«Возвращение живых мертвецов» — один из лучших зомби-фильмов в истории
Пять вещей, которые делают фильм классикой жанра, и почему вам стоит его посмотреть.
Недавно я прочел «Жребий Салема» Стивена Кинга и в короткой рецензии отметил, что вампиры там не отличаются оригинальностью, а убиваются строго по рецептам из произведений попкультуры. Тогда же мне как раз и вспомнился великолепный фильм «Возвращение живых мертвецов» 1985 года, который во многом стал новаторским взглядом на весь жанр зомби-фильмов и не устарел до сих пор.
«Основано на реальных событиях»
Изначально «Возвращение живых мертвецов» должен был стать продолжением «Ночи живых мертвецов» Джорджа Ромеро. Но когда за штурвал попал сценарист «Чужого» Дэн О’Бэннон, ставший к тому моменту достаточно влиятельным автором, он так перекроил исходный сценарий, основанный на одноименном романе Джона Руссо 1978 года, что от него почти не осталось и следа.
Первое, чем нас встречает фильм, это предупреждение о том, что все события, показанные в фильме, реальны, и даже имена и названия компаний сохранены в точности. А ну-ка, братья Коэны со своим «Фарго», извините, подвиньтесь и уступите место первопроходцу.
И когда я первый раз посмотрел этот фильм в глубоком детстве, я еще некоторое время оставался в полной уверенности, что локальный зомби-апокалипсис реально где-то произошел, доказывал это друзьям во дворе и, собственно, этим и рекламировал им сам фильм.
Причем в итоге во вселенной фильма все же существует лента Джорджа Ромеро 1968 года, но он снят по мотивам происшествия, которое реально произошло в США, но власти заставили изменить все имена и ряд деталей.
А как всё происходило на самом деле, мы вот теперь и узнаем, после того как парочка сотрудников склада по глупости выпускают законсервированного зомби, которого к ним случайно отправили военные много лет назад. А вместе с ним в воздух попадает и тот самый газ «Триоксин», от которого все мертвецы в округе встают на ноги, чтобы полакомиться мозгами живых.
Зомби, какими мы их прежде не видели
Здесь всё сразу идет настолько вразрез с привычным шаблоном, что пугает сильнее вообще всего прочего. Столкновение с первым зомби ставит героев перед фактом: их нельзя убить ни одним способом, показанным в кино. Рекомендация телеведущего из «Шона живых мертвецов» отделить голову от тела или уничтожить мозг не помогает ровным счетом ничем. Зомби можно хоть на куски разрезать, но каждая отдельная конечность все равно попытается убить героев.
В то же время это, пожалуй, единственный фильм на моей памяти, где зомби не размножаются через укусы. В фильме есть ряд странностей и ляпов, связанных с этим, но когда на этом акцентируют внимание, четко видно, что покусанные трупы остаются лежать на месте. Ну и в конце концов, зомби здесь одержимы не желанием сожрать человека целиком, а только хотят до его мозга.
И, пожалуй, самое главное — они не тупые истуканы, а свирепые и стремительные монстры (которые, кстати, стали первыми первыми бегающими зомби в кино), но и крайне расчетливые. Они устраивают засады, пользуются техникой и сохраняют значительную часть своей личности, чем как раз больше напоминают вампиров.
Практические спецэффекты и отличный грим
Подобных сцен в фильме не так уж и много, но каждый раз, когда показывают очередного мертвеца, это выглядит на все деньги и за счет отсутствия сложной аниматроники воспринимается даже лучше, чем биомасса из «Нечто», где некоторая кукольность сильнее бросается в глаза. «Возвращение живых мертвецов» — это еще одно наглядное подтверждение того, что практические эффекты — это надежность и долговечность.
Отдельно хочется похвалить грим двух отравившихся «Триоксимом» героев. Это особенно заметно на фоне второй части, где эти же самые актеры сыграли других персонажей, но оказались в той же самой ситуации. И вот в сиквеле нет ни такого же синюшного цвета кожи, ни посмертных пролежней. В первой части очень хорошо проработаны все все эти стадии, и уже по внешнему виду можно понять, что вот-вот они с пеной у рта кинутся жрать мозги.
Кстати, насчет мозгов. Актеры за повышенный гонорар поедали в кадре настоящие коровьи мозги. Режиссеру самому пришлось их немного пожевать, чтобы показать: в этом нет ничего страшного и невыносимого. Так что моменты с вытекающими в кадре мозгами — это самое аутентичное, что может дать кино.
Шикарная смесь хоррора и комедии
Всё это создает множество уникальных и жутких сцен, которые вы не встретите ни в одном другом фильме, не считая сиквелов, конечно. Фильм не пытается из кожи вон лезть, чтобы нагнать ужаса, а смотрится очень даже легко. Но в этом и есть его очарование. Когда нужно, он способен создавать очень эмоциональные по меркам жанра сцены.
Авторы нащупали идеальную грань между комедией и ужасами, когда ты улыбаешься, даже не осознав, что эта сцена снята и написана таким образом, чтобы вызвать смех, но при этом выглядит максимально аутентично, не скатываясь в откровенную клоунаду.
Даже юмор в исполнении зомби здесь подан настолько тонко, что они не лишаются образа кровожадных и опасных монстров. Это достигается в основном за счет монтажа и операторской работы. Разница прекрасно ощущается на фоне сиквела, где актеры непрерывно гримасничают в комичные моменты. Видимо, закадровый смех вставлять все же показалось чересчур.
Линни Куигли a.k.a. «Trash»
В 1980-х она снималась в софткорном лесбийском порно, так что стоит написать её имя на более понятном для друга языке — Linnea Quigley. В кино её пригласила другая актриса, которая работала стриптизершей, но не хотела сниматься голой и поэтому ей подобрали другую роль.
Именно этот момент я хотел поставить на превью, но поскольку у нас тут интеллигентное сообщество, то выбор пал на кадр, лучше отражающий суть жанра. Именно за красивое тело и готовность много сниматься голой режиссер её и нанял. Актриса вспоминала, что большую часть времени на площадке она просто должна была бегать голой под дождем, по несколько часов каждую смену.
Сам О’Бэннон потом признавался, что сцены с голой Трэш были сняты для мужской аудитории, но если бы он знал, что на сеансах будет так много девушек, то заставил бы раздеться и кого-то из актеров-мужчин. А для самой Куигли это стало главным событием в карьере, которая в итоге сильно высоко не поднялась. Но сам эпизод на кладбище стал по-настоящему культовым.
Но были у фильма и недостатки
Единственной слабой стороной фильма является игра почти всех молодых актеров. Мигель Нуньес (черный) жил буквально на улице, а Джуэл Шепард (в голубом платье) работала стриптизершей, так что сниматься они были готовы за пачку сухариков.
Для Беверли Рэндольф (в светлых штанах и рубашке), сыгравшей Тину, это была первая роль в кино. Хотя у других были за плечами роли второго плана. Если в целом молодежный актерский ансамбль смотрится более чем хорошо, но вот слышится очень скорбно. «Возвращение живых мертвецов» — это как раз один из тех случаев, когда лучше все-таки выбрать дубляж.