Как «Нападение на Рио Браво» воссоздаёт образ эпохи и комментирует ПТСР новым киноязыком?

17 января на DVD вышла фантастическая экшен-комедия в жанре вестерн "Нападение на Рио Браво", которая не сыскала хвалебных отзывов у критиков, но полюбилась простому зрителю (8.2 балла на IMDb и 9.4 на Кинопоиске), да так, что кинолента мигом попала в топ 250 лучших фильмов на первую строчку (сейчас рейтинг обнулён из-за подозрения в накрутке). Чем обусловлена такая всенародная любовь и стоит ли за ней что-то (злые языки предположили, что такая бурная реакция в сети, это ничто иное как троллинг)? В этом эссе я постараюсь разобрать главные аспекты кинокартины за совместным авторством Александра Невского и Джо Корнета, а также рассмотреть его возможную культурную значимость для жанра и кинематографа в целом.

Как «Нападение на Рио Браво» воссоздаёт образ эпохи и комментирует ПТСР новым киноязыком?

Корни

Доподлинно неизвестна история создания фильма. Александр Невский во время промо-компании делился в соц.сетях информацией о будущей киноленте, иногда, подмечая, что давно хотел попробовать себя в этом жанре. Важным событием, вероятно, стала встреча Александра и мистера Корнета (вероятно, фанатом трилогии Эдгара райта), который уже умел снимать не только одну полнометражную картину, но даже несколько (в том числе и вестерн "Случай на Хребте Грешников", в котором он сыграл, также как и в "Нападении на Рио Браво", одну из ролей, что может говорить об особой вовлечённости автора в проект сродни Клинту Иствуду, известному такой же самоотдачей при производстве). Название кинополотна может отсылать нас к фильму Ховарда Хоукса "Рио Браво" 1958 года, который стал культовым, как среди фанатов жанра, так и за его пределами. Общий подъём вестернов среди арт-режиссёров после мейнстримной "Омерзительной восьмёрки" Тарантино и "Власти пса" Джейн Кэмпион может быть связан с покупкой Джо Корнетом видеоигры Red Dead Redemption 2 после выхода игры на пк в Steam.

Как «Нападение на Рио Браво» воссоздаёт образ эпохи и комментирует ПТСР новым киноязыком?

Дань уважения классике

Герой Невского реальная историческая личность Иван Турчанинов a.k.a. Джон Бэзил Турчин немногословен, скромен, красив, атлетичен, харизматик, ниже травы (насколько позволяют исполинские размеры некогда победителя конкурса "Мистер Вселенная" по версии NABBA и по словам самого Александра) и тише воды (до того момента, пока бандиты не направляют на кого-либо пушку), подрабатывает то ли помощником шерифа, хотя при этом не носит значок, то ли просто хорошим парнем, который не только подскажет путь до участка шерифа, но и сопроводит в приятной компании. Авторами соблюдена традиция классического вестерна не только на бумаге, такое отношение подтверждается скромными титрами сделанными в качестве оммажа на титры первых вестернов без звука и цвета и спецэффекты того времени.

Как «Нападение на Рио Браво» воссоздаёт образ эпохи и комментирует ПТСР новым киноязыком?

Узнаваемые архетипы и ситуации

Главный герой не даёт в обиду никого, обязуется блюсти закон и что-то скрывает. Это "что-то" - героическое прошлое запятнанное трагедией. Также есть благородные законники (шериф, маршал и его помощник), помощница врача, владелица салуна, скупой и паникующий мэр города и, конечно же, мерзкие бандиты, бывшие солдаты, которые грабят, убивают и пытают (в фильме показана зрелищная экшен-сцена ножевого боя пленённого агента Пинкертона и заместителя главы шайки). Сохраняется единство времени и действия: все события происходят в одном городе за пару часов (к концу фильма солнце всё же садится). Даже такие условности, как сбор всех жителей города в одной церкви, которую потом захочет сжечь главный злодей или капли крови на белой рубашке подставного агента Пинкертона здесь соблюдены.

Как «Нападение на Рио Браво» воссоздаёт образ эпохи и комментирует ПТСР новым киноязыком?

Реформаторский стиль

Уваженная классика здесь соседствует с необычными и, порой, новаторскими творческими решениями. Например, цветокорреция, больше подходящая для фильма для взрослых, освежает краски вестерн-фильмов, делая сухой и отстранённый мир насыщенным (что-то похожее давно пытается делать в других жанрах датский коллега Корнета Николас Виндинг Рёфн). Также необычными решениями могут похвастаться костюмеры использовавшие синтетику и дешёвый велюр при создании костюмов. Не отстают и их коллеги гримёры, осовременняя мейкап тогдашних барышень в стиле slut era. Интересным на мой взгляд можно считать музыкальное сопровождение. Предположу, что композитор намеренно отказался от помпезных и выверенных до каждой ноты композиций в пользу эксперимента: может ли человек в тёмной и душной комнате за полчаса написать музыку к фильму, имея в арсенале только левую руку и правую ногу.

Как «Нападение на Рио Браво» воссоздаёт образ эпохи и комментирует ПТСР новым киноязыком?

Новый взгляд на ПТСР

По фильму нам становится известно, что экранная версия Ивана Турчанинова воевала на стороне Союза в годы Гражданской войны, причём весьма известно до пришествия, которое вошло в историю как "Изнасилование Атенса". Титры поясняют, что он "закрыл глаза на два часа", пока солдаты грабили и убивали местных жителей, симпатизирующих и помогающим конфедератам. Какие образы послевоенных героев у вас возникают в голове? Может Трэвис Бикл или Джон Рембо, которые страдали от недугов причинённых им во время войны и несправедливости системы, в которую они потом попали? Джо Корнет смотрит с другой стороны на этот вопрос. В его фильме протагонист, совершивший, по версии самих создателей, зверства, конечно, исписывает душевные тяготы по произошедшему, но предпочитает с оптимизмом глядеть на жизнь. Такой же совет дают ему его верные спутники, аргументируя такими словами "была война", "ты всё делал правильно" и "ты просто хотел защитить своих людей". На стороне Турчанинова даже Линкольн, который оправдал его на суде и повысил до генерала. Позже главный герой учиняет такую же резню в городе, который собрался защищать, убивая бандитов всех возрастов, тем самым доказывая, что в бою нет места эйджизму.

Как «Нападение на Рио Браво» воссоздаёт образ эпохи и комментирует ПТСР новым киноязыком?

Вердикт

"Нападение на Рио Браво" абсолютли точно останется не только в наших сердцах, но и эхом отзовётся во всех последующих триллерах, комедиях, хоррорах и, возможно, вестернах. Гремучая, как калифорнийская гадюка, смесь нео-вестерна и классического дарит незабываемый коктейль из всего, что только надо зрителю. Нам остаётся только ждать сиквел под заголовком "Затерянные в Рио Браво" и пожелать успехов творческому коллективу Невского-Корнета. Напиишите в комментариях как вашу жизнь изменила исторический нео-нуар "Нападение..." и за что вы ему благодарны!

Как «Нападение на Рио Браво» воссоздаёт образ эпохи и комментирует ПТСР новым киноязыком?
223223
105 комментариев

Комментарий недоступен

85
Ответить

Просто насрал.

18
Ответить

Это обычная ирония, тут даже грамма искренности нет

3
Ответить

Даже больше. Все мужчины тоже

Ответить

Комментарий недоступен

Ответить

Однажды Спилберг меня спросил - "как тебе из раза в раз удается снимать такие умные и при этом захватывающие фильмы ?" то я ответил "знаешь Стив, просто кому то дано быть режиссёром, а кому то нет."

61
Ответить

Комментарий недоступен

52
Ответить