Посильная ноша: мнение по поводу романа «Атлант расправил плечи» и творчества Айн Рэнд в целом

Посильная ноша: мнение по поводу романа «Атлант расправил плечи» и творчества Айн Рэнд в целом

Сверхкороткая рецензия для ленивых: если вы ещё не читали эту книгу, то не советую и начинать. Понимаю, что «Атлант» стал знаковым произведением и повлиял на многих успешных людей, но честное слово - сэкономьте свои деньги и, что куда важнее, время. Это тот случай, когда для поддержания беседы по теме вполне достаточно будет ознакомиться с кратким содержанием романа. Вместе с тем, его создательница - далеко не безыдейный человек, и в её наследии есть место как минимум любопытным мыслям, способным если не сформировать мировоззрение, то во всяком случае вызвать внутреннюю дискуссию. Просто к художественной литературе это не имеет никакого отношения.

Как это часто бывает, взгляды Алисы Розенбаум, позже сменившей имя на Айн Рэнд, определила её непростая биография. Женщина родилась в семье успешных аптекарей, чей бизнес был конфискован большевиками, когда те сумели дорваться до власти. Октябрьская революция и, соответственно, левые идеологии резко ухудшили жизнь Алисы. Поэтому нет ничего удивительного в том, что она возненавидела советское государство, а после эмиграции в США решила сделать всё, чтобы события 1917 года не повторились в её новой месте жительства. Более того, Рэнд прониклась традиционным американскими ценностями и создала на их основе свою собственную философско-политическую концепцию правого толка, которую и транслировала через творчество.

Айн Рэнд (1905 - 1982)
Айн Рэнд (1905 - 1982)

Впервые опубликованный в 1957 г. «Атлант расправил плечи» - четвёртый роман писательницы и квинтэссенция её литературной карьеры (предыдущие книги были, в сущности, о том же самом). Его часто определяют в первую очередь как антиутопию, но Рэнд намешала винегрет из самых разных жанров: тут есть место и романтике, и детективной линии, и судебной драме. Не уверен, что эмигрантка помнила русскую пословицу про двух (нескольких в данном случае) зайцев, как не уверен и в том, что она за ними вообще гналась. Ни один из элементов романа не исполнен на приемлемом уровне, не способен оставить внятный читательский опыт у человека, знакомого хотя бы со школьной литературной программой. Кроме главного, ради которого «Атлант», собственно, и писался - политики. Именно ради политического высказывания Рэнд клепала лоскуты сюжетной конструкции, в то время как остальное ей, скорее всего, было попросту неинтересно.

Главные герои романа, металлург-инноватор и внедряющая его технологии в транспортную сферу бизнесвумен пытаются противостоять давлению со стороны социалистов. Левые идеи захватывают Америку, в кабинетах Вашингтона орудуют «бандиты», которые то ли манипулируют массами, то ли ловко седлают общественные настроение. Дармоеды требуют у наиболее трудолюбивых, талантливых, инициативных людей делиться плодами своего труда, обесценивая любые серьёзные усилия. Зачем лезть из кожи вон и что-то выдумывать, если достаточные для существования средства тебе принесут по сути на блюдечке ? Нужно просто забрать у «богатых» и поделить между «нуждающимися». В этом перевёрнутом мире благополучие становится пороком, а воровство - благородством. Айн Рэнд рисует ужасающий, абсурдный мир будущего… А, нет же, она рассказывает о событиях своей молодости и перекладывает их на американские реалии.


Здесь нет никакого пророчества и визионерства, как нет их у Брэндбери в «451 градусах». Да, нацисты сжигали книги, а коммунисты кошмарили успешных людей. Тоталитарные режимы - это не социальная фантастика, а наша горькая реальность. Здесь на помощь могла бы прийти сатира, которая, как известно, раскрывает новые грани проблемы через её высмеивание. Но чувство юмора у писательницы отсутствует напрочь, всё написано со звериной серьёзностью и пафосом, которые уже в 50-е годы начали считаться безвкусицей.

В 2011 году на экраны вышла экранизация (вернее, первая её часть), снятая американцем Полом Йоханссоном, он же исполнил роль Джона Голта. Текущая оценка на КП: 5.6, на IMDB точно такая же.
В 2011 году на экраны вышла экранизация (вернее, первая её часть), снятая американцем Полом Йоханссоном, он же исполнил роль Джона Голта. Текущая оценка на КП: 5.6, на IMDB точно такая же.

«Кто такой Джон Голт?» - задаются вопросом герои на протяжении большей части романа (пока, наконец, не узнают ответ). Этот загадочный человек посещает лучших бизнесменов, инженеров и учёных, после чего те куда-то пропадают, а их великолепное наследие оказывается разграблено, уничтожено или просто бесполезно без контроля создателей. Персонаж-призрак здесь выступает в качестве своего рода капиталистического Мессии: он забирает талантливых людей на свою Землю Обетованную, где они становятся по-настоящему свободны, в том числе от своего главного бремени - улучшать жизнь неблагодарного быдла. «Атлант расправил плечи» - это про современных титанов, на которых держится буквально всё. И вот они сбрасывают грешный мир, оставляя его маленьким, зависимым, никчёмным людишкам. Никакого подвоха и второго дна ! Атлантида Голта действительно оказывается самым справедливым и базированным обществом. Америке под социалистам действительно наступает кирдык. Опять же, даже на момент выхода романа такая монохромная, почти религиозная мораль казалась пережитком прошлого. А Рэнд - не Толкин, её произведение лишено сказочной атмосферы и волшебства (впрочем, технической нелепицы в нём хватает).

Справедливости ради, на уровне фабулы «Атлант» выглядит по меньшей мере занятно. И главная проблема романа вовсе не в этической стороне вопроса, а в том, что на пути от завязки к финалу читателю придётся проделать поистине титанические усилия, дабы преодолеть авторское словоблудие. Для трёхтомного 1364-страничного кирпича здесь происходит непростительно мало даже не интересных, а просто событий. Яркие эпизоды, вроде безусловно удавшегося Рэнд крушения поезда, можно пересчитать по пальцам одной руки. Тут сказывается ещё и выбор тематики: чтобы увлечь людей делами сталелитейных магнатов и железнодорожных управленцев, нужно обладать талантом хотя бы уровня Эптона Синклера (автора «Нефти»). Не по Сеньке шапка, как говорится. Почему женщина не написала про куда более близкую ей фармацевтику или медицину, остаётся загадкой. «Атлант» читается попросту скучно и, благодаря адскому косноязычию Рэнд, в плохом смысле слова тяжело. А ведь говорят, что русский перевод сгладил самые шершавые и кривые обороты !..

Масло в огонь подливают и до смешного одномерные персонажи. На отсутствие глубины и какого-либо развития характеров ещё можно было бы закрыть глаза (опять же, весь вопрос в таланте автора), но каждая их реплика напоминает о целеполагании романа, тем самым не позволяя хотя бы немного проникнуться перипетиями. Герои и их поступки не формируют убедительную историю, они служат лишь средством трансляции взглядов писательницы. Вспомните, как ловко толкали своё видение христианства Достовский в «Братьях Карамазовых» и Толстой в «Воскресении», какой душераздирающей была левая повестка у Горького в «Матери». В этом плане «Атлант» напоминает скорее «Что делать ?» Чернышевского - такой же политический манифест, ради которого зачем-то понадобилось писать толстенную художественную книгу.

BioShock (2007) - шутер с элементами RPG, ставший по сути авторским проектом геймдизайнера Кена Левина. Посредством игры он критически переосмысляет творчество Рэнд и вступает с ней в заочную полемику. Титаны в экстерьере зданий это только подчёркивают.
BioShock (2007) - шутер с элементами RPG, ставший по сути авторским проектом геймдизайнера Кена Левина. Посредством игры он критически переосмысляет творчество Рэнд и вступает с ней в заочную полемику. Титаны в экстерьере зданий это только подчёркивают.

«Атлант расправил плечи» был прохладно принят критикой и мировой творческой интеллигенцией (уже в 50-е годы тяготевшей в основном к левым взглядам). Однако среди простых читателей роман быстро стал бестселлером и даже обрёл культовый статус. В опросе, который проводился одним из крупных литературных клубов США, только Библия была чаще упомянута среди книг, оказавших наибольшее влияние на жизнь респондентов. В России «Атлант» был издан только в 2008 году и с тех пор тоже продолжает вызывать стабильно высокий интерес.

На самом деле, понять людей, полюбивших эту посредственную и претенциозную книгу, очень легко. Несмотря на слабый сюжет, она отлично работает как мотивационная литература, вдохновляя на творческие и деловые свершения. Философия Рэнд только на первый взгляд кажется человеконенавистнической - на самом же деле, она переполнена оптимизмом и любовью к людям. Не ко всем людям, разумеется, а лишь к наиболее энергичным, деятельным, способным изменить мир к лучшему. Но разве не такими хотят видеть себя большинство из нас ?..


«Атлант» констатирует, в общем-то, довольно очевидный факт: общество держится на гениях и лидерах, именно они двигают политический, культурный и научно-технический прогресс. Безусловно, простой работяга с завода Tesla заслуживает достойной оплаты труда и уважения к своим правам. Вот только Илон Маск, скорее всего, сможет за какое-то время овладеть его профессией. А стать новым Маском сможет один из миллиона, если не из миллиарда. Читая «Атлант», тот самый работяга может поверить в свои силы, раскрыть свой потенциал на другом месте, попробовать оставить действительно большой след в истории. Тщеславие - это нормальное человеческое качество, пускай и приводящее порой к плохим последствиям. В любом случае, я бы скорее доверил свою жизнь адепту Айн Рэнд, чем индивиду, сделавшему своей настольной книгой соцреализм вроде «Так закалялась сталь». Ведь человек, готовый умереть ради какой-то очередной сверхидеи «на благо всего мира», на мой взгляд представляет большую угрозу для окружающих, чем искренний эгоист.

Творчество Айн Рэнд нередко используют для создания политических лозунгов и транспарантов. На фото - протесты либертарианцев в Нью-Йорке, в разгар экономического кризиса (2009 г.).
Творчество Айн Рэнд нередко используют для создания политических лозунгов и транспарантов. На фото - протесты либертарианцев в Нью-Йорке, в разгар экономического кризиса (2009 г.).

Айн Рэнд была откровенно слабой писательницей, и это во многом сыграло с её наследием злую шутку. Дело в том, что литературные потуги женщины кладут тень на её публицистику, которая однозначно заслуживает куда большего внимания. Рэнд удалось почти с нуля, ориентируясь разве что на этику Аристотеля, классический либерализм Адама Смита и пресловутую «американскую мечту», создать свою собственную мировоззренческую концепцию: объективизм. Важнейшим её произведением является вовсе не «Атлант», а сборник эссе под названием «Добродетель эгоизма». И пускай к серьёзной философии это не имеет никакого отношения, идеи Рэнд действительно заслуживают внимания - хотя бы по той причине, что после Второй Мировой крупных мыслителей правого толка в академической среде почти не появлялось (на ум приходят разве что Ротбард и Хоппе).

Представления Айн Рэнд о добре и зле формировались в совершенно в другом мире, и по меркам сегодняшнего западного мейнстрима они кажутся чуть ли не радикальными. Не удивительно, что права на экранизацию «Атланта» недавно купило крайне правое медиа Daily Wire, которое ответственно за нашумевшие анти-вок документалки «Кто такая женщина ?» и «Я расист ?». Со взглядами Рэнд можно полемизировать, её идеи могут раздражать, казаться наивными и даже вредными, также как идеи Фрейда, Маркса или, допустим, Ильина. Но разве не попытка понять неприятную точку зрения формирует в человеке критическое мышление ? Так вот, вам не обязательно принимать Айн Рэнд, но понять её точно не помешает. Это та ноша, которая посильна каждому (даже тем, кто не считает себя титаном).

Любить — значит ценить. Только разумно эгоистичный человек, обладающий самоуважением, может любить, потому что только у такого человека могут быть твёрдые, постоянные, неизменные ценности, которым он всегда будет хранить верность. Человек, который не ценит сам себя, не может ценить ничего и никого другого.

«Добродетель эгоизма»
Статуя Атланта, держащего небеса. Рокфеллер-центр, Нью-Йорк.
Статуя Атланта, держащего небеса. Рокфеллер-центр, Нью-Йорк.
8686
1414
33
11
11
11
11
11
157 комментариев

Пара слов об экранизации. Вся трилогия (а это именно три фильма, выходившие с 2011 по 2014 годы) - это результат работы бизнесмена и продюсера Джона Аглиалоро. И только его. Он вкладывал деньги, корпел над сюжетом и стоически принимал провалы. Часть за частью. Режиссёры, актёры и вообще команды (а их было три) сменялись в каждом фильме неспроста. Для Джона это был проект мечты, он готов был пойти до конца, чтобы его осуществить, даже ценой разрушения художественной целостности кинополотна.

Несмотря на отличное качество картинки (когда в дело не вступает графика), фильмы, конечно, сняты ближе к сериальному формату. В них нет громких имён (за исключением Саманты Мэтис и Рэя Уайза, пожалуй). Нет выдающейся режиссуры (скорее всего Джон нанимал режиссёров, к слову, новичков, емнип, сам). Зато там есть экономика (первый фильм) и антиутопия (второй и третий).

Смотрел трилогию в 2021 году на своём мероприятии. Большей части моих зрителей кино в лучшем случае показалось душным, в худшем - паршивым, беспомощным. Однако нашлись и те, кто оценили экономическую и фантастическую составляющую при всех бедах трилогии.

Лично мне первый фильм очень понравился. Сохрани Джон тот же темп на всю трилогию, но получилось, как получилось. Неплохо, но точно не хуже, чем "1984" у Дианы Ринго, наверняка, влюблённой в Замятина и Оруэлла.

Вместо заключения, процитирую мнение блогера и писательницы Жанны Поярковой (в народе - Мор), с коим я в целом согласен: "Многие фанаты остались недовольны, девушкам не хватило Брэда Питта, любителям спецэффектов размаха, а кое-кто негодовал, что текст переложен на экран не буквально. Вы "Атланта" вообще читали? Аглиалоро явно фанат Айн Рэнд, но он надеялся, что Голливуд впишется и профинансирует вторую и третью части фильма, а пока получается наоборот — фильм даже не окупился в прокате, заработав комические 3.4 миллиона. Для кинотеатров идеи Рэнд оказались сложны.

На мой же взгляд, фильм получился отличный. Это особенно удивительно, потому что этого совсем не ожидаешь. Во-первых, его смысл не затеняется звездными лицами актеров. Люди бизнеса, целиком увлеченные им, никого не напоминают, они существуют сами по себе, и это не мешает транслировать идеи. Несмотря на то, что многое пришлось ужать, основное настроение борьбы одиночки против большинства, таланта против посредственности, битвы стремления достигать, действовать — и стремления уравнять мастера с паразитом показаны наглядно. Мне не раз приходилось сталкиваться с ситуациями, которые у Рэнд гиперболизированы, доведены до абсурдна, — с ситуациями, когда болтуна воспринимают серьезнее профессионала, когда бизнесом руководят некомпетентные люди, когда тебе не дают заниматься масштабными проектами из-за собственного страха и так далее. Романы Рэнд не для либералов и не для фанатов рынка. Ее идеи для тех, кто хочет быть большим, замахиваться на нечто немыслимое. В фильме ездят поезда, льется сталь, узкий, похожий на змею, экспресс несется через тонкую линию моста между скал, здесь взрываются нефтеперерабатывающие заводы и истощаются шахты. Здесь чувствуется движение мысли, масштаб." (Для интересующихся - полная рецензия https://ekranka.ru/film/2852/ )

10
1
1

Атлант - примерно такое же говно, как 1984. Своего рода детекторы. Если у кого-то эти высеры вызывают восторг, это ярко выраженный признак тупорылости и скудоумия.

21
10
4

"Есть два романа, способные изменить жизнь 14-летнего любителя книг: «Властелин колец» и «Атлант расправил плечи». Один — детское фэнтэзи, часто вызывающее пожизненную одержимость по отношению к ее нереалистичным героям, ведущее к эмоционально отсталой и социально искалеченной взрослой жизни, неспособности разобраться с реальным миром. В другом, конечно, есть орки."

59
6

Я поражаюсь, сравнить 1984, книгу являющуюся синонимом антиутопии, напичканную кучей идей, при этом прекрасно написанную и Атлант расправил плечи.
Вот это настоящий признак тупорылости и скудоумия.

34

А в чем блять проблема 1984? Это не моя любимая антиутопия но она без сомнений шикарна

5

Да, малолетний ... посетитель тупичка, все так)))

5