Русский сценарист: правда и заблуждения
Начитался разного про сценарии и сценаристов. Здесь я ради игр, но зачем-то, иногда, влезаю в срачи про кино и пора высказаться.
В профессии редактора и сценариста очень давно (больше, чем средний возраст DTF-еера). И попробую ещё раз развеять заблуждения, что земля не гомотопична, деисты не были на луне, и что сценаристы пишут сценарий, а потом его берут и снимают кино. Образ поехавшего сценариста на коксе любит изображать Бэдкомидиан. Сам с удовольствием его смотрел, но его рассуждения про кино и образ сценариста - дилетантская чепуха, уж простите. Но сам Бэд реально прикольный был когда начинал, сейчас забронзовел малость. И на всякий, у большинства сценаристов - нет денег на *цензура*.
Главное
Кого винить за плохой сценарий? У сценария есть заказчик - это продюсер или группа продюсеров, чаще всего ещё плюс режиссёр. Ни разу не видел, чтобы взяли чей-то сценарий, подправили и сняли. Может у Юрия Арабова только, но сомневаюсь. Но видел, что сценаристы "с именем" могут заартачиться и отказаться больше 3-5 раз переписывать сценарий. И тогда его будут переписывать другие.
Продюсер
Именно этот человек определяет каким будет сценарий. Что в нем будет, а чего не будет, что в нём "хорошо" (по его мнению) и это оставят, а что "плохо" (по его мнению) и это выкинут.
И как правило, выкинут все лучшие сцены, что вы написали, ха-ха-ха.
Вместо продюсера может быть режиссёр (постановщик) или, и это чаще всего, некая "продюсерская группа" (мутантов). Но суть от этого не меняется. Именно поэтому продюсеры и режиссёры пишут себя максимальным кеглем, где только можно – это их фильм. И максимальную ответственность за фильм несут они. Какой бы хороший или плохой сценарий вы бы не написали - он пойдёт в работу только если понравится продюсеру. И в итоге, будет таким как захочет продюсер.
Вкус, ценности, чувство прекрасного и образование продюсера - главный фактор того, каким именно будет сценарий.
Теперь вы знаете кого обвинять.
Честолюбие и тщеславие.
Сценаристов регулярно не указывают на сайтах с фильмами, не пишут на "тарелках" (сценаристы всегда радуются как дети, если их написали на тарелочке), и вообще задвигают поглубже "кому они интересны вообще?". Сферический человек в вакууме на улице, с легкостью назовёт вам 30 актёров, скорее всего, вспомнит 10 режиссёров, но не вспомнит ни одного сценариста (шоураннеры не в счёт). Вот вам и всё тщеславие этой профессии.
Деньги
Любые. Начинающие сценаристы могут и за 100к написать серию, а полный метр за 300к. Топовые сценаристы получают на порядок больше (как минимум). Рекомендуемые расценки, если вы уже в цеху: Серия 300-600к, Полный метр 2-3 ляма. Рублей разумеется. Но это рекомендуемые. Реальность с рекомендациями не особенно дружит.
Пример заработка. Полный метр. Вы начинающий сценарист. Вам, например, дадут целых 600к за сценарий. Это не значит, что вы напишите сценарий и вам дадут 600к. Нет. С высокой вероятностью аванс вам не дадут вообще, для этого надо иметь репутацию крепкого профессионала.
Дальше за первый драфт (напиши-ка 100 страниц текста в формате, а мы подумаем) - вам дадут четверть суммы. Какие-то выплаты вы будете получать, перерабатывая сценарий (хороший сценарий в тупое говно для "широкого зрителя"). Над сценарием вы можете работать от 2 месяцев (если очень срочно) до года (чаще всего) и больше.
Теперь можете разделить эти бешенные деньги (целых 600к) за сценарий на 12 месяцев. И это - 50 тысяч в месяц. Хорошая зарплата в России, между прочим. Только напомню ещё раз, это только если вы получите все деньги за сценарий. А так как вы получите от четверти до половины этой суммы, то это примерно 12-25к в месяц (минус налоги). Гуляй рванина!
Если ваша ситуация в два раза лучше (сценарий больше ляма!), умножайте эти деньги на два. То есть 25-50к в месяц. Живём!
Почему от четверти до половины? Потому что если вы изучите титры разных фильмов то заметите, что сценаристов чаще всего несколько. И с высочайшей вероятностью, все они получили только часть денег за сценарий (схема сложнее, но расписывать её лень).
Это, кстати, основная причина, почему сценаристы берут в работу несколько сценариев одновременно.
Сколько работы
Чтобы выжить начинающему сценаристу-фрилансеру (есть ещё сценарист на зарплате, но это отдельный класс), надо одновременно писать от 5 до 10 фильмов одновременно.
Сценаристу с репутацией и опытом от 3 до 5 фильмов, чтобы нормально или даже уже хорошо жить (недвижку и машину вы никогда не купите, но жить будете достойно).
Топовые сценаристы тоже берут несколько фильмов в работу, но уже тупо из-за жадности, да и в целом - любят люди деньги зарабатывать, не надо их за это осуждать.
Не знаю ни одного сценариста-профессионала (человек, который живёт на деньги от профессии) который бы работал над ОДНИМ сценарием по своей воле. Сказывается ли это на качестве?
Вывод
Всё это написано не для того, чтобы сценаристов пожалели или как-то их оправдать. А исключительно ради того, чтобы развеять заблуждения вокруг этой профессии (в России).
Проверьте себя.
Если фильм говно, то кто виноват?
Ответ: Все, но особенно Продюсер.
Если фильм хороший, то кто молодец?
Ответ: Сценарист.
ВСЕ кто его делал. А Продюсер с Режиссёром самые главные молодцы.
Что ещё интересного рассказать? Кратко.
Сценарист на зарплате (в сценруме), получает от 50 до 80 тысяч в месяц. Начинающий может и 30к получать, матёрый - больше.
У вас может вообще не быть никакой работы несколько месяцев (или даже лет). На что вы будете жить это время - это ваши проблемы.
Профессиональное сценарное образование для работы не нужно и никому не интересно. ВКСР и ВГИК нужны для того, чтобы попасть в киношную среду.
Большинство сценаристов пишут с ошибками, а треть из них с чудовищными ошибками. На грамотность большинству продюсеров - плевать, люди читают историю, а не проверяют за тобой диктант в школе. Есть даже примета, что если продюсер докапывается к орфографии с ним лучше не работать, и это не лишено смысла. Если, продюсер, докапывается, к пунктуации, с ним точно, не надо, работать.
Почти все курсы по сценаристике - ерунда. Исключение, когда конкретный опытный сценарист (мастер) работает с вами над вашим материалом, чтобы сделать его лучше и научить вас.
Книге по сценаристике (драматургии) и методы описанные там - не помогают (а чаще всего мешают) писать сценарии. Но некоторые тезисы из них, могут помочь в работе над переработкой сценария. Большинство книг или уже устарели (как Митта), или смесь очевидностей и бреда.
99% текстов, которые вы напишите (заявки, синопсисы, драфты) отправятся в мусорку. Сценарный текст – один из самых оплачиваемых, но это как намывать золото в скудном районе Сакраменто: трое суток стоишь раком с ситом в реке, и «О, песчинка!». И плачешь от счастья.
Как человек с тонкой душевной организацией, сразу предупреждаю, что все оскорбительные комментарии и наезды буду тупо стирать. Да, вот такой урод. Не для хейтеров моя роза цвела.
На вопросы постараюсь внятно ответить.
На комментарии - если есть что сказать.
Про комментарии "я вот сам своего рода сценарист, но у меня всё по другому" - рад за вас, но я писал не про вас конкретно.
Спасибо, что дочитали! Вдохновения и терпения. Подписывайтесь. Колокольчик. Динь-динь-динь. Спасибо за рыбу.
"Образ поехавшего сценариста на коксе любит изображать Бэдкомидиан. Сам с удовольствием его смотрел, но его рассуждения про кино и образ сценариста - дилетантская чепуха, уж простите."Это просто юмор, — всем более-менее рассудительным людям, а уж Бэду тем более и так понятно, что сценарист обычно пишет в связке с режиссёром, продюссером, другими ответственными людьми, и нередко оказывается заложником ситуации, в которой не может на что-то особо влиять. Но каждый случай в любом случае индивидуален, и, откровенно говоря, по многим русским фильмам ( и не только русским, конечно же ) понятно, что большинству работающих в сфере просто насрать на то, что они делают, — главное, получить госдотации и собрать кассу, а что там в итоге, пёс с ним, — и так сойдёт.
В таком случае пусть Бэд и продюсеров так изображает, логично? Будет честнее. Раз он всё и сам понимает.
Понимаю отлично. Но заблуждение крайне популярное.
Бэд Комедиан типичный васек из пикабу, общался с таким, парень хороший, но вот эти науч поп клише, боязнь чернокожих, боязнь подкатить к подруге или дунуть косового, максимально дико шизануть и вытворить дичь, короче хуйня это все, он вообще не в теме кинопроизводства и не вкурсе как советские актеры те же шизили, типичный васька
Писал ща лонг по теме больше связанной с написанием книг, после твоего поста ваще все бросить хочется, ваще все... я как бы задним умом понимаю все это, но блять, когда это доводят по факту становится грустно...
Допиши! Хочу прочитать :)
Интересная тема, хоть и грустная. Пиши, подискутируем. Мне тоже есть что сказать на эту тему. На хейтеров плевать, перебаним))).