13 дискет. И каждую из них нужно было вставлять в нужный момент игры. Представляете какой облом был, когда во время хентайной сцены вас просят сменить дискету? А тут всё на одном диске! Более того, на CD также помещалась музыка высокого качества, благодаря чему на Fm Towns было много шикарных саундтреков.

Так как Fujitsu были уже известным игроком на ПК-рынке в Японии многих разработчиков даже уговаривать не пришлось делать версии своих игр под новую платформу. Были даже и экслюзивы, в основном, временные.

Merrygoround: The 4th Unit Series не вышла больше нигде, кроме FM Towns
Merrygoround: The 4th Unit Series не вышла больше нигде, кроме FM Towns
Lupin Sansei — Hong Kong no Mashu — Fukushuu wa Meikyuu no Hate ni тоже вечный эксклюзив FM Towns
Lupin Sansei — Hong Kong no Mashu — Fukushuu wa Meikyuu no Hate ni тоже вечный эксклюзив FM Towns

Но всё же в среднем игры на FM Towns выглядели очень хорошо, особенно если учесть, что вся картинка размывалась на старых мониторах, и пиксели было не так видно. С таким подходом порой можно было бы даже сказать, что на экране кадр из аниме 90-х.

Psychic Detective Series Vol.5: Nightmare (1991)
Psychic Detective Series Vol.5: Nightmare (1991)

Однако в большинстве своём на этом компьютере была мультиплатформа, и FM Towns вобрал в себя почти все адвенчуры и RPG, выпускавшиеся в первую половину девяностых. Конечно же, помимо новелл здесь выходили многие другие крупные тайтлы, типа Splatterhouse, Monkey Island и даже Out Run со Street Fighter 2.

Позже Fujitsu всё-таки сдались, и перестали поддерживать компьютер кучей уникального софта, а также забили на оригинальную операционную систему, и просто предложили всем перейти на MS-DOS, который был стандартом для ПК.

А потом и вовсе выпустили игровую консоль на основе компьютера FM Towns c подзаголовком Marty.

История визуальных новелл: Последние годы без цензуры в Японии (1990-1991)

Но случилось это уже в 1994 году, так что тут мы забегаем вперед. Да и консоль, в целом то, провалилась. В общем, они пытались, но не смогли побороть систему. Как известно, до нулевых еще многие пытались выпускать свои компы, приставки и прочее. Сейчас с этим всё куда скучнее. А мы идём дальше, прямиком в 1991 год.

История визуальных новелл: Последние годы без цензуры в Японии (1990-1991)

1991-й год — последний год в японской игровой индустрии без какого-либо контроля со стороны государства. Рейтинговой системы не изобрели, и на прилавках магазинов продавали всё что угодно, хентайные игры любого калибра с любыми извращениями. Но, само собой, так не могло быть вечно. Но об этом позже, сначала посмотрим на то, что творилось до ноября 1991 года.

Количество игр для взрослых всё увеличивалось, и я смог насчитать более сотни выпущенных 18+ игр в Японии, и, скорее всего, это далеко не всё, что выходило на самом деле.

Компьютеры PC-98 всё активнее обзаводятся мышками, и всё больше игр учитывают это. Старое командное управление уходит на покой, зато развивается жанр adventure, а с мышкой особенно хорошо развивается поджанр Point-and-Click, который у нас чаще всего и называют Квестами.

Psychic Detective

Как-то я обделил вниманием серию адвенчур Psychic Detective от Data West. В 91-м году выходит сразу две части из серии, четвёртая и пятая. После чего в следующие два года выйдет ещё две заключительные игры серии. А начала жизнь серия в 1989 году.

Каждая новелла это детективная история, где главный герой Кацуя Фуруяги, частный следователь, делает свою работу с помощью уникальных способностей — он может проникать в сознание людей.

К слову большая часть из этой серии выходили эксклюзивно на тот самый FM Towns, но через несколько лет получали версии и на других системах.

Серия была довольно успешной, каждая из игр обладала немного криповой атмосферой, граничащей с безумием, а также имела сцены расчленёнки.

В купе с классной анимированной графикой и шикарным саундтреком Psychic Detective становится одной из самых запоминающихся японских адвечур начала девяностых. Здесь всё серьёзно и никаких шуточек.

Кстати, зацените ещё игру Nostalgia 1907. По геймплею это самая что ни на есть визуальная новелла с минимумом выборов и максимумом диалогов. Вот только выглядит она как-то… по-европейски.

История визуальных новелл: Последние годы без цензуры в Японии (1990-1991)

И да, это японская игра, которая от привычно стиля манги. Далеко не обязательно рисовать аниме, чтобы быть новеллой.

Gainax

И если уж говорить об упущенных сериях, то не могу не упомянуть Cybernetic Hi-School.

Эта серия игр также началась в 1989 году, а уже в 91-м выходит 4-я заключительная часть из серии. А пропустил я всё это добро по одной простой причине — эти игры лишь викторины, цель которых раздеть девушку полностью.

Cybernetic Hi-School 4
Cybernetic Hi-School 4

Казалось, причём тут новеллы, но во-первых все эти викторины любопытно устроены, и приправлены сюжетом. Кажется, будто вы просто общаетесь с девушкой и играете в адвенчуру, а не участвуете в викторине. А во-вторых, автором этих игр является компания Gainax. Та самая, которая в 1995-м году выпустит известное на весь мир аниме “Евангелион”. С ума сойти, такое ощущение, что половина японских компания начинали с порнухи.

Gainax ранее также отметились игрой Silent Mobius, созданной по одноименной манге. И уже тогда была заметна любовь компании ко всякому сай-фаю и мехам.

Silent Mobius
Silent Mobius

К слову, в третьей части Cybernetic Hi-School вам нужно раздевать советскую девушку… которую почему-то зовут Юнг Фрейд. Но пикчи с ней меня просто вынесли, посмотрите на этот ломаный русский язык.

Cybernetic Hi-School 3
Cybernetic Hi-School 3

Но прославилась Gainax не только играми на раздевание. В 1991 году компания выпускает Princess Maker. Да-да, именно создатели Евангелиона сотворили популярную серию игр про выращивание маленькой принцессы, зародив целый поджанр видеоигр.

Для тех кто не знает, объясню. Каждая игра серии начинается с того, что игрок получает приемную дочь. Игроку поручено воспитать свою дочь, и как правило игра заканчивается, когда дочери исполнится около 18 лет. Это такой… тамагочи, если хотите, только сильно прокачанный.

Игрок устанавливает распорядок дня для девочки, выбирает чем она будет заниматься, а затем наблюдает за результатами своих усилий. По итогу вы увидите, кем выросла ваша дочь, что она умеет и кого взяла в мужья.

Princess Maker

И хоть я описал это как тамагочи, на самом деле, здесь много чем можно заняться. Можно разговаривать с дочерью, проверять её характеристики отправлять её на занятия, прокачивать ей определенный знания, чтобы затем она успешно сдавала экзамены. Однако если сильно наседать на неё, у неё будет накапливаться стресс, который нужно сбрасывать прогулками в городе, на которые нужны деньги. А ещё можно покупать наряды для неё, спрашивать у людей отношение к дочери, а конкретно в первой части, вы играете за мать девушки, а значит вы можете обращаться к своему мужу — принцу Джеймсу за советом. Если, конечно, он будет не занят.

Но если вам и этого всего мало, то есть ещё и RPG-режим, в котором ваша дочь исследует монстров и сражается с ними и получает опыт и сокровища.

В итоге в первой части есть 74 концовки, в которых дочь может быть кем угодно, от солдата и каменщика до архиепископом премьер-министра. Но это если воспитали девушку хорошим человеком. В противном случае, она может стать проституткой или криминальным авторитетом.

Доча стала проституткой. Здорово, правда?

В общем, всё звучит очень интересно, и на самом деле так и есть. Проблема лишь в том, что игра не выходила за пределы Японии более 20 лет, и лишь недавно, в 2016 году игры начали выходить на английском языке, причем официально, в Steam, и с обновленными версиями. Очень советую.

Princess Maker в Steam
Princess Maker в Steam

Kimi Dake ni Ai o…

Kimi Dake ni Ai o… от Game Technopolis ещё одна накиге, которая только начинала путь для жанра.

Мы играем за Акио-куна, который присутствует на свадьбе старшего брата Сатоши и его безответной любви Мисы. Но молодожены начинают часто ссориться, а потом Миса попадает в аварию и теряет память.

И по нынешним меркам этом типичнейшая сюжетная завязка, которая будет использована ещё сотню раз в других новеллах. Любовный треугольник, в котором есть девушка с потерей памяти и старший брат главного героя.

В игре было несколько концовок, и даже другие девушки, на которых мог переключиться главный герой, но при этом всё довольно бедно в плане сюжета. При этом в игре очень приятная графика и рисовка, и даже сейчас она выглядит неплохо.

Elf и ELLE

Компания Elf же чувствовала себя прекрасно, и в 91-м году выпустила уже третью часть Dragon Knight и пожинала плоды своей популярной серии. Также была выпущена ещё одна RPG Shangrlia и вторая часть тактической игры Foxy.

Shangrlia
Shangrlia

А среди адвечур Elf выпускает ELLE.

2030-й год — ядерная война. Многие люди погибают, а те, что выжили, построили город в куполе, чтобы спасти цивилизацию. Но вот некая организация “Черная вдова” против того, чтобы люди возрождались. В противодействие Черной вдове была создана антитеррористическая организация, частью который и является главный герой.

ELLE

И это один из первых поинт энд клик квестов с использованием мыши от японцев! Но японцы на то и японцы, чтобы не просто слепо скопировать то, что уже сделано и работает на западе, а добавить что-то своё, перенести идею, но с собственным видением. В 1986 году Юдзи Хории принес жанр jrpg, подсмотрев на западную Ultima и Wizardry. И так компания Elf сделала привычный point-and-click квест, но от первого лица и с упором на персонажей и кучу диалогов.

История визуальных новелл: Последние годы без цензуры в Японии (1990-1991)

Придется тыкать по экрану, искать предметы, но и раньше такое было, просто теперь появилась мышка и делать это удобнее. Очень любопытно на всё это смотреть, учитывая что уже через год компания Elf выпустит игру, которая станет прямым родителем всех визуальных новелл, и получит уже привычное для нас прохождение с рутами. Так что эта игра явно эволюция жанра.

К слову, в 2000-м году игра получила римейк под винду с обновленной графикой.

История визуальных новелл: Последние годы без цензуры в Японии (1990-1991)

Остальные релизы 1991 года

Если вы когда-то мечтали закадрить Клеопатру или Жанну Дарк, вам надо поиграть в новеллу Gidyy от Heart Soft.

История визуальных новелл: Последние годы без цензуры в Японии (1990-1991)

Главный герой остался совершенно один в этом мире после смерти деда. Но в вещах дедушки он находит машину времени и возвращается во времени, чтобы покорить сердца самых знаменитых девушек в мировой истории. Простенький сюжет и приятная рисовка.

Nike от Cocktail Soft тоже недурно выглядит.

В 2526 году пилот Найк с вторым пилотом девушкой Михо участвуют в межзвездных космических гонках. Однако принцессу принимающей планеты Афину похитили, и Найк собирается искать Афину во время участия в гонке.

История визуальных новелл: Последние годы без цензуры в Японии (1990-1991)

Вас ждут всевозможные приключения на любой вкус — и на планетах, и в космосе. Злой культ, космические монстры, уничтожение планеты. События меняют друг друга очень быстро и в промежутках между ними мы общаемся с нашими двумя милыми героинями. К сожалению, в игре лишь одна концовка с Афиной, а закадрить Михо никак нельзя. Очень жаль. Странно что такую игру не перевыпустили в нулевых.

История визуальных новелл: Последние годы без цензуры в Японии (1990-1991)

Начало цензуры и инцидент с Saori: the House of Beautiful Girls

Но не всё так радужно было на рынке хентайных видеоигровых развлечений. Сразу два события подряд подкосили разработчиков и заставили их сменить направление разработки.

Сначала, в 1989 году, был пойман маньяк-педофил Цутому Миядзаки, у которого дома нашли более пяти тысяч видеокассет с хентаем всевозможной направленности, в том числе гуро. Это выставило всех отаку в нехорошем свете, буквально делая из них потенциальных маньяков и убийц.

Цутому Миядзаки
Цутому Миядзаки

Ведь история Цутому была банальной и простой — издательства в школе, игнорирование в семье, ненависть родных сестер, и как следствие, тотальное одиночество и замкнутость в себе. После такого, он начал жить в своем выдуманном нарисованном мире, дабы уйти от реальности, и помогло ему в этому аниме.

Однако в 1991 году произошел ещё один инцидент, ставший последней каплей для японского правительства.

В октябре выходит игра Saori: the House of Beautiful Girls от Fairytale X-Shitei. Это такой саббренд крупного издателя Kirara, о котором я вам уже говорил ранее.

Обложка Saori: the House of Beautiful Girls
Обложка Saori: the House of Beautiful Girls

Эта игра, как и другие игры саббренда была лишь набором хентайных сцен без продуманного сюжета и какой-либо цензуры. Конкретно Saori рассказывала про похищенную девушку, которую обкачали наркотой и она видела всевозможные сексуальные галлюцинации, среди которых групповые изнасилования, однополая любовь и даже любовь между учителем и школьницей, и между батей и дочкой. Всё это показывалось во всех подробностях.

В игре трудно выцепить хоть какой-то не 18+ скриншот, если хотите, гуглите сами
В игре трудно выцепить хоть какой-то не 18+ скриншот, если хотите, гуглите сами

Возможно, эту игру правительство и не заметило бы, однако дело случая сыграло свою роль.

На воровстве был пойман школьник, укравший копию этой хентайной игры. Всё это привело к невероятному скандалу, новость раздули в СМИ, и в итоге люди узнали о том, какие ужасные игры делают в стране.

Разработчики поскорее отозвали копии всех игр бренда, однако было уже поздно. Директора компаний JAST и Kirara, которым принадлежал бренд Fairytale, были арестованы.

Позже все эти игры перевыпустили с жесткой цензурой, изображение главного героя были вырезаны, а женские гениталии закрыты мозаикой. Saori, конечно же, никто не перевыпускал.

Волна паники пронеслась по всем японским разработчикам, и они просто наперегонки бросились снимать с продажи свои игры и переделывать их. Больше в Японии нельзя было создавать и продавать любую дичь.

Столкнувшись с угрозой насильственной цензуры со стороны правительства в 1992 году разработчики хентайных игр организовали “Организацию по этике компьютерного программного обеспечения” (Computer Software Rinri Kikō), которая выдавала рейтинг играм, а также предоставляла рекомендации по оформлению упаковок с играми, дабы не вызывать дальнейших противоречий и проблем. Сначала было всего два рейтинга “для всех” и “18+”. Позже появлялись градации, например “15+”.

История визуальных новелл: Последние годы без цензуры в Японии (1990-1991)

Организация не была обязательной, однако соответствующая маркировка помогала определить рейтинг игры при покупке.

Разработчики были ограничены, но в тоже время чувствовать себя свободнее, расписанные гайдлайны позволили им понять, что можно делать в играх, а что нет.

Спойлер к следующему посту

После этого многие разработчики пришли к важному решению: если в играх и должен быть хентай, то не он не должен быть основой игры. В основе хентайных игр должен лежать сюжет. А хентайные сцены спрятаны за тонной диалогов.

Но про всё это мы поговорим уже в следующий раз. Вы удивитесь как подобное ограничение позволило заиграть новыми красками жанру визуальных новелл.

Спасибо всем за прочтение! Подписывайтесь на меня здесь, если хотите почитать другие посты про визуальные новеллы и не только.

Под конец традиционный пиксельный фан-сервис:

177177
23 комментария

Кайф, как всегда спасибо за статью.

именно создатели Евангелиона сотворили популярную серию игр про выращивание маленькой принцессы, зародив целый поджанр видеоигр

Копал по поводу Raising Sim, и... В общем, жанр в те времена уже полностью сформировался.

Всё грожусь закончить статью по Princess Maker, но ладно, вкину кое-что оттуда. За два года и за год, соответственно, до даты выхода первой части Princess Maker, вышли две игры: Princess wa Street Girl? и Yuuko Monogatari. И обе игры про изменение характеристик подопечных девушек, в обеих происходит изменение поведения в ивентах в зависимости от "основной вкачанной характеристики", в обеих есть разные концовки, в зависимости характеристик подопечной. Механики в них настолько схожи что между собой, что с Princess Maker, что там даже точно такое же расписание нужно составлять на определённые отрезки времени.

А самом о жанре известно ещё за лет 15 до Princess Maker.

Так что, Princess Maker скорее самая масштабная игра, которая просто стала откровением в нём.

4

В Yuuko Monogatari всего 5 характеристик было, правда. А вон сзади расписание выглядывает.

3

@Тернокс Кстати, откуда ты эту инфу нашел?
а конкретно в первой части, вы играете за мать девушки, а значит вы можете обращаться к своему мужу — принцу Джеймсу за советом

Просто я тоже на неё до этого натыкался, и чёт прям дико с неё сгорел в своё время.

В первой части прямое обращение "отец" есть, по крайней мере, в английской версии игры (изображение 1).

На фанатской вики так вообще говорят, что мы играем за "Королеву Софию", которая женилась на "Принце Джеймсе и стала королевой"... Только вот это персонаж в самой игре, и к ней можно попасть только на аудиенции, и ей лет под 50... хотя в начале игры главный герой самолично расхерачил армию демонов... и он сказал, что хватит с него войны, потому что он встретил "дочурку", которую демонюги оставили сиротой... (изображение 2).

И, как я понимаю, именно поэтому деньги и выделяются раз в месяц, это жалование ветерана, или что-то вроде того. И именно поэтому с ней все в начале разговаривают как "деточка иди отсюда", будь то стража или горожане.

1

Cпасибо за проделанную работу. Ваши обзоры старых новелл просто лучшие!

1

Комментарий недоступен

1

Емнип там есть концовка забить на всё и остаться жить с отцом.

В общем, всё звучит очень интересно, и на самом деле так и есть. Проблема лишь в том, что игра не выходила за пределы Японии более 20 лет, и лишь недавно, в 2016 году игры начали выходить на английском языке, причем официально, в Steam, и с обновленными версиямиНе, не, не, если знание языка позволяет лучше знакомиться с оригинальной первой частью, а не refine. Со второй всё проще, оригинал есть на английском 
Saori: the House of Beautiful GirlsВ игре трудно выцепить хоть какой-то не 18+ скриншот, если хотите, гуглите самиВ этом есть проблема, cg из ней нигде не сохранились, на том же ex пусто