Почему так хорош RTX, и некоторые его закономерности

Хайп от этих трёх букв исправно шевелит паблики, все дружно обсуждают, где оно наименее тормозит и чего нового приносит, забыв главное – зачем оно нужно, для чего форсится, и что с этим будет дальше. Зная некоторые закономерности маркетинга, гораздо проще понимать некоторые вещи и даже делать прогнозы. О чем мы и поговорим в этой заметке.

RTX on в новых проектах не всегда бывает обоснован, но показывать мускулы же нужно!<br /> www.reddit.com
RTX on в новых проектах не всегда бывает обоснован, но показывать мускулы же нужно!
www.reddit.com

Зачем это нужно сейчас

Эйфория от майнинговой лихорадки настолько понравилась производителям видеокарт, что глупо было ждать, что они вот так сдадут позиции после схода активности. Инвесторы привыкли к большим цифрам, рынок привык к взрывному росту. Все это, вне каких либо сомнений, повлияло на дальнейшие действия Nvidia и их стратегию. Давление на разогретые майнингом активы сверху явно есть, и если инвесторы потеряют к теме интерес, то это чревато огромными потерями. Спад всегда проходит более истерично, чем рост. Ввод RTX (или DXR как стандарта) и высокая цена на железо, его поддерживающее, является частью стратегии по загону потребителя в новые реалии, лишая его привычки экономить. Звучит грубовато, но давайте разберемся, что это значит.

Фактор 1050ti

Многолетний хит продаж, и король бюджетного гейминга сейчас уже сдает свои позиции, но может использоваться в нашей статье как символ сознательного самоограничения геймера при покупке видеокарты. Увы, но не рекордсмен-1080ti в свое время в глазах массового покупателя был лучшим продуктом, а именно 1050ti! Понятно, что это сильно расстраивает любого производителя – работаешь тут, стараешься, выпускаешь топовый продукт, а покупатели все равно покупают 1050ti.

Дженсен Хуанг и сам не так давно проговорил это вслух, посетовав, что сейчас нет смысла покупать видеокарты ниже 2060. Поэтому на данном этапе, задача RTX, это разграничить привычную сетку продаж, провести жирный водораздел. Раньше, покупая новую видеокарту, бережливый покупатель мог выбрать дешевый продукт, руководствуясь тем, что «и этого хватит». Сейчас так не выйдет. Это «подтягивает» вверх категорию привычных скупердяев, кто раньше массово и «умножадно» брал видеокарты условного уровня 1050ti. Да, засилье 1050ti в отчетах Steam очень не нравился производителю – она была слишком дешевая, и то, что люди добровольно шли на такой дауншифтинг, сильно расстраивало богатых дядек. Теперь же покупатели, для кого подошло время взять свою условную 1050ti нового поколения, будут вынуждены взять не что-то уровня 1660, а именно 2060 и выше.

Если говорить проще – RTX, это новая методика подтягивания вверх условного среднего чека в ПК-игропроме. И это не шутки – именно средним чеком меряют рестораны, и именно средний чек является показателем успешности и грамотности работы персонала. Сегодня недостаточно просто продать свой продукт – сегодня надо продать дорогой продукт. Не брать же сегодня карту без RTX, правда?

Главное в сегодняшнем RTX, это не новые технологии, а новые способы поднять средний чек, сразу поставив перед покупателем серьезное условие при покупки продукта. И с этой задачей он блестяще справляется.

RTX в современных продуктах

Но, как говорят – нет худа без добра, не так ли?

Любители хайтека сейчас боготворят Хуанга, что если бы не он, то еще бы сидели на старых технологиях еще с десяток лет. А тут новая технология, которая сулит новые горизонты в реализации пресловутого «графония». Но и тут есть свои нюансы и задачи.

Рынок игровой индустрии скоро переживет один из важных водоразделов – а именно, выход новых консолей. Нет сомнений, что еще одно-два поколения запаса у производителей железа есть, пока ПК не просто перегонит новые консоли с их проприетарными «заточками» (характеристики которых уже примерно известны), а будет серьезно и привычно доминировать над ними в мультиплатформе, в том числе и в 4к без каких либо вопросов. А что дальше? Зачем юзеру надо будет покупать какую нибудь 4080ti, если 3080ti тянет всю мультиплатформу с запасом? – Тут и приходит на помощь RTX.

Весьма ресурсоемкая технология легко может взять на себя роль нового фактора, который продаст не одно и два поколений видеокарт тогда, когда производительность текущих уже будет избыточна. И не надо питать иллюзий – скоро к гонке за лучи подключится и AMD, так как им также будет выгоден вышеупомянутый «водораздел» - и им также будет выгодно вывести на рынок продукт, который сразу минует стадии ненавистного low-сегмента.

Скажу больше – если бы не было RTX, его следовало бы выдумать. Рынку железа крайне нужен фактор апгрейда. Причина, по которой вы будете менять видеокарту. А покупать задорого устройство, которое будет просто на 20-30% быстрее старого, но которое имеет ровно такие же возможности, это совсем не интересно. Стимул будет маловат.

Нужно ли сейчас

Весьма комично, что новейшая технология RTX лучше всего показывает себя в старых проектах. Майнкрафт расцветает на глазах, Квейк2 также выглядит отлично. Что касается новинок, то оказалось, что прикрутить RTX к новым проектам оказалось не так просто, как думалось. Это далеко не «just works», как говорилось раньше. Десятилетиями развивающийся «старый» tech оказался не готов к тому, что туда что-то попытались «прикрутить», причем за короткое время. Да и новинки от NV оказались откровенно слабоваты для «лучей», чтобы реализовывать их так, как рассказывал глава NV на презентации. Несмотря на явные старания продвинуть технологию и щедрое финансирование своих партнеров от Nvidia, внедрение «лучей» в игры пока идет удручающими темпами. Игры, где RTX реализован хорошо, можно пересчитать по пальцам одной трёхпалой руки. Доходит до абсурда, когда в том же Tomb Raider разработчики в версии «RTX Off» вырезают примитивные тени Лары от единичного источника света, которые тянул еще античный Blade of Darkness.

То самое сравнение, где без RTX Лара вдруг потеряла тень <br /> hardware unboxed
То самое сравнение, где без RTX Лара вдруг потеряла тень
hardware unboxed

Но здесь на помощь Nvidia приходит психология. Чтобы мне не быть голословным, вы можете провернуть этот трюк сами. Просто возьмите знакомого, который не играл в тот же Control или новый Metro, но любит поиграть в игры. Расскажите ему, как крут RTX, покажите рекламные ролики, и врубите эти же игры, но без RTX. У меня в трёх случаях из трёх люди восторгались отражениями и графикой Control (которые реализованы в игре без RTX), рассказывали, что просто были в восторге от разводов тряпки, которые увидели на полу в сценке рядом с уборщиком. Одна из обманутых отмечала, как реалистично переливается металл на шестеренках запираемой гермо-двери. В Метро все отметили шикарные тени, в том числе и углах комнат. В БФ5, к сожалению, я не играл, но там также играет на руку высокий уровень проекта и ощущения будут подобные.

Итого мы имеем факт, что в этом поколении Nvidia попросто паразитирует на основе доведенных до совершенства «устаревших» технологий, которые и без нее разработчиками заложены в проекты. RTX мог бы сильно помочь еще не совсем устаревшим, но популярным играм, таким как Fallout4 или даже Skyrim, но там будет гораздо сложнее проявить себя, ибо современный RTX пока не по силам реализовать в таких играх – силенок даже у 2080ti не хватит.

Этот скрин в Control получен без RTX. Но если сказать, что с RTX - верят.<br />
Этот скрин в Control получен без RTX. Но если сказать, что с RTX - верят.

Что дальше?

RTX, как инструмент в реализации виртуальных миров, уже на слуху. Он моден, он как бы стал новым стандартом. Надпись про ретрейсинг сегодня будет почетна и уважаема в любой игре. Вне сомнений, RTX поможет продать еще много поколений видеокарт, и позволит ПК-сцене развиваться даже тогда, когда потребность в более мощном железе иссякнет. Ответ на вопрос «зачем мне иметь еще более мощное железо, если игры и на текущем везде шустро идут?» уже получен. Вы купите условную 4080ti, потому что она будет на 40- 50% мощнее «на лучах», чем условная 3080ti.

Следующее поколение уже сможет реализовывать лучи не только в майнкрафте или Quake2, а уже в менее старой классике. И будет интересно запустить тот же Skyrim или HL2 с новыми, впечатляющими опциями. То есть чем дальше, тем больше RTX (или DXR как стандарт) будет проявлять себя именно как графическая фича, а не маркетинг, что не может не радовать.

Обиднее всех будет владельцам текущих «слабосильных» Turing уровня 2060 или 2060 super (которые, как вы помните, и выбирают «умножадные» любители текущего апгрейда) – скорее всего, уже с приходом следующего поколения видеокарт от NV или AMD, их отцепят от поезда элитных развлечений. Потому что новые игры с RTX уже будут уже подстраивать под топовые возможности условной 3080ti, а не старые возможности 2060.

Что касается текущего поколения, всем тем, кто пока не запрыгнул на поезд прорывных лучей, остается только надеяться на лучшее. Надеяться, что разработчики, движимые длинным долларом Nvidia, не станут злоупотреблять, и вырезать совсем уж элементарные эффекты в новых играх, просто чтобы показать, как оно хорошо работает с RTX. Тот же Control хорошо показал, что сегодня и «старые» технологии достаточно хороши, чтобы удивлять и радовать.

213
273 комментария

Отражения в контроле великолепны на мой взгляд, зачатую мне казалось что там что-то есть и я шугался)

А вообще турбоистерия вокруг RTX, такая как была во время шейдерной геволюции середины 00, там тоже все визжали, игры говорили в принципе что работать без новой карты не будут, и вот прекрасный новый мир через пару лет считал что карты без поддержки новомодных шейдеров только на свалку.

А до того вопили на другое а до того вообще на появление 3д ускорителей в принципе.

В общем надеюсь что максимум людей осознают что караван будет двигаться в любом случае.

Ну и стоит понимать что все подстроится под новые консоли, если там будут лучи от амд, то будут лучи везде и всюду. Не будет лучей, то еще поколение их будут оттачивать на пк-
геймерах

49
Ответить

но ведь карты без шейдеров действительно на свалку. помню обрубок жефорс 4 мх 440 и как на нем половина игр не шла.
ну а появление 3д ускорителей как таковых это уровнем выше революция.

31
Ответить

Первая игра которую я поиграл с поддержкой шейдеров 2.0 была HL2. И там была реально крутая графика, качественный на тот момент bumpmapping и искажения при взгляде через колбы с жидкостью (плюс всякие стёкла прозрачные). И когда хл2 я проходил уже без шейдеров у себя на компе на видюхе GF440MX - это была колоссальная разница в визуале.
Сейчас ртх такого эффекта не даёт даже близко.

9
Ответить

Комментарий недоступен

5
Ответить

Я помню в нулевых через 3D-analyzer заставляла работать видяху с шейдерами 1.1 на шейдеры 2.0 или наоборот. Сейчас у меня почти так же, только без всяких приблуд на 1660 тормозит RTX.

3
Ответить

Комментарий недоступен

3
Ответить

Пека бояре: -кококо, сонсольки тормозят прогресс, графоний мыльный из-за сонсолек, технологический застой, ничего не развивается, новых фич нет.
Производители видеокарт добавляют фичи, развивают новые технологии, дают разработчикам возможность творить на новом уровне.
Пека бояре: -кококо, зачем это надо, теперь железо менять, все же отлично работало!

1
Ответить