Искусство статичного кадра на примере, извините, Neon Genesis Evangelion

Заметка об одном из самых неоднозначных художественных приемов.

Искусство статичного кадра на примере, извините, Neon Genesis Evangelion

Чувство момента

Для произведения о том, как измученные гневом, изменчивые подростки пилотируют гигантских киборгов в череде изнурительных и катаклизменных сражений, Neon Genesis Evangelion на удивление спокойное и неторопливое аниме. Разумеется, как и подобает выбранному жанру, по мере развития сюжета не обходится без боёв городского масштаба, некоторые персонажи могут высказать всё что думают о своих товарищах или сложившейся ситуации, при этом раздаваясь криком в порыве гнева или истерики. Но таких вспышек беспокойства мало по сравнению с моментами тишины, созерцания и банального повседневного взаимодействия между персонажами.

Атмосфера тихого беспокойства в Evangelion, угрожающая полностью поглотить оживленную обстановку повседневности, приводит к тематическому резонансу:

Битвы с ангелами, во многих отношениях, это троянский конь, позволяющий студии Gainax и Хидеаки Анно вместе со зрителем исследовать то, как сломленные персонажи размышляют о своей жизни, о сделанном выборе и взаимоотношениях с окружающими.

В какой-то степени, сцены боёв выступают в роли декораций, на фоне которых персонаж получает необходимые условия для своего раскрытия. По воле сценариста и легкой руки режиссера, зритель получает исчерпывающий набор переменных для составления общей картины происходящего. Разумеется, так выглядит идеальная формула успеха. Чем ближе выходное значение к искомой константе, тем качественней и полноценней история. Увы, на практике же данная концепция подвергается давлению со стороны разнообразных ограничений и вот именно здесь мы подходим к весьма оригинальному стилистическому решению, принятому по крайней необходимости.

Искусство статичного кадра на примере, извините, Neon Genesis Evangelion

Думаю не секрет, что практически каждый из увлекающихся японской анимацией в общих чертах слышал про Еву, про неоднозначность показанного и поднимающиеся в ней темы. Возможно даже вы читали не один и не два разбора сюжета, в попытках найти глубинный смысл в увиденном. Я не исключение. Все рассуждения и оценочные суждения строятся вокруг истории, визуального стиля или же фансервиса, но при этом никто не обратил внимание на поразившую меня деталь:

Евангелион наполнен длительными статичными кадрами, функционально являющимися одиночными сценами за пределами очевидного контекста, сфокусированных именно на персонажах.

  • В сцене, где Мисато допрашивает SEELE, она находится в плену не только у своего начальства, но и у камеры режиссера, в ловушке неподвижности, под прицелом ослепляющих прожекторов. Зритель вместе с героиней переживает этот момент, ровно до тех пор, пока напряженная сцена не сменяется другой.
  • Когда Рей и Аска заходят в лифт, они оказываются заперты в плену у своих разногласий и вынужденные делить пространство, пока это не становится невыносимым. На протяжении всей сцены ощущается напряжение между персонажами, а сама ситуация приобретает крайне неловкий окрас. Благодаря ранее показанному контексту, мы знаем о натянутости их отношений, но том насколько им было некомфортно на протяжении этой минуты, нам остаётся лишь только догадываться.

Мисато, Рей и Аска не единственные, кого заставляют «застыть» эти кадры, они также держат зрителя в заложниках, выставляя перед нами лишь одно статичное изображение, тем самым давая время погрузиться в происходящее и понять для себя всю суть пережитого момента.

  • Рассмотрим образ Синдзи, держащего в руке евы Кавору. Может показаться, что в этом моменте ничего не происходит, но чем дольше он продолжается, тем плотнее и значимее становится. С одной стороны, Синдзи размышляет над тем, а стоит ли убивать Кавору? Как следует поступить? А может он и вовсе сейчас пытается смириться с тем фактом, что от его руки должен пасть товарищ, при этом намеренно откладывая кульминацию до последнего. (Как и в большинстве случаев с Евангелионом, существует бесчисленное множество способов прочтения внутреннего конфликта Синдзи). Кроме описанного в сцене больше ничего нет, на экране ничего не происходит. Картинка неподвижна. Какой должна быть реакция на это стечение обстоятельств, на осознание того, что Синдзи придется убить того кто любил его и былк нему бесконечно добр? Евангелион не позволяет нам просто пережить эти моменты один за другим, что бы уже после просмотра обдумать увиденное. Вместо этого зрителю приходится размышлять над этими решениями в текущий момент времени, параллельно с тем как их принимают герои. Ведь в конечном итоге главное это то, что вы чувствуете. Сцена длится больше минуты, не используя при этом никаких диалогов, во избежание подсказки о том, когда именно наступит кульминация. Переживание этого момента, с нашей стороны, весьма субъективно, а финалом служит просто чёрный экран. Нам не видно выражения лица Синдзи, но это уже и не так важно, ведь мы провели с ним достаточно времени для того, что бы с легкостью представить что он чувствует и, как следствие, спроецировать на себя.

Как и момент спуска Аски и Рей в штаб квартиру NERV, так и сцена падения Синдзи и Кавору в «Central Dogma», олицетворяют собой чувство изоляции, а так же клаустрофобию и паралич, которые оно вызывает. Эти проявления являются центральными для эмоциональных состояний персонажей в Евангелион.

Разумеется, это не все сцены за которые способен зацепиться глаз, но выбраны они по причине их принадлежности к последней трети сериала, а именно 17, 22, и 24 эпизоду соответственно. Ведь именно к этому моменту жар производственного ада достигал своего апогея. Сериал страдал от нехватки финансов для оплаты аниматоров, заваливал все возможные сроки и не раз попадал под нож. Но и это еще было не всё, масла в огонь подливали неврозы Анно, а так же «Зариновая» атака в Токийском метрополитене, из-за которой студия Gainax была вынуждена отказаться от некоторых сцен. И казалось бы, каким может быть выход из настолько безвыходной ситуации? Авторами был найден элегантный способ «убить двух зайцев» одновременно. Как уже несложно догадаться, этим спасательным кругом оказались те самые длинные кадры.

Издержки производства или иллюзия обмана.

Искусство статичного кадра на примере, извините, Neon Genesis Evangelion

Любое культурное произведение должно содержать в себе определённую степень работы с накладываемыми по тем или иным причинам ограничениями. Это не плохо, ведь на самом деле именно способность авторов выйти из подобной ситуации и при этом не потеряв в наполнении, если и не всегда, то довольно часто определяет великие произведения искусства.

Искусство статичного кадра на примере, извините, Neon Genesis Evangelion

Ведь если задуматься об необходимости довольно частых крупных планов при съемке аниме сериала, которые выдуться параллельно трансляции на ТВ, довольно быстро приходишь к выводу, что такой подход позволяет упростить процесс производства, сэкономив тем самым драгоценные ресурсы. При недостаточном уровне повествования, способного заворожить зрителя и тем самым не дав ему заподозрить подвоха, произведение потеряет в целостности, обретёт сюжетные дыры, станет банально затянутым. В ситуации где на тебя, как на автора, давит масса ограничений, приходится искать неочевидные лазейки, одной из которых становится добавление контекста, что не оставит у зрителя вопросов, но на экранизации которого получится ощутимо сэкономить. Разумеется, такое толкование не претендует на полное объяснение того, почему так много сериалов и аниме преуспевает в раскрытии персонажей именно через показ сцен на уровне крупных планов и мимики лиц, но это весомая часть общей истории, а так нечто, позволяющее создателям понять, что работает, а от чего стоит отказаться в рамках текущего проекта.

В аниме-индустрии нюансы производства часто требуют повторного использования уже отснятого материала, к примеру в виде расширенных бонусных эпизодов как в Dragon Ball Z или показа так называемого рекап эпизода, дабы освежить в памяти зрителя уже показанные события, а так же настроить его на дальнейший просмотр. Разумеется, такие серии могут показаться довольно скучными, но это всего лишь издержки по преодолению ограничений и с этим приходится как-то мириться.

В умелых руках такие эпизоды не выбиваются из общего повествования. Авторам Евангелиона пришлось адаптировать описанную концепцию, что бы в последствии распределить по всему тайтлу длинные статичные кадры — по сути, одиночные рисунки с аудиосопровождением и озвучиванием. Эти сцены существуют не только для того что бы заполнить эфирное время, но и для того, что бы сказать зрителю о том что происходит в шоу.

Послевкусие от LCL

Использование Евангелионом подобных кадров завершилось в двух последних эпизодах, концовка которых в значительной степени упирается в производственные ограничения сериала. Здесь Анно и остальные члены команды Gainax запечатлели одновременно абстрактный ужас персонажей и разложение эго, подпитываемого инструментарием, представленным в виде одновременно гениального и в тоже время глупого слайд-шоу с хлопками в ладоши. Эта сцена служит для того, чтобы передать происходящий ураган внутри персонажей, в то время как вокруг них рушится мир.

В конце концов, описанное в Евангелионе путешествие «в голову» Синдзи, превращается из рисунка карандашом, в отдельные рамки, привлекающие еще больше внимания к тому, что они на самом деле являются лишь линиями символизирующими движение. В какой-то момент этих последовательностей, Синдзи размышляет о «Рамках, представляющих его другим». Он рассуждает о своей личности, о том, как он взаимодействует со своими друзьями, при этом так же ссылаясь на свой дизайн как персонажа, на то, как он выглядит для зрителя.

Анимация напрямую зависит от создания иллюзии движения. Ведь сами по себе персонажи это лишь образы, изображения людей, отображаемые в достаточно быстрой последовательности для того что бы казаться движущимися. Евангелион чудесным образом ухитряется опереться на этот центральный факт, при этом показывая происходящее когда описанная иллюзия выставляется зрителю такой, какая она есть, поворачиваясь к нему обратной стороной. Что-то сродни тому, что происходит в нашем собственном сознании, когда мы пытаемся осмыслить мир.

На протяжении большей части финальных эпизодов, сами персонажи задаются вопросами о том, почему они все же пилотируют этих роботов, почему именно они сделали то, что сделали, на чем основан их выбор? Даже если у них и нет твердых ответов для самих себя, авторы аниме показали нам достаточно для того, что бы мы глядя не героев могли это хоть как-то понять.

Но главный вопрос до сих пор остается открытым, что все же такое мы посмотрели?

P.S.

Пользуясь случаем, позвольте напомнить про существование почти официального Discord сервера подсайта аниме на DTF. Прошло 1.5 года, а мы всё ещё на плаву.

198198
72 комментария

Комментарий недоступен

68
Ответить

Не простимУвидел пост, не стал читать и сразу же побежал высраться в комментарии? Ты первонах или клоун?

4
Ответить

Раскадровки у момента кайфовые, но меня убьют модеры и лично @Asuka Soryu , если я их скину...

1
Ответить

Сцена в лифте прям настоящий classic, я бы даже сказал pleasantly

29
Ответить

Сцена, где Синдзи держит Каору, для меня одна из самых напряжённых в аниме, несмотря на полную статичность.
Отход от подобной стилистики это, пожалуй, главная причина, по которой мне не хочется смотреть ребилды.

16
Ответить

согласен, у меня это вообще любимая сцена в аниме (не только в Еве) в принципе.
и отличное использование классической музыки как саундтрека) 

1
Ответить

Если сказать мне Евангелион то сразу перед глазами сцена со ждущими ангела танками, замерший яркий кадр и звук поющих цикад, яркое , светлое небо в шаге от ада , обожаю этот момент

13
Ответить