«Банши Инишерина» — воссоединение команды «Залечь на дно в Брюгге», погружающее в меланхоличные размышления

Вместо криминальной трагикомедии теперь притча о двух друзьях. Но от картины всё так же не оторваться.

Труднее всего поверить, что сейчас выходит всего четвёртый полнометражный фильм Мартина Макдоны. Режиссёр уже за первую короткометражку «Шестизарядник» получил «Оскар», а потом каждая его работа фигурировала на всевозможных премиях и, что ещё важнее, неизменно завоёвывала любовь зрителей.

«Банши Инишерина» — воссоединение команды «Залечь на дно в Брюгге», погружающее в меланхоличные размышления

Вот и кажется, что где-то между ними притаились несколько слабых картин, которые все позабыли. Но нет, Макдона, как говорится, «стреляет редко, но метко» (здесь место для шутки про упомянутый «Шестизарядник») — из его работ разве что «Семь психопатов» известны меньше, чем того заслуживают.

Но при таком небольшом послужном списке кажется, что у режиссёра уже есть некие постоянные темы и своя атмосфера. От него ждут смеси драмы и комедии, обязательно криминала и какого-то путешествия (или хотя бы движения к нему, как в «Трёх билбордах»). И тут появляются «Банши Инишерина».

Грусть и юмор в новинке тоже присутствуют. А вот настроение совсем иное. Такое, что я, начав просмотр, лишний раз заглянул на страничку IMDb: это точно Мартин Макдона, который поставил «Семь психопатов», а не Джон Майкл Макдона, снявший «Голгофу»?

При схожести почерков и одних и тех же любимых актёрах стремление к притчевости у старшего проявлялось больше — пока не вышла «Война против всех», единственный слабый фильм на двоих режиссёров.

«Банши Инишерина» — воссоединение команды «Залечь на дно в Брюгге», погружающее в меланхоличные размышления

Но нет, это именно Мартин. Он вновь собрал Брендана Глисона и Колина Фаррелла из «Залечь на дно в Брюгге», причём теперь роли писали именно под них, и снял с ними самый неспешный, почти философский, но вместе с тем такой живой и правдивый фильм.

Действие разворачивается около сотни лет назад на ирландском острове. И это уже интересное возвращение режиссёра к своей первооснове. Когда-то он писал театральные пьесы об островах Инишман и Инишмор (фильм снимали на последнем). Третьей должна была выйти постановка «Банши Инишира», но Макдона её так и не показал зрителям. В итоге, вроде бы, от оригинала осталось только изменённое название.

Простак Подрик (Колин Фаррелл), живущий со своей начитанной сестрой, в самый обычный день направляется в любимый бар. По дороге он заглядывает к лучшему другу Колму (Брендан Глисон), чтобы позвать его пропустить пинту. А тот не отвечает.

Мало того, придя позже в бар, Колм говорит Подрику, что больше не хочет с ним общаться. Почему? Да просто так, надоело, скучный он.

«Банши Инишерина» — воссоединение команды «Залечь на дно в Брюгге», погружающее в меланхоличные размышления

Вот и вся завязка. Мало того, это почти весь сюжет. Весь остальной фильм Подрик будет бегать за товарищем, пытаясь выспросить, что пошло не так. А тот в ответ будет давать какие-то объяснения, но в первую очередь просить оставить его в покое. Вроде ж несложно, да?

Ладно, возможно, я даже поторопился с мыслями о старшем Макдоне. Сценарий-то вообще гоголевский — разве что местные Иван Иванович с Иваном Никифоровичем спорят не из-за ружья, а из-за скрипки.

Мол, возомнил себя деревенский музыкант Колм великим творцом и начал думать только о том, что оставит в вечности — кстати, Глисон и правда играет на скрипке и даже сам написал ту самую мелодию, которую исполняет его герой. И стал он жестоким и ворчливым, позабыв о банальной человечности. А в итоге назло окружающим сам себе всё испортил.

Но Макдона не осуждает своего персонажа. Наоборот, он показывает, что тот вполне имеет право на такие мысли. В конце концов, Колм ничего от других не требует, просто хочет жить так, как ему самому приятнее. Ну неужели хоть кому-то не хотелось однажды сказать всем: «Просто отстаньте от меня!»

«Банши Инишерина» — воссоединение команды «Залечь на дно в Брюгге», погружающее в меланхоличные размышления

Однако окружающие оказываются настолько настырными, что на них даже угрозы не действуют. Любые попытки выстроить своё личное пространство в самом буквальном смысле выносят с ноги, входя с анекдотичным «нет, ты мне объясни».

Но что ещё интересней — и Подрика можно понять. Да, это максимально простодушный человек, единственная радость которого — быть просто хорошим парнем. Он и местного дурачка приютит, и сестру похвалит, и даже ослицу в дом пустит — слишком уж любит всех окружающих. Для него нежелание друга общаться — настоящая рана. И главная мысль в голове: «Да что же я сделал не так? Как мне исправиться?»

В этом, пожалуй, главное достоинство эмоциональной составляющей фильма: хоть герои и похожи на гоголевские маски, каждого из них легко понять, каждый несёт свою правду и имеет право на чувства. И окружают их такие же искренние люди, у каждого из которых своя история — чего стоит только очередная потрясающая роль Барри Кеогана (как и в «Убийстве священного оленя» его партнёрство с Фарреллом прекрасно).

«Банши Инишерина» — воссоединение команды «Залечь на дно в Брюгге», погружающее в меланхоличные размышления

А ведь есть ещё и другие составляющие. Картина кажется максимально лобовой и локальной. Но всмотритесь в название, вслушайтесь в то, что происходит на фоне.

Мифические Банши предвещают смерть. Но хоть фильм и не уходит в мистику, в кадре с незавидной регулярностью появляется мрачная женщина, очень напоминающая ведьм из последней экранизации «Макбета», обещая беду. Вроде это просто местная вредная старуха, но страшно от неё даже зрителю, не говоря уж о персонажах.

А где-то далеко периодически звучат выстрелы — эхо гражданской войны, разворачивающейся на материке. Там люди стреляют друг в друга, а на тихом островке два приятеля сражаются в почти бессловесных перепалках, словно доказывая, что так можно повредить только себе.

Но, возможно, самое удивительное, в чём и проявляется невероятный талант Макдоны: при всём описанном выше фильм остаётся лёгким для просмотра, иногда даже откровенно смешным. А ещё, очень красивым — возможно, это вообще самое эстетичное кино режиссёра.

«Банши Инишерина» — воссоединение команды «Залечь на дно в Брюгге», погружающее в меланхоличные размышления

Даже если случится невероятное, и ни один из героев не зацепит, можно просто любоваться невероятными пейзажами острова, слушать этот странный акцент и смеяться над шутками — то наивными, то очень «чёрными».

Пожалуй, именно нежелание казаться важнее и серьёзней, чем сюжет того стоит, — главный показатель, что Мартин Макдона ещё не «забронзовел» и готов радовать новыми историями. В конце концов, мы просто наблюдаем за внезапно закончившейся дружбой, а такая история знакома почти каждому.

Сообщество развивается при поддержке «Кинопоиска»

343343
90 комментариев

Главное чтобы они там пиво пили и смешно ворчали

75
Ответить

Это всё закончилось как раз за день до начала событий фильма...

10
Ответить

Да, главное чтоб смешно пиво пили и одновременно ворчали.

1
Ответить

гоблина дождаться надо

4
Ответить
101
Ответить

Ой, спасибо за напоминание, очень ждал новинок от МакДоны! Ну и мой мемчик пригодится! :)

24
Ответить

Честно, не все его творчество нравится. Любимое - три биллборда.
Посмотрел я Банши, мне не понравился, смысла не уловил - возможно просто тупой

2
Ответить