Гриффит и Макиавеллизм

Гриффит и Макиавеллизм

Гриффит как персонаж - очень интересная личность. Если не сильно к нему приглядываться, то можно подумать, что он обычный нарциссичный человек с манией величия, гнущий свою палку до конца. Однако, я с таким мнением не согласен. Данное видео-эссе будет направлено на то, чтобы в полной мере, на сколько у меня это получится, разобраться в личности Гриффита с оглядкой на сюжет произведения, фанатизм Миуры по Декарту, а как следствие и идей Картезианства. Несомненно нужно будет упомянуть про идеи о сверхчеловеке по Ницше, а также принять во внимание отсылки к Макиавеллизму, поговорить про связь Авраамических религий и Длани Господни, и наконец не забыть обсудить: почему же Гриффит - это в первую очередь очень слабая личность.

Прежде всего, нужно обратиться к истокам формирования личности Гриффита - к его детству. К сожалению, нам о нем рассказывают не так много, поэтому будем работать с имеющейся информацией. Обязательно стоит упомянуть, что именно в этот период сформировался фундамент его личности. Гриффит рос в нищете, поэтому поставил себе цель: во что бы то ни стало выбраться из этого положения, при чем любой ценой. Уверовав в свою мечту, Гриффит ставил себя выше других людей. Он имел цель в жизни, в то время как другие, слепо следовали за ним. Гриффит ставил всех людей ниже себя, ибо считал, что люди не имеющие своей глобальной цели - недостойны называться его друзьями. В этом плане сильно выделился Гатс, который в прямом смысле слова отказался класть голову ради мечты Гриффита и выбрал свой собственный путь. Однако к этому моменту я вернусь чуть позже. Если обращаться к сравнению Гриффита со сверхчеловеком по Ницше, то складывается очень интересная картина. Сама идея о сверхчеловеке является зеркальной интерпретацией идей из творчества Достоевского. “Недостаточно только примириться с тем, кого казните вы. Да будет скорбь ваша любовью к Сверхчеловеку: так оправдаете вы продление собственной жизни!" – вторя идиоматическому "тварь я дрожащая или право имею?" Родиона Раскольникова.

Ницше, принимая во внимание критику своей философии и сближение с Достоевским, уже хорошо известным в Германии и Франции, считал, что мировоззрение литератора одинаково родственно его позициям, сколь и чуждо, оставляя за героями его произведений надежду на искупление и духовное обновление и оставляя тем самым место гуманизму. "Бог мертв", – говорит Ницше. И не потому мертв, что допускает войны, голод, смерть и несправедливость жизни, а потому, что все христианство – лишь наркотик. "Возобладайте над завистью" и будьте теми, кем вы не являетесь, но теми, кем вы можете быть. Вы завидуете тем, кем сами хотели бы стать, но религия подавляет ваши желания и вашу зависть. "Признайте свои желания и стремитесь к их достижению". По мнению Ницше, зависть – не негативное, а позитивное начало, с которым необходимо работать, а не подавлять его. Теперь давайте взглянем на личность Гриффита через призму этих идей. Сначала может показаться, что Гриффит - это воплощение сверхчеловека в самом чистом своем виде. Но это далеко не так. Сверхчеловек подразумевается как новый этап Бога, как его не просто альтернатива, а улучшенная версия. Однако Гриффит не обладает должными Богу качествами. Несмотря на его изначальную и глубокую нарциссичность, он представляет из себя человека слабого. Тут вы можете задаться вполне логичным вопросом - почему? Дело в том, что Длань Господня умело манипулирует Гриффитом, внушая ему, что у него нет воли и он - просто ниточка в огромном полотне судьбы. Но выбор все-таки оставался за ним, ибо предрешено не все. Можно было заметить, что бехелитами пользуются люди слабые, сломленные и жестокие, жалкие по своей натуре, находящиеся на пороге смерти и панически ее боящиеся. Гатс своим, казалось бы, абсурдным сопротивлением доказывает наличие человеческой воли. Духовно он сильнее всех демонов и всей Длани, включая Гриффита. Гриффит продал свою волю. Он сам не понял, что именно сотворил. Отказавшись от своей свободы и личности, Гриффит слепо выбрал более простой путь, его победила собственная гордыня. Перерожденный он, называемый Фемто - это часть Идеи Зла уже воплощённая физически, это не Гриффит, а его порок. В христианстве гордыня символизируется соколом, кем и стал в итоге Гриффит. Да, вопрос на сколько Гриффит отошел от начальной формы сверхчеловека весьма непростой, ведь на это влияет множество фактов. Тем не менее я убеждён, что Гриффит с самого своего начала вбырал путь не Сверхчеловека, а человека порочного, гордого, нарциссичного и слабого. Можно также вспомнить то, как он отреагировал на уход Гатса. Гриффит относился к Гатсу, как к своей собственности, поэтому не мог смириться с тем, что тот выбрал свой собственный путь. Дабы восстановить своё внутреннее напускное величие и вновь почувствовать контроль над ситуацией Гриффит спит с королевской дочкой. Он желает снова занять позицию доминанта, чтобы насытить свою гордыню. Но мы уже знаем, к чему приводит такое необдуманное эмоциональное решение. Гриффит - раб своей гордыни, раб Длани Господни, он человек, не способный самостоятельно строить свою мечту.

Религия и Бог.

Раз уж я заговорил про Длань Господню, предлагаю более подробно поговорить про концепцию Бога в “Берсерке”. При глубоком погружении в произведение становится понятно, что как такового Бога или Дьявола в мире не существует. Есть некий аналог языческих богов в лице Длани Господни, который воплощает собой идею зла. Позиция людей в таких обстоятельствах наводит на мысли о так называемой “Проблеме Зла” в христианстве. Какими мы бы ни были оптимистами, мир далеко не всегда кажется нам самым радостным местом для жизни. Каждый из нас, кем бы он себя ни считал – христианином, теистом, деистом, атеистом, мистиком или нигилистом, несет бремя страданий и сталкивается со злом. Бесполезно отрицать реальность зла, просто приписав его невежеству или иллюзиям. Проблема Теодицеи - это попытка примерить существование зла и несовершенства мира с всемогуществом и правосудием Творца. В теодицее сконцентрированы узловые вопросы человеческого бытия и его взаимоотношения с миром - вопросы добра и зла, страдания, искупления, свободы личности, соотнесения смысла жизни отдельного человека со смыслом бытия мира, меры ответственности человека и Бога за существующее зло и многие другие. При этом дополнительную сложность проблеме придает то, что каждое из данных понятий является предельно общим обозначением фундаментальных явлений и характеристик бытия и имеет разнообразные оттенки в толковании. Существует аргумент, заставляющий усомниться в бытии Бога и божественности устроения мира - это существование зла в мире. Зло - это нравственное понятие. Зло - в той воле, в том выборе, в том намерении, в том движении души, которые вносят искажения установленного Богом порядка в физическом мире вещей и действий, удаляют существа от Бога и ведут к отпадению от Него. Зло среди людей появилось, когда вместо деятельности по образу и подобию Бога, первые люди отделили себя от Бога и захотели сами стать богами. А это привело, в свою очередь, к их отделению от природы, друг от друга и разделению внутри каждого человека. Образ Бога был разбит на всех уровнях (нравственно, интеллектуально, психологически и социологически). И именно большая часть страданий произошла и происходит от отделения от Бога, от природы, друг от друга и разделения внутри самих себя: это естественные и справедливые следствия нарушения воли Бога. Зло не субъективно, это не фантазия и не иллюзия, потому что если бы оно было иллюзией, то тот факт, что мы боимся этой иллюзии, должен был бы быть реальным злом. Мир “Берсерка” также отсылает нас и к отражению Авраамических религий. В этом искаженном варианте Длань Господня - это изнанка бога, а Гриффит является мессией и антимессией в одном лице, предвещая начало и конец.

Декарт и Картезианство.

Гриффит и Макиавеллизм

“Я мыслю, следовательно, существую?”. Отсылки Миуры у Декарту в манге трудно не заметить. Но какую конкретно роль они играют? Прежде всего, я хочу рассказать о значении картезианской проблемы. В морали, как и в теоретическом познании, Декарт рекомендует исходить не из опыта, а из непосредственной достоверности, открывающейся человеку благодаря естественному свету разума. Человек изначально обладает свободой, и от его решения зависит, будет ли он ориентироваться на кажущееся истинным или на истину, будет ли опираться на чужое мнение и веру или на достоверности собственного ума. Главное в познании - это преодолеть сомнения и опереться на несомненное. Единственное, в чем человек не может сомневаться, так это в факте своего собственного мышления. На этом основан знаменитый принцип Декарта. Оглядываясь на проблему фатализма в произведении, интересно как Миура оперирует идеями Декарта. До конца нам неизвестно, существует ли судьба, зависит ли она от решений Длани Господни или человек все-таки властен над своими поступками. Лично я считаю, что Миура специально оставил этот вопрос открытым для зрителей, чтобы каждый сам решил, как ему воспринимать мир “Берсерка”. Мог ли Гриффит не использовать Бехелит, имел ли он свою волю для покорения мечты, или все это было навязано ему извне. Боюсь, что точный ответ мы так и не узнаем.

Как я уже упомянул - у Гриффита не было друзей. Все свое окружение он считал недостойным для такого статуса. Все его принципы и мысли ярко раскрывают Гриффита как макиавеллиста. Макиавеллизм — это не только термин в политологии, но и специфическая черта личности, входящая в так называемую темную триаду в психологии. Макиавеллист — прирожденный манипулятор, убежденный в том, что для достижения цели можно и , что самое главное, нужно использовать любые средства. Лгать, вероломствовать, льстить и говорить человеку то, что он хочет услышать. Термин произошел от имени Никколо Макиавелли, написавшего книгу «Государь». Книгу важную, но довольно опасную — если за нее берется незрелый ум. Ловкий дипломат и циничный политик, Макиавелли изложил в ней свои взгляды на принципы государственного устройства и способы управления и качества, которыми должен обладать идеальный правитель. «Разумный правитель не может и не должен оставаться верным своему обещанию, если это вредит его интересам и если отпали причины, побудившие его дать обещание», — заявляет он. И продолжает: «Такой совет был бы недостойным, если бы люди честно держали слово, но люди, будучи дурны, слова не держат, поэтому и ты должен поступать с ними так же». Сильно напоминает поведение Гриффита, не так ли? Весь его путь - это путь маккиавелиста. Одинокого, нарциссичного и слепо верющего в свою правоту.

Гатс и Гриффит.

Гриффит и Макиавеллизм

Теперь я хочу обратить ваше внимание на другого, не менее колоритного персонажа - Гатса. В Берсерке личность Гатса прямо противопоставлена личности Гриффита. Нам показывают, как в начале два этих человека становятся друг другу очень близки, как развиваются их отношения. Но в гонке не может быть два победителя - между ними возникает конфликт, который и разрушает их отношения. Гатс, в отличие от Гриффита имеет силы на собственный путь, он сопротивляется Длани Господни и вершит свою судьбу самостоятельно. Гриффит своим поступком показал свою слабость и низость, в то время как Гатс, выстояв мучительную пытку в чистилище, нашел в себе силы, чтобы продолжать идти к цели. Он не желает мирится с мыслью о том, что не может противостоять всесильному противнику, не желает терпеть свою слабость, не желает бояться и отступать. Это глобальный протест всего "Берсерка": божественный фатализм отвергается главным героем, доказывая победу и главное — наличие свободной воли человека, существование выбора. Заметно, как с проклятыми доспехами берсерка Гатс превращается в зверя. Зверь — яростное бессознательное, хаотичное начало героя. Он олицетворяет желание мести и ненависть к собственной слабости и к людскому роду в целом. Герой не готов прощать и смиряться со своей немощью перед верховными силами, правящими миром. Конечно, трудно говорить о том, на сколько цель Гатса благая. Во время странствий Он обзавелся новыми друзьями - у него появилась любящая его семья, которая в том числе не давала ему полностью облачиться зверем. Но готов ли Гатс рискнуть всем этим ради мести Гриффиту? Или если он откажется от своей затеи, то тем самым осквернит память о своих мертвых друзьях и Каске. К сожалению Миура не успел дать нам ответ на этот вопрос, поэтому остается только догадываться.

Видео версия статьи:

7373
20 комментариев

Ебала жаба гадюку - а ей как раз.
Краткий перескраз берсерка.

5

Это Дима и Апанасик на превью?

2

Комментарий недоступен

1

Странный текст. Отсутствует какая-то внутренняя логика. Вот идёт рассуждение о зле в христианстве и тут бац. "В этом искаженном варианте Длань Господня - это изнанка бога, а Гриффит является мессией и антимессией в одном лице, предвещая начало и конец." Что значит изнанка, откуда берётся понятие миссии, непонятно.

2

душновато стало как-то.......

Главное в чем различаются Гриффит и Гатс - наличие некоего вектора.
Гриффит с самого начала знал чего хочет и куда идёт. На минуточку, это сословное средневековое общество и сделать такую карьеру какую сделал Гриффит по факту - на грани с невозможным. Блондинчик вместо того, чтобы покоряться обстоятельствам хватается за любую возможность чтобы переломить ход событий в свою пользу. И бехелит оказался как раз такой возможностью снова стать полноценным и исправить свою промашку. Тем более, что свободы в мире Берсерка все равно нету - все пляшут под дудку Идеи, так или иначе (потому что других богов нету), Апостолы просто знают об этом и имеют больше возможностей, т.е. больше условной свободы. Ничего удивительного что Гриффит ухватился за этот шанс обеими руками и как оказалось - не прогадал. Особенно с учётом нашествия кушан и нечеловеческой сущности Ганишки. Останься он человеком, даже здоровым - скоре всего сгинул бы бесславно вместе с остальной армией.
К слову, сволочизм Гриффита тоже заметен только для человека нашего времени. Для своего времени, равно как и для Средневековья в реальной истории (и не только Средневековья) он банальнейший карьерист идущий по трупам своих и чужих. Даже то, что он скормил отряд демонам не сильно отличается от того, как много раз за историю командиры клали сотни солдат чтобы блеснуть перед вышестоящими командирами.
Гатс же... Как плыл изначально по течению, куда судьба занесет - так и плывёт. Занесло к Гриффиту в отряд - так и будет, повезло не сдохнуть в затмении - ну ладно. Ни малейшей мысли что делать дальше, как теперь жить - просто бродит с места на место, крошит монстров. Из имущества - то, что на нём, из перспектив - сдохнуть от клыков очередной твари... Как там у Макаревича: "Он по течению плыл и вот он приплыл - ни дома, ни друзей ни врагов". Охранительная свобода дерьма в проруби. Нет, улучшения в последней трети наметились, но только потому что он хотя бы начал целенаправленно шевелиться в направлении нужной цели - вылечить Каску.
Вот вопрос - кто свободнее - Гриффит, ломающий обстоятельства в свою пользу или Гатс которым судьба играет как течение щепкой?

2