Визуализатор грез: творчество Сатоси Кона

Что общего у троих бездомных, нашедших брошенного ребенка, девушки, проникающей в сны других людей и актрисы, ищущей пропавшую любовь? Правильный ответ: все эти истории экранизировал один человек – японский режиссер Сатоси Кон. О его творческом пути, подходе к работе и выпущенных анимационных фильмах пойдет речь в этой статье.

Визуализатор грез: творчество Сатоси Кона

Сатоси Кон родился в 1963 году. Он прожил недолгую жизнь, всего 46 лет. Несмотря на то, что он малоизвестен, его работы заслуживают внимания. Он сумел создать оригинальный мир собственных фильмов, поражающих визуальной составляющей. В своих работах Сатоси Кон сделал смелый шаг за грань реального, позволив себе смешать действительность и грезы. В его аниме-фильмах сны и фантазии предстают такими же подлинными, как и все то, что мы привыкли наблюдать в материальном мире.

Визуализатор грез: творчество Сатоси Кона

Большинство мультипликационных работ Сатоси Кона было выпущено студией Madhouse, подарившей миру такие фильмы как «Босоногий Ген» (история о жизни мальчика до и после бомбардировки Хиросимы), «Ди: Жажда крови» (готическое аниме на вампирскую тематику), «Метрополис», «Нана» и другие. Музыкальная составляющая для многих творений Сатоси Кона была написана японским композитором Сусумой Хирасавой. Он также писал музыку для «Берсерка» – одного из самых значимых произведений в аниме-индустрии.

Разрушение временных и пространственных рамок – основополагающая тема творчества Сатоси Кона. Этот мотив наблюдается в одной из его первых работ – незаконченной манге «Опус», выходившей в 1995 – 1996 годах. История повествует о том, как автор оказался внутри придуманного им же самим произведения. Идею разрушения рамок интерпретации действительности режиссер развивает в своем первом полнометражном аниме «Истинная грусть» (1997 год). В анимационном фильме рассказывается история девушки-актрисы, которая начинает терять грань между реальным и кинематографичным миром. Она путается в воспоминаниях, воспринимая сцены из фильма как фрагменты собственной жизни. В итоге образ кинодивы начинает довлеть над ней, вытесняя ее собственную личность.

Визуализатор грез: творчество Сатоси Кона

Критики отмечали умение Сатоси Кона делать монтажные склейки таким образом, чтобы создавался эффект мягкого перехода из одной плоскости в другую. Также он нередко применял прием «кадра в кадре», когда показываемые на экране события оказывались всего лишь фрагментами фильма или передачи, которые смотрят герои.

Подход к творчеству, которым руководствовался Сатоси Кон при создании «Истинной грусти», а также в дальнейших своих работах, он сформулировал в одном из интервью: «Вначале мы думали все упростить, чтобы зрителям было легче понять происходящее. А затем решили озадачить их, заставить подумать, и самим решить, что происходит на экране. Думаю, мы поступили правильно, заставив зрителей поразмышлять, вместо того, чтобы разжевывать им все».

Не будет преувеличением сказать, что анимационный фильм «Истинная грусть» оказал большое значение на дальнейшее развитие кинематографа. Работы Кона вдохновляли таких режиссеров как Даррен Аронофски и Кристофер Нолан, которые повторяли сцены из аниме в своих фильмах. Однако об этом достаточно сказано в других статьях и роликах на YouTube. Несмотря на то, что «Истинную грусть» некоторые считают лучшей работой Сатоси Кона, это аниме нравится мне наименее всего. В этой статье хотелось бы представить другие полнометражные работы режиссера, которые заслуживают называться гениальными.

Актриса тысячелетия (2001)

Визуализатор грез: творчество Сатоси Кона

В центре сюжета – история пожилой актрисы, Тиёко Фудзивары, которая рассказывает обо всех сыгранных ею ролях. В гости к Тиёко приходит режиссер, который снимает документальный фильм про ее карьеру. Рассказ женщины балансирует между реальностью и вымышленным миром ее героев. Порой становится трудно понять, где речь идет о жизни настоящего человека, а где о персонаже кино. Однако лейтмотивом каждой истории является поиск любимого человека, пропавшего без вести. Тиёко рассказывает, что в военные годы повстречала художника, вынужденного скрываться от правительства. Вместе они провели всего один день, после чего он был вынужден бежать. На протяжении всей жизни Тиёко ждала встречи с ним, использовала доступные ей способы, чтобы найти его.

Героини, которых играла актриса, живут в разных эпохах и имеют разный социальный статус. Но судьба каждой из них повторяется в реалиях, соответствующих их времени: каждая теряет возлюбленного и тщетно пытается встретиться с ним вновь.

Интересен тот факт, что в этом аниме Сатоси Кон отдал дань уважения японскому кинематографу, воспроизводя сцены известных фильмов в своем творении. Через судьбу актрисы он постарался показать историю развития кино в своей стране.

Однажды в Токио (2003)

Визуализатор грез: творчество Сатоси Кона

Аниме-фильм, развязка сюжета которого очень похожа на финал сказки. Учитывая то, что действие фильма происходит под Новый год, создается ощущение рождественского чуда. Но не стоит думать, что это проходной фильм для легкого просмотра в новогодние праздники. Это настоящая драма, обращающая зрительское внимание на судьбы тех, кого общество привыкло обходить стороной. В центре повествования – трое бездомных: девочка-подросток, дрэг-квин и мужчина средних лет. Каждый из них оказался на улице в силу определенных обстоятельств, которые постепенно раскрываются в процессе повествования. Вместе они пытаются выстроить сколько-нибудь приемлемое существование, при этом постоянно препираясь друг с другом. Однажды на мусорной свалке внутри картонной коробки они обнаруживают младенца. Именно это событие станет отправной точкой к большим переменам в жизнях героев. А пока им предстоит решить, как спасти малютку и найти ответ на вопрос: «Почему мать бросила дочь?».

Паприка (2006)

Визуализатор грез: творчество Сатоси Кона

Удивительный, пугающий и неизведанный мир снов во всей его красе! Детектив, раз за разом видящий один и тот же кошмар, девушка-ученый, боящаяся своих чувств, изобретатель, страдающий зависимостью от еды , неизвестный похититель, проникающий в чужие сны… Эти непохожие друг на друга люди оказываются участниками одной истории о том, как человек отказывает собственным мечтам. Сновидения в данном случае – фрейдистский образ вытесненных из сознания импульсов и мыслей.

В этом аниме наблюдается схожесть с «Истинной грустью»: главная героиня как бы расщепляется на две личности – саму себя и Паприку, символизирующую ее альтер-эго. Яркое, красочное, сюрреалистичное зрелище, поднимающее вопросы о том, что хранит в себе человеческое подсознание, где пролегает грань между явью и сном, и насколько непоколебима и предсказуема наша действительность?

Многие называют «Паприку» вершиной творчества Сатоси Кона, некой квинтэссенцией его изобретательных идей. Не сказав напрямую о каких-либо проблемах современного общества, Кон смог представить их в форме зрелищного «парада снов», образами показав неврозы города.

Визуализатор грез: творчество Сатоси Кона

По стечению обстоятельств, «Паприка» стала последней законченной работой Кона. После этого аниме он занялся созданием нового проекта – полнометражного аниме «Машина снов», которому не суждено было выйти в свет при жизни режиссера. Студия Madhousе намеревалась выпустить мультфильм, так как важная часть работы над ним уже была завершена автором. Однако не смогла этого сделать из-за недостатка финансов.

Сатоси Кон концентрировал свое внимание на человеческой личности, особенностях процессов, которые происходят внутри индивида, оставаясь скрытыми от остальных. Режиссер не стремился показать некий выдуманный сюрреалистичный мир. Он лишь пытался через образы продемонстрировать свое видение внутренний сущности человека, его ощущений, устремлений. Сатоси Кон в одном из интервью называл фантазии и грезы тем, что способно отвлекать человека от действительности, возвышать его над обыденностью, активизировать созидательное начало. Кажется, что именно это он пытался донести в своих работах. Демонстрируя одиночество человека в мегаполисе, он показывал единение людей в мирах, находящихся за пределами привычных панельных домов. Суета обыденности продемонстрирована как сила, разъединяющая людей, отвлекающая их от сути жизни. В то время как созидательная сила творчества – объединяющая, способная вырвать человека из повседневности, отстраненно посмотреть на действительность.

Напоследок скажу о короткометражной работе «Ohayo» («Доброе утро»), сделанной в рамках проекта «Пятнадцать творцов аниме» в 2007 году. Участникам нужно было создать завершенный анимационный фильм длиной в минуту. Если времени на просмотр полнометражных работ нет, но есть желание ознакомиться со стилистикой творчества Сатоси Кона, рекомендую этот мини-фильм.

Визуализатор грез: творчество Сатоси Кона

С вами была Анастасия

5151
14 комментариев

Оч много статей и видеообзоров и разборов на счет его творчества. Причем обсуждают 4 работы и каждый раз одно и тоже. Так что не вижу смысла читать твою статью.

5
Ответить

Окей

Ответить

Честно, у Сатоси Кона не так много проектов, чтобы упоминать его в каждой второй статье. Все уже в курсе давно

1
Ответить

Ну, хорошо, что все в курсе, это замечательно. И никак не мешает мне написать свой материал)

1
Ответить

пошли мы как то с сатоси поесть суси

1
Ответить

Комментарий недоступен

1
Ответить