Ретро-гейминг #0001: Operation Wolf (Taito, 1987, Light gun shooter)

Ретро-гейминг #0001: Operation Wolf (Taito, 1987, Light gun shooter)

Просто решил поделиться опытом этой игры на современном ПК в Стиме в лучшем возможном качестве без каких-либо финансовых затрат.

Об игре:

Серия рельсовых шутеров из пяти частей: Operation Wolf (1987), Operation Thunderbolt (1988), Operation Wolf 3 (1994), Operation Tiger (1998), Operation Wolf Returns: First Mission (2023).

Первые четыре части выходили изначально в аркаде, потом портировались на ПК (Дос, Амига, Атари, MSX и другие) и консоли (NES, PC Engine). Последняя часть является 3D римейком первой и релизнута сразу в Steam, причём для бояр со шлемами добавили VR поддержку.

К аркадной машине был прикручена болтами клёвая винтовка с физической отдачей в плечо при стрельбе, что вкупе с ну очень жирнючей 2D графикой на момент 1987 года (она и сейчас смотрится вау) вывело аппарат в номер один по выручке за 1988 год, что безусловно порадовало боссов Taito.

Ретро-гейминг #0001: Operation Wolf (Taito, 1987, Light gun shooter)

Об игре узнал недавно, когда ночью перечитывал подшивку "Великого дракона" (у каждого своя мастурбация, ребят). В самом-самом первом номере (ещё он назывался "Видео-АСС Dendy) была вот такая скупая заметка:

Ретро-гейминг #0001: Operation Wolf (Taito, 1987, Light gun shooter)

На следующий день я достал из NES ромсета нужный ром и запустил на любимом Retroarch в Стиме под любимым Vulcan (спасибо, что вы есть, дорогие). Ожидаемо у игры был лютый даунгрейд по графике (аркадную версию пока не видел, но сразу подумал, что передо мной сильно порезанная вещь), потыкав в мышкой в противников (спасибо light gun поддержке в игре), я расстроился, что этот картридж не попался мне в детстве, когда у меня были и приставка, и световой пистолет (в который в основном стреляли по уткам, да по ковбоям).

Ретро-гейминг #0001: Operation Wolf (Taito, 1987, Light gun shooter)

Но концептуально игра приятно удивила темпом и напором врагов и, что надо спасать условных civilians, ловко комбинируя очереди из винтовки и фугаса. Погуглив версию для аркады, удостоверился, насколько же оригинальная версия превосходит консольную, и решил перейти на неё.

Ретро-гейминг #0001: Operation Wolf (Taito, 1987, Light gun shooter)
Ретро-гейминг #0001: Operation Wolf (Taito, 1987, Light gun shooter)

Сетап:

ПК(1060)+TV50'', Steam -> Retroarch -> FBNeo Core.
В папку Имя диска:\куда установлен Steam/steamapps\common\RetroArch\system надо закинуть bios файл от тайто машин cchip.zip (легко ищется в гугле).
А вот с поиском рома вы можете немного запнуться, если не знать один нюанс: интересное отличие FBNeo от того же MAME в том, что он кушает реплики плат, снятые с 100% точностью (это даёт более приятно-гладкий опыт при игре). Проверку рома FBNeo делает на старте по сумме. Для MAME эры платы снимали, кто во что горазд (пару байтов сюда, пару байтов туда, эмулятор скипал неточности, просто выдавая статтер или взивзгнув музыкой в этом моменте), поэтому почти все аркадные ромы, выложенные на сайтах агрегаторов будут на старте запуска выдавать ошибку (FBNeo любезно предупредит, см. скриншот).

Ретро-гейминг #0001: Operation Wolf (Taito, 1987, Light gun shooter)

Опускать руки не нужно. На archive.org есть специальная сборка 100% точных ромов, готовых под FBNeo (FinalBurn Neo ROM set). Ссылку давать не буду, но ищется за минуту. Нужный ром, понятное дело, называется opwolf.zip - его без распаковки кидаем в любую удобную папку на жёсткий диск.
И обязательно надо скачать базу читов для FBNeo отсюда:

Папку распаковываете в Имя диска:\куда установлен Steam/steamapps\common\RetroArch\cheats

После запуска рома - выбираем управление Mouse (full) - целиться мышкой всяко удобнее, чем геймпадом, и обязательно заходим в подменю: Опции ядра -> Cheats (в самом низу). У дефолтной эмуляции игры есть мерзкий недостаток, при каждом выстреле экран мигает белым светом, что с учётом тысячи выстрелов через пару минут игры ваши глаза вытекут в ноль. Переставляете в чит-опциях No screen flashing на Enabled (для этого мы и качали и ставили базу данных читов) - и, вуаля, игра превращается в игру без недостатков.

Возможно вам придётся поковыряться и повесить на пару удобных вам клавиш кнопки пополнения монет и запуск игры (ну или найти их самостоятельно на клавиатуре методом подбора). Я, например, повесил эти две кнопки на своей игровой мыши на дополнительные, которые расположены прямо у большого пальца: mouse 4 и mouse 5 (это удобно и не надо отвлекаться, чтобы пополнить монеты, если умер, большой палец всё сделает сам спинным мозгом за доли секунды). Добавлю ещё момент, который тоже приятно удивил: при зажатии левой кнопки мыши игра позволяет стрелять очередями и выстреливать всю обойму (т.е. не надо сидеть прокликивать каждый выстрел), а на правой приятно висят фугасные снаряды для уничтожения бронетехники. При этом интересно сработала опция, если у игровой мыши переставить левую кнопку на тройной клик (у игровых мышей это довольно удобная фича) - в этом случае начинаешь пулькать по одному патрону за клик, т.е. как будто бы ты перевёл винтовку на одиночную стрельбу. Вряд ли это так задумывалось разработчиками в 1987, но чудеса эволюции ретро кода в современном мире неисповедимы.

Ретро-гейминг #0001: Operation Wolf (Taito, 1987, Light gun shooter)
Ретро-гейминг #0001: Operation Wolf (Taito, 1987, Light gun shooter)

Игра эмулируется идеально, игровой процесс гладок и прекрасен: никаких искажений звука и музыки, статтеров, лагов. 60 фпс ласкают глаза или 120, если вам нужно. Большие красочные спрайты врагов, вертолёты и бронетехника эффектно разлетаются от прямых попаданий фугасов. Шесть ярких уровней с эффектными боссами.

Да, конечно, сейчас игра не представляет какой-либо сложности, так как можно загрузить сколько угодно монет в виртуальный аппарат, плюс мгновенные сохранения/загрузки на F2/F4 тут же исправят то, где дрогнула мышка под корявой рукой, да и управление, конечно, не то: одно дело стрелять с реплики винтовки, ощущая, как она бьёт тебе в плечо, другое дело лежать, пердеть на диванчике, лениво возюкая мышкой, но это прекрасно сохранившийся рейлс-шутер, который всем от души рекомендую, если и не пройти, то хотя бы пощупать и восхититься тем, как в 867 килобайт смогли запихнуть столько жизни и ярости. Моё почтение программистам прошлого. Это были гигачады. Спасибо им.

Ретро-гейминг #0001: Operation Wolf (Taito, 1987, Light gun shooter)

Оценки прессы на момент выхода были единогласны и давали 9/10. Искусство пикселей 80х живо и по сей день, спасибо всем, кто создал, а потом сохранил это чудо для человечества. Спасибо и вам, что дочитали до конца.

3535
26 комментариев

после статьи прошел игру на ютубе за 15 минут)) а так-то играл в нее на спектруме

3
Ответить

Ну или так, да. :)

1
Ответить

Играл в игру. И даже был этот журнал. Зачитывали его до дыр

3
Ответить

Играл когда совсем мелкий был. Но не помню почему её не мог пройти даже в начале.

2
Ответить

С геймпада, наверное, играли. Если да, то с кнопок она, в принципе, непроходима, ибо стреляют по тебе бодро с разных концов экрана и довести кнопками прицел за доли секунды просто физически невозможно.

3
Ответить

Ну для 87 действительно выглядит бодро, но играть я конечно же не буду)

2
Ответить

Играл на Денди в начале 90х, тогда мозг сносило. Пройти было нереально, конечно, но все равно.

2
Ответить