История Sega | Часть 2 | GAME GEAR и NOMAD, которые не смогли…

Видеоматериал на канале!

Приветствую вас, дорогие читатели!

Во второй части нашего с вами разбора истории Sega мы погрузимся в период портативного гейминга. Узнаем как создавались, продавались и что особенного было в Sega Game Gear и Nomad. Почему Game Gear отчасти была успехом, а Nomad провалом? Разбираться во всём этом будем прямо сейчас.

GAME GEAR

Что ж, т.к. в прошлом выпуске во временном промежутке мы остановились в середине 90-х годов прошлого столетия, придётся отмотать немного время назад, чтобы поведать вам о портативках Sega. Начнем пожалуй вновь с вездесущей Nintendo и их Gameboy. Дело в том, что в момент своего выхода в 1989 году, Gameboy произвел настоящий фурор. Её великолепный дизайн и потрясающаю библиотека эксклюзивных игр, притягивала огромную аудиторию игроков по всему миру. Пока Sega пытались отвоевать кусок игрового бизнеса у Nintendo путём выпуска Genesis, "большая Н" не теряла времени и практически полностью взяла под контроль рынок портативных устройств. Да, я намеренно буду очень часто проводить параллели с Game Boy, т.к. во-первых, если бы не портативка от Nintendo – Game Gear могло и не быть, а во-вторых именно Gameboy был главным противником Game Gear в противостоянии портативок между Sega и Nintendo.

Sega, как вы уже поняли, вообще ни в чем не хотела уступать своему злейшему конкуренту. Поглядев на успех Game Boy– компания решила во что бы то ни стало предотвратить развитие гегемонии Nintendo и дала команду своим инженерам сделать портативное устройство, которое будет на голову, а то и на две выше по качеству картинки, чем Game Boy. Т.к. на дворе стоял конец 1980-х, это означало, что Sega могут разработать портативку, железо которой максимум могло быть приближено к начинке Master System. Поэтому инженеры смело приняли решение создать приставку на базе начинки Master System. Можно даже сказать, что Game Gear был этакой портативной версией Master System. Это решение было правильным, т.к. для разработчиков игр архитектура Game Gear была проста и понятна, и они с легкостью могли портировать вышедшие тайтлы с Master System на портативную приставку.

Оригинальная 8-битная портативная консоль - Sega Game Gear 1990 года выпуска
Оригинальная 8-битная портативная консоль - Sega Game Gear 1990 года выпуска

Что же было на борту у новинки от Sega? Самое главное отличие от Game Boy– полностью цветной экран, с разрешением 160х144 пикселя, который мог отображать на экране 32 цвета, при том общее количество цветов в палитре составляло 4096. Также Game Gear могла похвастаться превосходящим по мощности железом, в отличии от той же портативной приставки Nintendo. Над дизайном и корпусом инженеры тоже постарались и сделали приставку очень удобной для игрока, т.к. многие геймеры жаловались на то, что Game Boy было неудобно держать в руке долгое время. У Sega был отличный шанс на равное противостояние со своим прямым конкурентом, однако дьявол, как всегда, кроется в деталях и давайте уже перейдем к ним.

8- битная Game Gear была выпущена 6 октября 1990 года на территории Японии, а годом позже добралась до Северной Америки и всего мира. Цена её составляла 19 800 йен (цена Game Boy на запуске в Японии -12 500 йен) в стране восходящего солнца и 149 долларов (цена Game Boy на запуске в США - 89,99 долларов) в США соответственно. Уже на старте она стоила дороже Game Boy, оно и понятно, приставка была намного мощнее продукта Nintendo, и в производстве обходилась недёшево. Это стало первой причиной отсутствия "вау эффекта" на релизе, ведь стоимость нужно было оправдывать играми, которых на старте продаж было всего 6 штук. Вопреки всем техническим превосходствам, у Game Gear не было самого главного – крутых игр, которые и двигали бы консоль на рынке. Sega решили особо не париться и хотели пройти по легкому, уже проверенному пути – т.е. положить в комплект с приставкой игру «Columns», отдалённо напоминающую «Тетрис», которую как вы помните Nintendo благополучно продавала в комплекте с Game Boy, но успешный успех, который посетил Nintendo на релизе их портативки, к сожалению прошел стороной Sega. Да, продажи были неплохие, Sega смогли реализовать 90 000 консолей за первый месяц продаж, но дальше прогресс особо не двигался и Game Gear так и оставался в тени. Но Sega не собиралась опускать руки раньше времени и компания не была бы сама собой, если бы не проводила провокационную маркетинговую компанию, поэтому Game Gear вновь рекламировалась, как крутая система не только для малышей. Доходило даже до того, что одна из реклам Sega гласила следующее: «Если бы вы были дальтоником и имели IQ менее 12, то вам было бы все равно, какое у вас портативное устройство», очень тонко намекая на ущербный, по их мнению экран Game Boy. Такие выходки несомненно вызывали возмущение у Nintendo, однако на все протесты со стороны "большой Н", Sega жестко отвечали примерно так: «вместо того, чтобы учить нас как правильно вести бизнес, лучше займитесь улучшением своих продуктов». В общем Sega, снова пыталась дерзко заявить о себе, но на этот раз попытка не увенчалась таким же прорывом, как в случае и с Genesis.

В качестве примера рассмотрим разницу игры "Earthworm Jim" для двух версий : для Game Boy и для Game Gear
В качестве примера рассмотрим разницу игры "Earthworm Jim" для двух версий : для Game Boy и для Game Gear

Выпущенная впоследствии официальная и не официальная периферия, такая как: конвертер для подключения картриджей Master System, линза для увеличения размера экрана и даже TV-тюнер привлекали внимание весьма узкий круг людей. Цветной экран, удобный дизайн – всё это рецензенты и игроки конечно же хвалили, но как бы библиотека Game Gear не старалась пополняться играми, таких значимых системселлеров как "Super Mario Land, Donkey Kong Land, The Legend of Zelda: Link's Awakening" и многих других у Sega просто не было. Архитектура Master System это само собой хорошо, но картриджи напрямую со стационарной консоли можно было вставлять в портативку только через специальный переходник, который продавался отдельно. Помимо отсутствия супер-хитовых игр, в Game Gear был самый большой недостаток – необходимость приобретать для игры аж 6 пальчиковых батареек, заряд которых, по официальным заявлениям Sega хватал всего на 4-5 часов, но многие владельцы Game Gear говорили и вовсе о 2,5 часах непрерывной автономной работы. Против 4 батареек и 30 часов активной игры на Game Boy это выглядело настоящей катастрофой для игроков. Быть обладателем Game Gear было очень дорого, помимо покупки игр, нужно было постоянно обеспечивать себя и батарейками, если вы хотели играть в приставку вдалеке от дома, ну или хотя бы вдалеке от розетки. Конечно в Game Gear можно играть и с подключенным в приставку блоком питания, питающим энергию прямиком из розетки – но какой был в этом смысл, если консоль была портативной? Sega, естественно понимали какой будет расход батареек при разработке приставки. Но руководство компании были уверены в том, что потребитель нуждается в качественной портативной системе, обеспечивающей функции, которые не могла воплотить Game Boy с ёё монохромным экраном. Но как бы не так, игроки вновь отдавали предпочтение в первую очередь играм, а не игровой системе.

TV-тюнер для Game Gear был одним из дополнительных аксессуаров <p><br /></p>
TV-тюнер для Game Gear был одним из дополнительных аксессуаров 


Библиотека игр для Game Gear тоже имела хиты, такие как Sonic the Hedgehog, Space Harrier, Shinobi и Land of Illusion Starring Mickey Mouse – которую многие признавали, как лучшую для портативки от Sega. Да и в целом нельзя сказать, что поиграть на Game Gear было не во что. Приставка за годы своего существования обзавелась хорошими играми, пусть и немалая часть была портами с Master System. У нёё была приятная картинка, что являлось огромным преимуществом. Если бы не недостаток в виде короткой автономной работы, то у Game Gear действительно были бы хорошие шансы потягаться с Game Boy, но Sega просто были ограничены технологиями своего времени, поэтому игровая индустрия и игроки всё расставили по своим местам. Самой же продаваемой игрой для приставки оказалась, ожидаемо - Sonic the Hedgehog 2.

Коробка с Game Gear укомплектованная "Sonic The Hedgehog 2"
Коробка с Game Gear укомплектованная "Sonic The Hedgehog 2"

Провалом Game Gear всё же назвать нельзя. Она обрела собственную базу игроков и фанатов. Невзирая даже на очевидный проигрыш Game Boy, Sega всё же продолжала поддержку своей портативки, но особое внимание конечно же уделялось стационарным приставкам и аддонам к ним. На протяжении своего жизненного цикла конкурировать Game Gear приходилось с уже упомянутой Game Boy, а также с Lynx от Atari и TurboExpress от NEC. Game Gear превзошла Atari Lynx и TurboExpress, но сильно отстала от Nintendo на рынке портативных устройств. Многие игроки по всему миру до сих пор вспоминают Game Gear с теплом и считают приставку классикой, наследие которой будет жить вечно. К марту 1996 года общие продажи Game Gear перевалили за 10,6 миллионов экземпляров, что было в 10 раз меньше, чем у сами знаете кого. Окончательный спад продаж приставки пришелся к попаданию на прилавки магазинов в 1996 году Game Boy Pocket, который был меньше оригинальной приставки и требующий всего 2 батарейки для игры. К тому времени Sega уже начинала терять контроль над своими подразделениями, разрабатываемыми приставками и собственной базой игроков. Поэтому и было принято решение прекратить производство и продажи Game Gear в 1996 году в Японии, а годом позже в Северной Америки и всего мира. Всего для консоли было выпущено официально 233 игры в США и по 196 игр в Европе и Японии. На удивление, Sega даже планировали выпустить полноценного преемника Game Gear, но огромная пропасть в конкуренции с Game Boy не придавала уверенности Sega в выпуске наследника их первой портативки. Однако кое-какие наработки всё же были – проект Nomad предназначался в качестве дополнения к Game Gear, но компания в итоге выпустила эту версию как отдельную игровую приставку.

NOMAD

Nomad, лично для меня, очень необычный и хороший по задумке проект. По тому, что я узнал об этой портативке, мне почему-то сразу вспомнилась гибридность Switch с возможностью играть в одну и ту же игру перед экраном телевизора или в любом другом месте, но уже в портативном режиме. Конечно без возможности сохранять и переносить прогресс со стационарной приставки в портативную или наоборот. Но всё же я будто увидел, что Sega сделали что-то подобное Switch более 25 лет назад. Но давайте, как обычно, по порядку!

С чего вообще появилась идея разработки и выпуска Nomad? Изначально Sega в 1993 году выпустила эксклюзивно для авиакомпании Japan Air Lines портативную приставку «Mega Jet», по дизайну напоминающую Game Gear и геймпад Genesis одновременно, для того чтобы пассажиры весело коротали время перелёта за играми. «Mega Jet» был смесью стационарной и портативной приставки, поэтому пассажир мог подключить её к монитору кресла напротив и играть в игру. Главной особенностью Mega Jet было то, что в неё можно было вставлять только картриджи от Mega Drive, собственных игр приставка не имела. Японский офис Sega увидели потенциал в идее создать преемника Game Gear - портативную приставку, для которой не нужно было разрабатывать эксклюзивные игры – во все необходимые тайтлы игрок мог поиграть просто вставив картридж из своей коллекции игр для Mega Drive/Genesis. Но, как известно, в Японии Mega Drive не обладал той же популярностью, что Genesis в США и некоторых отдельных регионов мира, поэтому руководство решили не рисковать и выпустить ограниченное количество разработанных прототипов и отправить на прилавки местных универмагов, однако коммерческого успеха, ожидаемо, так и не получилось.

Sega Mega Jet - игровая консоль, представляющая собой портативную версию Mega Drive, которую использовали на борту рейсов Japan Air Lines, а затем в 1994 году она стала доступна в розничной продаже. Приставка была выпущена только в Японии.
Sega Mega Jet - игровая консоль, представляющая собой портативную версию Mega Drive, которую использовали на борту рейсов Japan Air Lines, а затем в 1994 году она стала доступна в розничной продаже. Приставка была выпущена только в Японии.

Вообще изначально на смену Game Gear планировалось разработать приставку с сенсорным экраном. Такой прототип даже находился в разработке, и по задумке должен был быть оснащён сенсорным экраном и многими инновационными плюшками. Но в то время технология сенсорных экранов была еще на раннем этапе развития и являлась очень дорогостоящей.

Sega Venus - отменённый прототип наследника Game Gear, который Sega публично показала в 2020 году.
Sega Venus - отменённый прототип наследника Game Gear, который Sega публично показала в 2020 году.

В конечном счёте, учитывая провал на рынке Японии Sega решила отложить эту идею с сенсорным экраном и взялась за разработку портативной версии Genesis, намереваясь извлечь выгоду из популярности Genesis в Северной Америке. В Японии Mega Drive никогда не была успешной, а новинка - Saturn для японских игроков оказалась успешнее PlayStation от Sony, и поэтому генеральный директор Sega Enterprises Хаяо Накаяма решил сосредоточиться на Saturn, что привело к прекращению поддержки Mega Drive и продуктов на её базе.

Sega Nomad (в переводе - "Кочевник") вторая и последняя портативная система от Sega
Sega Nomad (в переводе - "Кочевник") вторая и последняя портативная система от Sega

Проект Nomad, вторая и последняя портативная система от Sega – поступила в продажу только на территории США и Канады 13 октября 1995 года, в то время кстати Game Gear еще не был снят с производства и продажи. Но если Game Gear была этакой Master System в кармане, то Nomad – полноценной Genesis у вас в кармане. Портативка имеет встроенный высококачественный LCD-экран, диагональю 3.5 дюймов, D-Pad и шесть кнопок, по аналогии с геймпадом Genesis. Так же имелась возможность подключения к телевизору с помощью видеовыхода. В то время Sega Nomad стала единственной портативной приставкой, которая могла подключаться к телевизору. Также присутствует дополнительный порт для второго игрока. Память, графика и звук Nomad идентичны полноразмерной приставке, единственное различие заключается в том, что благодаря экрану приставка полностью самодостаточна. Однако из-за меньшего размера экран часто страдал от размытия. Дизайн устройства был сделан по аналогии с Game Gear, но сама фишка приставки была немного в другом. Консоль может запускать только картриджи от Genesis. Однако из-за несовместимости с аппаратными аддонами к Genesis, приставка не могла воспроизводить игры для Sega Master System, Sega CD или Sega 32X. В отличие от предшественника, для Sega Nomad не было выпущено специальных игровых картриджей, т.к. выпуск приставки состоялся на пятый год присутствия Genesis на рынке, библиотека игр насчитывала уже более 500 штук, поэтому в теории заскучать игрокам не приходилось. Да, не было эксклюзивных игр, но зато у вас в кармане была полноценная портативная Genesis с потрясающим качеством графики и возможностью поиграть в абсолютно любую игру с оригинальной приставки по пути на работу или же на школьной перемене, причём картинка была точь-в-точь как и было бы при запуске игры на стационаре.

Sega Nomad можно было напрямую подключить к ТВ, через видеовыход
Sega Nomad можно было напрямую подключить к ТВ, через видеовыход

Но если в теории всё так хорошо, вроде бы вы покупаете портативную приставку, для которой не нужно тратиться на покупку отдельных игр – почему же Nomad всё же стал провалом? Первая причина провала – перенасыщение "Сегой" своих же приставок на рынке. К моменту выхода Nomad в продаже уже были: "Genesis, Sega CD, Sega 32x, Sega Game Gear" где-то в новостных лентах пролетал некий "Neptune", и в конце-концов приставка уже нового поколения – "Saturn". Как вы помните из предыдущего блога, игроки в те годы вообще не понимали какую стационарную то приставку нужно покупать, а тут еще до кучи релизнулась и портативная система, да еще и по цене в 180 долларов, тогда как Genesis в то время стоил 99 долларов, а Game Boy – всего 50. Спустя несколько месяцев после провального запуска, Sega начала распродавать приставку и вовсе за сущие копейки, чтобы хоть как-то избавится от неё. Вторая причина провала - чтобы играть в «портативе» на Nomad было 2 пути: играть возле розетки с подсоединённым в приставку блоком питания, либо же покупать самостоятельно отсек для пальчиковых батареек, которых для включения и активной игры снова требовалось 6 штук, как и в случае с Game Gear и заряда которых хватало часа на 3-4. Короче говоря, портативный гейминг 90-х довольно дорого обходился игрокам.. но самое важное это то, что Sega не извлекла этой ошибки из предыдущего опыта с Game Gear, где основной причиной провала как раз и являлась короткая продолжительность игры, из-за быстрого разряда батареек. К тому же, в период релиза Nomad в продажу поступил "Pokémon Red и Pokémon Blue" для Game Boy, который как вы знаете стал главным бестселлером Game Boy и вообще одной из самых продаваемых франшиз в истории. Авторитет, продажи и доминирование на рынке Game Boy было слишком высоким, чтобы пытаться конкурировать с Nintendo. К тому же, с Nomad Sega уже не так активно продвигала рекламную компанию, будто уже изначально осознав поражение. В связи со всеми этими обстоятельствами Nomad продалась смешным тиражом менее 1 млн проданных экземпляров и так и не покинула пределы рынка США и Канады. Официально. Учитывая, что приставка никогда не выпускалась в Европе и Австралии, она способна запускать игры PAL региона без каких-либо внешних переходников или конвертеров. Для 90-х годов это было редким явлением.

Sega Nomad против Game Boy Color. На мой личный взгляд - приставка от Nintendo выглядит более эстетично и портативно!
Sega Nomad против Game Boy Color. На мой личный взгляд - приставка от Nintendo выглядит более эстетично и портативно!

Как итог, могу сказать, что если Game Gear попала в список «10 самых продаваемых портативных устройств всех времен», то Nomad оказался в списке «10 самых плохо продаваемых портативных систем всех времён». Игрожуры часто критиковали неудачное время выхода на рынок, недостаточную рекламу, сильное давление со стороны Nintendo и малое время автономной работы.

Вот так и закончился жизненный цикл портативок от Sega. Он был не долгим, не особо ярким и ограничился выходом всего 2-х приставок. Про одну из них и вовсе слышали и знали, по большей степени, только на территории Северной Америки. Но всё же для многих игроков эти приставки подарили отличные эмоции и хорошие теплые воспоминания. Ну а о том, как закончился жизненный цикл стационарных консолей Sega вы узнаете в третьем, заключительном эпизоде истории компании.

P.S. Буду признателен, если поддержите YouTube канал подпиской и лайком (ссылка на видео - выше), чтобы подобные материалы смогли увидеть, как можно больше людей. Всем спасибо за внимание! Всем пока

2222
3 комментария

Комментарий недоступен

1
Ответить

Их провалы можно сравнить с провалами PSP и PS Vita, конкурентов DS и 3DS.

Ответить

Ну PSP точно не была провалом. В сравнение с продажами PSP и DS - PSP конечно проиграла, но все же портативка была культовая и подарила нам кучу клевых игр. PS Vita да, была провалом, но ее сама Sony загубила

Ответить