Ирландская магия: мультфильмы студии Cartoon Saloon и их уникальный стиль

Рассказываем, почему стоит смотреть «Тайну Келлс», «Песнь моря» и «Легенду о волках».

В декабре 2020-го на сервисе Apple TV+ вышел мультфильм Томма Мура и Росса Стюарта «Легенда о волках», четвёртый полный метр Cartoon Saloon и третья часть их условной «ирландской» трилогии. Не нужно долго размышлять над тем, чем выделяются фильмы студии — их уникальный стиль виден с первого кадра. А ещё это редкий пример вроде бы массового произведения, в котором при этом сохранён уникальный национальный колорит.

Вспоминаем творческий путь студии и рассказываем, почему мультфильмы Cartoon Saloon нужно обязательно включить в список для просмотра.

Ирландская магия: мультфильмы студии Cartoon Saloon и их уникальный стиль

У истоков студии

Будущий основатель студии Cartoon Saloon Томм Мур захотел стать мультипликатором ещё в раннем детстве, после того как посмотрел «Секрет крыс», анимационный фильм режиссёра Дона Блута («Земля до начала времён», «Все псы попадают в рай»).

В старших классах Мур поступил в Школу юных кинематографистов, но к тому моменту его энтузиазм несколько угас — в четырнадцать лет юноша вместе с одноклассником Россом Стюартом оказался на экскурсии на настоящей анимационной студии и... пришёл в ужас. «Мы словно на фабричный конвейер попали, — вспоминал Мур в подкасте Meet Your Makers, — все аниматоры казались нам жутко несчастными людьми».

«Секрет Н.И.М.Х.» Дона Блута
«Секрет Н.И.М.Х.» Дона Блута

Друзья настолько разочаровались увиденным, что решили забыть об анимации. Когда пришла пора поступать в колледж, у Мура был выбор — уехать в Эдинбург и посвятить себя комиксам, или остаться в Килкенни и продолжить изучать анимацию. Сделать правильный выбор Муру помогла любовь — девушка (а ныне жена) оставалась в Килкенни, а из Эдинбурга на свидания особо не наездишься. Несколько лет спустя, учась на последнем курсе, Мур вместе с однокурсниками Полом Янгом и Норой Туми основал студию Cartoon Saloon.

Начинали с малого. Первыми проектами новой студии были e-cards — электронные открытки на флэше, необычайно популярные на рубеже веков. Однако Мур с самого начала был твёрдо настроен заниматься полнометражной анимацией. В том же 1999 году Cartoon Saloon начала работу над мультфильмом о мальчике, живущем в монастыре, на который нападают викинги.

Тайна Келлс

Ирландская магия: мультфильмы студии Cartoon Saloon и их уникальный стиль

С ирландскими мифами Мур впервые познакомился ещё в детстве. Бабушка мальчика, даром что ревностная католичка, искренне верила в фэйри, селки, лепреконов и прочих персонажей местного пантеона, и отчаянно пыталась поделиться своими знаниями с любимым внуком. Любимый внук, как это часто бывает, бабулю слушал вполуха — в то время юного Томми больше интересовали комиксы.

Уже потом, попав в Школу молодых кинематографистов, Мур случайно увидел интервью с Джозефом Кэмпбеллом, которое и позволило ему провести параллели между комиксами, «Звёздными войнами» и мифами. Тогда-то Томм и заинтересовался мифами всерьёз.

Ещё одним источником вдохновения оказалась анимация. Работы Мура часто сравнивают с творчеством Хаяо Миядзаки, но сам режиссёр говорит, что при работе над «Тайной Келлс» он в основном вдохновлялся «Вором и сапожником», основанном на арабской мифологии культовым (и незаконченным) мультфильмом аниматора Ричарда Уильямса, и «Мулан».

И «Вор и сапожник», и «Мулан» отталкивались от традиционного народного искусства и создавали на его основе прекрасный анимационный стиль. Я почувствовал, что что-то подобное можно сделать и с ирландским искусством.

Томм Мур

Создание «Тайны Келлс» затянулось на долгих восемь лет — львиная доля этого времени ушла на поиски финансирования. Первым делом художники нарисовали небольшой трейлер, своего рода визитную карточку, демонстрирующую возможности студии. Мультфильмом быстро заинтересовались на континенте — первым инвестором оказалась французская студия Les Armateurs.

Брат Эйдан и его кот Пангур Бан спасаются бегством от викингов
Брат Эйдан и его кот Пангур Бан спасаются бегством от викингов

Действие «Тайны Келлс» разворачивается в IX веке в стенах легендарного Келлского аббатства. Ирландия страдает от набегов викингов, поэтому настоятель, аббат Келлах, озабочен сохранностью обитателей и всё время посвящает укреплению стен монастыря.

Его племянник, двенадцатилетний Брендан, трудится на стройке наравне с остальными, но всё меняется с прибытием брата Эйдана, знаменитого иллюстратора и автора Книги Ионы — манускрипта, который, по слухам, столь прекрасен, что одним своим видом способен ослепить недостойных, нечестивых и неверующих.

Ирландская магия: мультфильмы студии Cartoon Saloon и их уникальный стиль

Эйдан уже стар, а труд его далёк от завершения. Ему нужен ученик, и в Брендане он видит достойного преемника. Монах берёт мальчика под свою опеку, делится секретами мастерства и время от времени даёт небольшие задания. Одно из таких заданий приводит Брендана в лес, где он знакомится с Эйшлинг, лесной феей, последней из своего рода — все её сородичи погибли от рук древнего божества по имени Кром-Круах.

Ирландская магия: мультфильмы студии Cartoon Saloon и их уникальный стиль

Брендон и Эйшлинг становятся друзьями, а викинги тем временем всё ближе подбираются к стенам аббатства…

Первый год показы «Тайны Келлс» проходили почти при пустых залах. Однако затем картина получила номинацию на «Оскар», и оказалось, что более эффективной рекламной кампании и придумать было нельзя. По крайней мере, на территории Штатов — сами авторы жалуются, что в родной Ирландии выход мультфильма практически проигнорировали.

Песнь моря

Ирландская магия: мультфильмы студии Cartoon Saloon и их уникальный стиль

Несмотря на признание «Тайны Келлс», следующие несколько лет Cartoon Saloon еле-еле сводила концы с концами.

Чтобы удержать студию на плаву, Муру и партнёрам даже пришлось взять несколько кредитов. Сразу несколько крупных голливудских игроков предлагали решить денежные проблемы ирландцев, выкупив студию у её создателей, но Мур отказался жертвовать независимостью ради финансовой стабильности.

Всё это время студия продолжала работу над своим вторым полнометражным проектом. «Песнь моря» ушла в производство ещё до премьеры «Тайны Келлс» — Мур всегда предпочитает работать именно таким образом.

Работу над новым проектом всегда лучше начинать тогда, когда ты ещё не закончил со старым. Таким образом, не имеет значения, какая судьба ждёт твой первый проект — у тебя уже есть в производстве второй. Это снимает с тебя всякое давление.

Томм Мур

Идея «Песни моря» родилась при довольно грустных обстоятельствах. Мур с семьёй отдыхал на море, когда его десятилетний сын нашёл на пляже несколько черепов тюленей. Оказалось, местные рыбаки, недовольные падением уловов, обвинили в своих бедах тюленей и объявили несчастным животным войну. «В прошлом такое просто невозможно было представить, — сокрушается Мур, — люди верили, что в тюленях живут души тех, кто погиб в море».

Мур поделился переживаниями с Россом, и тот подарил другу книгу «Люди моря» — сборник шотландских и ирландских преданий о шелки — людях-тюленях, способных сбрасывать с себя тюленью шкуру и принимать человеческое обличие.

Ирландская магия: мультфильмы студии Cartoon Saloon и их уникальный стиль

Действие «Песни» разворачивается в Ирландии примерно в наше время. Маленький Бен живет на маяке на острове с мамой Броной и папой Конором. Однажды Брона исчезает в море, оставив после себя прощальный подарок — дочку по имени Сирша. Проходит шесть лет. Конор по-прежнему страдает по пропавшей жене и проецирует всю свою любовь на Сиршу, а Бен, чувствуя себя брошенным, винит сестрёнку в пропаже матери.

Ирландская магия: мультфильмы студии Cartoon Saloon и их уникальный стиль

Когда Сирше исполняется шесть лет, она находит на чердаке таинственный белый костюм, сшитый словно бы для неё. Облачившись в него и спустившись к морю, Сирша превращается в тюленя и резвится с другими тюленями.

Позже, выбравшись из воды, Сирша засыпает прямо на берегу — там её и находит приехавшая с «большой земли» бабушка. Бабушка приходит в ужас от увиденного и убеждает Конора перевезти детей к ней, в город. Конор, узнав о происшествии, ужасается по другой причине, и выбрасывает таинственное одеяние в море.

Ирландская магия: мультфильмы студии Cartoon Saloon и их уникальный стиль

Бен и Сирша переезжают к бабушке, и там Бен узнаёт удивительные новости. Оказывается, его сестра, как и мать, — селки, единственная надежда для застрявших в нашем мире духов и фэйри вернуться домой в Тир-на-Ног. Для этого Сирша должна спеть им свою песню, Песнь моря.

Есть лишь одно «но» — для этого селки должна быть облачена в своё белое одеяние. А если Сирша не облачится в него до наступления следующего дня, она умрёт. Брату и сестре предстоит долгое путешествие обратно домой. И не все представители волшебного мира рады появлению селки.

Легенда о волках

Ещё в юности Томм Мур услышал легенду об оборотнях из Осрайге (древнее королевство со столицей в его родном Килкенни) — обычных людях, раз в семь лет вынужденных сбрасывать человеческий облик и превращаться в волков. К этому моменту он уже успел разочароваться в анимации, а потому счёл, что из этой легенды получится отличный сюжет для комикса — и отложил задумку в долгий ящик.

Ирландская магия: мультфильмы студии Cartoon Saloon и их уникальный стиль

Идея напомнила о себе в 2014 году, когда на телеканале TG4 вышел документальный сериал «Земля волков», посвящённый временам, когда по ирландским лесам бегало до двадцати тысяч волков. Они правили лесами до XVII века, когда в Ирландию потянулись потоки английских переселенцев.

Для английских колонизаторов волк превратился в символ этой жестокой и негостеприимной (для незваных захватчиков, понятное дело) земли. Оливер Кромвель, вождь Английской революции и протектор Англии, Ирландии и Шотландии, решил, что если он избавится от лесных хищников, то таким образом покажет, в чьих руках власть и сломит дух сопротивления местных мятежников.

Сам Кромвель не дожил до финала этой войны, но окончилось всё победой человека. Последний волк на территории Ирландии был убит в 1786 году.

Сюжет сериала сложился с воспоминаниями о людях-оборотнях. Так родилась «Легенда о волках»
Сюжет сериала сложился с воспоминаниями о людях-оборотнях. Так родилась «Легенда о волках»

Ирландия, 1650 год. Прибывающие из Англии переселенцы вынуждают местных жителей вырубать окрестные леса, расчищая место под новые фермы и деревни. После того, как лесорубы начинают всё чаще подвергаться атакам живущей в лесах стаи волков, лорд-протектор Оливер Кромвель поручает вызванному из Англии охотнику Уильяму Гудфеллоу истребить хищников.

Ирландская магия: мультфильмы студии Cartoon Saloon и их уникальный стиль

Вместе с Уильямом в Килкенни приезжает и его дочь Робин. Несмотря на строгий запрет отца, желающая помочь Робин, вооружившись арбалетом и заручившись помощью ручного сокола по имени Мерлин, выскальзывает из дома и пробирается в лес. Там она сталкивается со странной девочкой Мэв, которая живет вместе с волками.

Мэв говорит, что является сноволчицей — оборотнем, сознание которого во время сна способно принимать волчий облик. Робин предстоит кардинально пересмотреть свои взгляды на взаимоотношение людей и волков.

Ирландская магия: мультфильмы студии Cartoon Saloon и их уникальный стиль

«Ирландский» стиль

Все мультфильмы Cartoon Saloon нарисованы по старинке, от руки, с минимальным использованием компьютеров. Анимацию студии выделяет особый, запоминающийся с первого кадра стиль, в котором средневековые гравюры сочетаются с современными детскими иллюстрированными книгами.

Ирландская магия: мультфильмы студии Cartoon Saloon и их уникальный стиль

Стиль отличается богатством и яркостью красок, и в то же время в каждом мультфильме есть свой доминирующий цвет — зелёный в «Тайне Келлс», синий в «Песни моря» и цвет осенней листвы в «Легенде о волках».

Ирландская магия: мультфильмы студии Cartoon Saloon и их уникальный стиль

Помимо этого, каждый фильм сочетает в себе сразу несколько стилей, позволяющих разграничить разные миры или народы. К примеру, в «Легенде о волках» серые, чёткие и плоские линии Килкенни и квадратные подбородки английских солдат контрастируют с плавностью очертаний и буйством жизни и красок окрестных лесов и графической, почти монохромной визуализацией волчьего восприятия окружающего мира.

Волки воспринимают мир по запахам и звукам
Волки воспринимают мир по запахам и звукам

Аниматоры Cartoon Saloon любят ложную перспективу и сложное построение кадра и даже разделение экрана — время от время экран делится на три кадра, причем порой в них параллельно рассказывается три отдельные истории.

Ирландская магия: мультфильмы студии Cartoon Saloon и их уникальный стиль

При этом при последовательном просмотре всех трёх фильмов условной «ирландской» трилогии (а в перерыве между «Песнью» и «Легендой» у Cartoon Saloon вышел мультфильм «Добытчица», повествующий о жизни афганских девочек при власти талибов) заметно, как прогрессирует стиль рисунка, как он обогащается деталями. А вызванные бюджетными ограничениями стилистические решения «Тайны Келлс», например, простые геометрические формы, которыми изображались викинги или жители аббатства, сменяются более проработанными концептами. Персонажи стали более выразительными, и даже внешне похожие как две капли воды волки Мэв обрели широкий спектр эмоций и определенную индивидуальность.

Ирландская магия: мультфильмы студии Cartoon Saloon и их уникальный стиль

Общие темы

После премьеры «Песни моря» Мур говорил, что его сильно беспокоит, что ирландский фольклор постепенно забывается, уступая место стандартизированной западной культуре. Поэтому все три фильма «трилогии» основаны на местном фольклоре, а в центре сюжета лежит противостояние двух несовместимых идей.

В «Тайне Келлс» жестокие варвары-викинги уничтожают цивилизацию и культуру, которую представляют монахи и обитатели аббатства, при этом на заднем плане постепенно забываются традиционные для Ирландии верования, которые представляет фэйри Эйшлинг, и дальше обречённая в одиночестве жить в лесу.

Ирландская магия: мультфильмы студии Cartoon Saloon и их уникальный стиль

В «Песни моря» давно забытая магия предков остаётся в укромных уголках Ирландии, но она продолжает сдавать позиции перед неудержимой поступью прагматичного прогресса. В «Легенде о волках» цивилизация тяжёлой поступью английских солдат вторгается в первозданные ирландские леса, уничтожая природу и оставляя за собой только обугленные остовы деревьев, пни да пепел.

Ирландская магия: мультфильмы студии Cartoon Saloon и их уникальный стиль

При этом даже если герои торжествуют и добиваются своего, финал каждой истории так или иначе омрачён отдельными горькими нотами. Мур словно бы лишний раз подчеркивает, что волшебный мир умирает и остаётся в прошлом, и если новые поколения не будут относиться к собственному наследию с вниманием и уважением, вскоре предания о фэйри, лепреконах и селки и вовсе останутся лишь в ветхих книгах, что собирают пыль в общественных библиотеках.

И, возможно, именно поэтому ещё одной сквозной темой, прослеживающейся во всех фильмах Мура, остаётся семья. В каждом из трёх мультфильмов трилогии мы наблюдаем конфликт поколений: Брендон не может найти общего языка со своим дядей, Бен ненавидит Сиршу, Конор отдалился от сына и не общается с матерью, а в «Легенде о волках» Робин большую часть фильма отчаянно пытается докричаться до отца.

Впрочем, радует уже то, что всякий раз в конечном итоге близкие люди находят общий язык, пусть даже в некоторых случаях для этого требуется несколько десятилетий.

Ирландская магия: мультфильмы студии Cartoon Saloon и их уникальный стиль

Кульминация трилогии

«Легенда о волках» — самый амбициозный и масштабный на сегодняшний день фильм Cartoon Saloon, и прогресс студии виден во всём, от увеличившегося хронометража и многослойного сюжета до более амбициозных планов и насыщенной картинки.

В центре «Тайны Келлс» лежала довольно простая история мальчика, который на протяжении нескольких дней испытал несколько захватывающих приключений и нашел своё предназначение. «Песня моря» — это история брата и сестры, которые переживают магическое приключение, которое, наконец, сближает всю семью.

Ирландская магия: мультфильмы студии Cartoon Saloon и их уникальный стиль

«Легенда о волках» — куда более глубокая история, в которой задействовано больше реально персонажей. Это и Робин, и Мэв, и отец Робин, и лорд-протектор, который стремится превратить лес в выжженную землю. Это история о поиске и принятии себя, о подростковом бунте и о противопоставлении подростковой независимости тупой преданности отца, который в своём стремлении защитить дочь от метафорической клетки загоняет её в клетку вполне реальную.

А для Мура и Стюарта это ещё и история о противостоянии порядка и дикой природы, и победитель здесь, к сожалению, давно известен.

Ирландская магия: мультфильмы студии Cartoon Saloon и их уникальный стиль

Сюжеты первых двух мультфильмов были достаточно прямолинейными, тогда как в «Легенде о волках» хватает неожиданных сценарных решений и сюжетных поворотов. Создатели признаются, что несколько раз пытались сделать историю более мрачной и пессимистичной, но в итоге остановились на атмосфере лёгкой меланхолии, которую дополнительно подчёркивают охряные краски осеннего леса.

Рисунок теперь куда более детальный, пропали простые геометрические формы, но излюбленные Муром сложная структура кадра, смешение стилей, геометрический символизм и стилизация под средневековое искусство с его ложной перспективой и насыщенностью никуда не делись. Ну а добавленная визуализация волчьего зрения (вот в её моделировании без компьютерного 3D не обошлось) лишний раз подчёркивает богатство творческого арсенала ирландской студии.

Cartoon Saloon — редкий пример действительно независимой студии, которая при этом снимает недорогое (по неофициальным данным, на «Легенду о волках» потратили 20 миллионов долларов — примерно в 8 раз меньше, чем на «Душу» Pixar) кино, которое может конкурировать с работами больших студий.

Но что более важно, в их мультфильмах сохранён уникальный ирландский колорит. Если вы вдруг этого ещё не сделали, «Тайна Келлс», «Песнь моря» и «Легенда о волках» заслуживают просмотра — других подобных фильмов сейчас почти нет.

370370
60 комментариев

Недавно посмотрел "Легенду о волках" и из трёх мультов Мура по ирландским сказаниям этот самый слабый. В плане анимации и визуала он офигенный, может даже и лучший из трёх (по деталям уж точно лучший), но вот в плане сюжета он полный bruh. Как-то даже грустно стало после просмотра. У "Келлс" была одна лишь проблема - форсированная концовка, а вот "Песнь моря" - шедевр, за который всё ещё обидно, что его прокатили на Оскаре в пользу "Город героев" от Дисней. Бонусом лучшая песня за все 3 фильма:

34

Ладно бы ещё Город героев не был бы таким проходняком 😩

14

А мне больше песня селки нравится.
Вот эта еще классная:

9

Из всех трёх моя шестилетняя дочь была в восторге только от «Легенды о волках». Единственный полнометражный мультфильм который она пересмотрела 5 раз за выходные и потом начала строить берлогу. Как-то этот фильм всё же цепляет по особому.

8

Недавно смотрели Келлс и Волков, удивлена такому количеству лайков, потому что сюжет Келлса это жуткий сумбур. Непонятно что к чему, половина линий обрывается.
Волки в этом плане гораздо лучше — сюжет себе вполне законченный, хоть и простой.

2

Оскаре в пользу "Город героев" от ДиснейO_o какой еще Город героев, что за мульт? не слышал даже, не рофлю

Я честно говоря о*уел когда волков посмотрел. Давно ничего подобного не видел. И главное - никакого богомерзкого три-дэ. Остальное пока ничего у них не смотрел.

9