1977: «Близкие контакты третьей степени»— идеальная экранизация уфологической теории?
Стивен Спилберг с самого детства мечтал снять фильм о контактах человечества с инопланетными цивилизациями. Желание это возникло у будущего режиссера, когда он вместе с отцом наблюдал метеорный поток в Нью-Джерси.
Уже в 1964 году Спилберг снял на имеющиеся 500 долларов научно-фантастический фильм «Небесные огни» (на тот момент режиссеру было всего 18 лет). В последствии многие из сцен оттуда были покадрово пересняты для «Близких контактов третьей степени».
Практически десять лет спустя, в 1973 году, Стивен Спилберг заключил контракт с Columbia Pictures и принялся за разработку будущей научно-фантастической ленты. Поначалу режиссер планировал снять документальный фильм о людях, верящих в НЛО. Однако он быстро отказался от этой затеи, поскольку хороший фильм на тему передовых технологий не мог быть снят на бюджет в 2,5 млн долларов.
Сценарий картины множество раз переписывался. Сначала главным героем хотели сделать шерифа, затем была идея поместить в центр сюжета 45-летнего военнослужащего ВВС США по имени Пол Ван Оуэн, работавшего над проектом «Синяя книга» (проект систематических исследований поступающих сообщений об НЛО). По итогу Спилберг пришел к выводу, что главным героем он видит не «человека в погонах», а обыкновенного мужчину, в котором рядовые зрители смогли бы узнать себя.
По итогу создатели решили посвятить сюжет похищению маленького мальчика пришельцами. На сценарий сильно повлияла песня из мультфильма «Пиннокио» под названием «When You Wish upon a Star».
По сюжету, выехавший на вызов электрик Рой Нтри встретился с настоящим НЛО: автомобиль, в котором ехал Рой, попал под мощный пучок света, затем над шоссе пронеслись 4 светящихся шара и пропали за горизонтом. После контакта с внеземной цивилизацией Рой оказывается во власти странных видений, и это происходит не только с ним.
Фильм можно считать весьма дотошной экранизацией уфологической теории. В картине подробно раскрывается тема контакта человека с пришельцами: герои сталкиваются с различными видениями, НЛО похищают людей, а затем возвращают на Землю, правительство тщательно скрывает контакты с инопланетными цивилизациями, а военные готовы устранить каждого, кто окажется близок к истине.
Подобное погружение в тему контактов с НЛО не кажется удивительным, ведь при создании фильма был привлечен в качестве консультанта известный астроном и уфолог Джозеф Аллен Хайнек, который ранее так же принимал участие в проекте «Синяя книга». Помимо того, создатели обращались к «очевидцам», утверждавшим, что имели контакт с неопознанными летающими объектами.
Несмотря на то, что фильм является художественным вымыслом, он основан по большей части на известных фактах об НЛО, и он, безусловно, улавливает суть этого явления.
Примечательно, что Стивен Спилберг пытался связаться и с представителями НАСА и ВВС США, однако они наотрез отказались от сотрудничества, а некоторое время спустя направили режиссеру письмо на 20 страниц, в котором объясняли, чем опасен выпуск подобного фильма в широкий прокат.
Я действительно обрел веру, когда узнал, что правительство против фильма. Если НАСА потратило время, чтобы написать мне 20-страничное письмо, то я знал, что что-то должно произойти
Отдельно хочется остановиться на «картинке», которая смотрится впечатляюще и сегодня. Главным специалистом по визуальным эффектам выступил Дуглас Трамбулл, дизайном пришельцев занимался Карло Рамбальди. Трамбулл шутил, что выделенный на визуальные эффекты бюджет в размере 3,3 миллиона долларов можно было бы использовать для создания дополнительного фильма. Его работа помогла успешно воплотить в фильме технику управления движением камеры.
«Материнский корабль» был спроектирован Ральфом МакКуорри и построен Грегом Джейном. По задумке режиссёра корабль инопланетян должен был представлять собой что-то огромное и тёмное, но во время съёмок в Индии, когда Спилберг часто проезжал мимо ярко освещённого в ночное время нефтеперерабатывающего завода, заворожённый красивым зрелищем, он изменил свои планы. И в картине корабль пришельцев представляется огромным и светящимся яркими огнями.
Примечательно, что Стивен Спилберг уже в 1970-х гг. рассматривал возможность использования CGI-технологий. Однако быстро пришел к выводу, что подобный способ создания НЛО был бы чрезмерно затратным и не достаточно реалистичным.
Лента снималась в анаморфированном киноформате, с использованием 70-миллиметровую и 35-миллиметровую пленки, благодаря чему визуальные эффекты выглядели в результате чёткими и резкими.
Маленьких инопланетян в финале сыграли пятьдесят местных шестилетних девочек из города Мобил, штат Алабама. Этого решения потребовал Спилберг, поскольку «девочки двигаются более изящно, чем мальчики».
У создателей была идея использовать кукольный театр для изображения инопланетян, но идея не удалась. Тем не менее, Рамбальди успешно использовал марионеток, чтобы изобразить двух инопланетян, появившихся первыми в финале картины.
Оценивая фильм сегодня, хочется отметить, что ему присущи многие из характерных для фильмов Спилберга черт. Детская, несколько наивная, сентиментальная и мечтательная натура режиссера ощущается в каждом кадре, и в каждой реплике. Прекрасно видно, что режиссер вложил душу и сердце в данный проект, чему свидетельствуют годы разработок и потрясающее визуальное воплощение.
Вместе с тем, хочется отметить некоторые (субъективные) недостатки ленты. Во-первых— персонажи, которые вышли несколько блеклыми и незапоминающимся. Главный герой, Рой Нири порой и вовсе отталкивает своим безразличным и даже грубым отношением к жене и к детям. Подобное кажется удивительным, ведь Спилберг всегда успешно создавал запоминающихся и харизматичных героев, о чем свидетельствуют персонажи Индиана Джонса, доктора Алана Гранта, Капитана Крюка и т.д.
Помимо того, к недостатком ленты можно отнести (опять же неожиданно для Спилберга) отсутствие динамики и общую затянутость сюжета, откровенно провисающего во втором акте, суть которого сводится к повторяющимся чудачествам и видениям главного героя после контакта с НЛО.
На момент выхода «Близкие контакты третьей степени» при бюджете в 20 миллионов долларов собрали в прокате 306 миллионов, что на 100 миллионов больше «Новой Надежды», вышедшей в том же году. Помимо того, фильм был выдвинут на премию «Оскар» в 8 номинациях, включая лучшую режиссуру. В 2007 году картину внесли в Национальный реестр фильмов.
Фильм был положительно принят и кинокритиками, которые отмечали его мечтательность и искренность. Так, Полин Кель охарактеризовала картину, как «детский фильм в лучшем смысле». А Жан Ренуар сравнил работу Спилберга с произведениями Жюля Верна, объявив ее величайшим научно-фантастическим фильмом из когда-либо созданных.
Помимо кинокритиков, своими впечатлениями о фильме поделились и некоторые писатели-фантасты. Рэй Брэдбери оказался под огромным впечатлением от картины и назвал ее «лучшей научно-фантастической лентой всех времён». Айзек Азимов же, наоборот, прохладно отозвался о фильме: «Мне понравились «Звёздные войны», а вот фильм «Близкие контакты третьей степени» показался слишком шумным, местами даже глупым».
Лучшим выражение мягкого и мечтательного видения Спилберга
Об этом, и о многих других фильмах, вышедших в 1977 году, вы сможете узнать из нового выпуска подкаста «1977. Часть 2: новая надежда кинематографа, животные Диснея и советская меланхолия».
А так же подписывайтесь на наш Телеграм-канал и на группу Вконтакте.
Если вам нравятся наши обзоры, рецензии и подкасты, то вы можете поддержать нас лайками, репостами, комментариями и донатами.
Комментарий недоступен
Раньше, когда был ребёнком, фильм нравился, как и Инопланетян, а сейчас что-то уже и не очень то.