«Стальной Гигант»: выбор определяет личность

История создания, кинематография и посыл культового мультфильма.

Спустя двадцать лет после релиза можно говорить о том, что история дружбы юноши Хогарта и стального робота надёжно закрепилась в статусе культовой и уже стала неотъемлемой частью современной поп-культуры. Разберёмся, почему и за что мы так её полюбили.

«Стальной Гигант»: выбор определяет личность

Начало создания: первоисточник, сеттинг и тема

Истоки фильма берут свое начало в новелле «Железный человек», написанной поэтом Тедом Хьюзом для своих детей. Она также известна как «Железный человек: детская история в пять ночей».

В 80-х музыкант Пит Таунсенд, лидер и автор почти всех песен группы The Who, адаптировал рассказ Хьюза в один тематический альбом The Iron Man: A Musical. В 1991 году, после успешной премьеры мюзикла в Лондоне, режиссёр Дес Макануфф поверил, что эту историю можно перенести на большой экран. И вскоре Warner Bros. Entertainment купила права на экранизацию.

Студия изначально видела идеального кандидата на пост режиссёра в перспективном и тогда ещё молодом Брэде Бёрде. После прочтения оригинального рассказа недавно назначенный постановщик удивился богатой мифологии мира и творческой свободе, предоставленной продюсерами.

Бёрд использовал эту свободу сполна, изрядно изменив оригинал: он ввёл новых персонажей, сделал сеттингом картины США середины 50-х и отказался от музыки Таунсенда (который, получив свои деньги, особо и не возражал). Вот так Брэд объясняет свое решение перенести историю из Англии в США 50-х:

Снаружи обстановка в штате выглядит по-роквеллски идиллической, но внутри всё просто кипит; все боятся бомб, русских, спутника — даже рок-н-ролла. Стиснутая улыбка Уорда Кливера маскирует страх (что, на самом деле, характерно для персонажа Кента). Это идеальная среда для размещения робота 15-метровой высоты.

Брэд Бёрд
, режиссёр

В начале работы Бёрд был недоволен наличием сценариста, — Тима МакКэнлиса — потому что хотел в одиночку работать над историей. Однако он быстро поменял своё мнение, прочитав версию МакКэнлиса. В ней была добавлена финальная сцена, в которой гигант оживает. Работа над сценарием была завершена в сжатые сроки, так что у боссов студии попросту не было времени на серьёзные замечания.

Брэд Бёрд до этого не работал над крупными проектами и поэтому использовал свой зрительский опыт. Стараясь избежать банальных сцен, он сделал акцент на характере героев, благодаря чему увеличил эмоциональную значимость каждого момента. Его взгляд на проблемы большинства блокбастеров актуален до сих пор.

Как будто бы всегда должны быть какие-то действия, звуковые эффекты, резкий монтаж или рёв музыки. Как если бы у аудитории был пульт, позволяющий переключить на другой канал.

Брэд Бёрд, режиссёр

Происхождение Гиганта было проигнорировано с целью сохранить фокус на отношении между ним и Хогартом. Это и многие другие решения пришлись по душе автору оригинала Теду Хьюзу. После прочтения сценария он даже написал авторам фильма письмо, в котором высказал своё мнение.

Хочу сказать, как сильно я рад тому, что сделал Брэд Бёрд. У него получилось нечто цельное, настолько, что финал показался мне величественным и неожиданным одновременно. Потрясающе!

Тед Хьюз
, автор новеллы «Железный человек»
Норман Роквелл
Норман Роквелл

Производство: анимация, дизайн и музыка

При производстве картины было дано множество творческих поблажек. Между продюсерами и командой аниматоров был условный договор: первые предоставляют необходимую свободу, вторые — принимают на себя повышенную ответственность за результат и сроки сдачи картины. Таким образом, несмотря на небольшой бюджет в сравнении с картинами Disney, команда получила необходимую творческую свободу. В итоге получилась картина, ничем не уступающая более дорогим проектам.

Бёрд вместе с командой тщательно планировал каждую сцену, чтобы быть уверенным, что на более поздних этапах не будет никаких проблем с бюджетом. Режиссёр стремился использовать передовые технологии, позволяющие детальнее прорабатывать движения камеры.

«Стальной Гигант»: выбор определяет личность

Команда аниматоров собиралась в небольшом кинозале, отсматривая готовый материал, что для многих стало ключевым моментом, создавшим нужную атмосферу в коллективе. Показательным моментом стал тестовый показ сцены, где Гигант узнаёт, что такое душа.

Люди в комнате плакали. Это было ключевым моментом; было неоспоримое ощущение, что мы действительно задели за что-то.

Брэд Бёрд, режиссёр

Дизайн мультфильма был создан под вдохновением от таких художников, как Норман Роквелл, Эдвард Хоппер и Ньюэлл Конверс Уайет.

В свою очередь, аниматоры вдохновлялись мультипликацией конца 50-х начала 60-х. Например, оригинальным мультфильмом «101 далматинец».

«Стальной Гигант»: выбор определяет личность

Команда, отвечающая за визуальный дизайн, стремилась передать эпоху и эмоциональный фон через цветовую гамму. Например, внешний вид комнаты Хогарта подчеркивает его чувство прекрасного и ребячливость. А ближе к развязке истории погода меняется, начинает идти снег, что подчеркивает смену эмоционального фона.

«Стальной Гигант»: выбор определяет личность

Партитуру к фильму написал композитор Майкл Кэймен. Ему не понравилась изначальная идея режиссёра сделать саундтрек, «подобный сай-фай фильмам 50-х».

Кэймен верил, что эту историю важно передать через оркестровую музыку, поэтому он создал комбинацию из восточноевропейской академической музыки, записанной оркестром из Чехии. Решение оказалось настолько удачным, что саундтрек Кэймена выиграл премию «Энни».

«Стальной Гигант»: выбор определяет личность

Кинематография: движения камеры и акцент на взаимоотношениях

Несмотря на очевидную схожесть визуального стиля мультфильма с картинами середины XX века, динамика в кадре достаточная, чтобы сохранить зрительский интерес.

Через движение камеры подчёркивается не столько живость мира, сколько перспектива, с которой мы за этим миром наблюдаем. А наблюдаем мы глазами юноши. В то же время умелое движение камеры создает достаточное напряжение, чтобы зритель не только смотрел вместе с мальчиком, но и переживал.

«Стальной Гигант»: выбор определяет личность

Эмоциональная привязанность рождается в том числе благодаря умело воссозданной атмосфере. Начиная с уже упомянутых деталей интерьера, мелькающих в комнате Хогарта, и заканчивая карикатурными персонажами (вроде старика, рассказывающего непонятные байки, которые, на самом деле, вовсе и не байки). Из этого рождается уникальная стилистика, которая рассказывает об этом мире не меньше, чем детектив Кент Мэнсли, когда доказывает школьнику опасность угрозы со стороны СССР.

«Стальной Гигант»: выбор определяет личность

Тем интереснее наблюдать за изменениями в этой слегка вычурной ретро картинке с появлением в ней чего-то необычного. Нарисованный с помощью CGI металлический робот ещё сильнее создает контраст на фоне классических пейзажей Роквелла и Хоппера.

На данном контрасте строится визуальный стиль и, в каком-то смысле, даже идея всего мультфильма. Но подобный стиль так и остался бы не более чем набором красивых картин, если бы не акцентированное движение внутри него.

«Стальной Гигант»: выбор определяет личность

Для создателей было важно показать мир так, чтобы это был не просто банальный взгляд со стороны, а необычный рассказ с позиции ребёнка, с которой зрителю будет гораздо проще себя ассоциировать. Поэтому и камера тут следует именно за движением Хогарта: это может быть просто зарисовка в журнале — когда мы наблюдаем будто из-за плеча героя. Но моя любимая сцена — с огромной рукой робота на кухне, когда мы следуем за желанием мальчика быстрее вытолкнуть руку к хозяину, да так, чтобы мама не заметила!

Таким образом создается ощущение близости с героями, а значит и сопереживания. Здесь не работают правила стандартного блокбастера, против которых изначально был режиссёр — взамен череде действий предложен акцент на взаимоотношении.

«Стальной Гигант»: выбор определяет личность

Тематика: антивоенный посыл и экзистенциальный вопрос

Идея мультфильма сформулирована достаточно лаконично и просто: «что если у оружия будет душа и оно больше не захочет быть оружием?».

Однако столь ясная мысль раскрывается с другой стороны, если учитывать оригинальную задумку Теда Хьюза — после того, как его жена покончила жизнь самоубийством, он решил помочь своим детям пережить столь страшное событие. Хьюз написал для них сказку с простой метафорой: робот, несмотря на полученные повреждения, собирается вновь и вновь, таким образом победив огромного дракона.

Получается, что концовка мультфильма более чем соответствует задумке Хьюза о том, как надо пережить «распад». Экранизация пошла дальше оригинальной новеллы, одновременно и не изменив ей, и добавив нечто свое.

Сменив эпоху на 50-е, Бёрд получил нужный конфликт: в условиях тотальной военной паранойи «оружию» будет сложнее найти мирный способ к существованию. В том, как Стальной Гигант во что бы то ни стало решает стать хорошим, как Супермен, а не злым, как похожий на него робот Атомо, проявляется главный мотив картины — не происхождение определяет, кем тебе быть, а ты сам.

В сущности Гиганта раскрывается также и антивоенный посыл. Он — это сплав технологий, которые могут служить совершенно разным целям: начиная от спасения детей и заканчивая уничтожением кораблей.

Иронично то, что человек, который больше всех выступает за защиту своей страны — и есть главный виновник всех бед, угрожающих безопасности города. Абсолютный уровень паранойи и боязни за себя любимого делают из детектива Кента Мэнсли яркий пример того, как мысли о насилии порождают насилие. Через его карикатурный образ ярче всего видна абсурдность большинства сторонников «жёстких» мер.

Тем интереснее выбор главного героя картины, с перспективы которого и разворачивается история. Взгляд Хогарта во многом пересекается с мнением зрителя, который также не подвластен общему настроению и которому также интересно взаимоотношение с роботом. Звучит странно, но именно через субъективный взгляд мальчишки мы получаем самый объективный взгляд на окружающий его мир, ведь он чуть ли не единственный, кому не страшно честно взглянуть вокруг.

«Стальной Гигант»: выбор определяет личность

Символично, что живя в столь неоднозначное время, Хогарт находит друга в Стальном Гиганте — оружии с сознанием, благодаря которому он стал «самым счастливым мальчиком в США». И так получается, что формируя из оружия Супермена, Хогарт сам изменился — вот он уже играет с друзьями и является частью счастливой семьи.

Конечно, для детей и для меня лично «Стальной Гигант» никогда не был антимилитаристским или экзистенциальным посланием. Это была классная история о том, как, несмотря на все трудности, можно найти себе друга и в конце концов самому решить, кем ты хочешь быть.

Пост написан участником Сообщества Независимых Авторов DTF

Присоединяйся, если хочешь делать интересный контент
244244
61 комментарий

Комментарий недоступен

48
Ответить

Комментарий недоступен

19
Ответить

"а потом прошёл слух, что есть вторая часть, я пошёл на тот же рынок, но второй части не было." классика конца 90-х - начала 2000х. "Васек из соседнего двора видел на базаре вторую часть (название фильма)!" и ты как дибил бегаешь по всем видео-прокатам/магазинам с кассетами, ищешь то чего нет)

1
Ответить

"Супермен"

41
Ответить

Зарыдал

5
Ответить

Редактура:
Павел Бокаец - https://dtf.ru/u/12334-pavel-bokaec
Валентин Шакун - https://dtf.ru/u/3248-valentin-shakun
Jemma Jenkins - https://dtf.ru/u/88525-jemma-jenkins
Спасибо за помощь!

19
Ответить