Как на 50% глухой посмотрел драму про глухого на 100%

Так уж вышло, что я наполовину глухой — правое ухо не работает. Поэтому избегал фильм «ужасов» про оглохшего барабанщика. Но иногда нужно посмотреть страху в глаза. И я не пожалел.

Что с моим ухом то?

Дальше будет немного писанины о личном. Если не хочешь читать, то перескакивай сразу к рассказу о фильме :)

Когда мне было 6 лет, мы отдыхали на озере всей семьёй. Я с местными мальчишками покорял какую-то заброшенную водонапорную башню. А дальше помню лишь со слов мамы, которой всё пересказывал отец.

Я позвал батю, чтобы показать, как ловко шныряю между двумя мостиками на башне. И жаль, что он не успел мне навалять по жопе за мои каскадёрские потуги... Я прыгнул, ударился башкой о кусок перила, опрокинулся в щель между мостиками, упал на трубу.

Надеюсь со стороны моё падение выглядело также эпично

Батя схватил меня на руки, закинул в первую же легковушку отдыхающих, наорал на хозяина машины и меня увезли в больницу, по пути заляпывая кровью салон.

Очнулся я уже в больничной палате с перевязанной головой. Рядом мать, которая цитирует диагноз, а там что-то о проломленном черепе и глухоте на правое ухо.

Как-то так меня поди везли в больницу :)

Плюсы глухоты на одно ухо:

— Я всегда могу сделать вид, что не слышу человека — порой очень выручает.

— Я «легко» отмазался от армии.

— Мне плевать, когда ломается правый наушник (это магия, но ВСЕГДА ломается правый наушник).
— Можно лечь на левый бок и выспаться, потому что не слышно шума! Долой беруши.

— Я могу без опаски чуть дальше засовывать ушную палочку, когда чищу ухо.

— Девушки ведутся на калек.

Минусы глухоты на одно ухо:

— У меня MONO звук. То есть мне плевать на все понты про долби дижитал 5.1 звучание в крутых кинотеатрах, на фишки в музыке со стереоэффектами и т. д. Этого минуса я не замечал лет до 25, пока не начал серьёзно интересоваться музыкой.

— Во время мастеринга в Аблетоне я ломаюсь — без стерео сложно работать со звуком.
— Непонятно, с какой стороны идёт шум. Например, тебя зовут откуда-то справа, а ты будешь махать головой на 360 градусов. Или слышишь в квартире звук, а он идёт с улицы.

— Я не услышу тебя, если ты находишься справа. Знакомым я ещё могу сказать «давай поменяемся сторонами», но часто бывают ситуации, когда нет возможности поменяться — тогда непонимание.

— Мне пришлось отказаться от мечты стать Диджеем :( Можно приноровиться сводить треки и с одним ухом, но последнее ухо нужно беречь.

— Иногда становится страшно. Я будто еду по бесконечному шоссе без запасного колеса...

И вот с таким бэкграундом я подошёл к просмотру «Звука металла» ¯\_(ツ)_/¯

Сюжет фильма «Звук металла»

Барабанщик Рубен разъезжает на доме на колёсах со своей подругой Лу. Она поёт и лабает на гитаре, он барабанит — вместе они какая-то вставь-свой-жанр группа.

Утром Рубен замечает, что уже не так громко орут птички, кофе непривычно глухо капает в кофейник, а раньше визжащий блендер теперь лишь что-то шепчет.

Рубен идёт к врачу. Врач проводит опыты над слухом Рубена и официально заявляет: Рубен, ты оглох на 80%, осторожно!

Лу в шоке от такой новости не меньше Рубена. Они едут в уединённую коммуну для глухих. Там главный Джо помогает глухим научиться быть глухими. Но из-за жёстких правил Лу приходится вернуться в Париж к отцу — Рубен остаётся один в коммуне.

Подтверждаю, слух проверяют в таких комнатах. И обмануть систему не выйдет

И вроде у Рубена получается жить в тишине, вроде получается найти новых друзей, вроде получается быть нужным и важным для окружающих людей, но где-то там есть Лу, где-то там есть любимая музыка, где-то там его любимая жизнь.

Ради того прошлого Рубен продаёт всё барахло, чтобы сделать сложную операцию и вернуть слух...

Большая история «без воды»

«Звук металла» не разменивается на лишние движения — и это первое, что меня впечатлило. Пусть сам жанр «драма» подразумевает медлительность, но «Звук металла» показывает только самое важное.

Например, за первые 10 минут ты увидишь быт Рубена и Лу:

  1. Он играет на барабанах в группе — есть сцена.
  2. Он любит Лу, а она его, у них явно ЧУВСТВА — есть сцена.
  3. Они живут в доме на колёсах и счастливые катаются с концертами по стране — есть сцена.
  4. Рубен повернут на своём здоровье — есть сцена.

А теперь всё то же самое, но уже с оглохшим Рубеном:

  1. Он играет на барабанах, но ничего не слышит — есть сцена.
  2. Чувства никуда не делись, Лу видит, как страдает её парень и пытается его поддержать — есть сцена.
  3. Они также куда-то едут, но теперь Рубен погружен в свои мысли, а Лу молча смотрит в окно — есть сцена.
  4. В жопу здоровье, ведь теперь Рубен глухой...

И так весь фильм. Только важное. Никаких провисаний и топтания на месте. Большая и сложная история, рассказанная за 120 минут.

Слуховой имплант — скрипящий имитатор прежней жизни

Возможно, «Звуки металла» не произвели бы на меня такое сильное впечатление, если бы не типичный поворот событий.

Вот Рубен вроде смирился с глухотой и нашёл новых друзей, но не тут-то было. Ему так важно вернуться к старой жизни, что он всё-таки решает сделать заветную операцию, которая должна вернуть слух, а значит и прежнюю жизнь, и любимую женщину.

Твоё лицо, когда ты уверен, что операция спасает

Но такой «рациональный» подход не приносит ничего, кроме того самого звука металла в голове — мерзкие помехи имплантов в голове. Эти помехи не только мешают нормально слышать всё вокруг, но и бьют Рубена по самому больному: полноценностью больше не пахнет, а привычные когда-то вещи не вернуть. ТЫ ГЛУХОЙ!

Твоё лицо, когда понимаешь, что операция не спасает...

И как же круто после такого работает предфинальная сцена, когда Рубен в кругу незнакомых людей смотрит на свою девушку, которая поёт в паре с отцом: она избегает его взгляда, а он не понимает французского языка, который ещё и обёрнут в искаженный звук.

Твоё лицо, когда ты понимаешь, что всё кончено...

Оскар за «Лучший звук» по делу

«Звук металла» номинировали на шесть Оскаров, в том числе и за «Лучший фильм», «Лучший оригинальный сценарий» и «Лучшего актёра». Но две статуэтки он получил лишь за «Лучший звук» и «Лучший монтаж». Про монтаж ничего не скажу, но вот Оскар за звук по делу.

Режиссёр-дебютант Дариус Мардер (он же сценарист «Места под соснами») шикарно втягивает нас в новую реальность героя. Мы «глохнем» вместе с Рубеном:

Пример со звуком: сначала мы слышим как «общаются» глухие, а потом слышим то, что слышит Рубен (спойлер: ничего не слышит)

Мы вместе с Рубеном молчим и наблюдаем, как глухие цокают, кряхтят, стучат по столу, чтобы привлечь внимание — никаких слов, ничего непонятно. И субтитров нет, потому что Рубен ни черта не понимает, а значит и мы не понимаем.

Пример со звуком: ещё один ужин, но уже пару месяцев спустя, теперь и Рубен стал лучше понимать всех и нам включили субтитры, потому что мы тоже понимаем

И это лишь одна из многих подобных сцен, когда умелая работа со звуком приравнивает наши шансы с Рубеном.

Так фильм находит свой язык, благодаря которому слова не особо нужны, а если и нужны, то только минимальный набор для понимания некоторых ситуаций.

Так я подвожу к финальной сцене фильма, когда Рубен в постели со своей девушкой Лу почти без слов рассказывают нам и друг другу главное...

Взгляды вместо тысячи слов

В финале Рубену придётся поговорить с Лу. Только этот разговор не строится на дешёвых мыльных диалогах в духе «Ты меня больше не любишь!», «Мы теперь другие!», «Что с нами стало?!», «Да пойми же ты...». Вместо этого они почти не говорят, а только смотрят на друг друга и показывают всё важное через эмоции и движения.

(показывать эту сцену не буду, сам посмотришь, тем более чтобы проникнуться, нужно весь фильм смотреть...)

После этой сцены я вспомнил два подобных момента из других фильмов. Так уж вышло, что оба фильма про геев.

Во всех трёх фильмах нужные смыслы вытаскивают как раз актёры. Своей игрой они правильно передают чувства, которые подводят итоговую черту всего фильма.

Финал фильма «Назови меня своим именем» (2017)

Элио (Пол Атрейдес) смотрит на камин и давит в себе слёзы. Он вспоминает свои отношения с 24-летним аспирантом Оливером (отменённый Илья Курякин). А в самом конце смотрит в камеру, как бы говоря нам «Ты же всё прекрасно понимаешь, чел...». Сильно!

Финал фильма «Лунный свет» (2016)

Однажды на пляже при свете Луны подросток Кевин подрочил товарищу Шайрону. Прошло много лет, каждый пошёл своей дорогой, но вот они снова встречаются и Шайрон признается, что Кевин был единственным человеком, который к нему прикасался. И эта улыбка Кевина, и этот момент страха Шайрона, и эти обнимашки — очень эмоциональная и при этом невинная сцена. Сильно!

Уверен, что есть ещё много таких примеров сильных финалов почти без слов. Но вот вспомнил эти.

А если ты не сможешь заниматься любимым делом?

Самая жуткая часть фильма — это даже не глухота Рубена. Самое жуткое, как он пытается хвататься за прошлое и идёт на любые жертвы, чтобы вернуть хоть каплю надежды в этом новом мире без звука.

Кюблер-Росс во всей красе. Стадия №2 — гнев

В этом плане фильм больше всего напомнил «Рестлера» Даррена Аронофски. Там тоже герой Микки Рурка несмотря на вред здоровью до последнего цепляется за любимое дело. Только в «Рестлере» всё заканчивается плачевно, а «Звук металла» даёт надежду.

Ну Микки Рурк, конечно, хорош! Однажды восстал из пепла

Я вот в своё время долго смирялся и сопротивлялся, но в итоге отказался от идеи стать диджеем. Всё осталось только в виде домашних миксов и не более. А страх перед возможной глухотой запинал мечту поглубже.

Анна меня поддерживает и предлагает хотя бы потихоньку писать треки в своей мини студии. Но каждый раз, надевая мониторы и выкручивая звук погромче, я ловлю дикое сопротивление.

Может мне, как и Рубену, пора посидеть на лавочке и принять новую реальность. Просто отпустить. Просто значит ПРОСТО. Иногда нужно так сделать, а не тянуть груз беспокойства за собой день за днём и год за годом...

А может я ещё на середине фильма и лишь ищу пути решения. Кто знает...

Если не будешь смотреть фильм, то хотя бы посмотри этот финал полностью. Рубен снимает имплантаты и всё... последнее что он слышит — это бой колоколов 

А где Оскар за лучшую мужскую роль?

Пересматривая «Звук металла», я пытался понять, почему Риз Ахмед так убедительно смотрится в роли Рубена. Почему режиссёр не стесняется долгим кадром следить за его взглядом, а камера то и дело фокусируется на его лице?

Риз Ахмед — удивительный, конечно. Он полгода учился барабанить, чтобы убедительнее барабанить на экране. Ещё и выучил американский язык жестов. И вроде ничего такого, мало ли кто ещё из актёров чему-то учился ради роли (привет, «Атомная блондинка» Шарлиз).

Но Риз будто стал тем самым барабанщиком и без лишних надрывов прошёлся по печальной, но правдивой модели Кюблер-Росса, которая не даёт осечек.

Потрясающе.

Я бы рад и дальше как-то обсосать актёрскую игру, но пусть здесь побудет лучший диалог фильма между главой коммуны Джо и Рубеном, когда торжествующий Рубен пытается доказать, как ему важно было сделать операцию, а Джо смотрит на это всё с понимающей грустью:

Кстати, Джо сыграл актёр Пол Рэйси, у которого оба родителя глухие, а вот он как-то избежал этой участи

В тот год Оскар забрал Энтони Хопкинс за роль больного дедушки в фильме «Отец». Ну жаль.

Закрываю вопрос про «Глухой пролёт»

В 2004 году вышла британо-канадская комедия It's All Gone Pete Tong, или в нашем переводе «Всё из-за Пита Тонга», или даже «Глухой пролёт».

История главного героя диджея Фрэнки похожа на историю Рубена: оба музыканты, оба оглохли, оба искали, как вернуться к музыке.

Только вот Рубен никуда не вернулся, а в тишине уселся на лавочку в Париже, а Фрэнки и новый альбом глухим записал, и женщину нашёл, и глухих детишек стал просвещать. Фрэнки победил по-своему.

Сцена из «Глухого пролёта»

«Глухой пролёт» запомнился тем, что я услышал в нём трек, который резко выдернул меня с трассы любви к танцевальной музыке в сторону медленных жанров а-ля даунтемпо, трип-хоп, лаундж, чиллаут. Вот он:

В 2007 году я не мог отыскать диск этой группы, и купил mp3 диск «100 лучших лаундж хитов», где и была эта песня и ещё 99 музыкальных кристаллов в придачу. Оказалось, что необязательно давиться только хаусом и трансом :)

«Глухой пролёт» — хороший, но уж слишком много времени в первом акте уделяет наркоте. Пересматривать его совсем нет желания, но может однажды решусь.

Что в итоге

«Звук металла» — потрясающая драма, которая не давит из зрителей сопли, не славит человеческую несгибаемость по-голливудски, работает почти документально чётко, рассказывая не мотивационную оду победе над недугом, а медитативную историю смирения и принятия.

Остался под большим впечатлением, поэтому если не видел, то попробуй посмотреть. А если видел, то делись, как тебе?

Как на 50% глухой посмотрел драму про глухого на 100%

Если понравилось чтиво, то лови ещё пару постов:

P. S. Подписывайся на мою телегу: «Лебедь о кино». Там тоже решил анонсировать посты про кино на ДТФ, ну и тоже иногда рассказывать про фильмы. Например, недавно рассказывал про «Синистер».

P. P. S. Как же сложно писать о кино, которое тебя впечатлило по личным причинам... Мдя.

748748
285 комментариев

— Девушки ведутся на калек.

203
Ответить

Хотел прикрепить фотку Ника Вуйчича, но не буду :)

31
Ответить

Комментарий недоступен

4
Ответить

Шутка смешная.
Ситуация страшная.

2
Ответить

Немного разочаровала однобокость концовки в том плане, что главный герой не принял имплант и может сложиться впечатление, что это было абсолютно бесполезно. Да, имплант может показаться "механическим" в плане звучания, да он не даёт точно такой же звук, как у здорового человека. Но это не вся правда.

Во-первых имплант это не 100% панацея. Вторая половина успеха - реабилитация и постоянные настройки. Через несколько месяцев, год, два, "механические" звуки уходят, мозг привыкает и ты слышишь то же самое, что и другие люди. Да, пропадают субгармоники звука, мелких деталей ты не различишь, ведь импланты не могут выше 8Кгц, это их предел + число электродов, которыми имплант стимулирует улитку ограничено 12-24 штуками на улитку, против 15000 слуховых волосков на ухо.

Во-вторых, это не мешает заниматься музыкой. Огромное количество слухопротезированных людей занимается музыкой, танцами, пением, специально чтобы развить слух, чувство ритма. Сурдоцентры завешаны биографиями и фото детей, которые связали свою жизнь именно с музыкой. Если не ошибаюсь, первая проимплантированная в России девушка занимается именно танцами.

Да, есть ограничения, да это не идеальный слух (особенно, когда эхо или шумное помещение), но это не так ужасно и необратимо плохо, как показано в концовке. Как будто консультировались только с людьми, которые принципиально не стали делать имплант (или по медицинским показателям), и показывают - оно вам не надо, принимайте себя как есть. Но этот путь не всем подходит. Многие хотят слышать и научиться слышать по-новому. Многие хотят, чтобы в будущем это было излечимо (и оно будет излечимо), но пока ты ждёшь лекарство, что-то должно стимулировать твой мозг и слуховой нерв, иначе, когда изобретут лекарство, твоему мозгу будет уже плевать, он не адаптируется, эта зона атрофируется.

52
Ответить

Концовка открытая, так что непонятно что будет дальше. Но с другой стороны действительно он отклонил имплант. Но это типа метафоры о принятии нового себя и отказа от той жизни, к которой он так рвался.

И имплант имплантом, но 80 000 $!!! Будем честны, лучше уж жить в коммуне, где тебя научат принимать себя с новым недугом, чем искать такую сумму ради такой операции. Хотя, кому как)

9
Ответить

Как вообще твой недуг связан с темой фильма?
Моно звук и постепенная полная глухота это вообще нихера не рядом же.

Точно такой же текст мог бы написать и абсолютно здоровый, но крайне "чувствительный мальчик Томми".

Тебе, конечно, здоровья и так далее, но, как минимум, заголовок - кликбейт

11
Ответить