«Рождество Чарли Брауна» — лекарство от праздничной меланхолии

Как 25-минутный анимационный спешл и его великий саундтрек могут спасти новогодние каникулы.

«Рождество Чарли Брауна» — лекарство от праздничной меланхолии

Когда речь заходила о рождественском/новогоднем кино, ещё недавно я вспоминал «Эту замечательную жизнь» — классическую голливудскую драму о том, как даже один ничем не примечательный человек незаметно меняет жизни окружающих.

Признаюсь честно, на меня до сих пор огромное впечатление производит несколько манипулятивный, но все равно эффектный финал фильма, в котором жители города выручают вернувшего веру в жизнь героя деньгами. Это не то чтобы превратило меня в оптимиста, уверенного в том, что люди добры, но с тех пор меня особо трогают моменты, когда сообщество приходит на помощь обездоленному герою (см. «Приключения Паддингтона 2»). А размытое понятие «праздничный дух» теперь ассоциируется у меня со сплоченностью и взаимовыручкой.

Все изменилось в прошлом году — боже упаси, я не стал циником и не растратил веру в человечество. Просто теперь при упоминании тематического кино для праздников в памяти в первую очередь всплывает не «Эта замечательная жизнь», а «Рождество Чарли Брауна» — всего лишь 25-минутный анимационный фильм, который пускай и не вынуждает меня реветь навзрыд, но дарит почти те же эмоции, что и голливудская классика. Разница между ними еще и в том, что это репрезентация знакомого многим угрюмого и подавленного настроения, которое возникает не из-за суицидальных мыслей, а например, от потребительного духа праздников или от всеобщего подведения итогов и связанной с этим культуры достигаторства.

Пускай, «Рождество Чарли Брауна» и создано для декабрьского просмотра и погружения зрителя в праздничную атмосферу предстоящего Рождества, мне кажется, оно отлично подойдет и для конца январских каникул — времени, когда уже не так важен истинный дух праздника. Мультфильм придётся к месту как лишний, терапевтический повод улыбнуться и понять, что ты не одинок.

«Рождество Чарли Брауна» как телепрограмма, которая должна была провалиться, но стала культовой

Небольшой экскурс в историю, чтобы понять контекст «Рождества Чарли Брауна». Это анимационный спешл по вселенной Peanuts — газетной серии комиксов Чарльза М. Шульца, которую печатали с 1950 по 2000 года, практически до самой смерти автора. В России она известна как «Мелочь пузатая» и чаще всего встречается в коллаборационных коллекциях — будь то одежда Uniqlo или часы Swatch.

Peanuts Шульца — это короткие, изначально состоящие из четырех панелей комиксы, посвященные провинциальной американской детворе, среди которых гиперактивный пес Снупи, не по годам смышленый Чарли Браун и его ровесники. Эти комиксы — не просто зарисовки о детстве, а культурная глыба, американский эпик о взрослении, неудачах, повседневности и ее ритуалах, поиске счастья, смерти и других не по-детски комплексных темах, о которых с иронией размышляли маленькие ребята.

Шульц смотрит на детство без ностальгии и идеализации, пытаясь уловить фрустрацию и разочарование ребенка, который знакомится с чаще всего несправедливым миром взрослых.

К середине 60-х Peanuts стали большим и узнаваемым международным брендом, которому стало тесно на страницах газет. Тогда было решено перенести вроде бы очень скромную и локальную, но на самом деле безграничную вселенную Шульца на малые экраны. В середине 1965 года Coca-Cola профинансировала небольшой анимационный спешл по Peanuts, приуроченный к Рождеству и посвященный поиску его истинного духа. В течение всего лишь нескольких месяцев создатели работали над 25-минутным проектом — за считанные дни до премьеры продюсеры были уверены в его абсолютном провале из-за нескольких причин:

  • в отличие от большинства комедийных телепередач того времени здесь не было закадрового смеха — беспроигрышного инструмента, который мог спасти даже самый не смешной сериал от провала;
  • анимация казалась слишком плоской и статичной, а сюжет — куцым и вторичным;
  • детей озвучивали настоящие дети — мямлящие и лишенные профессиональной дикции, некоторые из которых не умели еще читать;
  • в основе спешла лежала религиозная основа Рождества — в то время было принято избегать такой неоднозначной и спорной темы на телевидении;
  • мультфильм сопровождал отчасти неподходящий саундтрек, объединяющий нетипичный для телевидения джаз и традиционные рождественские мелодии.

Все обошлось — мультфильм стал большим телехитом и запустил целую серию приуроченных к другим праздникам спешлов Peanuts, вроде Дня Благодарения, Хэллоуина и Дня святого Валентина. Впрочем, главное — «Рождество Чарли Брауна» вошло в американский канон проектов, которые зрители ежегодно пересматривают, чтобы настроиться к предстоящим праздникам.

Было и менее очевидное последствие выхода мультфильма в эфир — после него в США упал спрос на алюминиевые рождественские елки, потому что Чарли Браун по сюжету предпочитает им худенькое, но натуральное деревце.

«Рождество Чарли Брауна» как притча о утраченном духе Рождества

Итак, «Рождество Чарли Брауна» — это важный для американской культуры мультфильм, который несмотря на все препятствия смог добиться успеха и стал рождественской классикой. Вполне закономерный вопрос — а как мультфильм смотрится сейчас? А если точнее, то как он смотрится глазами обычного российского зрителя, далекого от вселенной Peanuts и культового недотепы Чарли Брауна? На удивление неплохо, хотя и не без оговорок.

«Рождество Чарли Брауна» — лекарство от праздничной меланхолии

У нас из-за проведенной советской властью секуляризации и разделения христианского Рождества и светского Нового Года на два отдельных праздника никогда не поднимается дискуссия о том, что в наше время люди попросту забыли об изначальном посыле Рождества — дне чествования рождения Христа и безвозмездной помощи нуждающимся. Тем не менее, в мультфильме есть универсальное и для нас размышление о том, что невозможно настроиться на атмосферу светлого праздника, когда все вокруг пропитано коммерциализацией, лицемерием и алчностью.

Чарли Браун, ты единственный человек, который чудесную пору Рождества может превратить в проблему

Лайнус

Собственно, это и служит лейтмотивом мультфильма: близится ожидаемое всеми Рождество, а старина Чарли Браун подавлен. Во-первых, ему никто не прислал открытку. Во-вторых, у него просто нет праздничного настроения: из-за повсеместной коммерциализации он уже забыл, в чем заключается дух Рождества. Для Снупи это победа в конкурсе лучших украшений, а для младшей сестры Чарли — это подарок от Санта-Клауса.

Благо, на помощь приходит Люси — сначала она уговаривает героя стать постановщиком их рождественского представления, а во время репетиции просит его найти большую алюминиевую елку, которую можно будет покрасить в яркий розовый цвет. Для нее Рождество — это в первую очередь его главный символ.

Когда принесший вместо этого натуральное, но крохотное деревце Чарли получает от девочки выговор и в очередной раз разочаровывается в происходящем, свою наивную и прямолинейную, но все же правильную трактовку праздника предлагает Лайнус: Рождество — оно о… рождении Христа. Чарли соглашается, но, что важно, не идет в церковь.

Тогда же дети осознают, что слишком сильно давили на героя, поэтому начинают украшать выбранное им деревце; Чарли возвращается и видит, что полумертвая ёлка ожила и теперь выглядит как пышное рождественское дерево, а главное — он понимает, что его алчные друзья способны, как бы это наивно ни звучало, любить.

«Рождество Чарли Брауна» — лекарство от праздничной меланхолии

«Рождество Чарли Брауна» как лучший рождественский альбом

Не страшно, если вас не заинтересовал во многом устаревший мультфильм. Вы можете не смотреть «Рождество Чарли Брауна», но обязательно послушайте его: дело в том, что тот самый не подходящий саундтрек, как и остальные «несовершенства», сейчас воспринимается как одно из главных достоинств мультфильма.

Винс Гуральди создал музыку, которая не только помогла «Рождеству Чарли Брауна» стать культурным феноменом, но и в какой-то момент начала жить собственной жизнью, покоряя места в топ-чартах и заслуживая статус лучшего рождественского альбома в истории.

Это и правда заслуживающая внимания даже в отрыве от мультфильма музыка — такой завораживающий джаз, не утомляюще веселый, а легкий и очаровательный, а еще полный меланхолии и ностальгии. Это наивная, невинная из-за участия детского хора музыка, которая передает полное и надежды, и разочарования рождественское настроение лучше надоевших поп-хитов. Послушайте хотя бы Christmas Time Is Here, чтобы убедиться в этом.

В России мультфильм можно официально посмотреть через подписку Apple TV+.

183183
14 комментариев
17
Ответить

Я человек русской культуры, мне это чуждо.

7
Ответить

Комментарий недоступен

1
Ответить

Комментарий недоступен

5
Ответить

Культовый мультфильм

5
Ответить