Самый дорогой человек. Обзор фильма «Мама Рома»

Яжемать. Ей все должны

Самый дорогой человек. Обзор фильма «Мама Рома»

Представьте курьезную ситуацию. В одной восточно-европейской стране власти озаботились демографическими показателями. Чиновница высочайшего уровня призвала гражданок рожать пораньше, до окончания репродуктивного периода, чтобы не остаться одинокими в старости. Язвительные комментаторы заметили: чиновница детей к своему почтенному возрасту не завела, сделав выбор в пользу блестящей карьеры государственного служащего. Разумеется, ничего предосудительного в бездетности нет, никто не обязан класть личные интересы на алтарь семейного счастья. В том и заключается камень преткновения любых разговоров о важности семьи. Семья — это жертва длинною в жизнь. Современный человек не готов жертвовать ничем.

Самый дорогой человек. Обзор фильма «Мама Рома»

В 1962-ом году легендарный итальянский режиссер и писатель Пьер Пазолини выпустил свою вторую картину. Снятая в скупой реалистической манере она к тому времени уже выглядела немного устаревшей. Прославленный неореализм уступал место эстетическим поискам и экспериментам. Да и сам Пазолини вскоре присоединится к новому стилю. Но это никак не умаляет достижений «Мамы Ромы», одной из вершин мирового кино, способной потрясти зрителя спустя десятилетия.

Самый дорогой человек. Обзор фильма «Мама Рома»
Самый дорогой человек. Обзор фильма «Мама Рома»

В банкетном зале играют свадьбу. Обстановка спартанская: столы, стулья, да голые стены. Лица гостей грубые и неприятные, рабоче-крестьянские, хоть и посветлевшие от алкоголя. Собрались обитатели итальянского дна, а виновник торжества — сутенер Кармине, сыгранный любимцем режиссера, актером Франко Читти. Народу не дает заскучать от души веселящаяся проститутка с огромной копной черных волос. Поет, танцует, гоняет метлой потешных свадебных свинок по залу и хохочет над своими собственными, только ей понятными шутками. Женщину все знают, но никто не называет по имени, предпочитая прозвище – Мама Рома.

Самый дорогой человек. Обзор фильма «Мама Рома»
Самый дорогой человек. Обзор фильма «Мама Рома»

Сегодня у нее личное торжество. Наконец-то свободна от постыдного ремесла. Женатый сводник перебирается в деревню, а Мама Рома мечтает о столице, где заживет честным трудом, торгуя овощами на рынке. Ее сын Этторе никогда не узнает, какой ценой обошлась матери римская квартира. Прошлое героини — череда постыдных связей: замужество в 14 лет ради наследства дышащего на ладан старика, роман с мошенником, скитания по улицам и карьера в мире продажной любви. Однако трагедию нельзя переживать вечно. Поэтому Мама Рома чаще заливается смехом, чем плачет, только смех этот апокалиптичен настолько, что сам Джокер бы возмутился: «Э, да у нее не все дома!». Нечастые люди умеют веселиться по-настоящему, им уже не надо сохранять лицо.

Самый дорогой человек. Обзор фильма «Мама Рома»

Мы любим драмы за душераздирающие финалы, когда невозможно сдержать слез. «Мама Рома» – особый случай. Ты начинаешь плакать на первых же минутах фильма. Это не мог снять простой человек! Так проникнуть в страдание, обнажить боль, показывая людей в разгар торжества! Каждый кадр наполнен сверхчеловеческой правдой гения, возвышающегося над смертными, не с презрением, а с жалостью. А может быть и с презрением тоже. Ни до, ни после Пазолини не был настолько силен.

Самый дорогой человек. Обзор фильма «Мама Рома»

Родившись в нищей семье человек обречен повторить судьбу предков, общество не позволит ему вырваться из порочного круга. Отец Этторе отправился в тюрьму вслед за дедом и прадедом, одна Мама Рома почему-то уверена: мальчик создан для лучшей жизни. Главное, не стать вором. Или того хуже, коммунистом! «Богатые думают, что им всё позволено, раз у них есть деньги» – недовольно бурчит Этторе, расстраивая маму. Наверняка он просто завидует успешным людям.

Самый дорогой человек. Обзор фильма «Мама Рома»
Самый дорогой человек. Обзор фильма «Мама Рома»

Этторе не то чтобы плохой человек. Просто он не способен перерасти среду. Сын старой дешевой шлюхи — не более. Коммунист Пазолини следуют духу своего учения. Революцию делают массы, а не одиночки, поэтому мальчик не имеет шанса. Ленивый и пассивный, но как быть иначе, если окраины Рима — уродливые пустыри, выжигающие любые амбиции в душе человека? Если твоя возлюбленная — самая легкодоступная девушка в округе и не скрывает этого, а про твою маму ходят оскорбительные слухи? Ты проиграл еще до того, как вступил в борьбу. Бесполезно сопротивляться.

Самый дорогой человек. Обзор фильма «Мама Рома»

Если это так очевидно, к чему старания героини? Режиссер хочет посмеяться над глупостью недалекого человека? Современный зритель презирает персонажей, ведущих себя глупо. Целая индустрия ютюберов-кинокритиков возникла на одном только возмущении от «нелогичных поступков героев». «Сюжетная дыра!» – жалуется ютюбер. На самом деле в «дыре» и заключен смысл. Нелогичные поступки, отрицающие любые разумные доводы, свидетельствуют о наличии души. Искренность подвига подтверждается его бессмысленностью. Мама Рома потеряла всё и правильно сделала. «Самая ужасная из всех неудач в истории мира» говорится о жертве Христа. Вполне логично, что следующим фильмом Пазолини стала экранизация Евангелия.

Самый дорогой человек. Обзор фильма «Мама Рома»
Самый дорогой человек. Обзор фильма «Мама Рома»

Мама Рома и рада бы навсегда уйти от позора, но ее преследует Черный человек, возвращается сутенер Кармине. Ему опять нужны деньги? Отношения между героями выходят за рамки товарно-денежных. Общее падение навсегда связало двух изгоев. Мама Рома готова содержать авантюриста как сына, только он не согласен. Превращение матери в публичную девку для него нечто большее, чем заработок. Кармине мстит женщинам за то, в какого монстра они превратили мужчину. В унижении матери он находит особое удовольствие. Страшно сказать, в нем есть что-то и от самого режиссера. Мы не слишком-то любим своих матерей: матерям известно о нас много такого, что мы хотели бы скрыть навсегда.

Самый дорогой человек. Обзор фильма «Мама Рома»
Самый дорогой человек. Обзор фильма «Мама Рома»

Проституция — любимая тема Пазолини. Он приложил руку к сценарию величайшего фильма Феллини «Ночи Кабирии» – о злоключениях римской феи. Жаль, патрон не верил в талант новичка и отказался поддерживать его режиссерские начинания. Первый же фильм Пазолини, «Аккатоне», был о сутенере-неудачнике. Классик писал стихи и, как истинный поэт, обожал проституток! Пазолини не драматизирует, не разводит моральную панику вокруг продажной любви, показывая ее скорее в комедийном ключе. Мама Рома невероятно болтлива, и ее клиенты вынуждены выслушивать бесконечные факты биографии прожженной дамочки. К 40 годам она накопила немало претензий к мужчинам, а самую главную бережет для Верховного Мужика, засевшего на безопасном расстоянии: «Почему я никто, а ты Царь Царей?».

Самый дорогой человек. Обзор фильма «Мама Рома»
Самый дорогой человек. Обзор фильма «Мама Рома»

Больше проституток Пазолини любил только эти лица. Люди из простонародья, морщинистые не по годам, беззубые, со следами злоупотреблений, отупевшие от бессмысленности жизни, ухмыляющиеся при виде чужого горя, хотя и сами они страдали не меньше. Голливудская повесточка отдыхает: подобных притягательно-уродливых типажей вы не встретите даже у такого вроде бы реалиста как Витторио Де Сика. Любовь к красоте — известный порок самых правдивых художников. А ведь люди в большинстве своем некрасивы. Христос у Пазолини далек от знакомого нам по народным картинкам длинноволосого красавца. Круглолицый, тщедушный, с вызывающей монобровью – таков Бог итальянского режиссёра. Зато голливудский ремесленник Николас Рэй не нашел иного способа привлечь аудиторию ко Христу, кроме приятной внешности. Американец и Сына Человеческого продает как модель из рекламы.

"Царь Царей" Николаса Рэя
"Царь Царей" Николаса Рэя
"Евангелие от Матфея" Пазолини
"Евангелие от Матфея" Пазолини

Пазолини впервые работал со всемирно известной актрисой, и, конечно, ей оказалась Анна Маньяни, величайшая из некрасивых. Главная мать мирового кино, покорившая зрителя в фильме Лукино Висконти «Самая красивая» (как иронично название). Несчастная и глупая Маддалена мечтала о карьере киноактрисы для своей маленькой дочери Марии. Кто же мог знать, что для малых сих жизнь щедра только на разочарования. Однажды увидев финал «Мамы Ромы», вы никогда его не забудете и у вас не возникнет вопроса, почему в день похорон Анны Маньяни на римскую площадь вышли тысячи горожан. То было не прощание со звездой, а национальная трагедия.

"Самая красивая"
"Самая красивая"
Самый дорогой человек. Обзор фильма «Мама Рома»

Творцы не любят сюжеты о материнстве: либо вовсе их игнорируют, либо отправляют на задворки своих произведений. Куда больше художника интересуют герои нашего времени, лишние люди, молодые мужчины с горящими глазами революционера или женщины-роковые любовницы, готовые на всё. Материнство кажется художникам чем-то пошловатым, мещанским. Стоит романтической героине родить и вот перед нами уже тривиальная баба, погрязшая в бытовых обязанностях, растолстевшая и огрубевшая кухарка. Она состарилась, хоть и формально ей не так уж много лет. Всё в бабе напоминает об отвратительной реальности, от которой и бегут в мир чистого искусства. Пазолини не позволил сбежать от правды: именно она, мать, носит в себе и будущего революционера, и его романтическую спутницу, и возвышенного художника. А значит, она и есть всё. Мать Рима.

Самый дорогой человек. Обзор фильма «Мама Рома»
Самый дорогой человек. Обзор фильма «Мама Рома»

Наверняка феминистки целиком и полностью правы. Кроме одной детали. Им кажется, что «права женщин» достигаются «активизмом» и «борьбой»... Борьба — ничто по сравнению с величием ответственности за уже рожденных детей. Мать не просто человек, а коллектив, живущий ради всего человечества. Человечества, созданного самой матерью. Это ее подвиги и ее злодейства в учебниках истории. Мать начинает войну и объявляет перемирие. Мать виновата за детей, и она гордится детьми как самою собой. В материнстве женщина обретает достоинство, а не в борьбе за права. Каким бы низким не было ее происхождение, нищая и обездоленная несоизмеримо выше любой высокородной аристократки, воздерживающейся от детей «ради фигуры», отсюда столько ненависти богачей к «плодящейся нищете». Оттого нищета плодится, создавая непобедимую армию возмездия, оставляя за собой будущее народов. Феминистки мечтают о матриархате, но забывают самое главное. Сначала надо стать матерью.

Самый дорогой человек. Обзор фильма «Мама Рома»
3333
15 комментариев