«Купе номер шесть» — уютное и трогательное роудмуви, ныне выглядящее как артефакт уже утерянной довоенной эпохи

Финско-российский фильм 2021 года про девяностые с уже почти оскароносным Юрой Борисовым в главной роли.

Материал был создан исключительно в развлекательных целях и не несёт в себе цель кого-либо оскорбить, унизить, обесчестить, оклеветать, нарушить российский закон или дискредитировать российскую армию. Материал не является коммерческим и не содержит в себе рекламы. Материал является оценочным суждением.

Фильм «Купе номер шесть» от финского режиссёра Юхо Куосманена вышел в прокат в далёком 2021 году — когда главными заботами для россиян были отнюдь не прятки от военкома, а QR-коды, постепенно отменяемый масочный режим, сложности с полётами за границу и массовые протесты. Короче говоря, времена, о которых ныне можно только мечтать.

Действие же самой картины происходят ещё в той самой, ельцинской России девяностых, которые ещё несколько лет назад тоже были чем-то вызывающим ностальгию — да и даже сейчас, несмотря на возникшую ревизию ельцинизма в российском политическом пространстве — и конечно да, был и подъём бандитизма, и коррупция в гигантских масштабах, и не менее масштабная жопа с экономикой, но ведь в сущности — свобода слова, открытые границы, постепенно нарастающая любовь и интерес к России где-то там, на Западе, куда кстати тоже наконец появилась возможность съездить простому люду. Чем же не идеальное время для российского коллективно-бессознательного понимания?

И вот именно в этом временном промежутке, простая финская девушка Лаура после распада Союза решила поехать учиться в Москву, изучать местную культуру и учить язык. В Москве она учится в университете на археологию и встречается с Ириной, преподавательницей. Но внезапно, то ли ради интереса, то ли от усталости она решает поехать на поезде Москва-Мурманск, искать "петроглифы" — древние наскальные рисунки. На этом моменте и начинается наш фильм.

Вместе с ней в купе едет второй пассажир — угрюмый русский парняга Лёха, обычный шахтёр, который также отправился до Мурманска. Лауре он предстаёт не в самом лучшем виде — грубоватый и немного хамоватый пьяный голос, с разговорами о «величественности России». Короче, обычный российский работяга. Контингент, прямо скажем, не часто попадающийся финской девушке. После неудачной попытки Лёхи спросить о цели её путешествия она решает поменять купе, но не найдя варианта лучше, возвращается.

«Купе номер шесть» — уютное и трогательное роудмуви, ныне выглядящее как артефакт уже утерянной довоенной эпохи

На первый взгляд, это камерная история. Она строится на столкновении двух противоположностей: Лаура – студентка из Финляндии, мечтающая о путешествиях, о высоком, о культуре. Лёха – русский работяга, без перспектив, без глобальных амбиций, человек из глубинки. Между ними не то что языковой, а социальный и культурный барьер. Но чем дальше движется поезд, чем дальше продвигаются главные герои, тем эти барьеры становятся всё более условными.

С другой стороны, кажется что в сюжете слишком много клише — но и они не нарочито клюквенные. Юра Борисов совершенно не похож ни на стереотипного романтического героя-любовника, ни на "сурового русского" с водкой и балалайкой. Его Лёха — неотёсанный, грубый, порой неприятный, но в то же время ужасно живой. С неожиданными уязвимостями, со страхами, с проблесками доброты и почти детской наивности. В этих деталях и раскрывается глубина персонажа.

Сейди Харла в роли Лауры же начинает фильм замкнутой, неуверенной в себе студенткой, будто даже чужой в своей жизни. Но по мере развития сюжета её персонаж постепенно "оттаивает" — в её взгляде постепенно появляется доверие к ещё недавно вызывавшему отвращение человеку, в её движениях выражается расслабленность, а в голосе — всё та же наивность, неопределенность, и какое-то необъяснимое тепло. Весь этот процесс настолько естественен, что его сложно, почти невозможно уловить - а значит работа актрисы выполнена безупречно.

«Купе номер шесть» — уютное и трогательное роудмуви, ныне выглядящее как артефакт уже утерянной довоенной эпохи

Раскрытие персонажей происходит плавно, что и завлекает зрителя в просмотр. Они разные, да — но ведь потому нам и интересно видеть то, как они пытаются понять друг друга по-настоящему. Они - два одиночки, совершенно случайно встретившихся в заснеженной России.

Когда Лаура покидает Москву, она оставляет за спиной свои отношения - и хотя нам показывают что Лаура всё ещё любит московскую Ирину, взаимность этих чувств крайне неоднозначная. Лёха же в свою очередь живёт настоящим днём - не имея настоящих друзей, и не думая о будущем. Лёха, по сути, выглядит как психологический портрет обычного россиянина тех лет.

Объединяет же их вот эта пустота в душе, которую они не знают как заполнить. Повторюсь, они разные, да, но когда у двух людей, совершенно случайно встретившихся в одном купе, которым разговаривать между собой поначалу и не хотелось, возникают одни и те же душевные терзания, возникают самые сильные человеческие связи, и это видно даже в появившейся химии человеческих взаимодействий не только между персонажами, но и между самими актерами, где их медленное сближение кажется настолько подлинным, что ты не сомневается в правдивости сюжета, ты веришь каждому взгляду, каждому слову, каждому жесту.

«Купе номер шесть» — уютное и трогательное роудмуви, ныне выглядящее как артефакт уже утерянной довоенной эпохи

Поезд тут играет метафорическую роль. Он мчится вперёд, сквозь заснеженные российские просторы, но финальная точка особого значения не имеет. Главное - процесс, главное - как герои меняются в пути. Это не очередная история о любви, совершенно нет, это история о том как случайные люди неожиданно для себя могут стать более близкими, чем те, кого они таковыми считали до этого. О том что понимание между людьми может быть даже там, где его, казалось бы, быть не может.

И казалось бы, довольно простой сюжет, но как он может столь сильно вовлечь в себя зрителя? Ответ в деталях: спасибо режиссёру.

Куосманен выбирает максимально естественную, незаметную режиссуру, где зритель проявляет интерес с самого начала фильма. Вместо нарочито вычурных визуальных решений, он отражает живую текстуру российской действительности: ламповый цветокор, потрёпанные вагоны и запотевшие стёкла, обычные люди без грима — всё это создаёт атмосферу в которой камера будто просто документирует всё происходящее, и именно вот эта естественность вкупе с сюжетом и персонажами делает этот фильм таким убедительным.

«Купе номер шесть» — уютное и трогательное роудмуви, ныне выглядящее как артефакт уже утерянной довоенной эпохи

И вот этот баланс между грубой реальностью и лёгким романтическим поэтизмом, между документалистикой и лёгким артхаусом создаёт своеобразный кинематографический реализм, где важна каждая деталь для полного погружения зрителя в происходящее. Даже звуки скрипящего вагона поезда, звуки города за окном, и в целом вся вот эта шероховатость играет фильму только на руку, ты словно сам невольно погружаешься в эту атмосферу, чувствуешь всю её сырость, холод, ламповость.

И именно в этом режиссёрском стиле и лежит путь к разгадке секрета фильма, в его атмосфере. Она не кричащая, она не вычурно документальная, но неизбежно затягивающая. И чем дольше длится фильм, тем сильнее ты ощущаешь себя скорее человеком с камерой, который наблюдает за происходящим, нежели просто зрителем.

«Купе номер шесть» — уютное и трогательное роудмуви, ныне выглядящее как артефакт уже утерянной довоенной эпохи

Но почему же даже после просмотра фильма эта история не выходит из головы, почему зрителю так откликается этот в общем-то незамысловатый сюжет сделанный столь простыми методами? Ответ, опять же, кроется в деталях.

«Купе номер шесть» это фильм о дороге — жизненной и буквальной. Это история о привязанности к казалось бы несвязываемому, не притча, но рассказ о том как стираются границы различий — культурных, языковых, характерных. И опять же, вроде бы ничего нового в этом сюжете нет, но за разговорами и даже за молчанием персонажей — целая вселенная.

Юхо Куосманен создал кино, которое напоминает тебе долгую поездку, в которую ты невольно попадаешь сам. Как будто бы ты достал кассету своих родителей из их путешествия в Анапу в '95, и изумлённо погружаешься в эту атмосферу. Сначала тебе не по себе, всё кажется несколько чужим, неудобным, холодным. Но ты продолжаешь смотреть. Ты привыкаешь. Тебе становится теплее, ты хочешь продолжать наблюдать за этим и далее. И когда наступает конец, ты не хочешь это заканчивать.

«Купе номер шесть» — уютное и трогательное роудмуви, ныне выглядящее как артефакт уже утерянной довоенной эпохи

Фильм не даёт простых ответов, не строит лёгких иллюзий и яркий кульминацией по ходу происходящего, не навязывает единственно верного толкования. Здесь почти нет громких эмоций, но есть очень тонкие, тихие чувства, которые отзываются в тебе гораздо сильнее. Лично у меня примерно похожие ощущения возникают при прослушивании Земфиры — это напоминание, очень важные слова о жизни, заключённые в интересную обёртку, смысл которых ты сможешь понять если сам того пожелаешь. И вот тогда наступит понимание.

Но если ты готов сесть в этот поезд, готов прочувствовать весь этот трип, принять его темп, услышать, увидеть, почувствовать те мысли и чувства которые в нём есть, то этот фильм точно станет тем самым, который запомнится надолго. Во всяком случае, мыслей после его просмотра останется довольно много, и оставить ли их нерешёнными, или подумать о них — остаётся решать зрителю.

Посмотреть киноленту можно на Кинопоиске, а также купить на Apple TV и Prime Video, если вы не в России.

46
4
1
54 комментария
200 ₽

Использую лонг знаменитого андерграундного писателя, чтобы напомнить, что Большаков булочка

5
1
100 ₽

Использую лонг знаменитого андерграундного писателя, чтобы прогреть шейхов мне на многоденях, спасибо

1
1
1

когда главными заботами для россиян были отнюдь не прятки от военкома

Фига наброс

19
1

поставил лайк за пост о фильме пока не прочитал, забрал лайк

7
1
1

Так, Ветер, шо за хуйня, ща отрицательный донат ему отправлю

4

Лично я прячусь от ответственности обычно, хз шо за военкорм

2
1