История семьи Блэкэддэр

Рассказ о памятнике британского телевидения, и главной жертве Мистера Бина.

История семьи Блэкэддэр

Итак, давайте представим себе ситуацию.

Студия забрасывает в производственный блендер средний бюджет для своего времени, двух с половиной будущих суперзвезд, британского телевидения, знакомых сегодня людям со всего света, кучу театралов, которые станут знакомы аудитории в будущем (и не только на родине), всё заливается неплохим юмором, историческим сеттингом, кучей отсылок к реальным личностям и событиям. Что мы получим? То что заслужили. А именно — гениальную и смешную комедию положений, в которую сложно не влюбиться.

К чему я это всё.

Я просто хочу внести посильный вклад в популяризацию одного из любимых сериалов. По какой-то причине о нем мало кто знает у нас, хотя сериал имеет неплохие оценки на кинопоиске, пусть исходя из крайне небольшого числа рецензий, неплохое описание на википедии, и самое главное — официальную закадровую озвучку. При всём этом все мои знакомые о сериале узнают только от меня.

И это неприятно. Короткое комедийное шоу, настолько плотно набитое всем, что может нравится человеку в подобном ситкоме должно иметь большее распространение в наш век безграничной силы медиа-контента.

Всё что я хочу - заняться графоманией, и надеяться что прочитав этот материал пара человек потратит своё время на один из моих любимых сериалов.

Краткая справка

Сериал является продуктом (но правильнее сказать будет творением) старого, крутого BBC, из времен когда можно было шутить про всё. В создании участвовали талантливые и просто известные люди: Ричард Кертис (Который после занимался сценарием "Мистера Бина", собрал дань с предновогодней публики своим "Love Actually" и поразил лично меня прямо в подростковое сердце фильмом "The Boat That Rocked"), Роуэн Аткинсон, который в представлении не нуждается, а также присоединившийся позже Бен Элтон ( еще один ветеран британского ТВ).

Структурно вся медиафраншиза представляет из себя четыре сезона по 6 серий со средней продолжительностью эпизода в 25-30 минут, а так-же несколько примечательных, спонтанных или приуроченных к определенным датам спец эпизодов. Во всех случаях, пожалуй кроме предвестника Миллениума, это обычный ситком, с повторяющимися бэкграундами, достаточно скудным количеством персонажей, не самой изысканной операторской работой и закадровым смехом. Не стоит ожидать уровня Монти Пайтона. Сериал несмотря на громкие имена и культовый статус создавался вокруг тогда еще не столь больших людей и без ожидания подобного репутационного роста.

И я не хочу сильно запутать вас сложной структурой текста и не вижу смысла отдельно говорить об актерах перед тем как переходить уже конкретно к сезонам и отдельным спецвыпускам. Всё это продиктовано самой сутью комедии положений, ведь каждый герой носит важные функции, а каждый актер - более чем одну роль. Таким образом рассказ об актерах просто плавно перетекает в рассказ о сюжете и эпизодах, и всё становится бессмысленным. Так что просто и плавно пойдём по эпизодам в порядке выхода.

Первый сезон (The Black Adder)

Действие начального шестисерийного захода проходит в средневековой англии. Главный герой: первый из рода - герцог Эдмунд Блэкэддэр. И человек он так себе. Это образ достаточно порочного персонажа, тотального антигероя, отнюдь не выглядящего негодяем с золотым сердцем. Это жадный, подлый, трусливый, злопамятный, лицемерный человек. И это останется центральной идеей до конца. Важно понимать, что все герои сыгранные Роуэном Аткинсоном на протяжении всего сериала не будут особо приятными людьми, не смотря ни на что. Они будут проявлять честь, героизм, сострадание, испытывать сильные чувства, но доля отрицательного героя останется всегда.

Первый из рода Черных Гадюк<br />
Первый из рода Черных Гадюк

Так-же Эдмунд в первом сезоне является далеко не красавцем, грим и одежда филигранно подчеркивают образ болезненного парнишки, который выглядит крайне проигрышно на фоне окружающих.

Перейдем к окружающим. И в первом ряду здесь находится двое приближенных: простолюдин Болдрик в исполнении Тони Робинсона и герцог Перси в исполнении Тима Макиннерни (не удивительно, что всегда сверкающий аристократичной физиономией персонаж по сути всю карьеру будет играть аристократов то в “Игре престолов”, то в “Шерлоке”, и при этом даже в “Утопии” и “Докторе Кто” засветится).

Крестьянин Болдрик (и сыгравший его и его потомков Тони Робинсон) это образ тех самых низов общества, представителей низкооплачиваемых, не имеющих адекватных прав и социальной защиты ни в какие времена людей. Он зачастую становится источником хороших идей для главного героя (после фразы “i have a cunning plan” как правило происходит нечто глупое и смешное). Он становится жертвой рукоприкладства со стороны всех подряд, отдувается за своего правителя, однако не упускает выгоды и в ушлости и беспринципности не уступает Эдмунду.

Перси же больше создаёт впечатление не самого умного представитель своего рода золотой молодежи, который не только вынужденно, но и по сути от безысходности проводит свои дни в компании наименее удачливого и приятного представителя потомства короля. Он предан, и следует за главным героем даже в по сути ссылку (с предписанным фатальным концом).

Сама королевская семья представлена тремя (а в последствии четырьмя) героями. Это агрессивный (вплоть до помешательства) воинственный король,в исполнении достаточно характерного дядьки Брайана Блессида, не способный вести мирную жизнь, и относящийся к младшему отпрыску с нескрываемой неприязнью. Мать, которая проявляет, к счастью, значительно более теплые чувства к сыну,пару раз спасая ему жизнь, сотворяя неплохие шутки, практикуя черную магию, и даже местечково палится в своей неверности мужу (королеву сыграла Элспет Грэй). В плюс ко всему в сюжете присутствует немезида Эдмунда, родной (ну или не очень) брат принц Гарри: красивый, пользующийся несравнимым успехом у женщин, а также предпочитаемый во всём отцом. Гарри был сыгран ветераном британского ТВ Робертом Истом. Принц в самом деле как правило не является активным источником изменений в жизни Эдмунда, скорее раздражителем, объектом зависти героя.

Сюжет первого сезона представляет нам череду из попыток Эдмунда всеми силами дорваться до сколько нибудь вменяемой власти или же напротив.

Ну и ещё у героя есть лоли жена. Завидуйте.

В этом процессе он становится церковным деятелем, несколько раз за эпизод оскорбляя чувства верующих, попадает под охоту на ведьм, организует мероприятия (а заодно в попытке подставить брата раскрывает неудобную правду о собственном происхождении).

В одной из серий, на которой стоит заострить внимание, Эдмунд попадает в ситуацию договорного брака, где испанская супруга и её переводчик представлены Мириам Маргулис (после она станет профессором Стебель из поттерианы) и Лордом Спикинглиш в исполнении Джеймса Бродбента (я даже не буду перечислять его роли, вы его знаете, вы его видели, и в сегодняшнем субъекте разговора он лаконичен и прекрасен). К слову в этой конкретной серии шуток прилично, и для меня она одна из любимых в и без того обожаемом сериале.

В финале сезона Эдмунд в последнем рывке к трону губит всю семью, а заодно и себя, однако род его продолжается, а действие сериала перемещает нас в эпоху ренессанса.

Второй сезон (Blackadder II)

Эпоха правления Елизаветы I, время когда рождались традиции английской драматургии, закладывалась основа многолетнего доминирования империи во всём мире, масса географических открытий, время когда мир стремительно менялся.

Изменился и главный герой. Правда теперь Эдмунд это горячий красавец со шпагой и мушкетом, обремененный обширными связями при дворе, шикарной шевелюрой и жгучим взглядом. И ей богу, сложно не любить этого героя. Это тот представитель древнего рода, что может вычислить шпиона, провернуть умопомрачительную преступную комбинацию, надраться до поросячьего визга и рискнуть всем оставшись на коне. И уже в этот момент буквально бросается в глаза то как качественно способен перевоплотиться в образе с одной незыблемой основой Аткинсон.

Елизавета является очень очень значимой фигурой в действии, как правило она берет на себя функцию всей королевской семьи первого сезона, то являясь раздражителем (и даже в некотором контексте сексуальным), то создавая проблемы Эдмунда, то решая их словом королевы. И да, сыграла её Миранда Ричардсон (знакомая нашим зрителям по большей части за счет своей роли Риты Скитер в Поттериане). Королева это буквально золото второго сезона, с её до умиления глупыми и оскорбительными прихотями, пронзительным визгом и откровенно ребяческим поведением.

А теперь пошли легенды. В роли церковника Лорда Мелчета под грохот аплодисментов появляется Стивен Фрай. Его роль ушлого человека при дворе крайне важна в рамках сезона, он часто выступает стандартным оппонентом Эдмунда в спорах и в почти что любых притязаниях на власть и расположение короны. Сыгран он отлично, чего стоило ожидать.

Вторая легенда пошла. В двух сериях сезона, в одной в роли безымянного собутыльника, а во второй в роли мастера перевоплощений Принца Людвига появляется Хью Лори. И если в первой роли он просто цепляет глаз зрителя, то во второй уже конкретно так влияет на сюжет и генерирует тонны харизматичнейшей актерской игры и юморных ужимок.

Окружение Эдмунда изменилось не столь значительно. Болдрик остался на социальном дне, продолжая быть слугой, и самым малоуважаемым слоем общества. Во втором сезоне персонаж стал заметно глупее, и местами остроумный образ Тони Робинсона до конца сериала продолжит откровенно тупеть, что может показаться не самым приятным отражением образа бедного работяги из низов. Перси же продолжает быть избалованным, глупым но теперь чрезмерно вдохновленным эпохой человеком, пусть и ставшим объектом массы насмешек. К сопутствующим персонажам добавилась и няня королевы Нерси, совершенно безумная старушка, которая не то чтоб много говорит но фонтанирует крайне смешной глупостью, и это не может не радовать.

Во втором сезоне прослеживается некоторое смещение интересов протагониста от погони за безраздельной властью к старанию решить и некоторые свои проблемы, как например долги перед церковью, богатые родственники и наследство, и даже странная тяга к томбоям. Лорд Блэкэддер успеет в очередной раз побывать в плену, совершить путешествие, устроить лучшую пьянку своего времени и спасти королеву. И в отличие от первого сезона всё происходящее подведет героя не к могиле, но к вполне себе красивому и положительному финалу истории.

Третий сезон (Blackadder the Third)

И вновь, смена эпохи. И теперь мы будем наблюдать за временем, когда в мире творились буржуазные революции, по Европе Шагала эпоха просвещения, монархия стала всё менее безраздельным держателем власти, зародились основы права, литературы и политического строя Англии, которую мы знаем до сих пор.

И Эдмунд Блэкэддэр третий, увы, является всего лишь прислугой, камердинером принца-регента. Наш герой учтив, начитан, умен, язвителен, носит как и все вокруг парик, и уже мало похож на героического предка.

Теперь регулярным героем каждой серии является сыгранный Хью Лори и очередной носитель королевской крови, а именно Георг IV. Лори здесь удалось совершить очередной профессиональный подвиг, а именно сыграть еще более невыносимого монарха, более расточительного, но к тому же и беспросветно тупого, трусливого и по детски наивного.

Болдрик помимо продолженного нахождения на дне жизни теперь периодически щеголяет умными мыслями, которых нахватался у многочисленной родни, и даже в рамках одной из серий получает фиктивный, но очень даже статус.

Появляются в некоторых ролях и старые знакомые. Фрай (здесь он сыграет совершенно полностью контуженного и уморительного в своей гротескности герцога Веллингтона), и Ричардсон (сыграет здесь любовный интерес Эдмунда, правда не с очень хорошим финалом). Исполнитель роли Перси так же появляется в эпизодической роли очередной аристократической персоны, на сей раз из Франции.

Но есть и интересные новички в касте.

Так в одной из ролей крайне культовой персоны Сэмюэла Джонсона появится еще одна будущая звезда поттерианы - Робби Колтрейн. И роль у него сложная и в очередной раз (вообще для этого сериала на самом деле норма) буквально сочится харизмой.

Главным стимулом к действию очередного наследника именитого рода вновь являются деньги, власть и слава, но своё желание быть сравнимым с лучшими людьми эпохи герой вполне признаëт. Эдмунд предпринимает массу попыток навариться на недалекой натуре принца применяя свое положение, незаурядный ум и любые возможности для достижения целей. Из серии в серию помимо постоянного удовлетворения запросов монарха наш герой ищет прибыль в политике, литературе, выгодном браке и революции другого государства. Итогом сезона является вполне себе разворачивающая позицию героя на 180 градусов концовка.

Которая ведет нас к невероятному финалу сериала.

Четвертый сезон (Blackadder Goes Forth)

Итак, я хочу сейчас акцентировать ваше внимание на том, что четвертый сезон в моих глазах достаточно сильно отличается от остальных. В нём есть определенная тематика, наделяющая историю трагичностью. Действие финального сезона происходит во время первой мировой войны, а главную роль на себя взваливает капитан Эдмунд Блэкэддэр. Образованный, уставший от доли военного, в меру патриотичный и не желающий идти на корм интригам политиков герой очень сильно смещает фокус повествования с тяги к деньгам и власти, ближе к чему то общечеловеческому, нормальному. Все действия протагониста теперь являются попыткой избежать глупой гибели в мясорубке очередной войны. И резко персонаж Аткинсона становится не смешным и местами неприятным, а крайне разумным, адекватным и близким каждому.

Компанию в окопе Эдмунду составляют рядовой Болдрик, который теперь не просто представляет низший класс, он так же показывает человека, для которого война не была выбором, и если все остальные герои вставали в строй под воздействием идеалов или окружения, то персонаж Тони Робинсона оказался там как и многие, по простому велению законов. По велению времени Болдрик уже грамотен, увлечен современной (для тех лет) комедийной сценой, кино, радио, читает в газетах статью о революции в Российской империи и задаётся вопросами о том, зачем вообще всё это вокруг происходит. Лейтенант Джордж (очеретная работа Хью Лори) - представитель золотой молодежи, потомок аристократов, сын и внук явно известной фамилии. Он переполнен юношескими иллюзиями и надувным патриотизмом, исполнен железной веры в праведность войны и благие намерения родины. Большая часть рефлексии связанной с данным персонажем заключена в его восприятии смерти и того, что привело его в исходную точку сюжета. Джордж не смотря на недалекость отличается выраженными творческими навыками, проявляющимися в актерском таланте и изобразительном искусстве.

История семьи Блэкэддэр

Но не бывает армии без генерала. Генерал Мелчетт, сыграный Стивеном Фраем в своём роде продолжает идеи сыгранного им же вояки из третьего сезона. Прямой как штык, тупой как шпала, полный прямой необдуманной исполнительности фанатик, чьё представление о мире ограничено почти средневековыми нормами о семье, государстве и власти. Лишенный всякой здравой человечности, гуманизма и понятия о ценности жизни. Здесь это один из очевидных персонализированных образов стальной мясорубки войны. Как и у любого обремененного огромной властью человека, у Мелчетта есть подхалим в виде Тима Макиннери в роли капитана Дарлинга, который по ходу сюжета постоянно является оппонентом Эдмунда в противостоянии за расположение начальства, теплое место и любую возможность выслужиться. И увы, концом всех амбиций для него становится печальный конец.

В эпизодах в сюжет возвращается и Миранда Ричардсон в роли медсестры военного госпиталя, сыгравшая здесь настоящую роковую женщину.

Приключения Эдмунда и персонажей сериала метаются по фронту первой мировой. Капитану придется стать организатором шоу программы, подсудимым военного трибунала, разведчиком на поле битвы, пленником коварного врага, детективом в поисках шпиона. Четвертый сезон сериала умудряется сделать одну сложную вещь, лишить войну романтики, создав из неё образ неотвратимой силы, обстоятельств, при этом страшных и презираемых главным героем, при всём этом не впадая в чернушность. И этому способствует гротескность, местами влезающая в кадр комедия абсурда. И всё это ведет к финалу, к одному из самых эмоциональных финалов, что я видел в своей жизни. И каждый раз пересматривая сериал я опять испытываю этот эмоциональный взрыв. Четвертый сезон пропитан меланхолией, чувством слабости перед чем-то невероятным, огромным, для чего человек лишь ресурс. Он добавляет имени Блэкэддер величественности и силы, возносит и без того нечто прекрасное в стан легенд. И это завершение не оставит равнодушным ни случайного зрителя, ни, тем более, того, кому уже полюбились герои долгого приключения по истории туманного Альбиона.

Спецэпизоды

Как я уже говорил ранее, рассматривать я буду три спецвыпуска, на мой взгляд наиболее важных. Обусловлено это тем, что прочие не имеют ни внятного и доступного перевода на русский, ни приемлемого качества изображения. А указанные же три эпизода переполнены интересным контентом качественно поставлены и для общего лора черной гадюки важны.

Первый важный спецвыпуск - Blackadder: The Cavalier Years. Наш главный герой рыцарь озабоченный попытками защитить монарха, однако результат упорных попыток малоудачный. Сэр Эдмунд в этой инкарнации видом напоминает образ советских мушкетеров, а Болдрик минимально отличается от своего образа из третьего сезона (даже пара локаций взяты из него) В выпуске появляется Карл Первый в исполнении Стивена Фрая, Оливер Кромвель в исполнении Уоррена Кларка, сыгравшего в своё время еще одного из членов банды Алекса в Кубриковском "Заводном апельсине".

Второй, и как по мне лучший - Blackadder’s Christmas Carol. И да, вы всё правильно поняли. История неприятного деда, которого эзотерические сущности довели до полного изменения личности, имеет невообразимо огромное количество экранизаций и адаптаций в современной культуре. Однако тут нас ждет сюрприз. Действие происходит в аналогичном оригиналу Лондоне викторианской эпохи. Главный герой - Эбенезир Блэкэддэр милейший в мире человек, однако его добротой, щедростью и жизнерадостностью пользуются все подряд. И вот опять став источником денег, еды и подарков для всех вокруг, а взамен ничего не получив, Эбенезир ложится спать с неприятным осадком на душе. Однако ошибившись дверью к нему в спальную попадает рождественский дух в исполнении старого знакомого Робби Колтрейна. Бородач пригубив крепкого хоть и припоминает, что хорошим людям он не должен показывать страшные картины прошлого всё таки демонстрирует Эбенезиру истории его предков из второго и третьего сезонов, а так же предполагаемое далёкое будущее. Во всём этом есть одна проблема - не смотря на то, что вся бывшая и будущая родня Эбенезира люди мягко говоря плохие, но используя незаконные, подлые и безнравственные методы, они всегда получали своё. А дух, увы, дать внятного мотива быть добряком нашему герою не смог. Прекрасная история, к просмотру более чем обязательно.

Третий спецвыпуск - Blackadder: Back & Forth. Это тотальный и мощнейший ком фансервиса для фанатов сериала. В него вернулась масса актеров оригинала. Говорить о сюжете тут сложно. Надо помнить, что это всё таки предновогодный спецвыпуск вышедший в самом конце тысячелетия. Стандарты комедии, представление о том как снимают комедийные сериалы поменялось, да и атмосферу праздника надо поддержать. К просмотру эпизод я рекомендую. Он странным образом пропитан чем-то до боли напоминающим странную атмосферу тех самых музыкальных сказок по центральным каналам в начале нулевых. Видимо в то время подобные шоу как то определённым образом создавали.

Итог

Ну, собственно вот и всё. В своё время я познакомился с этим шоу в 2005-2006г на кабельном канале НСТ (настоящее смешное телевидение), канал к слову шикарный и кучу топ контента там увидел. Тогда я не особо мог посмотреть всё, телепрограммы этого канала я не видел а проводить всё время перед телевизором будучи школьником не вариант, но я точно помню что застал хоть и частично но каждый сезон сериала. Но вот когда у меня уже появился доступ к интернету и торрентам, я смог найти весь сериал в нормальном качестве и с субтитрами, а после, совершить это путешествие по истории, жизни одного аристократического рода. И после я несколько раз пересматривал всё это шоу, и каждый раз с огромным кайфом.Чего и вам желаю.

И раз за разом меня продолжает пленять то, что проблемы материальные и личностные, с которыми сталкиваются герои старого комедийного шоу далёкой от меня страны год за годом откликаются и в моей жизни и душе. И насколько же приятно подобное. Это и есть проверка временем и критерий настоящего искусства. И в такие моменты становится ясно, что все мужи семейства Блэкэддер добились главной цели - бессмертия.

1616
5 комментариев

Обязан первым скинуть это сюда

7
Ответить

Увы, но актива под такой тематикой ждать не приходится, так что шанс скинуть эту шикарную шутку сюда такой же как быть единственным

1
Ответить

В шаге от Монти Пайтона

4
Ответить

Британские комедии, это испанский кринж

1
Ответить

Отличный сериал, первый и последний сезоны больше всех зашли.

1
Ответить