Tsukihime lunar legend - в ожидании ремастера

Tsukihime lunar legend - в ожидании ремастера

На сегодняшний день легендарная визуальная новелла Tsukihime («Повесть о лунной принцессе») не очень уж хорошо знакома случайному читателю. На то существует много причин — 2000 год выпуска, ретушированные фото вместо фонов, средненький уровень CG и спрайтов персонажей... Ко всему прочему стоит добавить плохую аниме-адаптацию, которую вообще предпочитают считать несуществующей.

Между тем, сама новелла имеет непростую историю. Киноко Насу — автор тайтла, более известный по своим работам в серии Fate, изначально планировал выпустить мангу на основе сценария к Tsukihime, и манга действительно вышла, но намного позже (ее, кстати, весьма хвалят). В то время, насколько известно, разработка манги была слишком дорогой, поэтому додзинси-студия Type moon решилась на выпуск визуальной новеллы. Для привлечения потенциальных покупателей, были добавлены хентайные сцены и сделан акцент на романтических отношениях главного героя.

На первой презентации игра провалилась, создатели несколько раз переделывали облик и концепцию. Однако, новелла стала хитом и разлетелась тысячами копий. Сегодня, Tsukihime считается отцом-вдохновителем независимых додзинси-новелл. Рюкиси, создатель любимой мною серии «When they cry», подчеркивает в своем интервью журналу Faust, что успех «Принцессы» дал ему надежду, пусть малыми силами и без серьезных бюджетов, но вынести свое творчество в свет. Как эстафетную палочку, по его словам, это вдохновение переняли у него разработчики визуальной новеллы «Страна колес». Этот же эстафетный огонь, теперь уже совершенно точно можно сказать, проник с духом «Хигурашей» в нашумевший русский VN-проект «Бесконечное лето», который в свою очередь вдохновил десятки независимых студий в России создавать собственные истории.

Больше десяти лет назад Type moon впервые пообещали переиздать Tsukihime с обновлённой графикой, новыми ветками и расширенным сценарием. К сожалению, Fate оттянул на себя все внимание, и ремастер ушёл в долгий ящик.

Представим, что улучшенная версия выйдет в ближайшее время. Будет ли она спустя 18 лет интересна? Попробуем разобраться, а заодно и решим, какие особенности несёт в себе "Повесть о лунной принцессе".

1. Повествование и персонажи

Постмодернизм победил. Сегодня сценаристы либо осознанно сосредотачиваются на простых историях, либо без упрёков совести сыплют популярными штампами. На первый план выступают игра на зрительских ожиданиях, многоуровневое повествование и популяризация каких-либо идей (например, философия Ролана Барта в M. Y. T. H).

Насу - писатель ранобэ. Большая часть штампов и клише перенесена в Tsukihime именно из его "родного" жанра и манги. Автор непривычным образом смешивает форматы, создавая действительно непривычные сочетания: архитипичная лорд-вампир Арквейд становится по-детски наивной иностранкой, обычный японский школьник задумчивым маньяком и т. д.

Несмотря на такую авторскую элегантность, релевантности архитипов можно поставить под сомнение. К сожалению, и наивные вампирши, и странные школьники, близняшки с трагично историей и девушки-экзорцисты успели набить оскомину.

Но не спешите делать однозначные выводы. Да, герои жёстко привязаны к своим архитипам, что несомненно будет мешать их раскрытию. Но сейчас, к сожалению, архитипы чаще выполняют вспомогательную роль - предоставляя фансервис или фон для каких-то других элементов сюжета.

Здесь же, ровно наоборот, Насу использует все клише для продвижения истории вперёд. Архитипы сталкиваются, стереотипы рушатся; появляется органика персонажей, за которой, наконец, интересно наблюдать.

Персонажи новеллы. Светлая сторона (ночь), темная сторона (день).<br />
Персонажи новеллы. Светлая сторона (ночь), темная сторона (день).

2. Жанр

Написана "Повесть... " до революции моэ, до окончательной победы повседневности и гаремников, с кочующими из тайтла в тайтл однотипными героинями. Критики отмечают, что ранний Насу не очень хорошо разбирается в моэ - он просто не пытается привязать нас к каким-то деталям персонажей. Однако, персонажи у него ведут себя довольно искренне, что позволяет читателю привязаться к ним. Возьмем, к примеру, Арквейд Брюнстад - одну из главных героинь игры и ее маскота. Внешний вид ее прост - белый свитер, простая бардовая юбка ниже колен, светлые волосы да красные глаза. При всем этом, Арквейд является сильным персонажем, с ярким характером и личностью. Почти за каждым ее поступком стоит история из прошлого, о которой мы лишь догадываемся. Это увлекает, и наконец, когда мы постепенно узнаем, что же сделало Арквейд такой, нам сложно не проникнуться ее историей.

Сейчас, эпоха повсеместной моэфикации постепенно заканчивается, все больше в аниме и визуальных новеллах продвигают персонажей искренних, с собственной индивидуальностью. Сегодня, своего рода, это попытка мягкого завлечения моэ-элементами, чтобы затем развернуть или деконструкцию, или что еще смешнее, реконструкцию отдельных устоявшихся штампов. Моэ никуда не делось, оно просто обрело совершенно другое бытие. История сделала оборот и вновь вернулась к тому же, с чего начинал Насу 18 лет назад, затевая свой творческий эксперимент.

Важную роль играет оригинальный сеттинг. Он проработан до мелочей, логичен и интуитивно понятен читателю. Известно, что все произведения Насу происходят в одной вселенной: с магами, вампирами, адептами церкви, оборотнями и просто людьми с необычными способностями. Tsukihime не первое произведение в этой вселенной - некоторые каноны уже успели устояться в других работах. К тому же, если вы знакомы с Fate, вы уже будете готовы к некоторым особенностям. Насу предлагает нам отдельную магическую реальность, в которую нам предстоит окунуться. Обилие фэнтезийных элементов во всем их многообразии, хорошо играет на мистическую составляющую новеллы, создает напряжение и тревожное чувство, что в любой момент возникнут новые трудности.

Лучшей частью новеллы определенно стоит считать ее атмосферу. Это - ночной кошмар, перенесённый в формат визуальной новеллы. Сложно назвать новеллу в полной мере "ужастиком". Ужас кошмарного сна невозможно сравнить с другими. Возможно, вам не понравится. Но вы все равно будете продолжать.

Долгое время мне казалось, что виной всему были давящие ретушированные фоны и угловатая рисовка спрайтов. Лишь намного позже я осознал, что Насу - просто мастер создавать странное и неуютное окружение вообще всеми доступными средствами: через иллюстрации, через описания и через особенности мира.

Уникальная способность Насу - создавать неуютные сцены и отталкивающие образы.<br />
Уникальная способность Насу - создавать неуютные сцены и отталкивающие образы.

3. История

Я уже упомянул, что Насу строит свою историю совершенно не современными способами, он мало играет на ожиданиях зрителей, не пытается застать нас врасплох. Его персонажи прямолинейны, их мотивации всегда прекрасно обоснованы. История же... в чем-то даже слишком проста, кажется, что порой именно событиям не хватает глубины. Темп сюжетного повествования сбивается, а соседствующие элементы романтической повседневки и агрессивного хентая, делают новеллу сложной для восприятия.

Повесть о лунной принцессе - серьёзное драматическое произведение. Темой же, так или иначе присутствующей в каждой из веток, является расплата за грехи прошлого. Расплата эта всегда несправедлива к персонажам — поэтому счастье приходит к ним всегда вместе с сильнейшей болью. Кого-то, возможно, смутит такая серьезность.

Особенно тяжело становится при чтении рутов "темной стороны луны" (руты сестры, Хисуи и Кохаку), которые открываются после прохождения рутов Сиэль и Арквейд на хорошую концовку. Я бы посоветовал, начав "темную сторону", в определенный момент взять перерыв и отвлечься. "Темная" сторона намного больше "светлой", серьезнее и мрачнее.

Неотвратимость судьбы и непредсказуемость выбора переданы здесь и через игровую механику. Между тем, открывать тупиковые ветки приятно. Мало где, они сделаны с таким изяществом.

Тупиковые ветки снабжены забавными подсказками, из которых можно узнать кое-что о "скрытом" сюжете и разработке новеллы.<br />
Тупиковые ветки снабжены забавными подсказками, из которых можно узнать кое-что о "скрытом" сюжете и разработке новеллы.

Заключение.

Первая визуальная новелла Type moon имеет яркий авторский отпечаток. Сильные персонажи, эстетика и проработанный сеттинг - Насувёрс - делают игру занимательной даже спустя много лет. Конечно, часть особенностей новеллы устарели сейчас, выглядят до боли знакомыми и наигранными. Полностью отделаться от этого чувства будет непросто.

Новелла эта - не современная - она просто не похожа на тайтлы, которые выпускают в последние годы. Однако, не похожа она и на старые новеллы, на тот же Kanon или To heart. Можно сказать даже, что Tsukihime где-то "между", смелый эксперимент, однако, сделанный с полным пониманием запросов аудитории. Да, отдельные элементы могут плохо сочетаться друг с другом. Но, Type moon, все ответственные за выпуск новеллы, понимают, как и почему все эти элементы будут работать - вместе.

К Tsukihime, может быть, даже полезно возвращаться время от времени, чтобы понять, как многое изменилось и куда жанр движется теперь. Экперименты отчаянно нужны, и пример удачного эксперимента у нас перед глазами. Не исключено, что новое "между" уже готовится к выходу в мир визуальных новелл, как переход индустрии на новый уровень. А если этот переход все не случается, значит нужно вновь и вновь возвращаться и исследовать, почему на первый взгляд такой неоднозначный тайтл, стал столь популярным.

Такая вот она — легендарная новелла ранних нулевых о вампирах и семейных тайнах. В чем-то несуразная, где-то очень гнетущая, такая неровная. Но в целом, доставляющая удовольствие и вдохновляющая.

Главный герой и первая судьбоносная встреча.<br />
Главный герой и первая судьбоносная встреча.
3333
30 комментариев

Первое правило клуба насуверсанов - не вспоминать аниме по Цуки

17

Хорошо хоть на улице Фэйта нынче праздник, ufotable не зря хлеб едят.

5

Ещё один сломался, уносите.

Комментарий недоступен

6

Комментарий недоступен

5

Арочка здесь выглядит как рандомный слуга из япа фго в прошлом и этом году

4

Тайпмун это этакий Вольво от мира вн. Если бы фейт не был бы настолько прибыльным, мы бы уже увидели и римейк цуки, и продолжение махоцукая и даже, простигосподи, герлсворк. Печально все это.

4