Южная готика: обзор второго сезона «Охотника за разумом»

Разбираемся, удалось ли Netflix повторить успех двухлетней давности.

Южная готика: обзор второго сезона «Охотника за разумом»

Продолжение «Охотника за разумом» (Mindhunter) — уже второй за этот год проект Netflix, курируемый знаменитым Дэвидом Финчером («Семь», «Исчезнувшая»). Первый — нашумевшая антология «Любовь, Смерть + Роботы». Но если последнее шоу можно назвать успешным экспериментом, то в Mindhunter режиссёр возвращается к своей главной теме — изучению психологии людей.

Дебютный сезон «Охотника» вышел в октябре 2017 года, получил высокие оценки и статус одного из главных сериалов Netflix. Тягучая драма об агентах ФБР Холдене Форде (Джонатан Грофф) и Билле Тенче (Холт Маккэллани), проводивших интервью с серийными убийцами, чтобы понять их поведение и причины совершённых преступлений, поражала своей мрачной атмосферой, выверенной постановкой и отличным сценарием.

16 августа на Netflix вышел новый сезон: несмотря на то, что у авторов получилось сохранить главные достоинства оригинала, назвать сериал безукоризненным во второй раз уже не получается.

Смена приоритетов

Продолжение начинается ровно там же, где и закончился прошлый сезон. Агент Форд пережил паническую атаку после встречи с Эдмундом Кемпером и попал в больницу. Оттуда его через некоторое время забирает напарник Тенч, и они возвращаются к исследованию психологии серийных убийц вместе с доктором Венди Карр (Анна Торв).

Южная готика: обзор второго сезона «Охотника за разумом»

Теперь у небольшого отдела по изучению психологии преступников новый начальник, который поддерживает внедрение в работу ФБР новых практик и предоставляет все необходимые ресурсы. Команда пытается выйти на след загадочного убийцы, орудующего в штате Канзас. В то же время в Атланте начинаются убийства темнокожих детей, длившиеся с 1979 по 1981 годы — агентам ФБР нужно уделить внимание и этому резонансному делу.

Справедливо сказать, что главная особенность «Охотника за разумом» — интервью с маньяками: их продуманные монологи захватывали дух, а умение агента Форда вытянуть из собеседника самые мрачные подробности преступлений — восхищало.

Казалось, что во втором сезоне авторы будут развивать именно этот аспект шоу: тем более что в нём был заявлен Чарльз Мэнсон — один из самых известных серийных убийц, который сам никого не убивал.

Южная готика: обзор второго сезона «Охотника за разумом»

Однако, если начинать просмотр именно с такими мыслями, то в продолжении «Охотника за разумом» можно разочароваться. Фирменные неуютные беседы, по сути, есть только в первых пяти эпизодах: дальше авторы отправляют Форда и Тенча в Атланту расследовать убийства детей.

На новом месте некогда практиковаться в красноречии с подозреваемыми — надо поймать маньяка, терроризирующего весь город. Поэтому вся вторая половина сезона — одно большое расследование с постановкой гипотез, их подтверждением или отрицанием, а также бесконечным общением с политиками, которые контролируют весь процесс.

Однако даже с интервью из первой половины сезона не всё гладко: некоторые из них проводит совсем не тот дуэт, который ожидаешь. Так как Форд и Тенч часто летают в другой штат, то основное дело ведут Венди и Грегг Смит — четвёртый участник группы. Они же допрашивают убийц, но получается у них это, конечно же, далеко не так впечатляюще.

Южная готика: обзор второго сезона «Охотника за разумом»

Из первых эпизодов можно выделить, разве что, интервью с Сыном Сэма и Мэнсоном. Правда заканчиваются они, к сожалению, очень быстро, да и по накалу уступают беседам агентов, например, с Эдмундом Кемпером из первого сезона. Это кажется настоящим издевательством и серьёзным ударом по ожиданиям, учитывая, что появление того же Мэнсона авторы тизерили уже давно.

Южная готика: обзор второго сезона «Охотника за разумом»

Как и в прошлый раз, главные герои получили свои побочные сюжетные линии. Но и с этим аспектом не всё однозначно.

У агента Тенча, например, вновь проблемы в семье, только в этот раз — очень и очень серьёзные. Герой разрывается между работой и домом: в одном месте у него важные дела и необходимость приглядывать за молодым напарником, а в другом — обязанность решать с женой семейные дела. Также его постоянно одолевают дурные мысли. Без лишних спойлеров отмечу, что агенту в очередной раз придётся задаться вопросом, что именно способствует формированию личности преступника.

Домашним проблемам семейства Тенч авторы уделяют очень много времени, что приводит к противоречивому результату. Эта линия вроде бы убедительно раскрывает героя и его желание сохранить семью во что бы то ни стало, но не покидает ощущение, что часть хронометража с семейными отношениями можно было потратить на что-то более интересное.

Южная готика: обзор второго сезона «Охотника за разумом»

С линией доктора Венди Карр всё более понятно. Она заводит отношения с девушкой из местного бара и весь сезон пытается понять, нужно ли ей это. Но если линия Тенча приходит к развязке, оказывающей серьёзное воздействие на героя, то о побочном сюжете про Венди нельзя сказать того же. Заметить какое-то особенное влияние этого романа на характер героини так и не удаётся.

Интересно, что в нескольких эпизодах авторы прямо намекают на то, что многие мужчины-коллеги вокруг Венди — сексисты. Свою сексуальную ориентацию она и вовсе скрывает: к гомосексуалам в те годы относились совсем по-другому. Обе темы могли составить интересную основу для полноценной сюжетной линии героини, но вместо этого мы долго наблюдаем за не самыми интересными любовными отношениями.

Южная готика: обзор второго сезона «Охотника за разумом»

Холден Форд — номинальный главный герой сериала — не просто так упоминается последним. Если в первом сезоне его линия с постепенным погружением в пучины безумной психологии маньяков была основной, то в продолжении экранного времени персонажу уделяется чуть-ли не меньше, чем его коллегам.

Никакого сюжета, сравнимого с историей учителя, щекочущего пятки школьникам, в этот раз нет. Большую часть времени Холден просто пытается делать свою работу. Даже тема с паническими атаками даёт о себе знать только в первом эпизоде: после этого герой ни разу не теряет самообладание.

Южная готика: обзор второго сезона «Охотника за разумом»

Работа мастеров

Но, несмотря на все проблемы, назвать второй сезон разочарованием нельзя — шоу сохранило все остальные свои фирменные черты. Например, в нём по-прежнему филигранная постановка: каждый ракурс камеры, строчка диалога или эмоция актёров работает на ту самую неповторимую мрачную атмосферу.

Хорошо способствует погружению и звуковое оформление ключевых сцен: во время интервью с убийцами на фоне можно услышать крики жертв или полицейские сирены. Небольшая деталь, но эффект от неё внушительный.

Южная готика: обзор второго сезона «Охотника за разумом»

Как уже было сказано, вторая половина сезона полностью посвящена расследованию серийных убийств в Атланте. Да, там почти нет бесед с преступниками, но экранная адаптация самого дела выше всяческих похвал. Авторы подробно реконструируют реальные события: настроения людей, переменчивое отношение властей к убийствам темнокожих детей, а также недоверие всех вокруг к приезжим агентам ФБР и необычным методам их работы.

Южная готика: обзор второго сезона «Охотника за разумом»

Так как в этих преступлениях не всё ясно до сих пор (в 2019 году дела снова открыли), то ощущения от «Охотника за разумом» можно сравнить с просмотром культового фильма «Зодиак»: до конца непонятно, удастся ли полиции поймать хитрого преступника. А если получится, то можно ли доказать, что именно этот человек виновен?

Но даже перечисленные минусы замечаешь только после окончания всего сезона — во время просмотра настолько увлекаешься наблюдением за героями, что думать, например, о скучных побочных линиях просто некогда.

В диалогах и актёрской игре очень много едва заметных деталей, которые пытаешься уловить с первого раза. Даже если получается это сделать, то ко многим сценам всё равно хочется вернуться — настолько хорошо они сняты. Другими словами, скучать во время просмотра шоу, несмотря на медленный темп, не приходится.

Южная готика: обзор второго сезона «Охотника за разумом»

Сам Дэвид Финчер поставил только три первых эпизода, а всё остальное снимали его коллеги Эндрю Доминик («Ограбление казино») и Карл Франклин («Оставленные», «Я — ночь»). Приглашённые режиссёры во всём следуют стилю Финчера, поэтому сериал по-прежнему смотрится как единое произведение — без внезапных «провисаний» и филлеров. К тому же, «Охотник за разумом» отлично выглядит: по картинке он не уступает самым дорогим фильмам.

«Охотник за разумом» — по-прежнему один из самых убедительных сериалов на тему психологии серийных убийц. Однако назвать его безукоризненным, как два года назад, уже не получается.

Авторам удалось сохранить мрачную атмосферу тягучего триллера с отличными диалогами и актёрскими работами, но со второстепенными сюжетными линиями в этот раз всё не так однозначно. Также не всем может понравиться, что на первый план в шоу вышло масштабное детективное расследование, потеснив беседы с маньяками.

Южная готика: обзор второго сезона «Охотника за разумом»

Однако от просмотра «Охотника за разумом» по-прежнему сложно оторваться, а недостатки если и замечаешь — то уже после окончания финального эпизода. Намёки на третий сезон в шоу, разумеется, есть: главным антагонистом может выступить убийца по прозвищу «BTK», с которым зрителя понемногу знакомили с самого первого эпизода сериала. Поэтому расследования агентов ФБР Форда и Тенча почти наверняка продолжатся. Остаётся надеяться, что произойдёт это раньше, чем через два года.

6767
45 комментариев

Очень расстроило смещение приоритетов с диалогов на какую-то недодраму.А появление Эда Кемпера всего на 3 минуты вовсе разочаровало( как никак жемчужина первого сезона). Но и в этом сезоне есть хорошие моменты - их ровно два : допрос Берковица ( Сын Сэма) и Мэнсона ( диалог с Мэнсоном вообще экстаз, смотреть только в оригинале). Очень жду 3 сезон, но ни на что не рассчитываю после посредственного, но все еще неплохого 2.

17

простите, а диалогов во втором сезоне стало меньше? или они стали хуже?

1

Меня еще линия с приемным сыном зацепила. Мощная тема.

имхо, сцена с Мэнсоном великолепная. отлично отражает его демоническую харизму и умение влиять на людей. он полностью очаровал восприимчивого Форда, и вместе с тем сумел залезть под кожу скептика Тенча и вывести его из себя (а это нелегко сделать). и в итоге вышел победителем из ситуации. ну и в целом, если посмотреть реальные интервью Мэнсона, то актер просто феноменально его сыграл. очень похоже

в целом, сезон чуть менее целостный и послабее первого, но тоже отличный, на 8/10. не понравились уводящие в никуда детали (типа панических атак Холдена, которые ни на что не влияют), линия об отношениях Венди. если в первом сезоне сцены об отношениях Форда и его девушки позволяли увидеть, как его меняла работа и собственная спесь на фоне успеха, тот тут просто отношения ради отношений. ну да, героиня разобралась в себе, но это ни к чему не ведет. а, и ещё не понравился грим Сына Сэма. выглядел как пластиковая маска на лице БТК.

11

Нетфликс, где перевод? Я за что доллары тебе плачу!

4

Жиза, ахуй был после 4 серии, когда дубляж пропал, потом полчаса в саппорте объяснял проблему

2

Жестко обломился на выходных. Был в поездке, смотрел 1-й сезон - приехал и как раз к новому. Но радость длилась только 4 серии.

2