Культурные отсылки в Warhammer 40,000: отчуждение от науки и техники

Рассказываем, как отчуждение от технических и научных знаний стало неотъемлемым мотивом при описании далёкого темного будущего

Отчуждение людей от научно-эмпирических знаний и технологии началось с разделением труда в Неолите и с тех пор только росло. Большая часть людей все равно не участвовала в создании орудий труда, но смутно чувствовало сродство с их создателями. Кузнец хотя и жил поодаль от общины и был на периферии, все равно никогда не оставался один. Технологии были достаточно просты, чтобы при желании разобраться, как они работают. Новый шаг в отчуждении произошел, когда между потребителем и продуктом встала Машина производства.

В мире далекого будущего это противоречие особенно остро. Эпоха раздора опустила большую часть цивилизаций до доиндустриального уровня. Не было глобального луддизма, но были войны, обрушившие миры где в средневековье, где в каменный век. Во многом авторы воспроизводят страх глобальных разрушений ещё времён Холодной войны. Примечательно, что варп-влияние тоже показано как важная причина деградации. Это пережиток конфликта технократии и мистики в культуре 70-х.

Многие нации людей, в том числе Адептус Механикус, были вынуждены открывать самые базовые технологии заново. Независимо от того, остались ли Осколки старого мира в Галактике или нет, большая часть людей стала зависеть от древних машин. Люди в массе не понимали принцип работы технологий, марсиане получили полную монополию на технические знания. Подход из научно-исследовательского становится во многом эмпирическим, чисто инженерным. Это заставило людей отдалиться от машин, построило стену между ними.

Машины и тайные знания в мире Вархаммера часто несут гигантскую опасность. Но виной этому все равно действия человека, и это важная мораль. Кроме действий конкретных людей, виновата и отравленная грехом ноосфера мира. Железные люди опасны не сами по себе, а из-за влияния варпа, как мы видим в "Первом и Единственном" Абнетта. Но в целом именно людское невежество, примитивные суеверия и глубинная тупая природа мешают людям по-настоящему взаимодействовать со знанием и технологиями. Даже там, где нет опасности, монополисты охраняют свои кусочки знаний, часто даже не понимая их суть. Технология и наука жизненно необходимы людям, но достойны ли сами люди их плодов?

В этом контексте сеттинг является, как ни странно, довольно причудливым продолжением бичевания невежества и предрассудков. Восходит это ещё к рационалистам 18 века. Это горькое оплакивание порывов позитивистов, которые оказались неисполнимым. А виной всему и иррациональность поведения людей, и склонность к разрушению. Человечество обречено на медленное скатывание в варварство, как и остальные разумные расы. Лишь только «Варвары» орки надежно защищены от этого отчуждения, так как сцеплены со своими технологиями на генетическом уровне. В этой области они являются диалектической противоположностью Тиранидов, полностью нетехнологической расы.

В мире далекого темного будущего нет места ни луддитам, ни примитивистам. Простая вера сама по себе не помогает бороться со всеми ужасами галактики. Единственное, что сдерживает натиск порождений Хаоса и ксеносов - это загадочные орудия и неутомимая работа техножрецов. Как бы не плохи были варп-оружие, искусственный интеллект, Железные люди, и даже ионные тостеры для хлеба, примирение и сотрудничество с ними является единственным путем выживания человечества. Именно поэтому в последние годы эту линию стали развивать сильнее, введя образ Коула. Но единственный настоящий посредник при заключении этого союза - всё-таки Император, сам величайший учёный и изобретатель. По иронии, он, заперт в Золотом Троне и никто не знает, как его починить.

Создатели Вархаммера еще верили в Силу Науки, так как были свидетелями ее триумфа. За описаниями дикости Империума скрывается отчаяние от понимания того, что техноцентрический путь в светлое будущее будет отвергнут последующими поколениями. Это было трудно представить даже в 80-х, так как была еще жива память о Союзе Машины и Человека. Но времена шли и поколения менялись.

Молодые люди 21-го века уже не помнят непосредственно о радости полета в космос или покорения атома или Антарктиды. Они привыкли к чудесам в кармане, к доступности интернета. Но взгляды, которые раньше поднимались на смех, теперь становятся все более массовыми. Адепты Плоской земли и глобального потепления, антипрививочники, неолуддиты-экологисты, анархо-примитивисты все чаще пытаются агрессивно отогнать остальное человечество подальше от науки и техники. Но мир - объективная штука, и посеяв соль, не пожнешь пшеницы.

Как и в 18 веке единственными, кто защищает техносферу являются ученые и инженеры. Но между ними и остальным человечеством тоже стоит стена. И в реальном мире и в галактике, объятой войной.

В следующей серии мы расскажем про христианские и другие культурные мотивы Ереси Хоруса.

Над материалом работал Андрей Хочанский. Текст читал Антон Кондаков. Редактор — Антон «Нерпач» Скнарь.

3939
68 комментариев

Хех, я то думал что гейм воркшоп создавая 40к «вдохновлялись» (а по факту просто позаимствовали многие идеи) у Фрэнка Херберта из его Дюны и кучи другой популярной фантастической литературы того времени, а оказывается они верили в Силу Науки. Вот оно как... 
Ну и про то что натиск варпа и ксенонов Империуму помогает сдерживать только наука и верой в 40к ничего не добиться - святые целестины, легион проклятых и прочие инкарнации святых передают привет.

5
Ответить

Я всегда думал, что святые в вархамере это продукты генной инженерии и науки.
Фактически человечество в вархамере достигло технологической сингулярности, поэтому техножрецы совершают молитвы духу машины, хотя вероятнее что машины просто распознают голосовые команды.

Ответить

Ага, текст опять вода водой без особого смысла.

1
Ответить

Автор дурачок и в вахе разбирается никак, от слова совсем. Нахватался поверхностных статей и далее пытается рассуждать

Ответить

Warhammer 40000 - это не сила науки и тем более не "Сила Науки", а бесчисленные кошмары и бесконечная война, не черное и белое, а палитра многообразных оттенков черного и серого. В сеттинге, в котором Эра Технологии названа Тёмной, прогресс не является однозначным благом. В этой мрачной вселенной технология таит в себе ужасные угрозы так же, как путешествия через варп и глубины человеческого сознания.

Возьмем для примера тему мыслящих машин. В этом отношении Warhammer 40000, как и во многом другом, повторяет за "Дюной" Херберта. Батлерианский Джихад здесь назван просто "Восстанием машин" ("Cybernetic Revolt"): люди изобрели полноценный ИИ, но, конечно, разумные роботы восстали против своих создателей. Победа далась человечеству ценой колосссальных разрушений, что во многом приблизило наступление Эры Раздора. Мыслящие машины не привели человечеству ко всеобщему постсингулярному блаженству, но поставили под угрозу само его существование как биологического вида. Помня о печальном опыте предков, человеческие общества установили запрет на ИИ, и - в рамках сеттинга - это было и остается разумным решением.

Император был величайшим поборником просвещения и прогресса за более чем 40-тысячелетнюю историю человеческой цивилизации, но даже он, заключая соглашение с Марсом, настоял на запрете исследований в области искусственного интеллекта.

"Изуверский интеллект" опасен именно сам по себе, вне всякой связи со скверной варпа или кознями ксеносов. ИИ может сам ставить себе цели, совершая мысленные операции путями, недоступными более простым умам вроде человеческих. И эти цели могут не совпадать с интересами человечества. Незаметно для внешних наблюдателей, подчиняясь непостижимой органическому мозгу внутренней логике, "кремниевый дух" может перейти от императива "служить человечеству" к "убить всех людей".

Даже слуги Хаоса предпочитают не связываться с ИИ. Для Темных Механикус Silica Animus представляет собой такое же табу, как и для их лояльных Империуму коллег. В случае с хранилищем "железных людей", уничтоженным Гаунтом, примечательно то, что комиссар получил предостережение от псайкера Хаоса. Пленная ведьма (вероятно, сосуд для демона или сильного чародея) просила его уничтожить артефакты ТЭТ, настаивая, что "железо без души" не должно попасть никому.

В литературе по WH40K не так много примеров полноценного ИИ (реликтов ТЭТ или свежеизобретенных "велосипедов"), но, как правило, у них прослеживаются общие черты: чуждость человескому разуму, отношение к homo sapiens как к низшему виду и, как следствие, готовность потреблять людские жизни, подобно обычным ресурсам, для достижения своих целей. Навскидку можно вспомнить "Гибель единства" Хейли, его же рассказ из сборника о Чернокаменной крепости или, скажем, новеллу из недавней антологии "Warhammer Crime".

2
Ответить

Автор, тезис о том, что современная молодёжь не любит науку и не видит светлого будущего в технологиях, - полностью несостоятелен. Те, кто любит "чудеса в кармане" обычно знает, хотя б и поверхностно, какие технологии в чуде задействованы. Современный потребитель просто обязан знать основные технические характеристики товаров, а умный потребитель имеет представление о технологиях и даже имеет интуитивное понятие о таких чисто технических терминах, как надежность, ремонтопригодность и массовое производство. Любая самореализация человека в современном мире невозможна без подспудного знания основ научного подхода, логики и способности к эффективному обучению. 
Большинство людей из любого лагеря, в том числе вегетарианцы и зеленые вполне рациональны и не собираются отказываться от науки и технологий. Экстремисткие меньшинства в мире существуют всякие, в том числе есть зоофилы, например, можно ли на этом основании утверждать, что цивилизация погрязла в скотоложестве? 
Такого рода истеричные рассуждения свойственны людям творческих профессий, не способных заинтересовать аудиторию ничем иным. Не стоит использовать недобросовестную писанину второсортных журналистов как основу для своего мнения.

1
Ответить

Комментарий недоступен

Ответить