1977: «Голова-ластик»— самый духовный фильм Дэвида Линча?

Статья о первой полнометражной картине Дэвида Линча.

Статья является частичным пересказом третьего выпуска подкаста«Эффект Эмметта Брауна».

По сюжету, Генри, живущий в задымлённом промышленном городке, вынужден жениться на забеременевшей от него подруге. Перед ними встаёт проблема с выхаживанием ребёнка-мутанта, совсем непохожего на человека.

1977: «Голова-ластик»— самый духовный фильм Дэвида Линча?

Сценарий картины вырос из идеи о мужской голове, которую маленький мальчик отнес на карандашную фабрику. Помимо того, на создание ленты оказали влияние повесть «Превращение» Франса Кафки и рассказ Николая Гоголя «Нос». Окончательно сформировать видение картины Дэвиду Линчу помог стих из Библии, после которого «фильм сошелся воедино».

1977: «Голова-ластик»— самый духовный фильм Дэвида Линча?

Первоначальный кастинг для фильма начался в далеком 1971 году, Джека Нэнса быстро утвердили на главную роль. Однако студия AFI недооценили масштабы проекта, изначально они дали зеленый свет «Голове-ластику» после просмотра 21-страничного сценария, полагая, что обычное для киноиндустрии соотношение одной минуты фильма на страницу сценария уменьшит фильм примерно до двадцать минут. Это недоразумение вкупе с тщательным руководством съемками Линча привело к тому, что производство фильма продолжалось несколько лет.

Картина снималась частично на деньги, пожертвованные близкими друзьями и членами семьи режиссера. Частично съемки оплачивал сам Дэвид Линч, подрабатывая ради этого доставщиком газет.

Съемочная группа была очень маленькой и состояла из звукорежиссера, оператора, менеджера по производству, техника по реквизиту и самого Линча.
Съемочная группа была очень маленькой и состояла из звукорежиссера, оператора, менеджера по производству, техника по реквизиту и самого Линча.

Несмотря на то, что «Голова-ластик» первая полнометражная картина Дэвида Линча, для нее характерны многие из фирменных приемов режиссера. Так, в фильме субъективное мироощущение героев смешивается с их сновидениями и нередко выражаются в виде музыкальных сцен.

Многие критики предполагают, что «Леди в радиаторе» является олицетворениями подсознания Генри Спенсера

В «Голове-ластике» ощущается и сильный сексуальный подтекст. Генри Спенсер показан героем, испытывающим одновременно страх и восхищение к сексу, герой очарован им. В фильме постоянно фигурируют спермоподобные существа, которые то вылетают из рта главного героя, то вылезают из под одеяла, то оказываются растоптанными каблуками «Леди в радиаторе». Да и сам младенец похож на спермоподобное существо.

Фильм изображает человеческую репродукцию как пустынное шоу уродов, занятие, подходящее только для проклятых.

1977: «Голова-ластик»— самый духовный фильм Дэвида Линча?

Сам Генри Спенсер представляет собой условного «обычного» человека. Он ведет себя спокойно и даже безразлично ко многому из того, что происходит вокруг. Он демонстрирует фатализм, позволяя событиям вокруг себя развиваться стихийно. И только в финальной сцене картины главный герой теряет контроль над собой, демонстрируя ранее сдерживаемые чувства и эмоции.

1977: «Голова-ластик»— самый духовный фильм Дэвида Линча?

Стоит отметить визуальное и звуковое воплощение фильма. Пролетарский район, наполненный грязными домами и заводами, в котором проживает Генри, вдохновлен периодом жизни Дэвида Линча, когда он проживал в неблагополучном районе Филадельфии. По воспоминаниям самого режиссера, он с семьей пять лет жил в постоянной атмосфере «насилия, ненависти и грязи».

Я видел в Филадельфии так много вещей, в которые я не мог поверить… Я видел, как взрослая женщина хватала себя за грудь и разговаривала как ребенок, жалуясь, что у нее болят соски

Дэвид Линч
1977: «Голова-ластик»— самый духовный фильм Дэвида Линча?

Отдельного упоминания достоин облик недоношенного младенца. История его создания до сих пор держится в тайне. Линч только давал загадочные комментарии, время от времени заявляя, что «он родился поблизости» или «может быть, он был найден». Джон Паттерсон из The Guardian предположил , что младенец мог быть изготовлен из освежеванного кролика или плода ягненка.

1977: «Голова-ластик»— самый духовный фильм Дэвида Линча?

Линч работал с Аланом Сплетом над звуковым оформлением фильма. Пара организовала и изготовила звуконепроницаемое покрытие для изоляции своей студии, где они провели почти год, создавая и редактируя звуковые эффекты фильма. Саундтрек многослойный, включает до пятнадцати различных звуков, воспроизводимых одновременно с использованием нескольких барабанов.

Вся фантасмагория, происходящая на экране и сопровождающаяся постоянными неприятными, громкими шумами, скрипом, мяуканьем и скрежетом, успешно погружают зрителя в тревожное, невротичное состояние.

Несмотря на всю сюрреалистичность, основной посыл фильма понятен зрителю. Картина затрагивает тему родительства и бремя ответственности, которое оно приносит вместе с собой. Особенно тяжело приходится тем родителям, для которых ребенок не был желанным.

Так, в фильме недоношенный младенец совершенно неожиданно появляется в жизни Генри и Мэри. В фильме подробно показываются мучения, с которыми сталкиваются герои: ночной плачь ребенка, необходимость в регулярном уходе, кормлении и лечении.

Принято считать, что образы недоношенного младенца и неудачливого отца-одиночки Дэвид Линч почерпнул из своей личной жизни. Его дочь, Дженнифер, была незапланированным ребенком и родилась с сильным косолапием, которое требовало обширной корректирующей операции.

1977: «Голова-ластик»— самый духовный фильм Дэвида Линча?

Оценивая фильм сегодня, хочется сказать, что он мало в чем состарился. Практические эффекты (в особенности младенец), декорации, грим и звуковое сопровождение до сих пор очень впечатляют и погружают в дискомфортную, пугающую атмосферу. А темы, затронутые в фильме до сих пор не потеряли своей актуальности.

От себя хочется добавить, что возвращаться к этой картине нет особого желания. Поскольку при просмотре «Головы-ластика» ты погружаешься в дискомфортное и напряженное состояние, пребываешь в ожидании ужаса. Пожалуй именно это, неожиданно, роднит картину Линча с творчеством Ларса фон Триера. Который своими картинами так же успешно способен довести зрителя до состояния тревоги.

На момент выхода «Голова-ластик» была тепло принята кинокритиками. В настоящий момент Rotten Tomatoes фильм имеет рейтинг одобрения 90 % на основе 63 рецензий кинокритиков.

Мел Брукс после просмотра фильма пригласил Дэвида Линча в качестве режиссёра фильма «Человек-слон». А во время съемок «Человека-слона» Линч познакомился со Стэнли Кубриком, который рассказал Линчу, что «Голова-ластик» его любимый фильм. Кубрик даже показывал его съемочной группе «Сияния», чтобы настроить ее на «нужный лад» перед съемками фильма.

Хотите верьте, хотите нет, но «Голова-ластик» - мой самый духовный фильм

Дэвид Линч о своей карьере

Об этом, и о многих других фильмах, вышедших в 1977 году, вы сможете узнать из мрачного выпуска подкаста «1977. Часть 1: лошадиный бог, мутанты-каннибалы и головастики Дэвида Линча».

А так же подписывайтесь на наш Телеграм-канал и на группу Вконтакте.

2323
5 комментариев

самый духовный фильм Дэвида Линча? Не понял, а как же цикл ежедневных прогнозов погоды?

7
Ответить

Отличный фильм, смотрел его как раз в кино не так и давно. Фильм прям отлично слился с моим состоянием, и даже несмотря на прием АД, под конец фильма все равно сумел словить паническую атаку
Прекрасная работа, Линч
Продолжай в том же духе

3
Ответить

Лучше фильм Линча. Сдается мне что это и самый личный фильм Линча. Не в плане автобиографичности, не смотря на выше упомянутые моменты. А в том что он, я так думаю, лучше всего отражает, что творится в голове у Линча. Человек слон не смотря на визуальную схожесть фильм уже сконструированный, а не выстраданный, более выхолощенный.

2
Ответить

Комментарий недоступен

1
Ответить