"Парни что надо"(The Right Stuff, 1983)

"Парни что надо"(The Right Stuff, 1983)

Возможно лучший эпический фильм, что я когда-либо видел.

20 век был удивительным временем, подарившим нам многие из привычных вещей. Это было время, когда люди верили, что "следующее поколение будет жить при коммунизме", на Западе тоже было нечто подобное, называлось "Американской мечтой". Воплощали эту мечту в жизнь романтики и первооткрыватели, в лексиконе которых нет слова "невозможно". Фильм рассказывает как раз о таких неприземлённых мечтателях. Конкретнее, о лётчиках-испытателях и космонавтах. Один из них - Чак Йегер, живущий в небольшом городке вблизи авиабазы Эдвардс.

Нормальный человек даже не подумает сунуться в эту богом забытую дыру, но только не такой парень, как Чак. На базе Эдвардс проходят испытания новейших самолётов, и Чаку, прославившемуся своим лётным мастерством во время Второй мировой, предлагают попробовать достичь скорости звука на самолёте Bell X-1. До этого военные предлагали сделать это Слику Гудлину, ещё одному местному жителю-пилоту, но тот пожадничал(или, скорее, пожадничали военные), запросив целое состояние. Его можно понять, учитывая, что предыдущая попытка достичь скорости звука на этом самолёте закончилась гибелью пилота.

Всё дело в аэродинамике: когда самолёт приближается к скорости 1 мах, законы аэродинамики действуют по другому, начинается болтанка, и воздушное судно теряет управляемость. Лётчики называют это явление звуковым барьером. Такая дурная слава только раззадоривает Чака, сразу согласившегося сделать это, причём бесплатно. Он хочет узнать, какой-такой демон живёт в небе и атакует пилотов на сверхзвуковой скорости. Ему просто интересно испытать себя и самолёт - игрушку для больших мальчиков.

Лошадь в качестве средства передвижения и реактивный самолёт в одном кадре как символ быстрых перемен.
Сцены полётов выглядят неплохо. Фильм не просит, чтобы ему сделали скидку на возраст.

Йегер совершает невозможное и становится самым быстрым человеком на планете, но с громкой славой приходится повременить: в условиях даже пока ещё толком не начавшейся Холодной войны о таких достижениях лучше какое-то время помолчать. Так что Чак скромно празднует свой рекорд в местном баре вместе с женой, оценка которой для него важнее всего, а ведь впечатлить её, привыкшую, не так уж и легко.

Действие перемещается в 1953 год. Место всё то же: глухое поселение посреди бескрайней Калифорнийской пустыни, но есть новые лица. Теперь Чак Йегер соревнуется со Скоттом Кроссфилдом, они попеременно ставят рекорд за рекордом: 2 маха, 2,5... Числа побольше, но уже не такие значительные. Кроме Чака и Скотта, нас знакомят с другими лётчиками, прибывшими в это поселение в пустыне, чтобы реализовать свои неуёмные амбиции: Гордон Купер, "Гас" Гриссом и "Дик" Слейтон. Видят друг друга они не в первый раз: раньше судьба сводила их, когда они были лётчиками ВВС.

Кроме лётчиков, фильм рассказывает нам о их бесстрашных жёнах, которые часто выглядят счастливыми только на фото, сделанных для газет после очередного подвига их мужей во имя нации и ради собственной славы. Гордость, страх, слава, повышенное внимание СМИ, они не всегда хотят этого, но получают вместе со своими мужьями.

Новые приключения дожидаются наших героев в 1957 году. В Советском Союзе запущен первый спутник, после этого Американское военное руководство просто не может спокойно спать: "теперь они захотят сбросить на нас атомную бомбу из космоса". Запускать в космос решают сразу человека, только непонятно, кто им нужен: полёт будет проходить в автоматическом режиме, так что всё, что требуется от обитателя космического аппарата - это осуществлять сбор информации, что под силу даже шимпанзе, буквально. Нужен человек выносливый, стрессоустойчивый и достаточно безрассудный.

В итоге принимается решение о том, что для программы будет отобрано семь лётчиков-испытателей. Трое из них - уже знакомые нам Купер, Гриссом и Слейтон. Йегер не подошёл из-за отсутствия высшего образования, да ему и не особенно-то хотелось, когда он понял, что военные ищут не испытателей, а скорее испытуемых.

С этого момента фильм начинает раскрываться по-настоящему, за участников программы Меркурий и их жён действительно переживаешь, так же, как они переживают за себя и друг за друга. Нравится, как в фильме показана потеря неприкосновенности личной жизни, когда космонавт должен стать примером для всей страны и говорить то, что от него хотят услышать. Фильм пытается разрядить атмосферу многочисленными подшучиваниями, по полу кататься не будете, но местами забавно.

Вообще картина получилась довольно познавательной, я не интересовался историей космонавтики, и для меня здесь многое было в новинку. Например, новым был тот факт, что сначала на орбиту была отправлена, после чего успешно спущена, обезьяна. Затея использовать комбинацию документальных видео и художественной съёмки мне показалась очень крутой.

Герои фильма наблюдают за неудачными испытаниями ракеты.
Актёр, сыгравший Алана Шепарда, жмёт руку Кеннеди.

Кадров с плохими спецэффектами в фильме всего секунд на 30, отчасти это просто результат скромности(большая часть событий происходит на земле, а во время полётов мы часто смотрим не на сам корабль в космосе, а на космонавтов внутри корабля), отчасти действительно техническое достижение. Центры управления полётом, кабины космический кораблей и остальной реквизит выглядят настоящими. Монтаж тоже на высоте. В фильме есть сцена, где космонавты смотрят выступление танцовщицы, наряженной в костюм ангела, на организованном в честь успеха программы Меркурий торжественном приёме, а в это же время Чак Йегер ставит очередной рекорд на новом самолёте.

И танец, и полёт красивы сами по себе, но ещё интереснее сделаны переходы между ними, при которых направление движения между кадрами сохраняется, а перья в крыльях костюма переходят в облака. Ощущается, что в фильм вложен большой бюджет, ведь так оно и есть, 27 млн. долларов - это на 6 миллионов больше, чем у вышедшего двумя годами ранее Индианы Джонса, и почти столько же, сколько у шестого эпизода звёздных войн - только здесь, в отличии от "Звёздных войн", всё выглядит реальным, и возраст картины не ощущается.

"Парни что надо"(The Right Stuff, 1983)
"Парни что надо"(The Right Stuff, 1983)
103103
32 комментария

Ппц, не знал, что Эд Харрис был молодым

18
Ответить

"Бездну" Кэмерона не смотрел что ли?

Ответить

Тоже хотел написать, вроде и сразу узнал, а такой диссонанс. Для меня он всегда был суровым воякой из Скалы.

2
Ответить

Посмотри Калейдоскоп Ужасов, удивишься

Ответить

Относительно самолёта - редкой чистоты линий и красоты экземпляр. Больше из американских нравится только а5 виджилант, который на момент своего выпуска, а это на минуточку 60-ые, начало 70-х, по части своих характеристик, удовлетворяет требованиям пятого поколения.

4
Ответить

удовлетворяет требованиям пятого поколения.А не пиздишь ли ты?

9
Ответить

Вигилант красивый, но оказался довольно бесполезным и жутко дорогим, все-таки построен вокруг очень специфичной бомботрубки в жопе, нормально поработал в итоге только разведчиком.
Трубкозуб имхо тоже красивый, но при этом с точки зрения характеристик и возможностей более сбалансированный, плюс по сути батя знаменитого Томкэта. Изначально планировалось что будет и бомбером, и истребителем-перехватчиком ракетным, пока не вернули догфайт в доктрину.

1
Ответить