«Мартин Иден» Джек Лондон

«Мартин Иден» Джек Лондон

В этом году поставил себе цель, которая перетечёт и на следующий год: закрыть пробелы в классической литературе. Что до «Мартина Идена», то острое желание к прочтению возникло после просмотра одноимённого фильма 2019г. за режиссёрством Пьетро Марчелло. Картина так понравилась, что пришло понимание – я обязан прочитать наконец книгу.

Джек Лондон преимущественно ассоциировался с произведениями, носящими приключенческий характер, к примеру, с любимой историей детства под названием «Белый Клык». Но «Мартин Иден» как раз с противоположной плоскости, рассказывающий о жизни, до которой рукой подать и легко потрогать. Основа, что будет актуальна в любое время, пока есть место творцам.

Этот роман будет близок творческим личностям: писателям, поэтам, художникам и т.д. Мартин был простым моряком, обладающим физической силой, но не имеющим развитого интеллекта, тяги к знаниям. Книг в руки не брал, учебные заведения не посещал, писал и читал плохо. И так продолжалось до одного поворотного момента – до встречи с девушкой из класса выше, с Руфью, в которую Март влюбился с первого же взгляда.

Чтобы быть на одном уровне с ней, Мартин стал залпом прочитывать книгу за книгой, учиться, а затем и самостоятельно писать. Иден почувствовал, что ему есть то, чем поделиться с людьми, твёрдо решил превратить эту страсть в профессию. На протяжении романа главный герой сталкивается со всесторонним непониманием и отсутствием веры в себя.

«Мартин Иден» очень правильная книга с той стороны, что человек должен твёрдо верить в самого себя и в то, чем он занимается, что любит. Над протагонистом часто смеются на протяжении повествования, уговаривают «устроиться на службу», даже Руфь не относится серьёзно к его деятельности. Но Иден продолжает гнуть линию: упорно отправляет рукописи в издательства, получает возвраты, у него кончаются деньги, он закладывает одежду, чтобы арендовать печатную машинку.

Мартин, конечно, должен поблагодарить Руфь за толчок к такому самосовершенствованию и обретению истинного себя, но всё же Джек Лондон слишком романтизирует любовь самого Идена – и это один из моментов, который причисляется к минусам произведения. Он любил только две вещи в жизни: Руфь и писательство. И без этих составляющих не мыслил дальнейшее существование.

Из последнего предложения предыдущего абзаца вытекает второй и весомый минус, связанный с концовкой романа, что выглядит инородным телом. Достигнув признания, но потеряв вкус жизни, Март теряет смысл существования. Это коррелируется, например, с Сергеем Есениным. Но лично я (не как критик, а как читатель) не принимаю такую концовку, придуманную Джеком Лондоном.

Так или иначе, но «Мартин Иден» интересен и полезен творческим людям, а также романтикам. Такому напору и настойчивости каждому стоит поучиться у главного героя романа.

Подписывайтесь на мой тг-канал

7070
35 комментариев

Вообще концовка даже породила психологический термин - синдром Мартина Идена. Это разочарование и тяжёлая депрессия после достижения очень значимой цели, когда человек слишком завышает ожидания от этой цели и попутно истощает свою нервную систему на пути к ее достижению. Джек Лондон мне кажется отчасти с себя списал Мартина Идена, они прошли похожий путь, местами это практически автобиография, а в конце жизни Джек Лондон тоже страдал от депрессии и умер от передозировки морфием (была ли эта случайность или суицид неизвестно). Так что эта концовка - это чувства и переживания самого автора, который писал Мартина Идэна уже на пике своей писательской карьеры, а не просто попытка шокировать читателя неожиданным поворотом.

31
Ответить

Из всех прочитанных книг Мартин Иден произвел пожалуй самое сильное впечатление. Разочарование в людях и деле мечты очень хорошо передано.

27
Ответить

Ещё я не думаю, что сильная любовь Мартина Идена к Руфь - это минус произведения. Мне показалось, что любовь к Руфь это не только любовь Мартина к женщине, но и к образу ее жизни, к ее окружению, это мечта простого моряка о возвышенной и лучшей жизни.
Для меня эта книга скорее не о саморазвитии, а о том что одно лишь развитие не сделает тебя счастливым. Нельзя забывать, что нужно ещё и просто жить, отдыхать и находить радости в простых вещах, а не только идти к своей великой цели. Мартину одержимость саморазвитием не принесла удовлетворения, и даже не сделала его лучшим человеком чем он уже был (его высокомерное и надменное поведение во второй половине романа), скорее наоборот высветила несовершенство мира, в особенности того к которому он стремился и который раньше идеализировал. В итоге несмотря на успех это привело его только к разочарованию и депрессии.
Сильная, исключительная, творческая личность, возвышающаяся над толпой обычных людей - сверхчеловек, которым Мартин так хотел стать, по умолчанию одинок, несчастен, а его жизнь лишена смысла, и это одна из важнейших тем в романе на мой взгляд. Именно поэтому перед смертью Мартин вспоминает свое детство и осознает, что именно тогда он был счастлив, но уже не способен вернуться к той простой жизни, как и не способен найти смысл в своем текущем состоянии.
Для меня Мартин это трагичный герой и точно не пример для подражания, а скорее предостережение, поэтому и такая мрачная концовка воспринималась, как закономерный финал его истории.

12
Ответить

Я рекомендую читать его вкупе с "Луна и грош" Моэма, основанной на жизни Поля Гогена. Книга тоже про самореализацию, но более позитивная что ли.

10
Ответить

В планах есть, спасибо, что напомнили 

Ответить

Надо обратить внимание на это. Спасибо за наводку)

Ответить

Комментарий недоступен

8
Ответить